Развитие танка PzKpfw III. Средний танк Pz Kpfw III и его модификации Радиооборудование танка PzKpfw III

Начав Вторую Мировую Войну с вторжения в Польшу Германии имела лишь около сотни танков Panzer III, поэтому в польской кампании и боях с французкой и британской армиями на западе этот танк был не столь заметен среди массы более устаревших танков, которыми на тот момент были вооружены танковые войска Германии. Но к началу восточной кампании вермахта Pz.III уже стал основным танком германской армии. На советский границах 22 июня 1941 года находилось 965 танков Panzer III.

Описание

Разработка среднего танка "Panzer III" велась с 1934 года такими известными немецкими концернами как "Фридрих Крупп", "МАН", "Даймлер-Бенц" и "Рейнметал Борсинг". Каждый из производителей представил свой образец танка. В итоге военные отдали предпочтение проекту фирмы "Даймлер-Бенц". В производство танк был запущен в 1937 году и получил своё окончательное название - "Pz.Kpfw.III". Первая модификация "Panzer III Ausf.A" имела лишь противопульную броню - 14.5мм и орудие калибра 37-мм. Танк быстро совершенствовался и дорабатывался. Модификации A,B,C,D и E были выпущены небольшими партиями. Первой крупной партией(435 единиц) выпускался танк "Panzer III Ausf.F". Большая часть танков модификации F уже была вооружена 50-мм пушкой KwK 38 L/42. Усиленная лобовая броня теперь составляла 30мм. Танк продолжали совершенствовать, внося различные конструктивные изменения, наращивая броню и усиливая вооружение. Так, лобовая броня "Panzer III Ausf.H" была доведена уже до 60мм. Для конца 30-х, начала 40-х годов, это было очень неплохое противоснарядное бронирование. Работы над танком
продолжались и в ходе первых крупных побед Вермахта на Западе, а затем и в ходе войны с Советским Союзом, где "Panzer III" был уже основным танком германской армии. Боевую ценность "Pz.III" самых массовых выпусков можно сопоставить с советским средним танком "Т-28" в плане огневой мощи и бронировании, поскольку после финской войны 30-мм броня этих советских танков была доведена до 50-80мм. Легкие танки Красной Армии, такие как "Т-26" и "БТ-7" могли на равных драться с Pz.III лишь при очень благоприятных условиях, таких как внезапный огонь из засады с очень близкой дистанции, но как правило тройка превосходила лёгкие советские танки за счёт лучших тактико-технических характеристик, прежде всего бронирования и орудия, а также благодаря отличным приборам наведения, прекрасной оптике и разделению обязанностей членов экипажа из пяти человек, каждый их которых занимался своим делом, в то время как например советские экипажи из трех человек на "Т-26" были перегружены работой. Комфортные условия работы экипажа увеличивали серьёзно увеличивали эффективность "Pz.III" в бою. И все же при всех своих преимуществах тройка не могла сражаться абсолютно на равных с новыми типами советских боевых машин - "Т-34" и "КВ" . Лишь на очень близкой дистанции огонь пушки "Pz.III" по этим танкам был эффективен - слабое орудие на тот момент стало самым серьезным недостатком этой прекрасной боевой машины. Советские же танки имели возможность пробивать броню "Panzer III" находясь на достаточно большой дистанции вне пределов эффективной зоны поражения последних. Единственное, что не давало советским танкистам полностью реализовывать преимущества в бою - это отсутствие радиосвязи, проблемы с трансмиссией "Т-34" и особенно "КВ", а также плохой обзор из танка. Во этом "тройка" имела преимущества, но и эти недостатки на "Т-34" в ходе войны были устранены, что полностью свело некоторое превосходство "Pz.III" на нет. "Panzer III" отводилась роль основного танка в Восточной Кампании 1941 года и неприятным сюрпризом для немцев явилась его слабая проходимость в условиях войны против СССР - слишком широкие гусеничные ленты затрудняли движение танка по русскому бездорожью. Командир третьей немецкой танковой группы Герман Гот отмечал, что отсутствие дорог мешало наступлению его танков, которые двигались через Белоруссию к Москве, едва ли не больше чем советские армии.
Оценивая последние модификации танка "Panzer III", а именно "Ausf.J","Ausf.L" и "Ausf.M", стоит сказать что в конце 30-х, начале 40-х это был бы просто превосходный танк, однако на момент развёртывания действительно массового производства этих танков последних серий, противники Германии уже также обладали хорошими образцами бронетехники, ничем не уступающими, а по ряду характеристик даже превосходящие германский танк. Англичане могли противопоставить немецкому "Pz.III" свою "Матильду" с бронированием лобовой проекции 78мм, а также хорошо бронированный пехотный танк "Валентайн" . Советский Союз массово производил средние танки "Т-34", а американцы начали отправлять союзникам по ленд-лизу танки "M4 Sherman" . Предельный потенциал конструкции "Panzer III" был достигнут при разработке модификаций L и M. Дальше усиливать бронирование и установить более мощное орудие на "тройку" не представлялось возможным. Советский Союз, Британия и США продолжали улучшать характеристики своих боевых машин и дотянуть "Panzer III" до их уровня уже не получалось. У Германии к тому времени давно был более совершенный танк - "Panzer IV", на который наконец было окончательно решено сделать ставку после очевидной невозможности дальнейшей модернизации "Panzer III".

В 1935 году управление вооружений следуя концепции Гудериана о мат. части танковых дивизий, выдало ряду компаний задание на средний танк массой 15 тонн. Проект, представленный фирмой Даймлер-Бенц оказался лучшим. Именно за этой фирмой закрепили право головного разработчика машины. В период с 1937 по 1938 год компанией были произведены небольшие партии опытных танков модификаций А, В, С и D. Все машины данной серии имели толщину брони только 14,5 миллиметров. В 1938 г. выпуском модификации Е началось настоящее серийное производство. Максимальная скорость машины имевшей боевую массу 19500 кг составляла 40 км/ч. В состав экипажа боевой машины входило 5 человек (механик-водитель, командир, стрелок-радист, наводчик и заряжающий). Компоновка Pz Kpfw III была традиционной для немецкого танкостроения - в корме находилось силовое отделение, в носу совмещенные отделение управления и трансмиссионное отделение, в башне и посередине корпуса находилось боевое отделение. Передние колеса являлись ведущими. Башня и корпус сварные изготовленные из листов хромо-никелевой броневой стали имеющих поверхностную закалку. Бронирование башни и корпуса было одинаковым - 30 миллиметров.

Вооружение включало танковую полуавтоматическую пушку калибра 37 мм и три пулемета (два в башне и лобовой).

А. Гитлер после французской кампании потребовал перевооружить Pz Kpfw III 50-миллиметровой длинноствольной пушкой L/60 (данное обозначение – длина ствола в клб.). Причиной данного решения послужило появление английских танков «Матильда» с толстой броней. Однако управление вооружений приняло другое решение и отдало предпочтение пушке с длиной 42 калибра и низкой начальной скоростью. Пушкой оснащались танки Pz Kpfw III модификаций E, F, G. Именно с этими машинами немецкая армия начала в войну с СССР. Впоследствии инициатива управления вооружений обошлась танковым частям очень дорого - снаряд 50-миллиметровой пушки с трудом пробивал броню советских Т-34 и KB.

На модификации Н появившейся в 1940-м г. за счет экранов увеличили до 60 миллиметров толщину брони кормовых и лобовых деталей корпуса. Боевая масса возросшая до 21800 кг потребовала широких гусениц, для того чтобы оставить на прежнем уровне достаточно высокое удельное давление на грунт.

Немецкие танкисты на PzKpfw III в северной Африке

Выгрузка немецкой техники в порту Триполи. На передним плане танк PzKpfw III Ausf G

Немецкий танк PzKpfw III Ausf. L на на платформе прицепа, который чаще всего использовался с 18-тонным полугусеничным тягачом FAMO

Танки модификации J (созданные во второй половине 41-го года) наконец-то оснастили длинноствольной пушкой, о которой говорил А. Гитлер. Бронебойный снаряд на дальности 500 метров пробивал бронелист толщиной 75 миллиметров, а подкалиберный - 115 миллиметров. Масса танка составила 21500 кг.

С июля 42-го года началось серийное производство модификации L, с октября – модификации M, которая отличалась усиленной бронезащитой лобовой части корпуса. Суммарная толщина бронелистов и 20-миллиметровых экранов достигала 70 миллиметров.

Последнюю модификацию N вооружили тем же короткоствольным орудием калибра 75 миллиметров, которое до этого устанавливалось на танк Pz Kpfw IV. Эту модификацию нужно относить к штурмовым, а не к линейным танкам. В период с 42-го по 43-й год было построено 660 танков.

Всего же выпускалось двенадцать модификаций Pz Kpfw III в количестве 5691 шт. Кроме того, было построено 220 командирских машин не имеющих пушечное вооружение, 50 с длинноствольной и 81 с короткоствольной пушкой. В 43-м году произвели 100 Pz Kpfw III Flamm – огнеметных машин. С февраля 43-го по апрель 44-го - 262 артиллерийских наблюдательных танков Sd Kfz 143 (Pz Beob Wg III). В ремонтно-эвакуационные передели 150 танков.

С технической точки зрения данный средний танк являлся интересной машиной. На Pz Kpfw III были применены многие новшества: опорные катки имели торсионную подвеску, управление осуществлялось при помощи планетарных механизмов поворота и сервоприводов и так далее.

С другой стороны, «тройка» отличалась низкой проходимостью и недостаточной подвижностью. Попытки модернизации существенных результатов не принесло, кроме частичного увеличения бронирования и усиления вооружения. Моторную группу ни разу не пересматривали, а потому при увеличении массы удельная мощность снижалась.

Немцы при всем желании так и не смогли уравнять боевые качества Pz Kpfw III с Т-34, в основном, из-за отсутствия конструктивных резервов. Производство данных танков прекратилось в августе 43-го года. Освободившиеся заводские мощности использовались для выпуска штурмовых орудий на базе данных машин.

Боевые и технические характеристики средних танков Pz Kpfw III (Ausf E/Ausf G/Ausf M/Ausf N):
Год выпуска – 1938/1940/1942/1942;
Боевая масса – 19500/20300/22700/23000 кг;
Экипаж – 5 человек;
Длина по корпусу – 5380/5410/5410/5650 мм;
Длина с пушкой вперед – 5380/5410/6410/5650 мм;
Ширина – 2910/2950/2950/2950 мм;
Высота – 2440/2442/2500/2500 мм;
Толщина бронелистов лобовой части корпуса (угол наклона к вертикали) – 30 мм (21 град.)/30 мм (21 град.)/50 мм (21 град.)/50 мм (21град) ;
Толщина бронелистов бортов корпуса – 30 мм (угол наклона к вертикали – 0 градусов);
Толщина бронелистов лобовой части башни – 30/30/57/57 мм (угол наклона к вертикали – 15 градусов);
Толщина бронелистов крыши и днища корпуса – 17 и 16/18 и 16/18 и 16/18 и 16;
Марка пушки – KwK/KwK38/KwK39/KwK37;
Калибр пушки – 37/50/50/75 мм;
Длина ствола – 46,5/42/60/24 клб.;
Боекомплект, выстрелов – 131/99/92/64 шт.;
Количество пулеметов – 3/3/2/2;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект, патронов – 4500/2700/3750/3750 шт.;
Тип и марка двигателя – «Майбах» HL120TR/«Майбах» HL120TRM/«Майбах» HL120TRM/«Майбах» HL120TRM;
Мощность двигателя – 300 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 40, км/ч;
Запас топлива – 320/320/318/318 л;
Запас хода по шоссе – 165/165/155/155 км;
Среднее давление на грунт – 0,95/0,93/0,94/0,94 кг/см2.

Немецкий танк PzKpfw III и его экипаж

Немецкий средний танк PzKpfw III Ausf.J. У этой модификации был облегчен корпус, а толщина лобовой брони была увеличена до 50 мм


История создания танка

К середине 30-х гг. командование вермахта пришло к окончательному выводу, что Третьему рейху нужны два основных типа танков - легкие и средние. При этом базу бронетанковых войск должны были составить легкие маневренные танки, вооруженные 20-мм орудием. Более тяжелым и медленным машинам, защищенным утолщенной броней, отводилась роль основной силы ближнего боя. Предполагалось, что легкие танки будут вести борьбу с боевой техникой противника и использоваться в разведывательных целях, а средние машины сосредоточатся на задаче yничтожения глубоко эшелонированных противотанковых средств врага. Однако первый же опыт боевых действий внес существенные коррективы в эти расчеты. Во-первых, существовавшие на тот момент немецкие легкие танки не оправдали возложенных на них надежд. Слабая броня и плохое вооружение делало эти машины абсолютно непригодными на роль ударной силы вермахта. Во-вторых, ни один из существовавших на тот момент немецких танков не мог претендовать на роль полноценного среднего танка.

На повестку дня встал вопрос о незамедлительном создании принципиально новой боевой машины, которая соединяла бы в себе маневренность легкого танка с усиленной бронезащитой и боевой мощью среднего. Новому танку требовалось орудие, способное поражать большинство вражеских боевых машин и противотанковых орудий. По замыслу Гейнца Гудериана, начальника штаба инспекции бронетанковых войск, таким орудием могла бы стать 50-мм длинноствольная пушка, но Управление вооружения сухопутных войск, ссылаясь на принятые стандарты пехотных противотанковых орудий, настаивало на сохранении 37-мм калибра. Все попытки Гудериана убедить командование в том, что поражение толстой брони вражеских машин требует гораздо более мощного вооружения, оказались тщетными - «отцу немецких танков» пришлось уступить. Единственное, на чем ему удалось настоять, так это на увеличении радиуса погона башни. Таким образом, сохранялась база для будущего оснащения танка более мощным вооружением.

Также было решено, что новый средний танк (который с 1936 г. стал обозначаться как Zugfuhrerswagen - боевая машина командира взвода) (позднее эта машина получила новое название - средний танк PzKpfw III) по всем основным параметрам должен походить на более тяжелый танк командира батальона (Batailon-fuhrerswagen). Это означало, что танк первоначально был рассчитан на пять человек экипажа (командир, стрелок из башенного орудия, заряжающий, механик-водитель и стрелок-радист, обслуживающий курсовой пулемет). Командир размещался между стрелком и заряжающим в башне, его место было чуть приподнято и оснащено приборами наблюдения за полем боя. Связь с остальными членами экипажа осуществлялась при помощи специального микрофона, соединенного с танковой рацией.

В 1935 г., после разработки базового проекта, военно-промышленные концерны «Фридрих Крупп АГ», *Рейнметалл-Борзиг», МАН, Daimler-Benz получили заказ на производство прототипа будущего среднего танка. Год спустя, по результатам испытаний, специальной комиссией был отобран проект фирмы «Даймлер-Беиц АГ/ В 1936 г. появляется первая модификация нового танка - SdKfz 141 (PzKpfw III Ausf А) или 1/ZW (Zugfuhrerswagen - машина командира взвода). В период между 1936 - 1937 гг. «Даймлер-Бенц АГ» производит 10 опытных танков этой модификации. "Поданным отечественных источников. в 1936-1937 гг. фирма Даймлер-Бенц выпустила 15 танков PzKpfw 111 AusF A так называемой нулевой серии.См. Panzer III. История создания и применения. М. Восточный фронт. 1995.

Вооружение новой боевой машины состояло из все той же 37-мм пушки KwK L/46,5 и трех пулеметов - причем два спаренных MG-34 располагались в башне, а третий - в корпусе. Если конструкция корпуса и башни в целом осталась неизменной, то конструкция шасси имела ряд существенных отличий от предыдущих моделей. Ходовая часть (по одному борту) состояла из пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра, в передней части корпуса находились литые ведущие колеса, а в задней - направляющие колеса (ленивцы) с механизмом натяжения гусеницы. Сверху гусеница лежала на двух поддерживающих катках. Двигатель «Майбах» HL 108 TR позволял 15,4-тонному танку развивать скорость до 32 км/ч. Толщина противопульной брони не превышала 15 мм. В 1936 г. эти танки были переданы на войсковые испытания в 1-ю, 2-ю и 3-ю танковые дивизии, по итогам которых были забракованы.

Вторая опытная партия состояла из 15 единиц и была произведена «Даймлер-Бенц А Г» в 1937 г.

Эти танки получили обозначение 2/ZW, или PzKpfw III В. Они имели совершенно новую подвеску, состоявшую на сей раз из 8 сдвоенных маленьких опорных катков (на борт), сгруппированных по двое в тележки, подрессоренные двумя полуэллиптическими рессорами. При этом число поддерживающих катков увеличилось до трех. Новая ходовая часть позволила танку развивать большую скорость - до 35 км/ч. Как и танки Ausf А, эти опытные «тройки» были испытаны в Польше, а в 1940 г. навсегда закончили свою службу в войсках. PzKpfw III Ausf В были выведены из состава линейных полков и переданы в учебные танковые части вермахта.

На следующих 15 экспериментальных танках 3/ZW, или PzKpfw III С ходовая часть осталась прежней, зато существенно улучшилась подвеска. Теперь восемь опорных катков были сблокированы попарно в четыре тележки, каждая из которых подвешивалась на трех листовых полуэллиптических рессорах. Первая и последняя тележки имели короткие параллельные рессоры, а вторая и третья - одну общую длинную рессору. Кроме того, была изменена конструкция системы выхлопа, устройства планетарных механизмов поворота. Несмотря на все усовершенствования, и этот танк постигла участь его предшественников - все 15 «троек» Ausf С были отозваны из танковых частей накануне войны с Францией.

Четвертая экспериментальная партия танков Ausf D (3b/ZW) насчитывала 30 единиц (" По данным отечественных источников, фирма Daimler-Benz в 1038 г. выпустила 50 средних танков PzKpfw III Ausf D. См. Забытая -тройка». М., 1994, с. 8. - При», ред.) и отличалась незначительными усовершенствованиями в подвеске. От модели С PzKpfw III Ausf D отличался тем, что малые рессоры первой и последней тележек были установлены с некоторым наклоном, что позволило немного поднять их эффективность при движении по бездорожью, а также несколько увеличить их ресурс. Также была усилена до 30 мм броня корпуса и башни. В 1938 г. эти танки поступили на вооружение частей бронетанковых войск, успели повоевать в Польше, после чего были переведены в танковые школы в качестве учебных машин. Впрочем, несколько боевых «троек" Ausf D задержались в войсках несколько дольше и приняли участие в оккупации Дании и Норвегии в составе 40-го танкового батальона.

Первой моделью "тройки", запущенной в массовое производство, стал PzKpfw III E. 96 боевых машин этой модификации получили усиленную лобовую броню (до 30 мм), более мощный двигатель («Майбах» HI-120 TR) и улучшенную конструкцию ходовой
части с шестью обрезиненными опорными катками с торсионной подвеской и новую коробку передач «Вариорекс» SRG 328-145. Кроме того, изменилась конструкция шаровой установки курсового пулемета MG-34 - Kugelblande 30, а входные люки, расположенные по бортам башни, стали двухстворчатыми. Благодаря этим изменениям боевая масса нового среднего танка достигла 19,5 тонны.
В сентябре 1939 г. после войсковых испытаний танк PzKpfw III этой модификации был окончательно одобрен и рекомендован в серийное производство. В это же время инспекторам из Управления вооружения сухопутных войск пришлось убедиться, что сомнения Гудериана относительно 37-мм пушки полностью оправдались -это орудие оказалось слишком слабым для борьбы с тяжелыми танками противника. Пришлось в срочном порядке переходить на оснащение «троек» 50-мм орудиями, пожертвовав третьим пулеметом. Поскольку создание крупнокалиберной танковой пушки потребовало определенного времени, первые танки PzKpfw III Ausf F продолжали оснащаться 37-мм пушками, и лишь последняя четверть из 435 боевых машин оказалась вооружена 50-мм орудиями 5-см KwK 38 L/42. Кроме этого, производители сумели переделать некоторые готовые «тройки» Ausf E и F под новое 50-мм танковое орудие KwK 39 L/60.

В это же время семь крупных танкостроительных предприятий - МАН, «Даймлер-Бенц»."Алькетт», «Хеншель», «Вегманн», МНХ, МИАГ получают правительственный заказ на производство 600 усовершенствованных танков Ausf G. На этих танках толщина кормовой брони впервые достигла 30 мм, а более поздние экземпляры снабжались дополнительной командирской башенкой, однотипной с башенкой среднего танка PzKpfw IV.
В октябре 1940 г. разворачивается серийное производство «троек» Ausf IL Эти танки имели усовершенствованиую конструкцию башни с усиленной бронезащитой, благодаря чему сильно увеличился вес танка, что, в свою очередь, потребовало внесения радикальных изменений в трансмиссии. Лобовая броня корпуса и подбашенной коробки танка была дополнительно усилена броневой плитой толщиной 30 мм, что сделало башню практически неуязвимой для вражеских орудий. К задней стенке башни часто крепился дополнительный ящик для снарядов, который в войсках шутливо называли «сундуком Роммеля». В связи с увеличением боевой массы танка до 21,6 тонны пришлось использовать более широкие гусеницы (400 мм, при том, что на PzKpfw III Ausf E-G ширина гусениц составляла 360 мм), а чтобы уменьшить их провисание, передний поддерживающий каток сместил и немного вперед. Среди других изменений можно отметить дополнительный угловой профиль, установленный у основания башни и защищавший ее от вражеских снарядов.

Следующим серийным вариантом «тройки» стал танк PzKpfw III Ausf J (SdKfz 141/1). Этих машин было произведено гораздо больше, чем всех предыдущих -2б6 единиц за период с марта 1941 г. по июль 1942 г. Первоначально танки этой модификации вооружались
орудием KwK 38 L/42, но, начиная с декабря 1941 г. на них, согласно личному распоряжению Гитлера, стали устанавливать новую 50-мм пушку KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров. Таких усовершенствованных танков было произведено около 1000 единиц. Новые «тройки» имели более мощную 50-мм броню, улучшенные системы наблюдения для водителя (смотровое устройство Fahrerschklappc 50 и бинокулярный перископ KFF 2) и новый тип установки башенного пулемета MG-34- Боевая масса нового танка составляла 21,5 тонны.
Со второй половины 1942 г. начинается производство танков PzKpfw III Ausf L В период с июня по декабрь этого года было создано 650 таких боевых машин. По сравнению с предыдущими вариантами новые танки имели усиленное бронирование лба и корпуса, которые защищались дополнительными 20-мм бронелистами. Кроме того, усилилось бронирование маски 50-мм танкового орудия KwK 39. Все эти изменения существенно отразились на массе танка, утяжелив его в целом еще на 200 кг. Средние танки PzKpfw III Ausf L использовались для комплектования танковых полков мобильных дивизий СС «Адольф Гитлер», «Рейх», «Мертвая голова», а также элитной дивизии «Великая Германия».

Последней версией «тройки» с 50-мм пушкой KwK 39 стала Ausf М. Танки этой модели имели незначительные отличия от предыдущей модели и производились с октября 1942 г. по февраль 1943 г. Первоначальный заказ на этот танк составил 1000 единиц, по, поскольку к этому моменту стали очевидны неоспоримые преимущества новых советских средних танков над всеми немецкими PzKpfw III, заказ сократили до 250 единиц. 100 новых «троек», произведенных фирмой MIAG, пришлось в спешном порядке передавать под особый заказ заводу «Вегманн» для переделки в огнеметные танки и штурмовые орудия.
Танки последней серийной модели получили обозначение штурмовой танк PzKpfw- III Ausf N (SdKfz 141/2). Производство этих боевых машин началось в июне 1942 г., но уже к этому времени выяснилось, что даже улучшенная версия старой «тройки» не сможет соперничать с новыми советскими танками. Вермахту жизненно требовалось уже не частичная модернизация старых машин, а создание принципиально новой версии. К этому моменту как раз появляется новый тяжелый танк PzKpfw IV, который и становится главным наступательным оружием бронетанковых войск. В этих условиях танкам PzKpfw III Ausf N отводится вспомогательная роль, поэтому их вооружение составляла 75-мм короткоствольная пушка KwK 37 L/24, использовавшаяся на танках PzKpfw IV Ausf A-F1. Всего было выпущено 663 танка PzKpfw III Ausf N с боевой массой 23 тонны.

Для наглядного примера подвески танка PzKpfw III и их отличия.

Описание конструкции танка PzKpfw III

«PzKpfw III представляет собой танк крейсерского типа. Боевая масса составляет порядка 22 тонн, вооружение в настоящий момент состоит из длинноствольной 50 мм пушки (50-мм KwK L/60) и спаренного с ней пулемета MG-34, расположенных в башне, и еще одного MG-34, установленного в правой лобовой части танка. Кроме этого в танке имеются автоматы (пистолеты-пулеметы), ручные гранаты, сигнальный пистолет, а каждый член экипажа вооружен личным пистолетом.

Передняя часть танка

Внутреннее пространство танка разделено на три отсека. Передний предназначается для механика-водителя, он располагается в левой части корпуса, точно напротив рычагов управления и ножных педалей. Коробка передач находится прямо под приборной доской, тормоз - слева от водителя. Рулевое управление и тормоза гидравлические или механические.

Водитель имеет в своем распоряжении смотровую щель из стеклоблока-триплекса, защищенную броневой крышкой. При закрытой смотровой щели водитель может пользоваться двумя приборами наблюдения, установленными в специально высверленных в лобовой броне отверстиях. Если же водитель использует штатную смотровую щель, эти два прибора закрываются изнутри особой крышкой.

За левым плечом водителя расположена еще одна смотровая щель, закрытая легко удаляемым в случае необходимости бронестеклом.

Помимо водителя, в правой части отсека управления оборудовано место для стрелка-радиста. В его распоряжении находился курсовой пулемет MG, установленный в шаровой опоре.

Смотровая щель и телескопический прицел установлены с таким расчетом, чтобы, как только стрелок поворачивает голову, навести пулемет, его взгляд автоматически концентрируется на центре мишени.

Радиостанция обычно размещается слева от радиста, над коробкой передач, но в некоторых случаях ее устанавливают прямо перед стрелком, в нише под лобовым скатом корпуса.

Боевое отделение танка

Боевое отделение, ограниченное корпусом башни, находится в центре машины. Пол отсутствует, кресла командира и стрелка подвешены к внутренней стенке башни. Сиденье для заряжающего не предусмотрено, поэтому он стоит справа от башенного орудия и, как и остальные члены экипажа отсека, поворачивается вместе с башней при ее вращении.

Стрелок занимает место слева от 50-мм орудия. Возле него находится рычаг для ручного поворота башни.

В левой части башни имеется специальная смотровая щель командира. Место командира находится в центре башни, позади орудия. Командирская башенка имеет шесть смотровых щелей с противопульными бронестеклами и бронированными крышками. Люк башенки - двустворчатый.

Возле заряжающего предусмотрен вспомогательный маховик ручного поворота башни, что позволяет в случае необходимости быстро осуществить вращение. Силовой привод поворота не предусмотрен.

Моторный отсек танка PzKpfw III

Моторный отсек расположен в центре кормы и отделен перегородкой от боевого отделения. Двигатель находится в центре отсека, слева и справа от него размещены топливный бак и аккумулятор.

Позади двигателя находятся два радиатора. Карданный вал к ведущим колесам пропущен над днищем танка, прямо под «полом» боевого отделения. С каждой стороны корпуса имеются эвакуационные люки.

Командир и стрелок в боевом отделении обеспечиваются специальными средствами ориентирования и наводки орудий, а механику-водителю для этой цели служит собственный гирокомпас».

Радиооборудование танка PzKpfw III

Стоит заметить, что немецкие танки, в отличие от знаменитых Т-34, в подавляющей массе комплектовались радиостанциям, что давало громадное преимущество для ведения боевых действий в составе бронетанковых частей. Стандартным радиооборудованием средних танков PzKpfw III являлся приемопередатчик FuG 5,состоявший из двух приемников и одного передатчика. Радиостанция размещалась в башне, в боевом отделении танка. Оба приемника монтировались слева от стрелка - радиста, над коробкой передач.

Приемник стоял прямо перед радистом. Все внешние контакты были заземлены.

Радиостанция работала от танковых аккумуляторов. Из пятерых членов экипажа без связи оставались только заряжающий и стрелок, хотя, начиная с троек Ausf L, танки начали оснащать специальным переговорным устройством, с помощью которого командир мог отдавать приказы стрелку. Трое остальных членов экипажа снабжались микрофоном и наушниками, причем наушники радиста несколько отличались от остальных.

Командир не имел самостоятельного доступа к рации и не мог сам включать-отключать радиостанцию или настраиваться на нужную волну. Все эти операции находились исключительно в ведении радиста. Между командиром и радистом связь осуществлялась посредством двух сигнальных лампочек - одна была установлена в башне, а вторая - рядом с радистом.

Лампочки зажигались с помощью двух разноцветных (красная и зеленая) кнопок. Впоследствии эта сложная система была заменена более простой и эффективной.

Модернизация танка

Немецкий средний танк PzKpfw III Ausf A

Немецкий средний танк PzKpfw III Ausf B

Немецкий средний танк PzKpfw III Ausf C

Немецкий средний танк PzKpfw III Ausf D

Немецкий средний танк PzKpfw III Ausf E

Немецкий средний танк PzKpfw III Ausf F

Немецкий средний танк PzKpfw III Ausf J

Немецкий средний танк PzKpfw III Ausf J1

Немецкий средний танк PzKpfw III Ausf L

Немецкий средний танк PzKpfw III Ausf H

Немецкий средний танк PzKpfw III Ausf M

Немецкий средний танк PzKpfw III Ausf N

Командирские танки PzKpfw III

Командирские танки (Pcmzer-befeblswageti) на базе PzKpfw III - всего было выпущено приблизительно 220 командирских танков на базе «троек» Ausf D, Е, и Н. Эти танки имели неподвижную башню, макет орудия, чтобы вводить в заблуждение неприятеля, а также большую радиостанцию рамочного типа, смонтированную в кормовой части.

Танки, названные Panzerbefehlswagen III Ausf D1 (Зс/ ZW), выпускались в 3 вариантах -SdKfz 266, SdKfz 267 и SdKfz 268, различавшихся друг от друга радиооборудованием.

Однако в войсках эти танки не прижились, поскольку отсутствие танковой пушки делало офицеров практически безоружными перед неприятелем.

Им приходилось рассчитывать лишь на табельное оружие, что делало командирские танки весьма неэффективным средством. С учетом этих требований были созданы еще два командирских танка с усиленным бронированием и вращающейся башней.

Первая партия таких танков Panzerbefehlswagen III, вооруженных 50-мм пушкой KwK L/42, состояла из 81 машины, затем было выпущено еще 104 танка.

За ними последовали еще 50 командирских машин, вооруженных 50-мм пушкой KwK 39 L/60 (эти танки известны как Pz Bfwg III Ausf К. с 5см Kwk 39 L/60).

Большая рамочная антенна была заменена более простой, что делало танк менее заметным и, следовательно, менее уязвимым, на поле боя.

Полковник в отставке Герман Ротт одно время командовал 5-м танковым полком и был хорошо знаком с командирским танком на базе «тройки». Вот что он писал об этой машине:

«В штабе нашего полка первые командирские «тройки» появились не раньше весны 1941 года Эти танки, снабженные деревянными макетами пушек и мощными антеннами, были рассчитаны на пятерых членов экипажа - командира, офицера связи, двух радистов и механика-водителя. Снаружи на броне были установлены жестяные контейнеры для наших личных вещей. К сожалению, в первый же день вторжения на территорию Советского Союза наш командный танк был выведен из строя прямым попаданием в моторный отсек.

Он загорелся. Мы успели выбраться из горящей машины и пересели в легкий разведывательный танк, но по полку разнесся слух о нашей гибели. Существует примета, что солдат, которого ошибочно объявят погибшим, доживет до самого конца войны… Видимо, так оно и есть. По крайней мере, мы все пятеро остались в живых».

Боевое применение танков PzKpfw III

В периоде 1935 по 1945 г. было произведено 15 350 шасси для танка PzKpfw III (первоначально именовавшегося ZW - машина командира взвода).

Первыми *тройками*. принявшими участие в боевых действиях, стали 98 машин, брошенных в Польшу. Разумеется, на тот период они составляли лишь малую часть огромной силы, брошенной на завоевание восточного соседа Третьего рейха. По данным отечественных источников, в мае 1940 года немецкая армия имела на Западном фронте 381 танк PzKpfw III Ausf A-E. Однако уже во время боевых действий во Франции и Нидерландах общее количество PzKpfw III в действующих частях увеличилось до 349 единиц" и продолжало неуклонно расти. Поскольку к этому времени "единички" и «двойки» давно исчерпали свой ресурс, а немногочисленные средние танки PzKpfw IV до поры до времени использовались только в качестве машин для сопровождения пехоты, «тройкам» пришлось занять место главной ударной силы германских 6poнетанковых войск, основной боевой машины вермахта. Однако конструкторские недостатки нового танка не позволяли ему успешно оправдать столь высокие ожидания. Для того чтобы стать действительно основной боевой единицей вермахта, PzKpfw III требовались гораздо более толстая броня и более мощное вооружение.

И все же PzKpfw III еще успел повоевать и в Северной Африке, и в Восточной Европе. Как и предполагалось, к этому времени он утратил главенствующее положение в войсках, уступив место главной наступательной силы сначала средним PzKpfw IV, а потом «Пантерам» PzKpfw V. К моменту появления "Пантер" «тройки» окончательно перешли на роль вспомогательных танков поддержки и сопровождения. Брайен Перрет, автор монографии о танках PzKpfw III, так писал об этом: «В звездный час блицкрига танки PzKpfw Ш были главной силой и оплотом могущества вермахта, и их роль можно сравнить лишь с наполеоновскими гренадерами. "Тройки" были не просто свидетелями, но истинными творцами военной истории - они вершили ее на плацдарме от Ла-Манша до Волги, от Арктического побережья до пустынь Северной Африки. Именно PzKpfw III едва не сделали явью самые страшные мечты Адольфа Гитлера».

Оставив в покое арктические снега, обратимся к пескам пустыни. Существует немало свидетельств превосходства огневой мощи "троек" над танками противников Германии. Как известно, первоначально союзники не сомневались в том, что их скорострельная 2-фунтовая пушка и американское 37-мм противотанковое орудие намного превосходят 50-мм пушки гитлеровских «троек».



Учебные пособия для советских бойцов по уничтожению танков Т-III

Даже сам Лиддел Гарт, автор прекрасной монографии о Второй мировой войне, в свое время был убежден в превосходстве английской бронетехники. Его выводы, базировавшиеся на весьма убедительных цифрах, вошли в фундаментальное британское исследование, посвященное боевым действиям в Северной Африке в 1941 -1943 гг. Характерно, однако, что в исправленном и дополненном издании этого же труда все цифры и выводы сэра Бэзила относительно немецких «троек» подверглись кардинальному пересмотру.

В новой редакции однозначно доказывается превосходство танков PzKpfw III, вооруженных длинноствольными 50-мм танковыми пушками KwK 39 L/60. Английские генералы, как впоследствии и английские военные историки, были введены в заблуждение тезисом о принципиальном превосходстве своих танковых орудии перед любой броней немецких танков. Однако авторы этого тезиса не принимали в расчет то обстоятельство, что уже с конца 1941 г немцы значительно усилили броню своих «троек». Лобовая броня PzKpfw III, усиленная дополнительными броневыми плитами, могла легко выдерживать огонь как английских, так и американских противотанковых пушек (разумеется, за исключением прямого попадания с близкого расстояния). Английские же конструкторы и военные специалисты до самого последнего момента были искрение убеждены в том, что пушки их танков способны превратить в руины любую немецкую машину, однако это было не так.

Обратимся теперь к свидетельствам очевидцев. На этот раз я хочу предоставить слово майору (впоследствии полковнику") американской армии Джорджу Б. Джаретту, который в феврале 1942 г. прибыл на Средний Восток и имел уникальную возможность близко познакомиться со всеми существовавшими на тот момент союзными и немецкими танками. По свидетельству Джарота, и английские, и американские противотанковые орудия были абсолютно беспомощны пред броней немецких «троек» и «четверок», тогда как оба эти танка, вооруженные 50- и 75-мм пушками KwK, с легкостью выводили из строя все боевые машины союзников, за исключением разве что английского пехотного танка «Матильда». Джаретт утверждает, что даже на предельном удалении в 2000-3000 ярдов (1830-2743 м) немецкие танковые снаряды поражали гусеницы и ходовую часть подвески танков антифашистскойкоалиции.

Разумеется, бывали и исключения. Можно представить, с каким нетерпением американцы, высадившиеся в конце 1942 г. в Северном Тунисе, ждали первой встречи с немецкими войсками. 26 ноября 1942 г. несколько рот 1 -й бронетанковой дивизии, имевших в своем распоряжении легкие танки МЗ «Стюарт», окружили шесть немецких PzKpfw IV и три PzKpfw III. «Зажав врага в кольцо, "Стюарты", вооруженные 37-мм пушками, открыли прицельный огонь по бортам и кормовой части немецких танков и вывели из строя все "четверки" и одну «тройку»*". Однако честность официального историка заставляет автора после описания блестящей победы сделать следующую приписку: «Впрочем, этой победой мы были обязаны исключительно количественному перевесу но никак не превосходству в технике». К тому же, в этом бою союзники потеряли 50% своих танков. Именно количество в конечном итоге и определило победу союзников в Северной Африке. Стоит заметить, союзники часто устраивали засады или охоту на немецкие машины.

Масштабы бронетехники союзников, перебрасываемой на африканский фронт, неуклонно росли. Огромное число новых американских средних танков МЗ «Грант» и М4 «Шерман» поставили немцев в безвыходное положение, несмотря на то, что где-то с середины 1942 г. Роммель все же начал получать помощь из Германии. В Африку, помимо "тропических" моделей PzKpfw III. были переброшены PzKprw III Ausf J, с усиленной бронезащитой и длинноствольной пушкой, а в середине июня туда отправили несколько PzKpfw IV с новой 75-мм длинноствольной пушкой KwK40. чьи снаряды обладали высокой начальной скоростью. «Эта пушка была зловещим вестником скорого появления беспощадной «Пантеры»".

Из множества воспоминаний членов экипажей легендарной "тройки" я выбрал для настоящей книги рассказ Юстаса-Вильгельма Окельхаузера, приведенный, в его книге военных мемуаров " Zogett in das Feld». Я хочу познакомить вас с эпизодом, относящимся к боевому пути «троек» в Советском Союзе.

«К нам в роту- прибыл новый командир - резервист, учитель но профессии. Бедняге не повезло с ростом - габариты нашего танка были ему явно малы. Первым делом новый командир приказал нам найти и отбить штабную машину с тремя офицерами, которая отправилась в разведку и наткнулась на засаду русских. Судя по полученному нами радиосигналу машина находилась где-то за городом. Решено было послать два танка, но поскольку у длинного лейтенанта своей машины пока не было, он принял командование танком № 921. Так уж вышло, что это оказался мой танк.

Я отослал заряжающего и занял его место между пушкой и ящиком со снарядами. Наконец отправились. Не прошло и четверти часа с того момента, как мы оставили свою роту, в узкую смотровую щель я увидел замаскированное расположение русской пехоты. Русские были всего в нескольких метрах от нас в маленьком пролеске. Лейтенант, видимо, не заметил темных силуэтов пехотинцев и продолжал безмятежно обозревать окрестности, высунувшись по пояс из своего люка. Я что было силы врезал ему под коленки и втащил внутрь. "В чем дело, кретин?! Черт тебя возьми!» - заорал он, в ярости глядя на меня. На объяснения времени не было. В следующую секунду в башню полилось горящее масло, и бедолага-лейтенант дико завопил от боли. Я хорошо знал, что это такое. Русские швырнули в открытый люк «коктейль Молотова», и горящая смесь, стекая со спины и шеи лейтенанта. лилась в танк.

Моим первым движением было немедленно выскочить из горящей башни, но я прекрасно понимал, что «иваны» только и ждут, чтобы прикончить пас на земле. Черта едва! Лихорадочно оглядевшись, я вдруг увидел огнетушитель, закрепленный на своей скобке. Я сдернул его со стенки. Слава Богу! Огнетушитель оказался полным, хотя я нс припомню, когда последний раз видел такое чудо в танке. Я сорвал пломбу и направил пенящуюся струю в пламя.
В это время Рун, наш наводчик, что было силы удерживал за ноги недотепу-лейтенанта, который выл от боли и пытался выскочить из танка. Наконец он потерял сознание и бессильно сполз вниз. Я хорошенько обработал его пеной, затушив остатки огня. С трудом отодвинув бесчувственное тело лейтенанта, я забрался на место командира и сразу же услышал рев пламени наверху. На корме разорвались две гранаты, пули градом застучали по бортам. Наш танк несся на предельной скорости. Я совершенно не ориентировался и не мог дать никаких указаний механику-водителю, поскольку что-то лежало на корпусе танка, загораживая смотровые щели. Крышки люка были распахнуты. Черт бы побрал этого лейтенанта! Я-то всегда держал их закрытыми. Над головой проплывало безоблачное летнее небо.

Рун протянул мне какой-то предмет. Я пригляделся и узнал полуобгоревшие наушники лейтенанта. На наше счастье, рация работала, и я услышал в наушниках взволнованный голос фельдфебеля Рейтца, командира следующего за нами танка. «Стойте!! - орал он. - 921 -й, стойте! Остановитесь! Куда вы прете, черт бы вас побрал? Вы что, ослепли? Здесь полно русских! Мы в засаде. Поворачивайте, но будьте осторожны. У нас перед башней лежат двое русских, а еще один сидит на башне. Немедленно захлопните люк, пока он не бросил внутрь гранату! Не волнуйтесь, я попытаюсь спять их. Потихоньку поворачивайте и даем ходу».

Ситуация была критической. Сидящие на броне русские плотно загораживали обе смотровые щели - и мою, и механика-водителя. Наш ослепший танк двигался прямо в расположение русских. Наушники работали, но у меня не было микрофона. Отодвинув стонавшего в беспамятстве лейтенанта, я начал пробираться в отсек к механику-водителю. Рун тоже не терял времени - я видел, как он расстреливал одну пулеметную ленту за другой. Добравшись до Лого, нашего механика-водителя, я постучал его по левому плечу. Он мигом понял, что к чему и начал поворачивать влево. Рев двигателя глушил любые слова, приходилось «переговариваться» с помощью жестов. Неожиданно обзор перед водителем стал свободен. Я понял, что русскому, загораживавшему его, пришлось спрятаться за башню, чтобы спастись от пулеметного огня, которым Рейтц поливал наш танк. Голос фельдфебеля в наушниках развеял последние сомнения: "Отлично, ребятки! Забирайте круче - полегоньку, не торойитесь. Теперь прямо. Не летите, а то нарветесь. Одного «ивана» мы сняли, с остальными двумя вам придется с остальными двумя вам придется справиться самим».

Самим так самим... Сначала я подумал было о фанатах, но опасность, что их осколки могут попасть в вентиляционные отверстия моторного отсека, делала этот вариант неприемлемым. Наконец придумал. Аккуратно вынул бронестекло из смотровой щели и выстрелил из пистолета в темную массу, загородившую отверстие. Два.три, четыре выстрела. Расстрелял всю обойму. Темная масса зашевелилась и замерла. Но не успел я перевести дух, как открытый люк загородило чье-то тело. В танке стало совсем темно. Прямо перед своим лицом я увидел сначала рукав, потом грязную ладонь, а потом коричневое плечо и часть головы. Что делать? Магазин пуст. Я бросился вниз и что было мочи заорал: "Рун". Наводчик не слышал, увлеченный стрельбой. Глаза его были прикованы к оптическому прицелу. В отчаянии я отбросил свой пистолет и схватил сигнальный пистолет. Прицелился вверх и выстрелил. Ракета с шипением вырвалась из ствола. Это было все... *Я не мог убить его, -подумал я. - Он только обозлился. Вот сейчас достанет свой «коктейль Молотова» и бросит сюда... Или воспользуется парочкой ручных гранат-». Приготовившись к худшему, я забился в самый дальний угол места заряжающего. Меня трясло. Люк по-прежнему оставался темным, а смерть все не наступала. Не помню, сколько прошло времени. Во время своего
прыжка я потерял наушники и теперь остался без связи. Слышно было лишь, как лупит пулемет по нашей броне.
Вдруг кто-то потянул меня за ногу Я обернулся и увидел прямо перед собой бледное лицо радиста. Он протягивал мне заряженный пистолет. Слава Богу! Я снова просунул руку в люк и нажал спусковой крючок. Уж теперь-то проклятый русский должен освободить наш люк! Выстрел... Еще один. Еще два. Никаких изменений. Та же тьма. И туг танк вдруг остановился. Что еще случилось?! Я приподнялся и посмотрел наверх. Теплая кровь закапала мне на лицо. Русский был мертв.
Мне не потребовалось особых усилий, чтобы сдвинуть его с люка. Какое счастье снова увидеть небо над головой!
Огонь снаружи пошел на убыль. Я быстро высунул голову из башни - и уставился прямо в два черных пулеметных ствола танка Реитца. Оказывается, башня сто танка была всего в трех метрах от нашей! На корме лежал мертвый русский, второго я сам сбросил с башни. Черт побери - рядом с ним лежали две бутылки "коктейля Молотова" и связка ручных гранат! Третий русский бесследно исчез. Рейтц осторожно сдал назад и поднял наушники, что означало, что он хочет немедленно выйти с нами на связь.Я забрался на место командира, но неловко наступил на грудь лежавшего лейтенанта. Рун по-прежнему не отрывался от своего пулемета и то и дело разворачивал башню. Я заметил, что он успел расстрелять в лес еще одну пулеметную ленту. Крикнул радисту, чтобы поискал мои наушники, но он, разумеется, не расслышал. Пришлось постучать ему по спине пустым пистолетом. Подействовало - радист на конец обернулся и виновато протянул мне наушники и даже микрофон. Наконец-то я смогу поговорить с Рейтцем!

Фельдфебель сказал, что его танк полностью цел и готов продолжать выполнение приказа. К сожалению, я не мог похвастаться тем же и сказал, что нам нужно немедленно вернуться в расположение роты, поскольку лейтенант нуждается в срочной медицинской помощи. Рейтц согласился, и мы развернулись в обратном направлении. Поскольку я решил перевязать лейтенанта, то приказал своему механику-водителю просто следовать за танком Рейтца.

В башне стояло жуткое зловоние - пахло порохом, пеной и горелым мясом. Когда через четверть часа мы прибыли к своим, я на ходу выскочил из танка и понесся в кусты. Меня просто выворачивало наизнанку Там я и лежал, захлебываясь от рвоты, когда меня нашел наш врач - Рубенсер. Не говоря ни слова он куда-то ушел, потом вернулся с большим котелком, в котором мы варили пищу и грели воду для мытья. Доктор вымыл меня холодной водой, как младенца, и перевязал обожженную руку. Когда он закончил бинтовать мои ожоги, я через силу улыбнулся, но доктор сказал: "Вас ждет командир. Идите, доложите о результатах".

Карл сидел между гусеницами танка. Рядом с ним стояли носилки. В длинном, замотанном белыми бинтами теле я узнал нашего лейтенанта. Я отсалютовал и доложил о случившемся.

Почему вы не выполнили приказ? Вас, кажется, послали разыскать штабную машину с офицерами? Легче всего повернуть назад. Если хотите когда-нибудь снова командовать танком, вам придется научиться выполнять приказы, невзирая ни на какие обстоятельства. Пора привыкнуть к тому, что выполнение приказов всегда сопровождается с трудностями. Война не может быть похожа на урок бальных танцев.
- Слушаюсь, господин обер-лейтенант!
- Вы серьезно ранены?
- Нет, господин обер-лейтенант!
- В таком случае вы и Рейтц немедленно отправитесь выполнять задание. Теперь вы знаете, где искать машину. Потрудитесь на этот раз выполнить приказ.
- Слушаюсь, господин обер-лейтенант! - я отсалютовал и повернулся. Слезы застилали глаза. Боже, за что меня опять отправляют в этот ад?!
Два танка уже ждали нас. Рейтц приветственно помахал мне рукой. Я молча ухватился за дуло пушки и забрался в люк. Загудел мотор. Я незаметно утер лицо забинтованной рукой и сделал несколько глубоких вдохов. Кажется, отпустило.^ Теперь я мог без стыда выйти на связь с Рейтцем.

Что с рацией? - первым делом поинтересовался он. - Почему у меня в наушниках что-то хлюпает? Мне ничего не оставалось, как промолчать.

Мы вернулись на то же место. Я отдал приказ пустить в ход оба пулемета. Поливая огнем лес, мы осторожно приближались к тому месту, где стояла наша штабная машина. Русских вокруг не было видно. Перед машиной лежало что-то серое... рядом, в траве, я увидел мертвого унтер-офицера. Мы подъехали ближе. Рейтц вылез из танка, осторожно подобрался к телу и перевернул его на спину, чтобы снять медальон. Потом посмотрел на меня и в недоумении пожали плечами. Офицеры бесследно исчезли. Я внимательно исследовал в бинокль густую зелень кустов, Потом перевел взгляд на деревеньку и попробовал поставить себя на место офицеров. Куда бы я укрылся, если бы попал в окружение? Выбрав взглядом подходящее место, я медленно направил туда свой танк. Так оно и есть! В неглубокой канаве лежали все трое. Мертвые. Полковник, майор и мальчишка-лейтенант. Мы положили трупы на корпус и поехали в расположение части.

Я отправился докладывать, остальные занялись мертвым. Командир был все там же, возле танка. Носилки с долговязым лейтенантом исчезли - бедолагу перевезли в центральный эвакуационный пункт. Карл выслушал меня молча, не перебивая. Когда я закончил, воцарилось молчание... До сих пор помню его слова:
- Если бы вы выполнили приказ и не вернулись с полдороги, эти четверо были бы сейчас живы.
Мне нечего было ответить. Командир был прав.

_______________________________________________________________
Источник данных: Журнал "Бронеколлекция" М.Братинский (1998. - № 3)

Модификация PzKpfw III Ausf.Е пошла в серию в 1938 году. До октября 1939 года на заводах "Daimler-Benz", "Henschel" и "MAN" построили 96 танков этого типа.
PzKpfw III Ausf.Е стал первой модификацией, пошедшей в крупную серию. Особенностью танка стала новая торсионная подвеска, разработанная Фердинандом Порше.

Она состояла из шести опорных катков, трех поддерживающих катков, ведущего и направляющего колес. Все опорные катки независимо подвешивались на торсионах. Вооружение танка осталось прежним - 37-мм пушка KwK35/36 L/46,5 и три пулемета MG-34. Толщину бронирования увеличили до 12-мм-30 мм.

На танках PzKpfw III Ausf.Е ставили двигатель "Maybach" HL120TR мощностью 300 л.с. и 10-скоростную коробку передач "Maybach Variorex".
Масса танка PzKpfw III Ausf.Е достигла 19,5 т. С августа 1940 г. по 1942 г. все выпущенные Ausf.Е прошли перевооружение, получив новую 50-мм пушку KwK38 L/42. Пушка спаривалась не с двумя, а только с одним пулеметом. Лобовую броню корпуса и надстройки, а также кормовую бронеплиту усилили, за счет 30-мм апплике. Часть танков Ausf.Е с течением времени прошла переделку до стандарта Ausf.F.

Танк PzKpfw III Ausf.F

В 1939 году начался выпуск танков PzKpfw III Ausf. F. До июля построили 435 танков. Выпуск шел на заводах фирм "Daimler-Benz", "Henschel","MAN", "Alkett" и "FAMO".Модификация Ausf.F представляла собой доработанную модификацию Ausf.Е. На танке стоял двигатель "Maybach" HL120TRM. Внешне танк новой модификации отличался от своего предшественника воздухозаборниками в передней верхней части корпуса. Первая партия из 335 машин получила 37-мм пушку и три пулемета, а около сотни последних машин изначально вооружили 50-мм пушкой KwK38 L/42. До конца французской кампании успели ввести в строй только 40 танков.

Танк PzKpfw III Ausf.F c 37-мм KwK38 L/48,5

Машины Ausf. оснащались комплектом из пяти дымогенераторов. С августа 1940 по 1942 г. все танки с 37-мм пушкой прошли перевооружение и получили 50-мм пушку KwK38 L/42. Бронирование было усилено накладными бронеплитами, как и броня на Ausf.Е. В 1942/43 гг. часть танков Ausf. F оснастили длинноствольными 50-мм пушками KwK39 L/60. Переделанные танки с усиленным бронированием состояли на вооружение вплоть до июля 1944 года.

Танк PzKpfw III Ausf. F c 50-мм KwK38 L/42

Эти боевые машины имелись в составе 116-й танковой дивизии, сражавшейся в Нормандии. Англичане захватили один PzKpfw III Ausf.F и провели его всесторонние испытания. Рапорт по результатам испытаний англичане передали американцам. Те решили применить торсионную подвеску на своих новых танках М18 "Gun Motor Carriage", М24 "Chaffee", M26 "Pershing" и др.

Танк PzKpfw III Ausf. G

С апреля 1940 по май 1941 г. построили 600 PzKpfw III Ausf.G. Около 50 машин вооружили 37-мм пушкой, но все остальные вооружались 50-мм пушками. Для защиты от пехоты противника танки несли два пулемета MG-34. Толщина брони 21-мм-30-мм. На машинах этой модификации впервые применили новый смотровой прибор механика-водителя "Fahrersehklappe 30". Модифицировали башню, установив на крыше вентилятор и лючок для ракетницы.

Командирская башенка стандартного типа, как на танках прежних модификаций. Большинство танков оснастили гусеницами шириной 360-мм, машины последней производственной серии получили уже гусеницы шириной 400-мм. Танки Ausf.G стали первыми машинами, оснащенными "ящиком Роммеля", монтируемым на задней стенке башни. В дальнейшем этот ящик стал стандартным элементом оснащения танка.

Танк PzKpfw III Ausf.H

Боевой опыт польской и французской кампаний выявил недостаточное бронирование PzKpfw III. Наиболее простой путь уменьшения уязвимости машины - установка накладных бронелистов в наиболее часто поражаемых снарядами местах - приводил к дополнительной нагрузке на ходовую часть и росту удельного давления на грунт. Результатом работ по переделке базовой конструкции ходовой части PzKpfw III стал вариант "Аусфюрунг" Н (обозначение шасси 7/ZW).

На данной модели были усилены торсионы и увеличена с 36-мм до 40-мм ширина траков. Использование более широкой гусеницы потребовало замены ленивцев и ведущих колес; вместо ленивцев с шестью отверстиями стали устанавливать колеса с восемью отверстиями, позднее - с восемью спицами. На новые танки ставились также зубчатые колеса и ленивцы, изготовленные для предыдущих моделей PzKpfw III, в этом случае между дисками монтировалась расширительная вставка. Сложную трансмиссию "Вариорикс" заменили более простой синхромеханической "Афон", имевшей шесть передач переднего хода и одну заднего; вновь заменен на KFF-2 наблюдательный прибор механика-водителя.

Бронирование танка усилено путем установки 30-мм накладных бронелистов на лобовую часть корпуса, которые монтировались непосредственно на заводах при изготовлении танков. Хотя масса стала уже 21,6 т, удельное давление на грунт за счет использования более широких гусениц даже уменьшилось, а максимальная скорость осталась на прежнем уровне.

Серийный выпуск танков Ausf.H начался в октябре 1940 г. (изготовлено порядка 400 машин, заводские номера шасси 66001...68000). На вооружение танковых рот Ausf.H начали поступать в конце 1940 г. Вооружение танка - 50-мм пушка с длиной ствола 42 калибра, боекомплект - 99 снарядов и 3750 патронов к пулеметам. В ящике на кормовой стенке башни хранились дымовые фанаты.

Танк PzKpfw III Ausf.J

Установка накладной брони являлась не более чем временной мерой в ожидании нового варианта танка, имеющего более толстую броню.
Вариант, Ausf.J (обозначение шасси 8/ZW), появился в 1941 г., толщина брони на нем в лобовой и кормовой частях корпуса доведена до 50-мм, бортов корпуса - до 30-мм.; толщина брони башни осталась 30-мм, но толщина брони маски пушки увеличена до 50-мм. Корпус стал длиннее, а форма задней части изменилась. На этой модели несколько изменили органы управления: вместо педалей, который использовались для управления тормозами на танках предыдущих модификаций, установлены рычаги. Курсовой пулемет монтировался не в шаровой установке "Kugelblende"-50, как на предыдущих модификациях, а в новой установке "Kugelblende"-30 с прямоугольной амбразурой; вместо двустворчатых люков для осмотра выходных валов трансмиссии и тормозов применены одностворчатые.

На совещании, состоявшемся вскоре после падения Франции, Гитлер потребовал установить на PzKpfw III 50-мм пушку с длиной ствола в 60 калибров. В связи с трудностями, возникшими при интеграции нового орудия в старую башню, указание фюрера было проигнорировано, в результате PzKpfw III, столкнувшись лицом к лицу с Т-34 и KB, вооруженными 76,2 мм пушками, ничего не смогли противопоставить советским танкам. Гитлер пришел в ярость, узнав, что его требование не выполнено, он, совершенно не справделиво, оценил PzKpfw III как неудачную конструкцию.

Танк PzKpfw III Ausf.J c 50-мм KwK38 L/42

Первые Ausf.J выпускались с 50-мм пушками с длиной ствола 42 калибра. С декабря 1941 г. стандартным вооружением машин этой модификации стало 50-мм орудие KwK39 с длиной ствола 60 калибров, а ранее выпущенные танки стали возвращать в Германию для перевооружения. Боекомплект пушки KwK39 был уменьшен до 84 снарядов. Танки с длинноствольной пушкой обозначались Sd.Kfz.141/1, англичане стали называть их после первых столкновений в Северной Африке "Мк III special".

Танк PzKpfw III Ausf.J (Sd.Kfz.141/1) c 50-мм KwK39 L/60

Серийное производство Ausf.J осуществлялось с марта 1941 г. по июль 1942 г. (заводские номера шасси 68001 - 69100 и 72001 - 74100). В строевые части танки модификации "J" начали поступать с конца 1941 г., к этому времени выяснилось, что толщины брони в 50-мм уже недостаточно.