Немецкий танк т 2 чертежи. Вполне даже ничешный легкий танк (8 фото)

Перед войной эти танки наряду с PzI составляли основу танковых войск Германии. В ходе боевых действий в Польше именно они чаще всего составляли острие немецких танковых клиньев. Германия имела незначительное количество боевых танков более новых типов, поэтому PzII был на первых ролях в отлаженной немецкой военной машине и с боями прошел скоротечную Польскую кампанию 1939 года, а позже учавствовал в разгроме англо-французких войск в столь же стремительной кампании на Западе, ведя успешное наступление на Париж.

Описание

К началу восточной кампании вермахта на советских границах находилось 746 танков PzII. Летом 1941 года этот танк уже безусловно был устаревшим, слабая 20мм автоматическая пушка успешно боролась лишь с самой слабобронированной советской техникой - Т-37, Т-38 и Т-40. Столкнувшись с "Т-26" или "БТ-7", немецкий танк мог лишь расчитывать на удачу, поскольку для поражения этих машин нужно было приближаться к ним на очень короткую дистанцию - менее 300 метров, что в условиях реального боя практически невозможно. Более новые советские машины, такие как "Т-34", имели еще более внушительное преимущество над немецким танком. Слабое бронирование PzII диктовало необходимось его применения при отсутствии у противника мощной противотанковой обороны. Броню PzII легко пробивали штатные 37мм и 75мм пушки польской армии в 1939 году и орудия стандартных полевых 45мм пушек Красной Армии в 1941-ом. Несмотря на многочисленные попытки усиления брони, танк явно проигрывал в снарядостойкости своим советским противникам. К тому же из-за маленького размера башни нельзя было установить на PzII более мощное орудие, что хоть как то бы повысило боевую ценность этой устаревшей машины. Стоит однако отметить, что танки этого типа согласно изначальному проекту должны были стать учебными машинами для немецких танкистов и лишь нехватка более новых танков - "PzIII" и "PzIV", неудволитворительное их производство и поступление в войска, вынуждало германское командование продолжать использовать эти безнадежно устаревшие танки в боевых операциях. К 1942 году PzII был официально выведен из состава танковых частей Германии. К концу войны в немецкой армии уцелело примерно 145 машин этого типа.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

К началу Второй мировой войны специалисты Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) имели довольно смутное представление о том, что собой представляет бронетехника потенциального противника. Примерно то же самое, впрочем, можно сказать и об их коллегах из стран-союзников СССР по ещё не созданной антигитлеровской коалиции. По вполне объективным причинам доступной информации о танках Германии и её союзников было немного. В основном она ограничивалась справочниками, которые грешили неточностями. Полноценное изучение зарубежной техники стало возможным только после начала боевых действий. В этом смысле СССР оказался едва ли не впереди планеты всей. Первые трофеи стали поступать ещё из Испании, ими оказались немецкие Pz.Kpfw.I Ausf.A и итальянский L3/35. Летом 1939 года на Дальнем Востоке был захвачен японский лёгкий танк «Ха-Го». Начало Второй мировой войны заметно пополнило список трофеев, среди которых оказался и немецкий лёгкий танк Pz.Kpfw.II Ausf.C.

Тихо вывез и ушёл — называется «нашёл»

Несмотря на то что Pz.Kpfw.II отсутствовал в советских справочниках 1939 года, об этом танке стало известно ещё до начала войны. Здесь стоит отдельно остановиться на том, как эта машина обозначалась в СССР — вопрос довольно важный, поскольку он объясняет легенду о том, что Pz.Kpfw.II якобы применялись в Испании. В некоторых материалах называется даже год боевого дебюта — 1938, при том что сами немцы в этом «не признаются». В списке поставленных франкистам танков Pz.Kpfw.II отсутствуют.

Разгадка кроется в системе обозначений, которую использовали в Советском Союзе. В 1939 году в советских документах появляется «лёгкий танк тип II», который, судя по всему, и стал источником мифа. Пикантность происходящего в том, что под «лёгким танком тип II» подразумевался… Pz.Kpfw.I Ausf.B. Именно так этот танк обозначался на информационных плакатах, выпущенных в октябре 1939 года. Более того, в некоторых справочниках военного периода этот танк продолжает обозначаться таким же образом — несмотря на то, что одновременно он обозначался и как «немецкий лёгкий танк Т-Iа». Подобная путаница, вероятно, и родила миф о применении Pz.Kpfw.II в Испании.

Наглядная демонстрация того, что именно в советских справочниках обозначали как «немецкий танк Т-II»

Между тем наряду с «лёгким танком Тип II», или Т-II, ещё до начала войны было известно и о другой машине — «лёгком танке Тип IIа», или Т-IIа. Описание этого танка однозначно свидетельствует о том, что под ним советские специалисты подразумевали именно Pz.Kpfw.II в модификации Ausf.a или Ausf.b. Об этом говорит описание ходовой части: 6 опорных катков малого диаметра, сблокированных в тележки.

Когда именно об этом танке стало известно — история умалчивает, но можно быть уверенным, что это не Pz.Kpfw.I Ausf.B. Не исключено, что информация о нем поступила от внешней разведки, тем более что эти машины немцы особо не прятали, и они участвовали в различных мероприятиях.

Таким Pz.Kpfw.II Ausf.C прибыл на полигон НИИБТ

Впервые с Pz.Kpfw.II Красная армия столкнулась осенью 1939 года. 17 сентября 1939 года начались боевые действия, которые вошли в историю как Польский поход Красной армии. К двум часам ночи 19 сентября 1939 года советские танки ворвались во Львов. За неделю до этого в районе Львова начались сражения между польской армией и немецкими войсками, среди которых была и 2-я танковая дивизия под командованием генерал-лейтенанта Рудольфа Файеля. Дивизия действовала к северо-западу от Львова, в частности, она принимала участие в сражении с польской армией за город Томашув-Любельский.

Чтобы начать изучение машины, для начала потребовалось привести её в порядок

По итогам боёв польская армия потеряла в этом районе три с половиной десятка единиц бронетанковой техники, включая танки 7TP, Vickers Mk.E и танкетки TK-S. Часть из этих машин принадлежала 10-й моторизованной кавалерийской бригаде под командованием Станислава Мачека (Stanisław Maczek). Значительной части бригады удалось уйти к польско-венгерской границе. Впрочем, и немцам здесь досталось: на СПАМе (сборном пункте аварийных машин), организованном в Томашуве-Любельском, оказались не только польские, но и немецкие танки.

Этот же танк после восстановления. Хорошо виден большой крест на лобовой части башни, который был отличной мишенью для польских расчётов противотанковых пушек

Первую неделю 24-я легкотанковая бригада под командованием полковника П. С. Фотченкова, которая заняла Львов, обживала новое место базирования. Не исключено, что от кого-то из взятых в плен польских солдат стало известно о большом скоплении польской бронетанковой техники. На тот момент окончательно новые границы между СССР и Германией не были определены, чем советские танкисты и воспользовались:

«По распоряжению Военного Совета Украинского фронта 6.10 был организован отряд в составе 152 человек с необходимым количеством боевых и транспортных машин для эвакуации трофейного имущества из района Красноброд, Узефов, Томашов, занятого уже немецкими частями.

Работая самоотверженно, отряд вывез много ценного имущества, в том числе два немецких танка, две немецких ПТО, 9 польских танков, 10 танкеток и до 30 орудий; возвратился без потерь».

Поскольку немецкой светотехники не было, на танк поставили фонари отечественного производства

Кстати, в этом перечне мог оказаться ещё и третий немецкий танк. Согласно воспоминаниям А. В. Егорова, служившего в 24-й легкотанковой бригаде, старший лейтенант Ткаченко угнал Pz.Kpfw.III, однако танк быстро вернули владельцам. Тем не менее среди машин, информация о которых была подготовлена в виде плакатов с ТТХ и уязвимыми местами, оказался Pz.Kpfw.III Ausf.D. Это та самая машина, которую, по словам некоторых историков, Красная Армия захватила осенью 1939 года. Естественно, ни на какое изучение она не ушла, но минимальную информацию о ней получить всё же удалось.

Совсем другая ситуация сложилась с другой машиной, Pz.Kpfw.II Ausf.C. Этот танк, который отряд 24-й легкотанковой бригады утащил со СПАМа в Томашуве-Любельском, немцам никто возвращать не собирался. Он стал законной добычей и отправился на изучение на полигон Научно-исследовательского института бронетанковой техники (НИИБТ) в подмосковной Кубинке. Также в СССР удалось вывезти ещё один танк, Pz.Kpfw.II Ausf.A.

«Является современной боевой машиной»

Прибыли трофейные танки на полигон в 1940 году. В документах Pz.Kpfw.II Ausf.C получил обозначение Т-IIб. На СПАМ в Польше танк попал отнюдь не из-за какой-то механической поломки. Согласно акту осмотра, машина получила несколько попаданий. В частности, снаряд польской противотанковой пушки угодил в один из люков в лобовой части корпуса, повредив при этом картер коробки передач. В результате танк лишился хода и, вероятно, был брошен экипажем. Также был обнаружен износ узлов крепления рессор у двух опорных катков. Эти повреждения оказались следствием активной эксплуатации танка, выпущенного в 1938 году.

Остальные повреждения были вызваны иными факторами. Вероятнее всего, лишённую хода и брошенную экипажем машину скинули в кювет, а проходящие рядом войска стали потихоньку разбирать её на запчасти. Это было обычным явлением: существует масса фотографий машин с похожими повреждениями, которые подверглись «вандализму» со стороны немецких ремонтников. В особо тяжёлых случаях от танка оставались корпус и башня, а также крупные узлы и агрегаты, которые нельзя снять без тяжёлого кранового оборудования. При этом танк, стоящий на пеньках (все элементы ходовой части с него уже сняли), продолжал числиться как временно потерявший боеспособность.

С точки зрения навесного оборудования танк оказался почти пустым

Справедливости ради, подавляющее большинство таких жертв вандализма потом возвращалось в строй, но уже после их отправки на заводы. По этой причине более-менее реальную картину потерь немецкой бронетехники получить довольно сложно. «Приватизированный» советскими танкистами танк из серьёзных боевых повреждений формально имел лишь попадание в КПП, которую относительно легко можно было поменять. Но за время нахождения в кювете и на СПАМе танк получил дополнительные «повреждения». Домовитые немцы сняли с него часть электрооборудования и проводки, сиденья экипажа, радиостанцию с антенной, приборный щиток, боеукладку, спаренный пулемёт, буксирные крюки, запасные части, инструменты и принадлежности.

Запасливые немецкие солдаты сняли с танка даже антенну вместе с ложементом

С таким объёмом неисправностей о полноценных испытаниях, подобных тем, что прошёл Pz.Kpfw.I Ausf.A, не могло быть и речи. Из испытателей сотрудникам полигона НИИБТ пришлось переквалифицироваться в реставраторов. Для того чтобы хотя бы один танк вернуть в работоспособное состояние, полигонные работники воспользовались методом «купи три шаурмы и собери котёнка». Pz.Kpfw.II Ausf.A использовали в качестве донора запчастей: с него сняли коробку передач, лючок на лобовом листе и ряд других деталей.

Сам же Pz.Kpfw.II Ausf.C полностью разобрали. В процессе сборки сотрудники полигона параллельно описывали узлы и агрегаты танка, а также изготовляли их чертежи. В результате получилось техническое описание, местами даже более подробное, чем оригинальное руководство по эксплуатации танка.

Полностью собрать восстанавливаемую машину из «родных» немецких деталей так и не удалось. Фары, аккумулятор, часть приборов и буксирные крюки пришлось брать от отечественных машин. В результате танк всё-таки удалось восстановить до ходового состояния, но ввиду отсутствия запчастей полноценной программы его испытаний не было. Максимум, что удалось сделать, — провести тестовый пробег на расстояние 100 километров. Его целью было определение тактико-технических характеристик Т-IIб.

Вид на моторное отделение. О том, что с левой стороны здесь находился люк радиста, можно было только догадаться

Никаких документов к танку достать не удалось, по этой причине некоторые особенности конструкции Pz.Kpfw.II остались вне поля зрения советских специалистов. Особенно это касается весьма специфичных элементов, к которым, например, относился способ покидания танка радистом. О том, что для этого одновременно служил люк доступа в моторное отделение, наши специалисты не знали. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: мало кто смог бы догадаться, что из танка можно вылезти таким экзотическим способом.

Схема бронирования Pz.Kpfw.II Ausf.C

Двигателю танка советские специалисты особого внимания не уделили, поскольку этот мотор к осени 1940 года и так был известен. В Германии СССР вполне официально приобрёл три полугусеничных тягача Sd.Kfz.7, в которых также использовались двигатели Maybach HL 62. Больше интереса вызвала коробка передач ZF SSG 46. Испытатели отметили высокий уровень точности изготовления КПП. Её достоинством назвали применение косозубчатых шлифованных шестерён: их использование повысило износоустойчивость и снизило шум при работе. Также специалистам понравилось применение синхронизатора и компоновка кулисного механизма, лишённого длинных тяг.

Коробка передач ZF SSG 46, которая приятно удивила высоким уровнем точности изготовления

Вместе с тем указывалась сложность извлечения коробки передач из танка, для чего требовалось снять башню и подбашенную коробку. Аналогичные проблемы были и у Pz.Kpfw.I, и у других немецких танков. Такой оказалась плата за компоновку с передним расположением трансмиссии.

Положительную оценку получил планетарный механизм поворота, надёжный и долговечный. А вот тормоза советским специалистам не понравились, поскольку их оказалось сложно регулировать. Общий вывод о трансмиссии был сделан следующий: надёжна в работе, проста в эксплуатации и может быть отнесена к одним из лучших типов механических трансмиссий.

Кинематическая схема трансмиссии Pz.Kpfw.II Ausf.C

Ходовая часть танка вызвала у испытателей немалый интерес. По мнению специалистов полигона НИИБТ, несмотря на малый вес, она обеспечивала плавный ход и быстрое затухание колебаний. Рессорная подвеска получилась компактной и лёгкой, лёгкими были и опорные катки, изготовленные из алюминиевого сплава. Похвалы удостоился и механизм натяжения гусеницы. Несколько сложный в производстве, он оказался простым и надёжным в эксплуатации.

Впрочем, для советского танкостроения рессорная подвеска была уже вчерашним днём. После ряда экспериментов стало ясно, что будущее за торсионной, которая к моменту испытаний Pz.Kpfw.II серийно устанавливалась на разведывательный танк-амфибию Т-40.

Схема ходовой части. Рессорная подвеска была удостоена похвалы, но на советских лёгких танках к тому моменту уже использовали торсионы

Корпус и башня танка советских специалистов ничем не удивили. Их конструкция показалась вполне логичным развитием корпуса и башни Pz.Kpfw.I, что отчасти было правильным выводом. Конструкция люка механика-водителя не понравилась, поскольку он оказался неудобен для использования. Впрочем, испытатели сделали правильный вывод, предположив, что в основном экипаж пользовался для залезания в танк башенным люком.

В тактико-технических характеристиках трофея указывалось, что его экипаж состоит из троих человек, но при этом в описании боевого отделения говорилось, что там находится только командир. Дело в том, что с танка были сняты все сиденья, так что где именно располагался радист — оставалось загадкой. Тем более что и рации с антенной на танке тоже не оказалось.

Смотровые приборы механика-водителя. Сохранились они лишь отчасти: «постарались» проходившие мимо подбитого танка немецкие ремонтники

Куда больше интереса вызвали приборы наблюдения. С одной стороны, по принципу размещения смотровые приборы мало отличались от таковых у Pz.Kpfw.I. В то же время Pz.Kpfw.II Ausf.C имел модернизированные смотровые лючки с более толстыми стёклами. Заинтересовались наши специалисты и тем фактом, что на танке устанавливался такой же бинокулярный смотровой прибор, как и на Pz.Kpfw.III. Сам прибор не сохранился (ушлые немецкие механики вынули его вместе со стеклоблоком смотрового прибора механика-водителя), но точно такой же стоял на Pz.Kpfw.III Ausf.G, который был куплен в Германии в 1940 году. Для проверки прибор сняли с Pz.Kpfw.III и поставили в лёгкий танк. В целом обзорность танка была признана вполне удовлетворительной.

Схема башни

По результатам изучения трофейной немецкой машины были сделаны следующие выводы:

«Германский трофейный танк Т-2б (наименование условное) 1938 г. представляет собой дальнейшее развитие и модернизацию танков типа IIа.

Сравнивая эти танки видно, что модернизация происходила по линии изменения ходовой части танка.

1. Вооружение танков IIа и Т-2б совершенно идентичное и состоит из спаренной с пулемётом нормального калибра, двадцатимиллиметровой автоматической пушки и пистолета-автомата.

Бронирование обеих машин 6-15 мм, рассчитано на защиту только от ружейно-пулемётно-бронебойного огня нормального калибра.

Внешняя форма корпуса довольно удачна и обеспечивает хорошую компоновку ходовой части танка.

По вооружению и приборам заслуживает внимание конструкторов отечественной промышленности следующее:

  • а) Поворотный механизм башни.
  • б) Подъёмный механизм спаренной установки.
  • в) Установка и крепление пулемёта в башне.
  • г) Дублирующий прибор наблюдения водителя.

2. В качестве двигателя на танке установлен серийный автомобильный двигатель «Майбах» (такой же двигатель установлен на полугусеничных тягачах «Краусс-Маффей»). Двигатель производственно отработан хорошо и является вполне надёжным в работе.

Запуск двигателя обеспечивается, кроме электростартера, инерционным стартером.

3. На танках II-а ходовая часть выполнена на шести катках малого диаметра (с каждого борта), соединённых в 3 каретки.

На танке Т-2б подвеска независимая и с каждого борта имеется пять опорных катков увеличенного диаметра. Подвеска оригинальна по конструкции, проста в изготовлении и обеспечивает постоянный контакт катков с гусеницей. Подвеска по своей компактности и демпферным свойствам имеет преимущество перед торсионными подвесками.

Гусеница мелкозвенчатая, цевочного зацепления с малым боковым зазором на ведущем колесе, что гарантирует гусеницу от спадания.

4. Схема трансмиссии танка Т-2б аналогична Т-2а, и является типичной для немецкого танкостроения. Наличие шестискоростной коробки передач с синхронизаторами обеспечивает танку хорошую манёвренность и лёгкость управления.

Планетарный механизм поворота велик по габаритам и весу, и сложен в изготовлении. Преимуществом его является надёжность в работе и отсутствие необходимости в регулировке.

5. Доступ к узлам, подлежащим частым осмотрам и регулировке, обеспечен хороший. Демонтаж агрегатов танка затруднён (например, для выемки коробки перемен передач требуется снятие башни). Последнее можно объяснить тем, что качество выпускаемых танков стоит на высоком качестве, чем и исключается необходимость частой выемки агрегатов из танка.

Общей особенностью лёгкого танка Т-2б является то, что он, как и все немецкие танки, изготовлен по единой принятой в Германии схеме для танков.

Применение единой схемы и общих стандартных деталей в производстве танков значительно удешевляет и ускоряет выпуск танков, и облегчает подготовку боевых и ремонтных кадров.

В конструктивном и производственном оформлении танк Т-2б является современной боевой машиной».

Не представляющий интереса

Несмотря на довольно лестную оценку специалистов полигона, на деле Pz.Kpfw.II Ausf.C не особо впечатлил советских танкостроителей. В 1939-40 годах советское танкостроение шагнуло далеко вперёд. Аналогом Pz.Kpfw.II в СССР должен был стать танк сопровождения пехоты СП-126, позже превратившийся в Т-50. Даже на раннем этапе проектирования немецкая машина уступала ему во всём.

Куда больший интерес у конструкторов вызвал не лёгкий немецкий танк, а средний Pz.Kpfw.III Ausf.G, который действительно оказал заметное влияние на советское танкостроение. В том числе это касается и советских лёгких танков. При этом советские лёгкие машины было решено максимально приблизить по ряду характеристик к среднему танку.

Общая схема обзорности Pz.Kpfw.II Ausf.C

Второй танк, Pz.Kpfw.II Ausf.A, был направлен на изучение в Ленинград, в НИИ-48. Там машина была включена в программу исследования качества иностранной брони. Забавно, но эта машина по отчёту проходит как «польский танк немецкого производства сварной конструкции» . Машину разобрали, а позже корпус с башней расстреляли, составив отчёт. Было отмечено, что детали корпуса тщательно выполнены, а сварные швы после обстрела не имели трещин. Саму броню посчитали хрупкой.

Восстановленный на полигоне НИИБТ Pz.Kpfw.II Ausf.C по состоянию на 1 апреля 1941 года предполагалось поставить в музей при полигоне. Но после начала Великой Отечественной следы танка теряются.

Разукомплектованный «польский танк немецкого производства» Pz.Kpfw.II Ausf.A на изучении в Ленинграде

Уже в ходе войны в Кубинку попало несколько Pz.Kpfw.II. После войны здесь остался один танк — Pz.Kpfw.II Ausf.F, номер подбашенной коробки 28384. Скорее всего, его изготовили на заводе Ursus в Варшаве. Стоит отметить, что в ходе Великой Отечественной войны никаких исследовательских работ по изучению Pz.Kpfw.II в СССР не проводилось. К этому времени для нашего танкостроения это был вчерашний день.

Официальное обозначение: Medium Tank T2
Альтернативное обозначение: Cunningham T2
Начало проектирования: 1929 г.
Дата постройки первого прототипа: 1930 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип.

Появившийся на свет в 1921 году средний танк М1921, вне всякого сомнения, стал если не прорывом, то уж по меньшей мере знаковой машиной в истории американского танкостроения, которое в те годы только набирало обороты.

Помимо «классической» компоновки этот танк обладал неплохой защищенностью и вооружением, однако ряд технических проблем не позволил своевременно организовать его массовый выпуск и даже после стандартизации в 1928 году как Medium Tank T1 он всё равно не попал в серийное производство. Параллельно, с марта 1926 года, велись работы над танком М1924, но эта машина не смогла выйти из стадии эскизов и масштабных моделей.

Впрочем, сказать, что американские танкостроители зациклились только на совершенствовании М1921 тоже нельзя. Главным «двигателем прогресса» выступил инженер Гарри Нокс (Harry Nox), который благодаря свей неуёмной энергии смог в буквальном смысле протолкнуть несколько достаточно спорных (с конструктивной точки зрения) конструкций и довести их до стадии полноценных прототипов.

Когда стало ясно, что «выжать» что-то большее из М1921 не удастся, Нокс представил проект совершенного нового среднего танка, в качестве образца для появления которого был уже построенный прототип Light Tank T1. В свою очередь, компоновка лёгкого танка была явно заимствована у британского Medium Tank Mk.I.

Проектирование среднего танка, позже получившего обозначение Medium Tank T2 , было начато в 1929 году. Ведущим конструктором выступал уже упомянутый Гарри Нокс, а бригаду инженеров выделила фирма James Cunningham Son & Co. Собственно, на её мощностях впоследствии велась постройка и доработка опытного образца.

Конструктивно американский «медиум» действительно был очень близок к британскому «медиуму». В носовой части корпуса размещалась силовая установка, в основе которой был весьма мощный авиационный 12-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Liberty L-12, дефорсированный с 400 до 338 л.с., чтобы снизить нагрузку на трансмиссию. Двигатель устанавливался со смещением вправо, поскольку слева от него располагалось место механика-водителя.

Чтобы улучшить условия обитания этого члена экипажа была введена коробчатая надстройка с тремя люками, открывавшимися вверх на петлях: передним со смотровой щелью и двумя бортовыми. В моторном отсеке находилась система смазки и охлаждения, а выхлопная труба была выведена на правый борт. Топливные баки вынесли вне корпуса и разместили в бортовых коробах. В то же время, для удобства обслуживания, воздушные фильтры установили в боевом отделении.

За перегородкой, в кормовой части корпуса, находилось боевое и трансмиссионное отделения, которые выполнили совмещенными. Для посадки и высадки из танка предназначалась всего одна двухстворчатая дверь в вертикальном кормовом бронелисте корпуса. Благодаря большому объёму компоновка рабочих мест остальных членов экипажа (командира/наводчика, заряжающего и второго наводчика) оказалась достаточно просторной.

Бронирование танка Т2 трудно было назвать внушительным, однако лобовая броня толщиной 19-22 мм надежно защищала от огня стрелкового оружия (включая тяжелые пулеметы) и небольших осколков. Чуть хуже была ситуация с бортов, но даже в этом случае защищенность экипажа и жизненно важных агрегатов считалась достаточной.

Весьма мощным был состав вооружения. В башне цилиндрической формы, установленной на крыше боевого отделения, монтировалась установка из 5-зарядного 47-мм орудия и 12,7-мм пулемета Browning M2HB. На крыше башни находилась командирская башенка с одностворчатым люком.

Кроме того, в лобовом листе корпуса, справа от водителя, находилась шаровая установка Т3Е1 с 37-мм полуавтоматической пушкой и спаренным 7,62-мм пулеметом. Стоит отметить, что данное орудие стреляло 1,91-фунтовыми снарядами с начальной скоростью 777 м\с. В теории, подобное сочетание стволов было смертоносным для любой бронированной машины потенциального противника, но на практике выявились проблемы с обслуживанием таких установок.

Отдельного упоминания заслуживает ходовая часть. Проводить аналогии с ходовой частью Medium Tank Mk.I\Mk.II будет не очень правильно, поскольку на британском танке использовалась несколько другая система подвески.

На американском Т2 на один борт применили по 12 опорных катков, собранных в 6 тележек с подвеской на пружинных рессорах, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. Гусеничная лента состояла из 80 металлических траков шириной 381 мм. Открытые элементы подвески защищались фальшбортом с откидными секциями на петлях.

Испытания опытного образца среднего танка Т2, прибывшего на Абердинский полигон в конце декабря 1930 года, поначалу были очень успешными. При боевой массе 14125 кг танк имел удельную мощность порядка 20 л.с. на тонну, что даже в наше время считается более чем приемлемым показателем.

Максимальная скорость составила 25 миль\час (40 км\ч) при передвижении по дорогам с твердым покрытием, но впоследствии её ограничили до 20 миль\час (32 км\ч), чтобы сберечь ресурс ходовой части. При запасе топлива 94 галлона (356 литров), дальность хода составила 145 км. В целом, отзывы о Т2 были благоприятными и дело вполне могло дойти до серийного производства, если бы не два тяжелых обстоятельства.

Начавшаяся в 1929 году Великая Депрессия привела к столь значительному сокращению военных заказов, что впоследствии фирмы-производители были вынуждены закупать необходимое оборудование за свои деньги с очень призрачной надеждой на окупаемость.

Соответственно, деньги на программу модернизации Medium Tank T2 выделялись в очень скромных масштабах. Но это было ещё полбеды – настоящая проблема заключалась в быстроходных танках М1928 и М1931 инженера Дж.У.Кристи (G.W.Christie), которые действительно представляли собой революционный прорыв. Несмотря на более слабое бронирование и скромное вооружение эти машины развивали просто фантастическую скорость и имели перспективную тогда «свечную» подвеску.

Несмотря на это испытания Т2 были продолжены. В процессе практических стрельб выяснилось, что 47-мм автоматическая пушка является неуравновешенной. Этот недостаток попытались устранить установкой противовесов перед орудийной маской, что и было проделано в мае 1931 года.

Далее была демонтирована установка Т3Е1 (больше по экономическим причинам), вместо которой появилась установка Т1 с старой короткоствольной пушкой М1916 калибра 37-мм. Однако и этот вариант посчитали неудовлетворительным, поэтому летом того же года пушку заменил 7,62-мм пулемет. Также увеличили количество внешних топливных баков до двух с левого борта.

Завершив первую часть испытательного цикла танк отправили на доработку. Были установлены новые гусеничные траки, а также турель для зенитного пулемета, хотя в остальном конструкция Т2 не изменилась. Когда в январе 1932 года танк повторно передавался на Абердинский полигон с него демонтировали вооружение в башне. Впрочем, всё было напрасно. Американский «медиум» разработки Гарри Нокса смотрелся явно не презентабельно на фоне танков Кристи и именно в этой ситуации Управление вооружений решило провести «показательные выступления» с участием всех конкурентов.

Несколько ранее средние танки Т2 и Т3, а также легкие танки Т1Е1 и Т1Е2, были переданы для войсковых испытаний в состав 2-й танковой роты, которая в октябре 1932 года была переформирована в 67-ю пехотную роту. Местом её дислокации был Форт-Беннинг, куда периодически приезжали американские конгрессмены, от мнения которых зависела дальнейшая судьба многих боевых машин. Увидев потенциальные возможности танков Кристи для них сразу стало понятно, на что следует тратить и без того скудные средства – таким образом, к началу 1932 года участь Т2 была окончательно решена.

Единственный построенный прототип в конце 1930-х гг. отправили на Абердинский полигон, где он стал музейным экспонатом. Там он находился долгие десятилетия и только в последнее время был поднят вопрос о перемещении Medium Tank T2 в экспозицию нового танкового музея в Форт-Ли. А пока танк находится в г.Аннистон (штат Алабама) в ожидании реставрации.

Источники:
Источники:
R.P.Hunnicutt «Sherman: A History of American Medium Tank. Part I». Echo Point Books & Media. ISBN-10:1626548617. 2015
George F.Hofmann, Donn Albert Starry «Camp Colt to Desert Storm»
Warspot: Метод масштабирования (Юрий Пашолок)
WW2Vehicles: United States T2 medium tank
Surviving rare US pre-1945 Tanks

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА T2 Medium Tank образца 1932 г.

БОЕВАЯ МАССА 14125 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2760
Ширина, мм 2440
Высота, мм ~2500
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ одна 47-мм пушка и спаренный с ней 12,7-мм пулемет Browning M2HB в башне, одна 37-мм пушка в корпусе и один 7,62-мм пулемет Browning M1919
БОЕКОМПЛЕКТ 75 снарядов, 2000 патронов для 12,7-мм пулеамета и 4500 патронов 7,62-мм пулемета
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел М1918
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 19 мм
борт корпуса — 6,4 мм
корма корпуса — 6,4 мм
башня — 22 мм
крыша — 3,35 мм
днище — 3,35 мм
ДВИГАТЕЛЬ Liberty, 12-цилиндровый, мощностью 338 л.с. при 750 об\мин., с водяным охлаждением
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 12 опорных катков сблокированных в 6 тележек, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, гусеница из 76 стальных траков шириной 381 мм и шагом 108 мм
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе (макс.)
32 км\ч (норм.)
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 145 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 35°
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ

История создания PzKpfw II

Когда стало очевидно, что появление долгожданных средних танков командира взвода и командира батальона -Zugfubrerswagen и Batailonfubrerswagen - потребует гораздо больше времени, чем первоначально предполагалось, было принято решение незамедлительно приступить к производству нового легкого учебного танка, недорогого и простого в производстве. Уже в 1934 г. Управлением вооружения сухопутных войск были разработаны тактико-технические задания к танку массой 10 тонн. вооруженному 20-мм пушкой. Будущий танк должен был иметь ряд принципиальных отличий от своего предшественника PzKpfw I. Новой машине требовались более прочная броня, более мощное вооружение, что означало принципиальное утяжеление будущего танка. Первоначально танк, как и PzKpfw I, предназначался для подготовки личного состава и сколачивания боевых подразделений, но впоследствии оказался гораздо более полноценной машиной.

В июне 1934 г. сразу три фирмы - «Крупп», «Хеншель и сын АГ» и MAN - получили задание на разработку нового 10-тонного легкого танка. Проект фирмы «Крупп» в целом был усовершенствованной модификацией экспериментальной модели LKA-I (прототипа танка PzKpfw I) и назывался соответственно LKA-II. Различие состояло прежде всего в вооружении. Новое детище «Крупп* было снабжено увеличенной башней со спаренными с автоматической 20-мм пушкой и пулеметом. Проекты «Хеншель и сын АГ* и MAN отличались от LKA-II только подвеской.

После тщательной экспертизы представленных образцов для серийного производства было выбрано шасси фирмы MAN и броневой корпус с башней «Даймлер-Бенц АГ*. До тех пор, пока не были сняты ограничения Версальского договора, проект обозначался как *Landwirtscbaftlicber Scblepper 100 (La S100)» (сельскохозяйственный тягач). Генподрядчиками по серийному выпуску шасси стала фирма MAN, а броне-корпуса и башни «Даймлер-Бенц АГ*. Вскоре к их выпуску подключились несколько других предприятий: в 1935 г. - кассельский «Вегманн»,в 1936 г.-брауишвейгский MIAG и ФАМО из Бреслау.


Первая партия новых танков состояла всего из 25 единиц, сошедших с конвейера в 1935 г. и получивших название 1/La S 100. В конце 1935 г. их переименовали в легкие танки 2 cm MG Panzerwagen (Vs. Kfz, 622) - легкий танк с 20-мм пушкой. А с 1938 г. эти машины находились на вооружении танковых дивизий уже под маркировкой PzKpfw II Ausf Al. Весил новый танк пока только 7,2 тонны, вмещал трех членов экипажа: командира, одновременно выполнявшего функции наводчика, заряжающего, также выполнявшего функции радиста, и механика-водителя, а вооружение его состояло из 20-мм автоматической пушки KwK30 (Kampfwagenkannone -танковая пушка) и спаренного с пей 7,92-мм пулемета MG-34, который с этого времени становится стандартным танковым пулеметом. Танк был снабжен шестициллиндровым двигателем "Майбах" типа HL 57 TR мощностью 130 лошадиных сил, дисковым сцеплением и шестискоростной коробкой передач. Подвеска по одному борту состояла из переднего ведущего колеса, трех пар маленьких опорных катков на листовых рессорах, соединенных друг с другом продольной внешней балкой, трех поддерживающих катков в верхней части и заднего направляющего колеса (ленивца).

Следующие 25 танков, известных как PzKpfw II Ausf A2, отличались более совершенной системой охлаждения двигателя и улучшенной вентиляцией боевого отделения. 50 танков третьей партии назывались соответственно, PzKpfw II Ausf A3 и были снабжены улучшенной подвеской и гусеницами. В этой модели силовое и боевое отделения разделялись съемной противопожарной перегородкой. Танки всех трех партий имели скругленную носовую часть, выполненную из одного листа, и 13-мм лобовую броню (при 15-мм бронировании маски пушки).

В 1936 г. появляется на свет следующая модификация нового немецкого танка - 2 La S 100 (PzKpfw II Ausf В). Эта модель была снабжена более мощным карбюраторным мотором («Майбах* типа HL 62 TR), что привело к увеличению боевого веса до 7,9 тонны. Это, в свою очередь, потребовало более широких гусениц. Всего было построено 100 танков типа PzKpfw I Ausf В. В 1937 г. фирма «Хеншель и сын АГ» внесла существенные изменения и поправки в конструкцию танка, результатом этих изменений стал танк с проектным номером 3/La S 100 (PzKpfw II Ausf С). По сравнению с предыдущими модификациями танка, помимо трансмиссии, самые сильные изменения претерпела подвеска.

Три пары малых катков, соединенных внешней балкой, были заменены пятью катками среднего диаметра, каждый из которых был подвешен на четверть-эллиптической рессоре, а количество поддерживающих катков увеличилось с трех до четырех, существенно повысив плавность хода по местности и скорость движения по шоссе. Именно такая подвеска стала базовой для всех производимых впоследствии танков PzKpfw II Aust: А, В и С. Проект "Хеншеля" был немедленно запущен в серийное производство. Так, в 1937 г. на свет родился немецкий танк PzKpfw II Ausf А, созданный на заводах MAN. В 1938 г. появляются PzKpfw I! Ausf В и PzKpfw II Ausf С, которые лишь незначительно отличались от первой модификации. В период между 1937 г. и серединой 1940 г. было произведено более 1100 таких танков, так что к началу войны PzKpfw II стал самой распространенной боевой машиной танковых дивизий. Однако во время войны в Польше и во Франции, танк PzKpfw II, как и его предшественник PzKpfw I, продемонстрировал слабость своего бронирования и вооружения.

МОДИФИКАЦИИ ТАНКА PzKpfW II:

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. A1 – всего было выпущено 10 танков этой модификации. Это было первой предварительной серийной модификаций данной машины. Танк имел 13-мм вертикальную броню, двигатель мощностью 130 л.с. (модель HL 57 TR). Ходовая часть состояла из сблокированной попарно подвеской на листовых рессорах.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. A1

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. A2 – танков этой модификации было выпущено 15 единиц. В этой машине немецкие конструкторы улучшили вентиляцию боевого отделения (дегазация после выстрела пушки). Также было увеличено в объеме мотороное отделение.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. A2

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. A3 – это была третья предваритальная серийная модификация танка, их было выпущено 50 единиц. Она включала в себя незначительные изменения в ходовой части и в моторе. Также модификация отличалась наличием установленной перегородки между боевым и моторными отделениями.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. A3

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. b – танков этой модификации было произведено 25 штук. У этой модификации была улучшена компоновка мотороного и боевого отделений. Был установлен более мощный двигатель 62TR мощностью 140 л.с. К тому же в ходовую часть внедрини новый планетарный механизм поворота.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. b

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. С – эта модификация танка была последней предсерийной модификаций танков серии Panzerkampfwagen (PzKpfW) II. Она отличалась преждего всего индивидуальной подвеской на листовых опорах, которая дала танку более мягкий ход. Толщина вертикальной брони танка увеличилась до 14,5 мм.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. С

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf.A – это была первая модификация, которая пошла в серию массово и по различным данным, танков Panzerkampfwagen (PzKpfW) II этой модификации было собрано от 1113 до 1147 единиц. Танки этой модификации имели почти что аналогичные тактико-технические характеристики с предыдущими моделями но имели небольшие изменения в смотровых приборах, коробке передач и в двигателе.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. A

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. B – эта модификация танка мало чем отличалась от Ausf.A, разве что приспособлениями для их быстрого производства на заводах-изготовителях и повышенной производительностью. В отсальном все тактико-технические характеристики были идентичны.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. B

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. C – танк третьей серийной модификации отличался установленной на башне командирской башенкой, лобовым бронированием, увеличенным до 29-35 мм и еще целым рядом незначительных изменений в конструкции.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. C

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. D – эту модификация «двойки» обычно называли «скоростной», так как она имела более мощный двигатель, позволявший развивать более высокую скорость по сравнению с предыдущими модификациями. Также в танке претерпело изменение форма корпуса. Танк получил новую ходовую часть с индивидуальной торсионной подвеской, катки подвески были увеличены. Таких танков вместе с Ausf.F было произведено 250 единиц.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. D

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. E – эта модификация также во многих источниках обозначается как «скоростная», но от предыдущей модификацией мало чем отличается.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. E

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. F – танков этой модификации было выпущено 531 единиц. Танки этой серийной модификации были последней серией. По сравнению с предыдущей она отличалась по увеличенной броне. На танк установили пушку KwK 38 (20 мм). Также были установлены улучшенные смотровые приборы экипажа.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. F

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. G - нет данных.

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. J – на базе танка (PzKpfW) II было принято решение создать разведывательный танк с увеличенным бронированием. Эта модель танка получила обозначение VK 1601. Танк получил серьезное лобовое бронирование – до 80 мм, крыша и днище – 25 мм, борта – 50 мм. В связи с увеличенной броней, танк потяжелел до 18 т. На танк установили относительно «слабый» двигатель Майбах HL 45P, поэтому скорость танка не превышала 30 км/час. В качестве вооружения на танк установили пушку KwK 38 L/55. Всего было произведено 22 танка модификации (PzKpfW) II Ausf.J в период с декабря 1941 по апрель 1942 года. 7 танков в составе 12-й танковой дивизии были отправлены в Россию.


Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. J

Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. L «Luchs» - очередная концепция немецкого разведывательного танка. В русской и зарабежной литературе иногда встречается выражение «танк Лукс», что соотвествует Luchs. Танк был создан на базе Pz II и получил обозначение Sd.Kfz. 123. Эту машины изготавливали длва немецких предприятия: «Хеншель» и МАН. В период с сентября 1943 по январь 1944 было произведено 104 танка PzKpfW II Ausf. L. В составе разведывательных бронетанковых подразделений этот танк воевал на Восточном (например 4-я танковая дивизия) и Западном фронтах. Не редко, танк Luchs встречался в частях войск СС. В качестве дополнительной бронезащиты на Восточном фронте на лобовую часть танков устанавливали дополнительные бронеплиты. Часть танков PzKpfW II Ausf. L немцы применяли как разведывательно коммуникационные танки, устаналивая на них антенны и радиостанции. На заключительную партию из 31 PzKpfW II Ausf. L установили 50-мм пушки KwK 39 L/60. На сегодняшний день единственный уцелевший танк PzKpfW II Ausf. L можно наблюдать в британском танковом музее Бовингтона.

Немецкий легкий танк Panzerkampfwagen (PzKpfW) II Ausf. L

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАНКОВ PzKpfw II

В начальный период своей истории танки Pz. Kpfw. II были вполне надежными машинами, по своим боевым качествам сопоставимыми с легкой бронетехникой других государств. Однако защищенность этих легких танков, как и машин типа PzKpfw I, была крайне низкой. "Двойки" оказались уязвимы для противотанковой артиллерии и орудий более тяжелых танков.

Уже весной 1936 г. PzKpfw II поступают на вооружение танковых подразделений вермахта, а впоследствии принимают участие в нападении на Польшу и Францию. Поданным официальных источников, в мае 1940 г. на вооружении вермахта состояло 2009 машин типа PzKpfw И (из них 17 танков Ausf F), а уже через год - в мае 1941 г.-их стало 1024 (85 PzKpfw II Ausf F) в январе 1942г.- 1250(89 PzKpfw II Ausf F). «Двойки» принимали участие во всех операциях начального периода Второй мировой войны и составляли главную ударную силу сухопутных сил вермахта до тех пор, пока не появились более совершенные PzKpfw III и PzKpfw IV.

В 1939-1940 гг. PzKpfwII были самыми тяжелыми машинами легких танковых рот, в каждой дивизии их насчитывалось от 140 до 160 единиц. В ходе реорганизации танковых дивизий в 1940-1941 гг. "двойки" лишились роли боевых машин и перешли в разряд легких разведывательных танков. Кроме этого, пятью танками типа PzKpfw II снабдили штабы каждой роты, батальона и полка в танковых частях. На практике это означало резкое уменьшение количества PzKpfw II в дивизиях - из 201 танка в танковой дивизии их теперь насчитывалось всего 65 единиц. В 1942 г. их осталось еще меньше. В этот период за счет расформирования разведывательных взводов танковых рот, удалось довести количество боевых разведывательных машин в разведывательных подразделениях танковых батальонов и полков с 5 до 7 машин. В танковой дивизии на 164 танка теперь приходилось всего 28 * двоек». В 1943 г. PzKpfw II окончательно сходят со сцены (Так, в операции -Цитадель» на Орловско - Курской дуги в июле 1943 года приняли участие всего 70 легких танков PzKpfw II. См. Барятинский М-, Бронетанковая техника Германии 1939-1945. М.. 1996, с. 4.-Л/).).

Полковник в отставке Герман Ротт так вспоминает время, когда он командовал танком PzKpfw II в составе 5-го танкового полка: «Практически сразу после вторжения в Польшу, в сентябре 1939 г., я принял командование отделением танкового взвода, вооруженного машинами типа PzKpfw I и PzKpfw II. Мне достался танк PzKpfw II. Перед началом у меня был очень опытный механик-водитель и молодой ефрейтор-радист. Как командир танка, я должен был вести огонь из 20-мм пушки KwK и пулемета. Если мне не изменяет память, заряд пушки снарядами осуществлялся из магазинов емкостью 10 или 20 снарядов каждый ("Заряд танковой пушки осуществлялся из плоского магазина емкостью 10 выстрелов. поскольку стандартный 20-зарядный магазин 20-мм зенитной пушки Flak ЗО был слишком громоздким для использования в танке.).

В нормальных условиях пушка была непревзойденным орудием, но работа с ней превращалась в настоящее мучение, если вокруг было чересчур пыльно. Как сейчас помню, с какими ужасными проклятиями я заряжал ее! Пулемет был нашим основным оружием, с его помощью можно было отражать массированные атаки пехоты, кавалерии и легких бронемашин.
..До сих пор у меня мороз пробегает по коже при одном воспоминании о неожиданной атаке польской кавалерии! Так и вижу перед собой бесконечную цепь всадников, скачущих на нас с саблями наголо... Наверное, это было последнее крупное использование кавалерии в современной войне. Командир полка отдал приказ открыть по ногам коней пулеметный огонь... Надо было видеть, с каким изумлением взятые в плен кавалеристы разглядывали и ощупывали наши танки. Бедняги! Они-то были уверены, что у немцев вся техника фанерная и они легко справятся с ней своими саблями!
...На своем PzKpfw II я прошел за три недели больше 2000 км без отдыха. Впрочем, этим рекордом я прежде всего обязан своему первоклассному водителю, который умело ухаживал за нашим танком.
...Мне трудно припомнить какой-нибудь боевой эпизод, в котором принимали бы участие только «двойки»... Приходит на память битва за Францию в 1940 г. За месяцы французской кампании 35-й танковый полк 4-й танковой дивизии участвовал во множестве сражений... Расскажу о захвате мостов через Сену в районе Ромилли.

Мы прорвались к Марне в районе Монте-сен-Пьер. Двигались медленно, мешали яростное сопротивление французской артиллерии и проливной дождь. Противоположный берег реки терялся в тумане, с каждой минутой положение становилось все более тяжелым. Нашим танкам приходилось буксировать увязшие в грязи бронеавтомобили.

На рассвете 13 июня наш полк наконец закончил переправу и продолжил движение на юг Миновав Монтмирэль, мы проследовали к Маклуни, где соединились с другими полками нашей бригады. В 12.00 при поддержке артиллерии наш полк изготовился для атаки. Нашей целью был Сезани. B начале мы очень быстро двигались вперед, но вскоре в дело вмешались артиллерия и противотанковые орудия противника. К счастью, наши артиллеристы быстро нашли цель. Вскоре мимо нас прошли первые пленники с высоко поднятыми над головой руками. Тем временем 2-й танковый батальон покончил с пятью противотанковыми орудиями. Два из них были уничтожены,остальные поспешно ретировались. Французская пехота была скошена огнем, уцелевшие спасались бегством. По рации нам передали приказ остановиться для перегруппировки. В 18.00, когда к нам присоединились артиллерийский батальон и батарея зенитчиков, мы продолжили наступление. Никаких признаков присутствия противника... 2-й батальон ворвался в городок, за ним проследовали штабные машины и ганки 1-го батальона. На юге, возле железнодорожной станции, обнаружены три тяжелых вражеских танка. Нам ничего не оставалось, как открыть огонь, но разве могли наши 20-мм пушки справиться с такой мощной броней! Самое смешное, что, как только мы начали стрелять, эти гиганты повернулись и отступили. Воспользовавшись этим, бойцы 2-го батальона открыли огонь но отступающему противнику и захватили много пленных. В расположенном поблизости аэродроме нам достались шесть целехоньких самолетов. Мы заняли железнодорожную станцию и остановили все поезда, расстреляв локомотивы. После этого 36-й полк оставил нас, а мы продолжили движение на юг.

По пути следования нам всюду встречались колонны отступающих французов. Мы снова обстреляли их и захватили сотни пленных. Бойцы легкой дивизии пленили 500 французов. Тем не менее очаги сопротивления все еще оставались, так что нам приходилось поливать огнем каждую деревню. Взяли Бардонн. В 18.30 получаем приказ: «Немедленно двигаться к Сене, овладеть мостом возле Маркиля и сформировать плацдарм в Ромилли».
С этого момента мы перестали обращать внимание на вражеские колонны. Догоняя их, мы неизменно попадали под огонь, но даже не останавливались. Нас ждала Сена! Шли долго и достигли берега поздним вечером. Возле Маркиля наткнулись на вражескую артиллерию, но стоило нам начать атаку, как французы побросали оружие и обратились в бегство. В 22.00 заняли Маркиль. Но едва мы вступили на улицы, как нас начали обстреливать из окон каждого дома, с каждой крыши, со всех чердаков. Сидя в танках, мы слышали лишь медленное *тук-тук» французских пулеметов. Наши 75-мм пушки отвоевали немного тишины, но вскоре вражеский обстрел возобновился. 2-му батальону лишь после тяжелой борьбы удалось наконец прорваться к мосту. И тут ЖС нас встретил пулеметный и артиллерийский массированный огонь. Ситуация складывалась критическая, особенно если учесть, что в темноте мы не видели противоположного берега реки. Наш батальонный адъютант обер-лейтенант Мальгут предложил спешиться и под огневым прикрытием своих танков прорваться на мост, Полковой адъютант Гудериан (Гейнц Гюнтер Гудериан был старшим сыном генерал-полковники Гейнца Гудериана Прим. пер.) горячо поддержал эту идею. Наши саперы и разведчики очистили от противника дома, выходящие на реку, и заняли удобные

боевые позиции, откуда простреливалась вся река. Внезапно трое саперов, ведомых лейтенантом Штоффом, бросились на мост в самоубийственной попытке прорвать оборону противника. Мост был начинен взрывчаткой, и только чудом французы не успели подорвать ее! Обер-лейтенатъд Мальгут и Гудериан ворвались на мост вслед за саперами, гудериан прямо с моста прыгнул в траншею, полную французских пехотинцев. Дело могло кончиться плохо, но вовремя брошенная в траншею граната спасла нашего обер-лейтенанта. Яростное сопротивление французов оказалось недолгим, и вскоре они вынуждены были сдаться. Тогда обер-лейтенант Мальгут первым повел свой танк через мост, остальные последовали за ним.
Не встречая сопротивления, мы продолжили движение к Ромилли. Захватили новый мостоукладчики 28-см мортиру. Как оказалось, затишье было обманчивым. На мощеной дороге мы внезапно столкнулись с вражеской колонной.

Яростным огнем нам удалось отбросить французов. В целости и сохранности наше подразделение достигло наконец города и с ходу заняло два моста. Свалились, как снег на голову застигнув французов врасплох. Было бы глупо не воспользоваться преимуществами, которые подарила внезапность! Число пленных, которых мы собирали на рыночной площади городка, неуклонно росло. Тем временем обер-лейтеиант Мальгут пробился из города в соседнюю деревню, расстреляв по дороге еще одну вражескую колонну.

Далеко за полночь все части нашего полка достигли Ромилли. Приказ был выполнен. Мы создали плацдарм для форсирования Сены! Несмотря на то что полк двигался без отдыха почти 36 часов, приходилось все время быть настороже, ожидая внезапного нападения противника. На ближайшем аэродроме захватили 33 самолета, среди них 7 тяжелых бомбардировщиков. Перекрыли движение поездов на железной дороге. Количество пленных продолжало расти, однако, когда в город прибыли воскресные электрички, мы беспрепятственно отпустили пассажиров по домам.
Следующим утром нас сменили вновь прибывшие подразделения дивизии, и мы наконец-то смогли отдохнуть! Утром 14 июня 2-я репа в рано! ie Саваш заняла еще один мост через Сену. Второй батальон был брошен в направлении Шатрез, где разыгралось жестокое сражение. Легкие моторизованные подразделения получили приказ поддержать 8-мую танковую роту. Новые сотни пленных... Уже к полудню мы выполнили свою задачу. Французское сопротивление захлебнулось и иссякло. Во второй половине дня мы наслаждались передышкой, с комфортом разместившись в деревенских в окрестностях Ромилли. Все мечтали о спокойной ночи,

15 июня в 14.00 продолжили движение на юг. Возле Ле Белль Этуаль от огня противотанкового орудия потеряли одного бойца убитым и двоих ранеными.

Мимо ползли бесконечные колонны французских солдат. Большинство из них просто бросали оружие и спрашивали дорогу во временный лагерь для военнопленных. Некоторые выглядели подавленными, но были и такие, кто дружески приветствовал нас Очень много пьяных. Гражданское население выглядело спокойным, некоторые встречали нас улыбками.
...Мы шли и шли, пока хватало топлива. Добрались до окрестностей Шабли. Решили, что где-то на пересечении дорог должна быть бензозаправочная станция. Только собрались искать, как попали под огонь. Лейтенант фон Гердтель вместе с фельдфебелями Йанеком и Дрю подъехали к рощице, откуда нас поливали огнем, и убедили французов сдаться. 40 человек вышли с поднятыми руками, но тут пулеметный огонь из рощи возобновился, и наши пленники бросились наутек. Оба фельдфебеля получили тяжелые ранения, но, к счастью, лейтенант Гердтель успел забраться в свой танк и спасти их. Это было уже в 22.00.

На подмогу прибыл обер-лейтенант Мальгут на своем PzKpfw II, сопровождаемый танком PzKpfw I. Мы пытались отговорить нашего обер-лейтенанта самому идти навстречу французам, но он только рассмеялся и двинулся к роще. Уничтожив пулеметную точку, Мальгут предложил французам сдаться, чтобы избежать бессмысленного кровопролития. В следующую секунду он был ранен в голову... Не приходя в сознание, наш обер-лейтенант скончался на руках лейтенанта Конигштейна. Эта печальная новость с быстротой молнии облетела полк. Мальгут был одним из самых опытных и храбрых танковых офицеров, все очень любили его. Он не заслужил такой нелепой смерти! На следующий день мы с почестями похоронили нашего обер-лейтенанта.
...Тем временем наступление продолжалось всю ночь, до тех пор пока не достигли Невера. Число пленных пополнилось экипажами подбитых нами танков и расчетом пулеметного дота на подступах к городу. Мы вошли в город в 03.00 и остаток ночи провели в своих машинах, трясясь от утреннего холода».


_____________________________________________________________________________
Источник данных: цитата из книги " Германская бронетехника во Второй мировой войне"

Случаи, когда более совершенный танк, принятый на вооружение, заменяли уступающей ему по характеристикам модификацией, крайне редки. В советском танкостроении таким примером стал КВ-1с, во многом оказавшийся вынужденной мерой. Менее тяжёлая, чем КВ-1, эта машина имела и менее толстую броню, но за счёт снижения массы и более совершенной коробки передач выросли её надёжность и подвижность. При этом сам танк подвергся массе переделок и улучшений.

В случае с немцами наиболее ярким примером такого парадоксального перевооружения стал Pz . Kpfw . II Ausf . F . Здесь речь шла о фактическом возвращении, с небольшими доработками, к менее совершенной модификации «двойки» (Ausf . C ), чем уже принятая на вооружение (Ausf . D).

Обратно к рессорам

Вопрос о том, что шасси La.S.100 далеко от совершенства, в 6-м отделе Департамента вооружений был поднят ещё в январе 1937 года. Несмотря на то что фирма MAN работала над модернизированной версией машины с новой ходовой частью, Генрих Книмкамп настоял на начале работ над совершенно иным шасси. Оно должно было иметь торсионную подвеску и несколько иную компоновку агрегатов. Шасси получило обозначение La.S.138, его перспективы оценивали очень высоко. В переписке работники 6-го отдела Департамента вооружений La.S. называли лишённым будущего и с нетерпением ждали запуска новой версии Pz.Kpfw.II.

На деле ситуация оказалась совсем не такой радужной, какой она виделась немецким инженерам. Для начала, работы по La.S.138 затянулись. Кроме того, 18 июня 1938 года, в самый разгар работ по подготовке машины к производству, Управление вооружений (Waffenamt) санкционировало разработку танка под кодовым названием VK 9.01. Подобное решение однозначно можно считать признаком того, что над La.S.138 нависла угроза.

Новая командирская башенка стала одним из нововведений Pz.Kpfw.II Ausf.F. Она перекочевала с модернизации Pz.Kpfw.II Ausf.c-C

Да и сам танк, получивший обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.D , оказался не таким идеальным, каким он казался своим создателям. Выяснилось, что одновременно с переходом на торсионную подвеску боевая масса машины выросла на две тонны. Безусловно, в этом была виновата далеко не одна подвеска. Конструкторы усилили бронирование лобовой части корпуса и подбашенной коробки, а размещение внутренних узлов и агрегатов несколько изменили. Тем не менее подобный рост массы совсем не обрадовал 6-й отдел Департамента вооружений.

Наконец, вскоре нанёс ответный удар и условно отправленный на покой La.S.100. Созданные на этой платформе Pz.Kpfw.II Ausf.c и последовавшие за ним Pz.Kpfw.II Ausf.A-C оказались гораздо более удачными машинами с точки зрения надёжности подвески. Оказалось, что на рессоры конструкторы махнули рукой совершенно напрасно. В результате 43 Pz.Kpfw.II Ausf.D, изготовленные с октября 1938 по апрель 1939 года, просто затерялись в куда большем объёме изготовленных за тот же период Pz.Kpfw.II Ausf.C. Что же касается Pz.Kpfw.II Ausf.E, то семь выпущенных в этой модификации шасси так и не стали «обычными» танками и использовались как база при постройке огнемётных машин.


С Pz.Kpfw.II Ausf.D на новую машину перекочевал смотровой прибор механика-водителя

На этом фоне нет ничего удивительного, что уже в начале 1939 года отдел заказов танков и гусеничных машин (Wa J Rü-WuG 6) запланировал выпуск новой серии танков - 9.Serie/La.S.100. Согласно первоначальному плану, первые пять танков 9-й серии предполагалось получить в мае 1940 года, окончание выпуска партии из 404 9.Serie/La.S.100 ожидалось в декабре того же года. Это означало, что выпуск «плохого» танка продолжится.

На второстепенных производственных базах

Весна и лето 1939 года стали временем серьёзных перемен в немецкой танкостроительной программе. Фирма MAN, разработчик и главная производственная площадка для Pz.Kpfw.II, как и ряд других предприятий, переходила на выпуск Pz.Kpfw.III. По этой причине объёмы производства Pz.Kpfw.II стремительно снижались. С 81 танка в марте 1939 года в мае они упали до 14 машин, а в дальнейшем ежемесячный выпуск ни разу не превысил цифру в 10 танков.


Данный экземпляр предназначался для боевых действий в Африке. Передние брызговики достаточно быстро «уходили»

Летом 1939 года единственной производственной площадкой для этого танка остался завод FAMO (Fahrzeug-und Motoren-Werke GmbH) в Бреслау (ныне польский Вроцлав). Как раз в 1939 году на FAMO начали выпускать 18-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.9. Освоение этой весьма непростой по конструкции машины значительно повлияло на сроки запуска в серию Pz.Kpfw.II Ausf.C.

Заказ был небольшой (35 танков), но производственные проблемы привели к тому, что в июле FAMO удалось сдать всего два танка. В августе их число выросло до пяти, столько же сдали в сентябре. Но после октябрьского роста (восемь танков) в ноябре сдать удалось всего две машины. Далее последовала долгая пауза, лишь в апреле 1940 года удалось выпустить последние девять танков.

Связана такая картина была с высокими потерями Pz.Kpfw.II в польской кампании. При безвозвратных потерях в 83 танка повреждённых машин оказалось куда больше. Для их ремонта потребовалось использовать запчасти, которые предназначались в том числе и для сборки танков на FAMO.


Фальшивый смотровой прибор, установленный справа от настоящего, был визитной карточкой этой модификации танка

По состоянию на 11 ноября 1939 года в качестве сборщиков новой 9.Serie/La.S.100 предполагалось использовать мощности FAMO и Alkett. Датой начала выпуска Управление вооружений (Waffenamt) продолжало считать май 1940 года, но здесь в планы военных уже начали вмешиваться новые факторы. Польская кампания показала, что броню Pz.Kpf.II необходимо усиливать. На Pz.Kpfw.II Ausf.c-C вопрос решили установкой экранировки, на новых же танках лобовую броню корпуса и башни усилили с самого начала до 30 мм. Это потребовало переделки чертежей корпуса и башни, и по состоянию на 24 января 1940 года чертежи были ещё в работе.

Ещё одно изменение в конструкцию было добавлено 7 марта 1940 года. Вместо двустворчатого люка командир получил башенку со смотровыми приборами, что заметно улучшило ему обзор. При этом нововведение вновь сдвигало сроки начала выпуска 9.Serie/La.S.100. Отдел заказов танков и гусеничных машин перенёс начало выпуска на июнь 1940 года. Впрочем, позже выяснилось, что там работали большие оптимисты.

Кампания мая - июня 1940 года обошлась немецким танковым силам в 240 Pz.Kpfw.II. Снова набралось большое количество повреждённых машин. Дополнительным тормозящим выпуск фактором было то, что теперь FAMO и Alkett оказались также задействованы в выпуске Pz.Kpw.III. Вскоре завод Alkett получил первый заказ и на выпуск САУ StuG III . Становилось всё более очевидно, что в Шпандау 9.Serie/La.S.100 выпускать не будут. Окончательное решение по этому вопросу было принято 19 сентября 1940 года. Контракт полностью перешёл к FAMO, но и там к его выполнению оказались не готовы. Требовалась ещё одна площадка для выпуска многострадальных лёгких танков. И нашлась она отнюдь не на территории Германии.


Этот танк был потерян в ходе боёв в Африке. Новый глушитель и приборы дымопуска, прикрытые бронированным кожухом, позволяют легко отличить Pz . Kpfw . II Ausf . F от машин более ранних версий

По итогам польской кампании в распоряжении немцев оказались польские предприятия. В их числе был завод Ursus, входивший в состав PZInż (Państwowe Zakłady Inżynierii). Выпускавшиеся PZInż танки и бронемашины оказались немцам малоинтересными с точки зрения продолжения их производства. Ursus стал частью FAMO, сменив название на Famo-Warschau. Вместе с тем нередко завод в переписке по-прежнему обозначался как Ursus. Именно здесь и было решено создать дополнительную площадку по производству танков. Так Ursus стал единственным заводом на территориях, захваченных немцами в годы Второй мировой войны, который выпускал немецкие танки и САУ.


Этот танк был выпущен заводом Ursus летом 1941 года. Он входил в состав 31-го танкового полка 5-й танковой дивизии

Первые 10 танков 9-й серии на польском заводе планировалось выпустить во всё том же сентябре 1940 года, к июлю 1941 года собирались выйти на уровень 40 машин в месяц. Эти планы также оказались далёкими от реальной картины. 1 октября 1940 года их скорректировали до выпуска первых трёх машин в декабре 1940 года, но и это оказалось несбыточной мечтой. В декабре планы выглядели так: выпуск семи танков в январе 1941 года, следующие десять - в феврале. 1 марта, понимая, что так больше продолжаться не может, к помощи в освоении производства подключили Alkett. Совместными усилиями Alkett и Ursus в марте 1941 года удалось наконец сдать семь танков. Что же касается завода FAMO, то первые танки 9-й серии покинули Бреслау только в августе 1941 года.

Временщик-долгожитель

К началу 1941 года танк модификации 9.Serie/La.S.100, в серии получивший обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.F, находился в довольно щекотливой ситуации. В июне 1940 года 6-й отдел Департамента вооружений инициировал работу по созданию VK 9.03, лёгкого танка 10-тонного класса. Разрабатывали машину конструкторы MAN, при этом активное участие в работах принимал и Генрих Книпкамп. При схожем с Pz.Kpfw.II Ausf.F вооружении и бронировании машина должна была стать намного быстрее. 9.Serie/La.S.100 предполагалось сделать временной заменой для этого перспективного лёгкого танка.


Слабое бронирование заставляло танкистов экспериментировать. В данном случае как дополнительная броня использовались траки

За два года, что прошли с момента принятия решения о запуске производства Pz.Kpfw.II Ausf.F, машина изменилась мало. Технически новый танк повторял Pz.Kpfw.II Ausf.C. Основные изменения претерпели корпус и башня. От сложной лобовой детали корпуса было решено отказаться. Вместо неё сделали гораздо более простую конструкцию, повторявшую по форме дополнительную броню, установленную на Pz.Kpfw.II Ausf.c-C.

Новую модификацию можно легко отличить по форме лобовой части подбашенной коробки. От скоса в правой части конструкторы отказались, а механик-водитель получил смотровой прибор, аналогичный тому, что ставился на Pz.Kpfw.II Ausf.D и Pz.Kpfw.III Ausf.E. Справа от него поставили макет смотрового прибора, выполненный из алюминия. По задумке авторов, это должно было сбить вражеских солдат с толку.

Немного изменилась форма левой части надмоторной плиты, но куда более заметным стало изменение глушителя. Для того чтобы разместить на кормовой плите блок приборов дымопуска, глушитель пришлось сделать заметно короче. Минимальные изменения претерпела и башня, почти не отличаясь от модернизации Pz.Kpfw.II Ausf.C. Одним словом, если бы не производственные проблемы, каких-то препятствий для быстрого перехода на Pz.Kpfw.II Ausf.C не имелось.


Этот же танк с другого борта

Первые переделки конструкции нового танка начались ещё до того, как его запустили в серийное производство. Связаны они были с тем, что в Северную Африку отправились первые части Африканского корпуса. Для того чтобы танки могли нормально работать в условиях пустыни, потребовалось усилить их систему вентиляции. Таким образом, у самых первых серийных Pz.Kpfw.II Ausf.F была предусмотрена возможность быстрой переделки в тропический вариант. Комплекты брони поставлялись двумя заводами: Deutsche Edelstahlwerke из Реймшайда, а также Eisen und Hüttenwerke AG из Бохума.


Танк с серийным номером 28329, выпущенный на Ursus в феврале 1942 года. Машина, входившая в состав 5-й танковой дивизии СС «Викинг», уже имеет забашенный ящик

Производство разворачивалось довольно неспешно. После выпуска в марте 1941 года семь танков, Ursus в течение апреля - июня сдавал не более 15 машин в месяц. На проектную мощность 20 танков в месяц завод вышел только в июле. Что же касается FAMO, то здесь ситуация оказалась и вовсе аховая. За весь 1941 год в Бреслау ни разу не смогли преодолеть планку десять танков в месяц. В результате в Варшаве были вынуждены взвинчивать темп, дабы месячная отгрузка обоих заводов соответствовала запланированной. По итогам до конца 1941 года удалось сдать 233 Pz.Kpfw.II Ausf.F.


Один из танков, потерянных немцами в Тунисе зимой 1943 года

Поступление новых танков в войска началось ближе к лету 1941 года. На тот момент к танкам семейства Pz.Kpfw.II накопилась масса вопросов. То, что 20-мм автоматическая пушка явно не соответствует реалиям современной войны, наглядно показала кампания во Франции. Не мог похвастаться Pz.Kpfw.II и высокой подвижностью. По этому показателю он ничем не выделялся на фоне средних танков.

Неудивительно, что в перспективной программе перевооружения Pz.Kpfw.II места не нашлось. Эта программа, датированная 30 мая 1941 года, была рассчитана на пять лет и предусматривала поставку в танковые части 2592 VK 903. Их планировалось использовать в качестве разведывательных машин.

Но, как это часто бывает, планы далеко не всегда соответствовали реалиям. Результат программы VK 903 оказался печальным: ни в серии, ни даже в металле эту машину так и не построили. Впрочем, даже если бы этот танк и появился на свет, то он, скорее всего, разделил бы участь «младшего брата», VK 901, известного и как Pz.Kpfw.II Ausf.G. С грехом пополам MAN построил 45 таких танков, которые в войсках не прижились.

Более перспективным направлением оказался танк-разведчик VK 13.01. Эта машина стала первым немецким лёгким танком, который получил двухместную башню. Эволюционировав в VK 13.03, он в итоге оказался немецким танком-разведчиком с самой удачной судьбой. Правда, даже в 1941 году уверенности в этом ещё не было. Работы по танку задерживались, для подстраховки была запущена программа Pz.Kpfw.38(t) n.A. и Škoda T-15.


Один из трофейных Pz.Kpfw.II Ausf.F на Научно-исследовательском полигоне Главного автобронетанкового управления Красной Армии (НИП ГАБТУ КА). Кубинка, 1944 год

Задержка в работе по созданию «полноценных» танков-разведчиков и опыт боёв на Восточном фронте заставили 6-й отдел Департамента вооружений искать альтернативы. Начиная с ноября 1941 года Pz.Kpfw.II стали оборудоваться креплениями для установки дополнительных перископов. Потеря к этому времени более чем трети Pz.Kpfw.II от их первоначального числа на июнь 1941 года дала немецким военным пищу для размышлений. Из частей всё чаще шли донесения о том, что лёгкие танки слабо соответствуют реалиям боевых действий.


Судя по отметине на лобовом листе, машину как минимум раз подбивали

Несмотря на это, на первую половину 1942 года пришёлся пик производства Pz.Kpfw.II Ausf.F. Рекорд был поставлен в мае - 56 танков. Вместе с тем именно в мае 1942 года над программой производства Pz.Kpfw.II был занесён топор.

Ещё в марте 1942 года огнемётные Pz.Kpfw.II (F) решили переделывать в самоходные артиллерийские установки. То же самое случилось и с Pz.Kpfw.38(t). Окончательное решение по поводу сокращения выпуска Pz.Kpfw.II было принято летом 1942 года. 7 июня фельдмаршал Кейтель предложил полностью перейти на выпуск самоходных установок на их базе. Гитлер согласился на изготовление в таком виде половины танков. 29 июня доля САУ выросла до 3/4, а 11 июля было принято решение, что этот месяц станет последним для Pz.Kpfw.II.


Этот же танк, вид слева

За 1942 год FAMO и Ursus выпустили 276 Pz.Kpfw.II Ausf.F. Всего же их было изготовлено 509, то есть значительно больше, чем предполагалось изначально. Ввиду того, что контракты неоднократно перезаключались, нумерация машин получилась немного рваной. Согласно исследованиям Томаса Йентца и Хилари Дойла, серийные номера распределились следующим образом:

  • Ursus - 28001–28204;
  • FAMO - 28205–28304;
  • Ursus - 28305–28489;
  • FAMO - 28820–28839.

Прекращение выпуска Pz.Kpfw.II совсем не означало, что эти танки быстро исчезнут из частей. По состоянию на 1 сентября 1942 года в войсках находилось 1039 танков данного типа. Статистика потерь, которые во второй половине 1942 года лишь единожды превышали цифру в 40 танков (43 в ноябре 1942 года), наглядно показывает, что из первой линии эти машины потихоньку выводились. Уцелевшие Pz.Kpfw.II постепенно переводились на выполнение иных задач: их использовали для разведки, в качестве командирских машин и машин артиллерийских наблюдателей.

В отличие от Pz.Kpfw.38(t) , которые в основном были переделаны в самоходные установки либо в тягачи, Pz.Kpfw.II продолжали службу. Чаще всего они использовались в частях, где имелись самоходные установки на шасси Pz.Kpfw.II. По состоянию на 1 октября 1944 года в войсках всё ещё имелось 386 танков этого типа.


Как это часто бывает, родной «обвес» с полок полностью исчез, местами вместе с креплениями

Периодически машины отправлялись на заводы, где проходили капитальный ремонт, затем снова отправляясь в войска. Такая судьба была, например, у Pz.Kpfw.II Ausf.F, ныне находящегося в парке «Патриот». К сожалению, номер его шасси не сохранился, но по номеру подбашенной коробки (28384) можно предположить, что танк выпущен на заводе Ursus в марте 1942 года. Не ранее весны 1943 года танк прошёл капитальный ремонт, в ходе которого старую краску с него полностью сняли, перекрасив в тёмно-жёлтый цвет Dunkelgelb nach Muster. Судя по сохранившимся маркировкам, танк использовался как командирская машина второго батальона.


Составленная советскими специалистами схема бронирования Pz.Kpfw.II Ausf.F

Трофейные Pz.Kpfw.II Ausf.F неоднократно попадались в руки Красной армии. Но интереса для советских специалистов они почти не представляли. Для советского танкостроения этот танк был вчерашним днём ещё в 1941 году. Аналогом немецкого лёгкого танка являлся советский Т-70, против которого у Pz.Kpfw.II на поле боя было очень мало шансов.

Источники и литература:

  • Материалы NARA.
  • Материалы ЦАМО РФ.
  • Panzer Tracts No. 2–3 - Panzerkampfwagen II Ausf.D, E, and F development and production from 1937 to 1942, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2010.
  • Материалы из фотоархива автора.