Факты о брюсе ли. Мифы и реальность в мире боевых искусств Путь к американской мечте

Да многого я ожидал от этого фильма, но увы….



До этого я просмотрел много документальных фильмов про Брюса Ли, снятых о нем уже после смерти.

Изучил его биографию достаточно хорошо, чтобы быть в курсе всех нюансов жизни Ли.

И что же мы видим в этой Легенде…. ?

Мало правды, много бреда. Если зритель посмотрел только эту ХАЛТУР, то у него может сложиться мнение, что великий Брюс Ли был простым среднестатистическим человеком.

Но ведь он не был обычным человеком. Брюс всегда совершенствовался, читал книги брал из них идеи. Ли много работал над собой, над созданием универсальной борьбы, был себя током, поднимал тяжести, много бегал и можно сказать, что вся его жизнь и была сплошной тренировкой.


То как в этом фильме показано, как был травмирован Брюс, тоже полная ложь, он себя покалечил когда поднимал штангу без хорошего разогрева, вот так просто.


Режиссёр этого фильма дочь Брюса – Шенон Ли. Она как мы видим не делает работу качественно, не захотела поведать правдиво о своем отце.

Тетя Шенон решила срубить бабла побольше на известном имени своего отца, а жаль.

Хотя как она может помнить, что-то о нем, когда она была тогда ещё ребенком. Фильм по книге её матери и жены Брюса и то правдивее, хотя тоже есть огрехи в правдивости и достоверности действий.



Актер игравший главного героя, то есть самого Брюса Ли, хорошо передал поведение настоящего Брюса Ли. То как он смотрит с высока на противника, злость, выпученные глаза все это мне понравилось. Точно также делал и настоящий Брюс.

Но то, как показывают Ли когда он дома, пришел и лег на диван это не совпадает с фактами.

Ну как, конечно каждый имеет право отдохнуть, но Брюс не обычный человек как мы помним, потому он и дома занимался, читая книгу, а другую руку качал гантелью и менял их через время.

Даже когда Ли ел на кухне, он одной рукой держал ложку, в другой вытянутой от стола держал стул.

Также от его учеников можно услышать пару интересных историй. Например, как-то Брюс летел в самолете и все время в одной руке держал блокнот, а другой бил его, попеременно меняя руки. Одному пассажиру не понравилось такое и он попросил Ли не делать так. На что он отреагировал так.

Брюс извинился за шум и сказал, что он должен быть всегда в форме и продолжил.

Другой случай рассказывал Дэн Иносанто – друг и ученик Брюса. Однажды они вместе решили поехать пообедать в ресторане.

Они сели в Порше Брюса и поехали. На всех светофорах, где были остановки, Брюс ложил макивару (что-то типа мешка для отработки ударов) между ног и бил пока не загорался светофор на зеленый и они ехали дальше.

Вот, что говорит Википедия о Макива́ра (яп. 巻藁, «скатанная солома») - тренажёр для отработки ударов, представляющий собой связку из соломы, прикреплённую к упругой доске, вкопанной в землю. Применяется в контактных единоборствах и стрельбе из лука.

Даже дома Брюс смотря на полу телевизор, качал пресс и одновременно играл с сыном.

С семьей Ли мало проводил времени и даже в те моменты мысленно был не с ними, а где-то далеко. Это дало о себе знать когда после его смерти, сын Брендон попал в колонию для малолетних.

Хозяином тоже был не супер, гвоздь даже дома забить не мог чтобы повесить картину, приглашал знакомых о они все делали, вспоминала его жена.

Но так как он стал ЛЕГЕНДОЙ и ИКОНОЙ боевых искусств, то многие моменты стараются не вспоминать. Ведь идеальных людей не бывает, но у ЛЕГЕНДЫ не может быть недостатков или изъянов.

Одним из многочисленных заблуждений о Брюсе Ли является то, что он родился в богатой семье. Часто можно прочесть фразу «по гонконгским стандартам», когда речь идет о доме Ли, который находился в Коулуне, над рядом многолюдных магазинов и был чем угодно, только не образцом лучших домов и садов. Не считая родителей и четырех сиблингов, дом на Натан Роуд, 218 предоставлял ночлег и питание тете Брюса и пятерым ее детям, а также супружеской паре и их сыну Ву Нгану, который двадцать лет спустя как дворецкий Брюса считался прессой главным подозреваемым в его загадочной смерти.

За железной дверью-гармошкой было несколько скудно меблированных и разделенных комнат. Ни у кого из почти двадцати жильцов не было своей спальни, вместо этого все это крошечное помещение было разделено на тесные зоны отдыха. Хотя в доме была ванная комната, ванна часто использовалась в период засухи, чтобы экономить воду для приготовления пищи и спускания воды в уборной.

Не считая тысяч китайцев, живших в грязных трущобах, сделанных из палок, брезента, картона и гофрированной стали, и еще более тысяч других, которые жили как незаконные поселенцы на крышах многоквартирных домов, семья Ли жила подобно подавляющему большинству китайцев в Гонконге весной 1941-го как селедки в ветхих квартирных домах, окруженные городским улеем кричащих неоновых вывесок и шумных прилавков. Среди ароматов пряностей, благовоний, кипящего масла в казане, систем открытых водосточных труб, парфюма и пота тел, ревущей музыки радиоприемников, безостановочного звона ложек, игральных костей маджонг, монет, абаки, молотков и электродрелей Брюс тем летом очень страдал от изнурительной жары и влажности, охватившей остров Гонконг и прилегающий район Коулун.

Еще одним заблуждением относительно Брюса Ли является то, что он родился в этом мире с потрясающими мышцами и безграничной энергией. Наоборот, Брюс с самого начала был чрезвычайно хрупким ребенком и болезненно медленным в физическом развитии. Причина этого заключалась в том, что он родился с заболеванием, известным как крипторхизм, то есть нарушение, при котором одно или два яичка новорожденного не опустились до его рождения. Это состояние часто естественным образом корректируется введением андрогена, мужского полового гормона, который ни младенец, ни его мать не выработали в восьмой внутриутробный месяц развития плода. Хотя неизвестно, подвергался ли Брюс лечению в раннем детстве, вопрос, касающийся истории болезни, заключается в том, почему первичный дефект остался у Брюса неисправленным до значительного времени во взрослом возрасте.

В результате крипторхизма Брюса его костный и мышечный рост был затруднен, и в течение всей жизни его половая система никогда не переступала период полового созревания. Что до хорошо развитого и сформированного тела, благодаря которому он получил титул «самого атлетичного человека в мире», несмотря на свои широко освещенные в прессы физические тренировки, это геркулесово телосложение просто не было его естественной генетической способностью. Более того, особенно важно для понимания ранних лет Брюса то, что основной симптом, который наблюдается у большинства детей с нелеченым крипторхизмом, это психосоциальная незрелость.

18:10 / 11.01.2011 Шоу-биз

Вся правда о Брюсе Ли (ФОТО)

Брюс Ли — великий мастер восточных единоборств, американский и гонконгский киноактёр, а также кинорежиссёр, постановщик боевых сцен, продюсер и сценарист. 27 ноября 2010 года Брюсу Ли исполнилось бы 70 лет. Давайте вспомним об этом человеке, ведь именно он популяризовал восточные боевые искусства в западных странах во второй половине XX века.

Культурная икона, легенда боевых искусств и кинозвезда - все это Брюс Ли. Его стремительное восхождение к международной славе прервалось внезапной смертью в возрасте 32 лет. Родившемуся 27 ноября 1940 года в больнице «Jackson Street Hospital» Брюсу Ли в минувшем, 2010 году исполнилось бы 70 лет.

Семья Ли вернулась в Гонконг, когда Брюсу было всего три месяца. Именно там Брюс Ли обучался Вин Чун Кунг Фу, который позднее станет основой его собственного стиля боевых искусств. Его бойцовые качества плюс несколько актерских уроков стали основополагающими факторами, благодаря которым он стал звездой. Сценическое искусство давалось ему легко, и к 18 годам он уже появился в 20 гонконгских фильмах. Впервые он появился на экране в роли Ченга в фильме 1950 года «Малыш Ченг».

Страсть Ли к сценическому искусству перешла к нему от отца Ли Хон Чена (слева) - известного китайского оперного певца и кантонского актера.

В 1959 году Ли вернулся в Америку, чтобы получить гражданство и изучать философию в Университете Вашингтона. Во время обучения Ли начал преподавать кунг-фу, или, как он его называл, гунн-фу, в качестве подработки. В итоге он решил полностью посвятить себя боевым искусствам и открыл несколько школ. Однако склонность Ли к выступлениям и его естественная харизма указывали на то, что Голливуд неизбежно будет покорен.

Прорыв Ли пришел с ролью Като в телевизионной экранизации комикса «Зеленый шершень». Хотя Като - второстепенный персонаж, удивительный талант Ли в боевых искусствах сразу оказался в центре внимания. Популярность его героя Като стала настолько невероятной, что когда фильм попал в Гонконг, он стал называться «The Kato Show».

В основе его боевых искусств была система и философия, которую он разработал сам и назвал Джит Кун-Ду, или Путь опережающего кулака. Этот вид искусств можно описать, как «стиль без стиля», потому что в нем различные формы и стили сочетались с традиционными боевыми искусствами. Как говорил сам Брюс Ли, в этом виде боевых искусств нужно быть «бесформенным, как вода».

В 1972 году Брюс Ли пригласил действующего чемпиона по карате Чака Норриса на съемки фильма «Возвращение дракона». Когда Норрис спросил его, кто победит в финальной драке, Ли ответил, что это очевидно. В интервью WorldNetDaily Норрис вспомнил, как он подошел к Брюсу Ли и спросил: «так ты собираешься победить действующего чемпиона мира по карате?» «Нет, я собираюсь убить действующего чемпиона по карате», - ответил Ли.

Ли был не только актером в фильме «Возвращение дракона», он также выступил в роли сценариста и режиссера.

Снимаясь в фильме «Игра смерти», Ли получил предложение от компании «Warner Bros.» стать продюсером и сняться в другом фильме - «Выход дракона».

«Выход дракона» имел успех как у критиков, так и у зрителей, и Ли стал звездой международного уровня. Однако успех фильма был омрачен - за шесть дней до выхода фильма Ли скончался от осложнений после приема болеутоляющего «Эквагезик».

Последний фильм Ли «Игра смерти» снимали уже после его смерти - отчасти со снятым ранее материалом, отчасти с дублерами. В фильме демонстрировался талант Брюса Ли в Джит Кун-Ду на фоне таких мастеров, как Карим Абдул-Джаббар (слева).

Брюс Ли - человек-легенда. Он ворвался в мир кино, преобразив его навсегда. Он побеждал лучших бойцов и показывал чудеса владения телом. Его знает каждый, но Брюс Ли по-прежнему остается загадкой.

Американец с женским именем

Брюс Ли родился 27 ноября 1940 года. Так совпало, что это был год и час Дракона. Неудивительно поэтому, что он с рождения получил прозвище Ли Сиу Лунг, что переводится как "маленький дракон". Это было его так называемое "детское имя", "взрослое имя" Брюса Ли - Ли Чжэньфань.

Было у него ещё одно имя. В семье мальчика предпочитали называть Сай Фон, что переводится как "маленькое чудо". Это было женское имя, родители Брюса были уверены, что называя мальчика так, они его сберегают, поскольку их первенец-мальчик до этого умер в младенчестве.

То имя, под которым Брюса узнает весь мир, дала ему медсестра в роддоме. Она была уверена (и не без оснований), что с английским именем мальчику будет проще получить свидетельство о рождении. Брюс Ли, таким образом, с детства имел американское гражданство. Он не был чистокровным китайцем, его дедушка по матери был наполовину немцем.

Танцор-драчун

Когда Брюс учился в школе, то особого рвения к учебе не проявлял. Он, как мы знаем, не был чистокровным китайцем,и это немало мешало налаживанию контакта со сверстниками. Ли с детства приходилось отстаивать свое право на существование. Он постоянно дрался, его родителям не раз приходилось забирать сына из полицейских участков.

У Брюса были все шансы "загреметь", но его спасли занятия вин-чун, которым он начал заниматься под руководством легендарного тренера Ип Мана. Характерно, что сам Ип Ман был не в восторге, когда Брюс пришел к нему заниматься. Опять же, по той причне, что Ли не был чистокровным китайцем. Однако Брюс пошел на хитрость: он в то время уже достаточно профессионально занимался танцами и сделал Ип Ману оригинальное предложение: вы научите меня драться, я вас научу танцевать ча-ча-ча. Учитель принял находчивого наглеца, и тот вскоре стал его лучшим учеником.

Брюс осваивал кунг-фу с такой стремительностью, которой можно только позавидовать. Технику, на разучивание которой у некоторых уходили годы, талантливый парень осваивал за несколько недель. По прошествии некоторого времени Брюс решил проверить свои навыки и сразу же выиграл чемпионат школы по боксу, отправив в нокаут чемпиона, занимавшего это место на протяжении трех лет.

Актер с рождения и после смерти

Брюсу Ли, что называется, на роду было написано связать свою судьбу с актерской карьерой. Его отец был актером, Брюс и родился во время гастролей труппы отца в Сан-Франциско. Свою первую роль Ли сыграл в ещё несознательном возрасте, когда ему было три месяца. Он исполнил роль девочки-младенца в фильме "Золотой ворот девушки". Потом он неоднократно играл в фильмах роли мальчишек-задир, что ему очень подходило. В возрасте 6 лет он сыграл роль в фильме "Зарождение человечества", в возрасте 14 лет - главную роль в фильме "Сирота".
Свою последнюю роль Брюс Ли сыграл, в прямом смысле, во время своих похорон. Актер умер, когда его картина "Игра смерти" еще не была закончена (при жизни Ли удалось снять только 28 минут хронометража, остальное время его заменял дублер). Продюсеры сумели выжать все даже с похорон Брюса. Сценаристы переписали сценарий так, что главный герой, скрываясь от мафии, инициирует собственную смерть. Кадры с похорон Брюса были вставлены в фильм, в том числе крупный план забальзамированного лица Ли.

Усердие и азарт

Брюс, безусловно, был невероятно одаренным мастером единоборств, но без усиленных тренировок ему бы не удалось добиться такого мастерства. По воспоминаниям актеров, работавших с Ли, он не прекращал тренироваться никогда. Он тренировался, когда смотрел телевизор, когда шел по улице, когда ехал на автомобиле. Брюс с большим интересом изучал все аспекты бодибилдинга, сам для себя разрабатывал системы тренировок.

За годы своего увлечения боевыми искусствами он освоил практически все виды единоборств. После того, как он в возрасте 25 лет он принял вызов Вонг Чек Мана и потратил на поединок больше 5 минут, его подход к эффективности схватки изменился. Брюс понял, что нет смысла растягивать бой до нескольких минут, если все можно решить за несколько секунд. Нет смысла тратить силы на блокировку ударов, если можно его упредить. Тогда он и начал разрабатывать свою собственную систему - джит кун-до, что переводится как "путь опережающего кулака". Надо сказать, что то, что показывал Ли в своих фильмах на джит кун-до совсем не похоже.
В своих тренировках Брюс Ли кроме традиционных снарядов использовал и разработанные лично им приспособления. Для его школы было важно, чтобы движения бойца были отточены до уровня рефлекса, поэтому макивары Ли часто имели антропоморфный вид.

Мифы и факты

О личностях такого масштаба как Брюс Ли неизменно придумывают легенды. Чего стоят одни только версии его смерти. По одной из них, его смерть была организована китайской Триадой. Якобы китайская мафия мстила актеру за то, что он обучал китайским единоборствам американцев. Триада же замешана, по мнению некоторых "знатоков" в отъезде Ли из Китая (мол, Ли в поединке убил члена этой группировки). Ещё говорят, что Ли употреблял наркотики, говорят, что на самом деле было несколько Брюсов Ли...

Реальных достижений Ли вполне достаточно, чтобы признать его сверхъестественные способности. Когда он стал сниматься в кино, то камеры просто не успевали за ним, поэтому Брюса приходилось снимать не на 24 кадра, а на 36, а потом замедлять пленку, чтобы зритель мог видеть движения. Время удара Ли из свободного положения была 0,05 секунды, он отжимался на одной пальце, держал уголок на пресс по полчаса, менял монеты в руке оппонента до того, как тот успевал сомкнуть ладонь, он играл в теннис нунчаками и ловил зернышки риса палочками... И это без всяких легенд.

Наверное, это самая мифологичная из всех фигур мирового кинематографа и мира боевых искусств. Несмотря на то, что Брюсом Ли многие восхищаются, многие считают его основателем, чуть ли не смешанных боев и спортивного кунг-фу, все же вы не найдете ни одного боя Брюса Ли, ни в одном турнире по боевым искусствам. И осмелюсь предположить, что его мастерство было зафиксировано только в кинолентах, подобно мастерству прочих актеров, таких как Сигал, Ван Дамм и других героев боевиков. В этом плане, если говорить, о действительно «боевых» актерах, то это, конечно же, Чак Норрис (правда, только в рамках каратэ, хотя актер повлиял на создание кикбоксинга), Дон Дракон Уилсон (10-ти или 11-ти кратный чемпион мира по кикбоксингу, правда фильмы с его участием были скучны и наивны), некоторые другие актеры.

Что же Брюс Ли - вдохновитель мальчишек 70-х, 80-х и, немного, 90-х, на занятия боевыми искусствами? Будучи известным актером в Гонконге, он перебирается в Штаты (где, кстати и родился, будучи китайцем лишь наполовину, а тои того меньше). Слава быстро вскружила ему голову и Ли почувствовал себя и впрямь непобедимым, что прослеживается в его мимике, пафосе, бескрайним самолюбовании.

Его смерть позволила раскрутить и без того, брендовый образ Брюса, так как последняя его картина повествует об актере, который борется с «киномафией», отчего бизнес-воротилы из мира кино и пытаются его убить.

В фильме, Ли инсценирует свою смерть, продолжая сражаться со своими недругами тайно. Картину доснимали уже после его смерти, что особенно отразилось на драках и сюжете, откровенно не блистающем своей оригинальностью.

В пору своего детства я слышал самые разные версии о смерти легендарного актера. Кто-то говорил, что его убила китайская мафия, кто-то, что он пал о руки шаолиньского монаха, использующего, технику «вибрирующего кулака» за то, что открывал секреты кунг-фу (сколько таинственности и чарующей мистики во всех этих словах), кто-то, переполняясь особой значимостью, высказывал мнение, что Ли убил представитель тайского бокса (о котором, на тот момент мы ничего и не знали). Даже сейчас, иронизируя все это и, понимая всю нелепость подобных гипотез, во мне просыпается что-то давно ушедшее из детства, когда слова «каратэ» и «кунг-фу» вызвали священный трепет в душе. Увы, мы стали больше знать и больше понимать, но как-то грустно, что тот самый трепет давно прошел.

На самом деле, Ли умер от аллергической реакции на лекарственный препарат (и в этом нет ничего уничижительного, к сожалению, такие случаи не редки). К тому же, Ли стал вести не вполне спортивный образ жизни, да и увлекался стимулирующими препаратами, которые тогда были в обиходе и мир еще не знал допинг-скандалов.

Как вспоминает Чак Норрис, Ли совершенно не умел расслабляться и не имел чувства юмора. Интересно рассказывается о его прошлом в документальном фильме, относительно недавно вышедшем на экраны. В нем жена, дочь и продюсер Брюса вспоминают о том, каким был знаменитый актер.

Многие поклонники боевых искусств будут удивлены, узнав, что восточного то в стиле Брюса Ли было ровно на половину. Можно сказать, что он и создал, посредствам своих фильмов, образ некоего непобедимого восточного мастера и, привычного нам, кунг-фу. Без его фильмов, малоизвестный и совершенно не популярный стиль вин чунь, так бы и остался бы единоборством некоторых китайских кварталов.

Почему - то принято считать сборники даосских и чань-буддийских афоризмов, сказанные Ли или ему приписанные, за его идеи, но это простительно, мир тогда только начинал биться в дикой лихорадке повально моды на все восточное. Да и ушу с каратэ только вступало в моду, затмив некогда популярнейшие в Европе и Америке джиу-джитсу и дзюдо.

Но не подумайте, что я хочу только раскритиковать и развенчать образ Брюса Ли. Да, признаюсь, из азиатских актеров мне ближе Джеки Чан, хотя его и считают некоторые «единоборцы» за «клоуна». Но главная заслуга Джеки в том, что он показал уязвимость главного героя, он показал, что всем присущ страх и любого могут побить, а это было важно для тех, кто привык видеть непобедимость главных героев, их бесстрашие, не понимая, что все это лишь кино.

Все же, что за стиль исповедовал великий Брюс? Его семья и продюсер вспоминали, что актер мог часами смотреть боксерские бои, всматриваясь в каждый кадр, прокручивая пленку, чтобы пересмотреть интересующие его моменты. Его кумиром был непревзойденный Мухаммед Али, чей подчерк можно увидеть в некоторых сценических движениях актера. Сам Брюс Ли говорил о своем стиле, как о синтезе бокса, западного фехтования и уже потом китайского ушу.

Но, известен Брюс был не только в мире боевых искусств, я бы даже сказал не столько в мире боевых искусств. Брюс Ли был чемпионом по ча-ча-ча. Отсюда его суперподвижность, гибкость и скорость. Вообще, очень многие герои боевиков являлись либо гимнастами, либо танцорами, например, главные герои фильмов «По прозвищу зверь», «Фанат», «Человек в зеленом кимоно», «Бросок вниз» и др.

Филигранная техника ног известного актера так же пришла к нему не сразу, а была привнесена в его технику Чаком Нориссом, так как Ли, изначально, следуя канонам южнокитайских стилей ушу, не владел широким арсеналом высоких ударов ногами.

Но мне не хотелось бы, чтобы у читателей возникло впечатление о моей субъективности в отношении роли Брюса Ли в популяризации боевых искусств, все же я признаю его заслуги. Во-первых, он показал, пусть даже через кино, что именно в синтезе различных систем, в умении внимать опыту из любого искусства, будь то бокс или каратэ, вот главное, а не замыкаться в своем стиле. Во-вторых, его роли и фильмы вдохновляли многих на занятия боевыми искусствами, кстати, ныне популярный В. Цой, перенимал мимику и движения у Брюса, чьи фильмы безумно любил. В-третьих, он культивировал облик, пусть идеального, но мастера единоборств с большой буквы (хотя первым фильмом с таким типажом был «Гений дзюдо» А. Куросавы).

Да и многим талантливым каскадерам, съемки в фильмах Брюса Ли подарили счастливый билет в большое кино, вспомним хотя бы того же Джеки Чана, игравшего эпизодичные роли у Брюса, Боло Янга и многих других.

Оценивать роль Брюса Ли и его качества бойца (которые лично у меня вызывают сомнения, при всем уважении к актеру) можно по разному, однако свою весомую роль в мире единоборств и кино он сыграл, да и играет до сих пор. Порой мне кажется, что популярность этого актера переживает некий ренессанс, видимо, его обожествление зашло так далеко, что из персонажа реалистичного, он превратился в мифический образ. Собственно, все восточные единоборства на таких мифах и живут, ведь даже серьезные мастера современности, до сих пор считают, что древние мастера намного превосходили своей силой хилых потомков, ломая пальцами стебли бамбука и, убивая голыми руками диких зверей.