1 общество и общественные отношения. Общество и общественные отношения

Представляет собой определённую совокупность людей, проживающих на земле и находящихся в определённых связях и отношениях. Общество представляет собой целостную систему. Что же такое целостная система? Выделяют два основных вида систем целостные и суммативные .

Суммативные системы - это малосвязанные системы (куча камней над дорогой, толпа прохожих людей) и т.д.

Целостные системы - возникают тогда, когда между частями и элементами системы, возникают системообразующие связи, т.е. когда все части и элементы выполняют те или иные функции, направленные на сохранение данной целостности, поддержания её динамического равновесного состоянии. Причём, эти функции контролируются, управляются целостностью. Общество является целостной системой потому, что все его структурные подразделения выполняют функции, направленные на сохранение данной общественной структуры и эти функции контролируются и регулируются сложившейся целостной структурой.

Общество является сложной многосвязанной системой. В массовых действиях трудно оценивать общественные события только по отдельным связям. Оценивать приходится по определённой сумме связей, возникающих между людьми, по какому-то свойству. Суммарный эффект связей по какому-либо свойству в науке обозначают отношением .

Общественная структура включает в себя отношения, которые возникают между отдельными людьми, различными социальными группами, между различными общественными и политическими объединениями и организациями, между различными социальными общностями (родом, племенем, нацией, народностями), а также между отдельными сторонами общественной жизни.


В структуре общества выделяют пять основных сфер жизни экономическая сфера, политическая, сфера социально-классовых отношений, сфера семейно-бытовых отношений, сфера духовной жизни.

Все сферы жизни находятся в постоянной взаимосвязи. Изменения в одной сфере, оказывают непосредственное воздействие на все другие сферы, но основу всех сфер жизни и общества в целом составляет сфера экономической жизни.

Каждая из сфер жизни изучается различными общественными науками. Сфера политической жизни - политология; сфера экономической жизни - экономика; сфера семейно-бытовых отношений различными учениями о семье, быте. Сфера духовной жизни изучается множеством частных наук - теория живописи, литература, культурология и др.

Все сферы жизни попадают в поле зрения науки - социологии . История изучает целостное общество во взаимосвязи всех сфер, но в хронологическом порядке, в той последовательности, как совершаются исторические события во времени.

Философия же рассматривает общество, а целостную систему, с учётом общих закономерностей, по которым осуществляется общественное развитие.

Философия рассматривает отдельные сферы жизни общества с точки зрения того, каким общим закономерностям подчиняются эти сферы жизни, какое влияние они оказывают друг на друга и какую роль играют в развитии целостного общества. В поле зрения философии попадают причины, вызывающие общественное саморазвитие, его движущие силы.

Вопросы для самопроверки

1) Что понимается под реальностью общества?

2) Каковы основные компоненты общества?

3) Понятие общественной структуры.

4) В чём заключаются системные характеристики общества?

5) Почему в основе общества лежит коммуникация?

6) Какова роль природной среды в истории общества?

Тема: Общая характеристика сфер

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле общество -- это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;

4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:

а) дописьменные и письменные;

б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество;

г) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество.

В западной научной литературе в 1960-е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные.

В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У. Ростоу.

Традидионное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления -- особые и заметно отличные от современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над письменной.

В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность».

Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка). С европоцентристской точки зрения традиционные общества -- это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической.

Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство -- расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы -- промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.

В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) -- новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы (экологический, энергетический и др. кризисы).

Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д. Беллом, Э. Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее -- человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.

В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы -- отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок)-

в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).

Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений.

ЛЕКЦИИ

Лекция № 1

ТЕМА: ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

1. Понятие общества и общественных отношений.

2. Строение общества.

3. Два подхода к развитию общества.

4. Прогресс и регресс в развитии общества.

1. Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

В широком смысле – общество – часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В любом значении общество понимается как система (целое, составленное из частей, взаимодействующих между собой), подвергающаяся постоянной эволюции и изменению. Это можно представить логической цепочкой: общество первобытных охотников и собирателей – общество земледельцев и скотоводов – рабовладельческое общество – феодальное общество – индустриальное общество.

Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем.

1. экономическая (её элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2. социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);

3. политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);



4. духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.

Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких коллективов. Общество представляется как коллектив коллективов. Человек входит и в более крупные общности людей. Он принадлежит к определенной социальной группе, классу, нации. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а так же внутри их в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизни называются общественными отношениями. Различают материальные и духовные общественные отношения.

2. Общество можно рассматривать с разных позиций. Его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, тогда мы будем иметь дело прежде всего с населением.

Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование и религия.

Социальные институты это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей. Брак, семья, моральные нормы, образование, частная собственность, рынок, государство, армия, суд – всё это социальные институты. С их помощью упорядочиваются и стандартизируются связи и отношения между людьми, регулируются их деятельность и поведение в обществе. Тем самым обеспечиваются определённая организованность и устойчивость общественной жизни.

Структура социальных институтов представляет сложную систему и состоит из элементов.

1.Духовно – идеологические элементы (семья – любовь, преданность, семейный очаг, воспитание детей; бизнес – личная выгода, престиж фирмы, доходность)

2. Материальные элементы (семья – дом, квартира, машина, мебель; бизнес – завод, оборудование, офис, транспорт, склад)

3. Поведенческие элементы (семья – душевность, уважение, доверие, взаимопомощь; бизнес – профессионализм, ответственность, исполнительность, законопослушность)

4.Культурно – символические элементы (брачный ритуал, обручальные кольца; религия – крест, иконы, свечи, религиозные праздники)

5. Организационно – документальные элементы (семья - регистрация брака, свидетельство о браке и рождении детей; бизнес – уставы, договоры, контракты).

Социальные институты никто не «придумывает». Они вырастают постепенно как бы сами собой, из той или иной конкретной потребности людей. К примеру, из потребности в охране общественного порядка возник институт полиции. Сам процесс утверждения в обществе того или иного явления в качестве социального института называют институционализацией. Институционализациясостоит в упорядочении, стандартизировании, организационном оформлении и законодательном регулировании тех связей и отношений в обществе, которые «претендуют» на превращение в социальный институт.

Среди огромного разнообразия институциональных форм в зависимости от сферы их действия можно выделить четыре основные группы социальных институтов. Каждая из них, как и каждый институт в отдельности, выполняют свои определённые функции.

1. Экономические институты призваны обеспечивать организацию и управление экономикой в целях её эффективного развития. Например, отношения собственности закрепляют материальные и другие ценности за определённым хозяином и дают возможность последнему получать от этих ценностей доход; деньги призваны служить всеобщим эквивалентом в обмене товаров, а заработная плата- вознаграждение работнику за его труд.

2. Политические институты связанны с установлением определённой власти и управлением обществом. Политические институты – это государство, суд, армия, политические партии.

3. Духовные институты – связаны с развитием науки, образования, искусства, поддержанием в обществе моральных ценностей.

4. Институтсемьи – это первичное и ключевое звено всей социальной системы. Семья задаёт повседневный тон всей общественной жизни.

Все институты общества тесно взаимосвязаны. К примеру, государство действует не только в «своей» политической области, но и во всех остальных сферах: занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения.

Складываясь веками, социальные институты не остаются неизменными. Они развиваются и совершенствуются вместе с движением общества вперед.

Важную роль в науке играет разграничение формальных и неформальных институтов. Формальными институтами являются не только институты, являющиеся частью государства, но и некоторые официально не оформленные обычаи (например, формальным институтом является система родства). Различие между ними состоит в том, что неформальные институты предполагают реальную свободу индивидов, тогда как формальные институты жестко регламентируют поведение индивида.

3. Наибольший интерес ученых вызывает различение обществ по социально – экономическим признакам. Популярны два подхода: марксистская (формационный подход) и теория трех стадий (цивилизационный подход)

Формация – стадия в развитии общества с присущей ей социально-экономической структурой. Признаки – формы собственности на средства производства и классовая структура общества. Выделяют пять формаций – первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Цивилизационная теория выдвинута на рубеже 50-60 годов 20века западными социологами – Даниел Белл, Уолт Ростоу.

Цивилизация – ступень общественного развития, уровень развития материальной и духовной культуры общества.

Три типа общества:

1. Доиндустриальное (аграрное, традиционное)

2. Индустриальное (промышленное)

3. Постиндустриальное (интеллектуальное, информационное).

4. Прогресс – это движение общества вперед, развитие с восходящей тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется в новых достижениях науки и культуры, в росте производительности, улучшении условий жизни людей.

Регресс – обратное движение, предполагает развитие с нисходящей тенденцией, движение вспять, переход от высшего к низшему, что ведет к негативным последствиям. Он проявляется в снижении эффективности производства и уровня благосостояния людей, в распространении в обществе пьянства, наркомании, увеличении смертности, падении уровня нравственности людей.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 2

ТЕМА: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВА .

1.Познание окружающего мира.

2.История воззрений на общество.

3.Цивилизация и общество.

1. В основе науки лежит процесс познания.

Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Целью познания служит приобретение не любых, а именно истинных знаний об объективном мире.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности.

Познание проходит две главные ступени – чувственное и рациональное познание. Чувственное познание осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. В нем задействованы пять органов чувств- зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, связывающие человека с внешним миром. При рациональном познании происходит выявление общего, существенного с помощью мышления и разума. Обе ступени познания находятся в единстве, переходят друг в друга, дополняют друг друга.

Процесс познания включает также такие формы мыслительной деятельности, как предвидение, фантазия, гипотеза, воображение, мечта, интуиция.

Методом получения научного знания выступает научное исследование.

Исследование – процесс научного изучения какого – либо объекта с целью выявления его закономерностей. Итог исследований – получение новых научных знаний – объективной истины. Истина – отражение в сознании человека предметов и явлений такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта.

Критерий истинности-практика.

2. Первым трудом по обществознанию можно считать знаменитое произведение « Государство» античного философа Платона. Он разделил общество на три класса: высший – мудрецы, средний – воины, низший – ремесленники и крестьяне. Аристотель провозгласил, что все люди по своей природе склонны к познанию. У Аристотеля опорой порядка и государства выступал средний класс. После Аристотеля и Платона наступила очень долгая историческая пауза, когда господствовали религиозные воззрения на происхождение человека и мира. Поворот к подлинно научным знаниям произошел только в 17-18 столетиях, когда в Европе появилась плеяда выдающихся философов: Рене Декарт, Френсис Бэкон, Джон Локк, Иммануил Кант, Жан Жак Руссо, Адам Смит и другие. В 19 веке Огюст Конт провозгласил появление науки об обществе, назвав её социологией. В 19 веке из философии выделилась экономика, политология, культурология, этнография, психология.

3. Слово цивилизация появилось во Франции в середине 18 века.

Сначала цивилизация обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека. Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли, но в 19 веке их развели. А в начале 20 столетия немецкий философ Освальд Шпенглер в своём труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит её окончательный упадок.

В современной науке не сложилось единого взгляда на сущность цивилизации, поэтому в литературе насчитывается более 100 её определений.

Сегодня в науке конкурируют две теории:

Теория стадиального развития цивилизации;

Теория локальных цивилизаций.

Стадиальная теория рассматривает цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, где выделяются определенные стадии (этапы). Теория локальных цивилизаций рассматривает всемирно-исторический процесс как совокупность исторически сложившихся общностей, занимающих определённую территорию и имеющих свои особенности социально-экономического и культурного развития.

Народы стоящие на дописьменной стадии развития, нельзя считать цивилизованными. Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация – позже.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 3

ЦИВИЛИЗАЦИИ ПРОШЛОГО.

1. Предпосылки появления древних цивилизаций.

2. Особенности развития древних цивилизаций.

3. Причины гибели древних цивилизаций.

1.Приблизительно в 3-2 тысячелетиях до н.э. часть человечества совершила гигантский прорыв – перешла от первобытности к цивилизации. Первые очаги цивилизации возникли в Египте, в долине реки Нил, и в Месопотамии – между реками Тигр и Евфрат. Несколько позднее – в 3-2 тысячелетиях до н.э. – в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, а во 2 тысячелетии – китайская (в долине реки Хуанхэ). Эти цивилизации были речными. В особой географической ситуации развивались Финикия, Греция и Рим – приморские цивилизации.

Предпосылки появления древних цивилизаций:

1.Ирригационная система земледелия и повышение производительности сельского хозяйства.

2. Усложнение социальной структуры общества, появление классов, социальное неравенство.

3. Создание письменности и закрепление обычаев в законах.

4. Оборона от нападения соседних племен и захват новых территорий.

5.Появление городов – военных и религиозных центров, которые стали центральными пунктами государств.

6. Высокая роль религии, которая обожествляла вождя-царя, давала ему огромную власть над обществом.

2. Таблица «Особенности развития древних цивилизаций».

3. Причины гибели цивилизаций:

1) Внутренние противоречия в государствах.

2) Кризис рабовладельческой системы.

3)Слабые экономические и политические связи между областями.

4)Агрессивные захваты воинственных соседних народов.

Цивилизация не является чем-то неподвижным. Она развивается, проходит ряд стадий: зарождение, расцвет, разложение и гибель.

Анализ исторических фактов показывает, что сроки существования цивилизаций разные. Древнеегипетская цивилизация просуществовала более 3 тыс. лет, китайская более 4 тыс. лет, индийская существует до сих пор, византийская и российская существует тысячу лет.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 4

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 5

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 6

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 7

Индивидуальность – это своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость. Взаимоотношения между индивидом, личностью и индивидуальностью может быть передано формулой «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Биологическое и социальное в человеке не два параллельных и независимых друг от друга фактора: они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причем интенсивность и качество их воздействия бывают разными и зависит это от многих обстоятельств.

2. Для того чтобы стать личностью индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть усвоения накопленного поколениями людей опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках традициях, знаниях, приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений.

Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации. Она происходит в семье, детском саду, школе, учебных заведениях, трудовом коллективе и пр. В процессе социализации усваиваются житейские взгляды, трудовые навыки, нравственные нормы поведения, идеалы, научные знания, религиозные ценности. Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Личностью человек не рождается, личностью он становится. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет своим поступкам. Личностью человек становится тогда, когда он обладает самосознанием.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 8

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 9

ТЕМА: ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

1.Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность.

2.Моральная оценка личности.

3.Мировоззрение и деятельность человека.

1. Духовный мир человека ученые нередко характеризуют как нерасторжимое единство разума, чувств, воли. Мир личности индивидуален и неповторим.

Духовная жизнь человека постоянно развивается. Внутренний мир человека проявляется и видоизменяется в процессе духовно-теоретической и духовно-практической деятельности, зависит от нравственных устоев индивида и общества, мировоззрения и менталитета.

Духовно-теоретическая деятельность – это производство духовных ценностей. Продуктом духовного производства являются мысли, идеи, теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений. Духовное производство осуществляется особыми группами людей, духовная деятельность которых является профессиональной.

Духовно-практическая деятельность – это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также освоение (потребление) созданных духовных ценностей, т.е. деятельность, результатом которой является изменение сознания людей. Следствием духовно-практической деятельности является рост духовной культуры людей. Сохранением и распространением духовных ценностей занимаются музеи, библиотеки, архивы.

Духовное производство, сохранение и распространение духовных ценностей направлены на удовлетворение духовных потребностей людей. Процесс их удовлетворения называется духовным потреблением. Духовное потребление – это особый вид деятельности, он имеет свою направленность, требует определенных усилий, использования соответствующих средств. Направленность духовного потребления определяется общественными условиями и духовными запросами человека. В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой – соответствующие знания и навыки. Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.

2.Мораль – это форма нормативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в поведении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей. Мораль – это нормы сознания, а нравственность – реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.

Учением о нравственности, морали является этика – теория, рассматривающая их сущность, проблемы морального выбора, нравственной ответственности человека, касающиеся всех сторон его жизнедеятельности – общения, труда, семьи, гражданской ориентации, профессионального долга.

Моральная оценка – это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества , этнической группы, социально-классовой общности людей, тех или иных личностей. Моральная самооценка выражается в таких понятиях морали, как совесть, гордость, стыд, раскаяние. Все многообразие моральных оценок деятельности человека опирается на понимание того, что есть добро и что есть зло. Нравственным в деятельности человека является то, что может быть оценено как добро, а безнравственным – как зло.

Одна из важнейших моральных категорий – совесть. Это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

3. Мировоззрение - сложное явление духовного мира человека, это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.

Типы мировоззрения:

Менталитет – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет определяет духовный мир человека в целом.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 10

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 11

Самостоятельность, умение быть самим собой.

В узком смысле под девиантным поведением понимают всякие негативные и неодобряемые отклонения от социальных норм. Формы девиантного поведения: преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, психические расстройства, бродяжничество, суицид.

Причины отклоняющегося поведения:

Биологические причины.

Психологические причины.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 12

Научное познание.

1. «Знание – сила» - эти слова произнёс английский философ Фрэнсис Бэкон. В них выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом. Знания об окружающем мире необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса – познавательной деятельности людей.

Процесс познания всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объект познания). Как же они соотносятся друг с другом?

В 17 веке сложилось и долгое время господствовало представление о том, что познающий разум как бы со стороны созерцает мир и таким путем познаёт его. Цель познания – описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне и независимо от человека. Подобному взгляду многие философы противопоставляют иную точку зрения. Познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри его. Мы можем познать сущность вещи не в качестве пассивных наблюдателей, а лишь через включение её в нашу активную деятельность. Результаты познавательной деятельности будут отражать не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, пристрастия, ранее накопленный опыт и т.д.)

Какой из источников знаний – разум или чувство – является определяющим в познавательной деятельности человека? Этот вопрос стал предметом острого спора среди философов. Философы – рационалисты отдавали предпочтение разуму, благодаря которому, человечество овладевает истинными знаниями. Они пришли к выводу о существовании неких врожденных идей, или задатков мышления, независимых от чувственного познания. Философы – сенсуалисты признавали решающую роль чувственного опыта. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».

2. Истина есть процесс движения от незнания к знанию, от менее глубокого к более глубокому знанию. Она не может рассматриваться как нечто застывшее, неизменное. Вечных, неизменных истин не существует. Истина всегда относительна, так как не охватывает всего содержания исследуемого предмета, а только его часть. По мере развития познания человек постепенно преодолевает относительность истины, добавляет новые знания, которые перепроверяют, подтверждают или отбрасывают старые знания, считавшиеся ранее истинными. Через относительную истину человек идет к истине абсолютной – истине максимально объективной, точной, полной. Критерием истинности является практика. Все научные истины основаны на опытных данных, они постоянно пересматриваются в свете новых доказательств.

Истине противостоит в познании ложь. Ложь – это неправда, искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого – либо в заблуждение. Источником лжи может быть логически неправильное мышление, неверные факты.

3. Отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на проверенных доказательствах. Под доказательствами в этом случае мы будем понимать конкретные результаты фактических наблюдений, которые другие наблюдатели имеют возможность видеть, взвешивать, измерять, подсчитывать или проверять на точность.

В науке выделяют эмпирический и теоретический уровни знаний. Эмпирическое познание имеет дело прежде всего с фактами, составляющими основу любой науки, а также с законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений и эксперимента.

Теоретическое познание имеет дело с более абстрактными теоретическими законами, охватывающими очень широкий класс явлений, а также такие объекты, которые нельзя непосредственно наблюдать, к примеру электроны, гены. Среди этих законов – закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения, законы наследственности.

Методы научного познания:

1. Наблюдение – это непосредственное восприятие явлений в их естественном виде. Оно возможно в двух вариантах: не включенное наблюдение, которое ведется со стороны, и включенное наблюдение, осуществляемое изнутри, при участии в событиях самого наблюдателя.

2. Эксперимент – предполагает проведение искусственного научного опыта, при котором изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия.

3. Метод моделирования основан на изучении явлений по их теоретическому образцу (модели). Здесь особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 13

ТЕМА: СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ.

1. Ненаучное познание.

2. Социальное познание.

1. Большинство людей черпают многие сведения о мире не из научных трактатов. Наряду с наукой как способом познания мира существуют и другие пути познания.

Самым ранним способом понимания природной и общественной действительности был миф. Миф – это всегда повествование, причем истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей. В отличие от науки, которая стремится объяснить мир, установить взаимосвязь между причиной и следствием, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных проявлений. В мифах описывались творения мира, животных, людей, происхождение природных сил, особенности рельефа, различные обряды и обычаи.

Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни. Издавна люди не только стремились объяснить мир в целом, но и просто трудились, мучились неудачами, добивались результатов. При этом они накапливали и определенные знания.

Возрастание объема и усложнение деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в виде описаний. Причем такие описания содержали как бы собранный воедино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы.

Еще одним следствием существования вненаучного знания является появление время от времени таких направлений, которые получили обобщенное наименование «паранаука». Паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует. Она использует сведения, не подтверждающиеся в эксперименте, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятым и проверенным практикой научным знаниям.

2. Социальное познание – это познание общества. Усилиями ученых, изучающих социальные явления, общество познаёт само себя, т.е. субъект познания (общество) и его объект (общество) совпадают. Люди являются творцами общественной жизни и её изменений, они же познают социальную действительность, её историю.

Особенности социального познания:

1. Включенность человека как социального существа в социальную жизнь, которую он же изучает;

2. Сложность изучаемого объекта – общества. В социальных процессах взаимодействуют различные социальные силы, переплетаются многообразные экономические, политические, духовные причины, в них вторгается множество случайностей, причудливо пересекаются интересы, воля, действия множества людей.

3. В социальном познании ограничены возможности наблюдения и эксперимента.

Некоторые ученые, учитывая трудности социального познания, приходят к выводу, что общество не поддаётся научному изучению. Они считают, что возможно только описание общественных явлений.

Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов. Социальные факты – это события, имевшие место в определенное время при определенных условиях.

Виды социальных фактов:

1.Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.

2. Материальные и духовные продукты человеческой деятельности.

3. Словесные действия – мнения, суждения, оценки.

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 14

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 15

ЛЕКЦИИ

по дисциплине “Обществознание”

Лекция № 16

Религия – это система представлений людей об окружающем мире, связанных с убеждением, что важную или решающую роль во всех событиях играют не материальные причины, а таинственные сверхъестественные духовные силы или существа. В развитых религиях все объяснялось волей бога.

2. За время существования человечества было немало религий. Известен пантеизм (от греч. pan - всеобщий и theos - бог) - отождествление Бога со всем миром, обожествление природы. Таковы религиозные воззрения многих первобытных и современных народов, по тем или иным причинам задержавшихся в своем историческом развитии.

Известен и политеизм (от греч. poly - многий и theos - бог) - многобожие, присущее, например, духовной жизни античной Греции, Древнего Рима, древних славян, ряду религиозных течений современной Индии. В этих системах были и главный бог (Зевс в античной Греции, Юпитер в Древнем Риме и т. д.), и многочисленные боги, которые опекали те или иные стороны жизни человека, воплощали в себе различные природные и общественные явления.

Существует и монотеизм (от греч. mono - один и theos - бог) - единобожие, религиозная система, признающая единого Бога. Он всесилен, всеведущ, всемогущ, всеблаг (т. е. обладает всеми достоинствами). Христианство и ислам монотеистичны.

Существует и атеизм (от греч. a - отрицание и theos - бог) - отрицание существования богов, отрицание необходимости и правомерности существования религии.

Различаются также племенные религии, национальные (например, конфуцианство в Китае) и мировые религии, распространенные в разных странах и объединяющие огромное количество верующих. К мировым религиям традиционно относят буддизм, христианство и ислам. По последним данным в современном мире христиан около 1 400 млн. человек, приверженцев ислама около 900 млн., буддистов около 300 млн. человек. В сумме это почти половина жителей Земли.

Буддизм - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”. Будда Шакьямуни (мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V-IV вв. до н. э. Другие мировые религии - христианство и ислам - появились позже (соответственно пять и двенадцать веков спустя).

Если попытаться представить эту религию как бы “с высоты птичьего полёта”, перед нами раскинется пёстрое лоскутное одеяло из направлений, школ, сект, подсект, религиозных партий и организаций.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы - тхеравады, Будда жил с б24 по 544 г. до н. э. По научной версии время жизни основоположника буддизма - с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н. э. Родина буддизма - Индия (точнее, долина Ганги). Общество Древней Индии делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом “брахман” Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения.

В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-10

Закажите работу сегодня со скидкой до 5%

Бесплатно

Узнать стоимость работы


1 Раздел: Общество и общественные отношения.

1.Типология общества;Общество и общественное отношение.

2.Структура общества.

3.Основные сферы жизни общества.

  1. Типология общества; Общество и общественное отношение.

Общество-это понятие,которое происходит из обычного не научного языка,по этому оно не имеет точного определения.Традиционное общественое понятие совокупность людей или как совокупность общественных отношений и это взгляд на общество называется социальным номинализмом,однако это не расскрывает полного понятия поскольку в данном случае по мимо людей и их отношений существуют отношения которые оказывают значительное влияние

Существует еще одна точка зрения-Социальный реализм.Общество-социальный реализм которого не сводится к природной реальности,а значительно отличается от нее.

Именно по этому в современном обществе возникло множество подходов отлкования общества.

Французский социолог Дюркгейм рассматривал общество,как реально существующее вне людей и во многом зависит от так называемых социальных факторов.

Социальный фактор-это любой способ действия на который оказывает влияние на жизнедеятельность людей,но в тоже всремя имеет свое собственное существование не зависящее от людей.

В философии ощество понимается в узком и широком смысле слова.

В узком смысле-это определение этапа человеческой истории,а так же та или иная совокупность людей объединенных для общественнои и совместной деятельности.

В широком смысле- общество это обособевшаяся от природы часть матреиально мира представляющая собой способы взаимодйствия людей и формы их обединения.

Но вместе с тем общество это не только обособившаяся от природы часть материального мира,но и результат целенаправленного разумноорганизованой жизни людей в связи с этим появилось три основных теории подхода объясняющие понятие общества:

1 Натуралистический

2 Идеалистический

3 Материалистический

С точки зрения натуралистического общество расматривается как естественное продолжение закон природы,мира животных и космоса.Монтесккю считал,что общество и его развитие определяется особеностью геограической и природно климатической среды.

С точки зрения идеалистического понятия общества.Основной его является нечто духовное.

С точки зрения матреиалистического понятия общества.Он был разработан Карлом Марксом.Основой существования и развития общества является тот или иной способ производства материальных благ,которая складывается независимо от сознания людей

Общество является частью метериального мира развивающися по своим собственным законам,по этому сточки зрения материалистического понятия это нечто иное как естественный иторический процесс объединяет законы в сочетании с объективными факторами.

Основные признаки общества.

1 Каждое общество имеет историю,которая хранится в его памяти.И кроме того представления отражраются также в тех знакоковых явлениях культуры котрорая и составляет основу того лили иного общества

2 В каждое имеет собственную культуру,которая и позволяет ему сформировать отражать формы и ценности являющимися основой рожденим народной соц. сферы.

3 Любое общество является самой большой еденицой социальной реальности.оно не входит в сотставную часть болие крупного общества.

4 Общество воспроизводит само себя.

5 Общество должно иметь государство

6 Любое общество характерезуется социальной дифиринциацией (расслоение) на классы и сословия.

Общество это довольно сложная само развивающаяся система и в нем неизбежно возникают определенные отношения в которые вступают междусобой люди в процессе совместной деятельности - общественные отношения.

Общественные отношения- это много образие форм и взаимодействия и взаимосвязи и возникают в процессе деятельности между социальными группами,а так же внутри них.

Все общественные отношения деляться на 2 группы материальные и духовные.

Материальные отношения- возникают и складываются не посредственно входе практической деятельности людей и независимо от их сознания.

Духовные отношения складываются под влиянием общественного сознания, через идеал к духовной ценности, кторые выступают в качестве первопричины.

все реальное многобразие обществ существовавших прежде и существующих ныне подразделяют на определеные типы,а несколько типов объедененых сходным признаком ччли критерии образуют типологию в обществознании.

Существует несклько типов обществ

1 Простые общества (отсутствует дифиринциация,нет руководителя и подчиненных)

2 Сложные общества (в котором существует несколько слоев населения и соответсвует несколько уровней управления)

3 Исторические (общество эконом реформ)

4 Цивилизационные (традиционные индустриальные и пост индустриальные)

Самой известной типологией общества я вляется типология философа Моргана,которую он изложил в работе "Древнее общество или исключение линий человеческого прогресса от дикости,через варваство к цивилизации"

Дикость-Варварство-Цивилизация (Каждый из этих типов характерезуется своей особенностью воспроизводтва цивилизации)

Дикость- социальность через производства таких цен как власть и мастерсво.

Мастерсво- через ценность славы

Цивилизация- основная ценность богатсва в форме денег и катиталов.

Дюркгейм разделял все общества на механические и органические

Механический тип. Наивысшим значеним рода и племени,но без них человек ничего не представляет.

Органический тип. Наивысшей ценностью значится профессионализм отдельного человека.

В основе Марксистской типологии лежал уровень развития производства сил и соотношения или производсво отношений следователно в типологии юбщества деляться на общественно экономической формации.

Это типология общества,которую предложил американский филосов Поппер.Все общества делились на закрытые и открытые.

В закрытых обществах обеденяются полубиологической связью, т.е. родствосм,общей жизни,участием в общих делах,одними опасностями,общими удовольствиями и бедами,как правило такие общества это тоталитарные общества.

Открытые общества это димократические общества в котором люди обладают независимостью в которых вынуждены принимать решения самостоятельно.

  1. Структура общества.

Структура- это система относительно устойчивых отношений между элементами поддерживаются её единство и порядок.

В качестве основных элементов выступают:

1 элемент Социальный инстинут т.е. общественно приятый образец поддерживающий формы поведения и действия людей

2 элемент - это отдельные люди.Социальные группы различающийся своим полорженим и ролью в общественной жизни.

3 элемент. Статусы и ромы т.е. это те позиции которые занял социальные объекты выносящие основные социальные ресурсы (богатсво, власть,образование)

4 элемент. Функции поддерживающие единство и жизнеспособност на основе распределения обязанностей.

5 эелемент. Орган поддерживающий единство общества на основе резделения труда и рыночного обнена продуктов своей деятельности.

Социальный институт означает некое установленное общеприятое правило,стереотип,обычай или тарадицию т.е. представляет собой предмет который способен воспроизводить устойчивое состовляющее социал отношений,а так же диспоцию положений относительно друг к другу и их регурировать.

Социальный институт это средство установления социальных отношений и поддержания порядка в обществе и именно социальный институт и заставляет человека по мимо личныз отношений и предохраняет социум от возникновения конфликтов следовательноо в каждом обществе есть 4 основных группы социальныз институтов.

1 Экономический институт - регулирует отношение производства и распространения товаров и услуг

2 Политический институт,который поддерживает административную функцию отношений или отношение власти.

3 Культурно иил духовный институт,который обеспечивает приемственность правовых,художественных,этических,моральных и религиозных отношений.

4 Социальный институт,который воспроизводит социальные позиции людей.

Каждая группа социальных институтов тесно взаимосвязана друг с другом и в тоже время автономна и имеет свою логику развития.

Групповая структура общества представляет собой иерархическую организацию социального пространства,в которой социальная группа или слои различаются между собой,степенью обладания собственностью,властью и культурой.

Впервые предпринял попытку деления на группы - Платон,создав свою модель идеального государства.Разработтаная им модель идеального государства включала в себя 3 основных сословия:

1 Философы- управление государством

3 Работники (крестьяне и ремесленники)- производство материальных ресурсов.

С точки зрения марксистской теории общество делится на классы.С точки зрения теории классы это людей различающихся:

а) местом в системе общественного производства

в) отношение к среде производства

с) ролью в общественной организации труда

d) способ получения и размерами той доли общественного богатсва,которой они распологают.

Существует теория технократического детерминизма,в соответсвии с которым в структуру любого общества...технократического возникановение которго технологии иноваций и разжеляет тех

Технократия это главная движущая сила социально прогресса.

Теория технократического дедерминиза сводит социальную структуру общества к двум социальным классам,которая и обеспечивает переход к постиндустриальному обществу.

Технократия относится к производству высокопроизводительного высоко технологического продукта.

Гуманократия это те кто обеспечивает производство и воспроизводство самого человека как субъекта труда и общества жизни.

Социальные классы как правило открыты и не замкнуты их основу всегда соответсвует экономическим фактрам и выводит 3 основныз класса:

1 Верхний

2 Рабочий

3 Средний

Некоторые допускают 4 класса,к которрым относят крестианство.

Ролевая структура общества.

Статификация- это разделение общества на определенные статусы (позиции),которые занимают населенные его люди.Следовательно статус это положение социальной систены,которая определяет и поддерживает общество в целом.Существует насколько типов статусов,которые в своей совокупности образуют статусный набот представляющий положение человека в обществе взаимодейстует как целое.

Функциональная структура

Функчионал-выполнять или совершать что либо.

Американский социолок выделил 4-ре основных функции

1 Одаптивная функция- система должна уметь приспосабливаться к внешней среде (экономика)

2 Целеноправленная система- должна уметь формулировать свои цели и достигать их(политика)

3 Интегративная- внутри еденицы и упор. что бы быть в соответсвии достич свои цели(су3д,прокуратура,полиция)

4 Латентная- систена должна сохранять и поддерживать по средствам усвоеная членами общест,култур и писменности(семья,лиригии и соответсвенно образования)

Деятельно производственная структура-её основным элементом выступает организация. Организация происходит от древне греческого слова органо-другие инструмент. Что бы нечто производить человеческое общество должно быть организованным. Основными признаками является:

1 Наличие целей деятельности.

2 Наличие органа управления

3 Координация

4 Контроль

Сущность понятия организация-это социо культурная общность созданная специально для достижения целей. Организация-деятельность по организации включения плана, координации связей, мотивации и контроля, процесса управления. Организация - это иерархическая структура связей и отношений между элементами представляющих собой административную функцию иерархических должностей и односторонних личных зависимостей.

  1. Основные сферы жизнедеятельности общества.

В любом обществе выделяют 4 основных сферы

1 Экономическая

2 Социальная

3 Политическая

4 Духовная

Экономическая сфера-материальное производство, распределение и обмена материальных благ экономическое пространство,которое ограничивает хозяйственную жизнь страны осуществляющую хозяйственную жизнь страны и международное экономическое сотрудничество. Основным элементом экономической сферы является материальное производство. Именно в нем заключается условие существования людей.

Социальная сфера-это сфера деятельности и взаимных отношений в обществе, этнических группах, классах, профессионально и социально демократических слоев по поводу социальных условий их жизни, следовательно социальная сфера это формирование установление классовых и национальных отношений, условий труда, образа и уровня жизни людей.

Политическая сфера-это отношения между классами, социальными группами, нациями, политическими группами, а так же социальными группами по поводу исправления их политики в следствии их потребности и интересов.

Духовная сфера-это сфера отношений людей по поводу создания, усвоения людей и их ценностей. Формы и уравнения общественного сознания под которым понимается идеал отношений общественной жизни.

Понятие общества очень многогранно. Оно может быть отнесено к сравнительно небольшим группам людей, объединенных по какому-либо значимому для них основанию, например, обществам спортсменов, политиков, любителей животных.

Под обществом могут понимать отдельную страну, например, российское или американское общество. Для характеристики устойчивых межнациональных, межгосударственных образований используется понятие сообщества (европейское сообщество).

Под обществом понимается и все человечество как некая, относительно обособившаяся часть природы, как носитель разума, источник культуры, как всеобщая форма существования человека.

Когда требуется подчеркнуть некоторые существенные черты общества, говорят о его видах. По технологическому основанию различают доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества. По религиозному основанию: христианские, мусульманские, буддистские, конфуцианские. По национальному основанию: немецкое, французское и др. Каждое из них, хотя и отличается от других своими специфическими чертами, но подчиняется общим закономерностям.

В философии понимание общества связывается с представлением об исторически сложившейся совокупности людей, связанных общей жизнедеятельностью. Главная черта общества- его органичная целостность, системность, поскольку люди объединены в нем на основе необходимого для них общего способа существования. К основным признакам любого общества относятся: исторически сложившееся население; общность территории; определенный способ жизнедеятельности; упорядоченность отношений (экономических, социальных, политических); общность языка, духовной культуры и традиций; организация власти и управления.

Основными элементами любой общественной системы выступают ее субъекты. Ведущий субъект деятельности общества, разумеется, человек. Однако, в качестве субъектов общества могут выступать и различные группы, объединения людей:

o возрастные (молодежь, пенсионеры);

o профессиональные (врачи, учителя, шахтеры);

o этнические (народность, нация);

o религиозные (церковь, секта);

o политические (партии, народные фронты, государства).

Общество существует и развивается только благодаря наличию устойчивых взаимосвязей между его субъектами. Различные формы взаимодействия людей, связи, возникающие между социальными субъектами или внутри них, называются общественными отношениями.

Общественные отношения условно можно разделить на две большие группы: отношения материальные и отношения духовные. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, а закрепляются в вещественных формах материальной культуры (создание, распределение, потребление материальных ценностей). Духовные отношения связаны с идеальными ценностями: моральными, художественными, философскими, религиозными.

Наиболее часто общественные отношения разделяются по сферам общественной жизни. В любом обществе – независимо от языка, господствующей религии, истории, ориентации хозяйства – существуют четыре типа деятельности, которые должны воспроизводиться в целях его сохранения и продолжения. Они составляют основу формирования четырех основных сфер общественной жизни и, соответственно, четырех видов общественных отношений. Таким образом, выделяют

· экономические отношения (отношения в процессе материального производства);

· социальные отношения (системообразующие отношения между субъектами общественной жизни); политические отношения (по поводу функционирования власти в обществе);

· духовно – интеллектуальные отношения (по поводу моральных, религиозных, эстетических ценностей).

Общественные отношения испытывают на себе влияние регулирующей деятельности человека и общества в целом. В то же время от характера отношений, установившихся в данном обществе, зависят положение и благосостояние каждого человека, а также направленность и темпы общественного развития. Экономические, социальные, политические и духовные отношения людей в каждом исторически определенном обществе существуют объективно, в значительной степени независимо от желания отдельного человека. Но система общественных отношений развивается только на основе творческих усилий многих людей, практическая деятельность которых рождает новые общественные отношения.

Чтобы понять феномен общества, необходимо уяснить противоречия человека как социального «атома», а далее разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое, в общественный «организм». В принципе выделяются три основных подхода к объяснению этих связей и закономерностей.

Первый может быть обозначен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге – Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений, особенностями географической и природно-климатической среды, спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями. Общество предстает как своеобразный эпифеномен природы, ее высшее, но далеко не самое «удачное» и устойчивое образование. Этот «эксперимент» природы ввиду явного несовершенства человека и тяжести несовершенных глобальных проблем может повести к самоубийству человечества. В рамках этого направления предполагается также, что общество может изменить форму своего бытия, «уйти» в Космос, и там начать новый виток своей эволюции.

Другой подход может быть назван «идеалистическим». Здесь сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. История знала немало примеров существования теократических государств, где единство обеспечивается одной верой, которая тем самым становится государственной религией. Многие тоталитарные режимы основывались на единой государственной идеологии, которая в этом смысле выполняла роль скелета общественного устройства. Рупором этих идей выступал обычно религиозный лидер или «вождь» нации и народа, а те или иные исторические действия (войны, реформы, и т.д.) зависели от воли этого человека, которая опиралась на данную идеологическую или религиозную систему.

Третий подход объяснения общественного устройства связан с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природ­ных условиях и при наличии тех или иных верований, но имеют самодовлеющий, определяющий характер. Общество предстает как це­лое, определенная система, структурированная особым обра­зом на части, к которым оно полностью не сводится. При этом понимании человек реализует себя в зависимости от места, занимаемого им в обществе и участия в общем про­цессе. Отношения людей определяются не договором или контрактом, а согласием членов общества (консенсусом), в котором учитываются объективные закономерности истори­ческого развития.

На протяжении всей истории люди старались понять, объяснить причины возникновения общества, направленность его развития. Первоначально такие объяснения давались в мифологической форме, в сказаниях о богах и героях, пожелания и действия которых определяли человеческие судьбы(например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера).

Философские учения об обществе зародились в Древнем мире, когда впервые были предприняты попытки обосновать взгляд на общество, как на специфическую форму бытия, имеющую свои законы. Например, Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов. В Средние века философские объяснения общественной жизни опирались на религиозные догматы. Аврелий Августин и Фома Аквинский понимали человеческое общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом, и которое развивается в соответствии с волей Бога.

В период Нового времени получили распространение идеи о том, что общество возникло и развивается естественным путем на основании соглашения между людьми. Представители договорной теории (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо) обосновывали положение о «естественных правах» каждого человека, которые он получает от рождения.

Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г.Гегель, определивший его как связь, общение людей через согласование потребностей, разделение труда, взаимное поддержание порядка.

В XIX веке наряду с философией начала оформляться конкретная наука об обществе – социология. Это понятие было введено французским философом О.Контом. Предметом изучения этой науки стал общественный прогресс, решающим фактором которого, по О.Конту, выступает духовное и умственное развитие человечества.

Определенным этапом в разработке социальных проблем стала теория марксизма, согласно которой развитие общества предстает как естественно-исторический процесс. Человеческое общество, по Марксу, проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Упреки в адрес марксизма связаны с тем, что в многообразии исторических процессов на первый план выведены экономические факторы, а влиянию человеческих, социально-духовных элементов отводится второстепенная роль.

В конце XIX века приобрела популярность «философия жизни». Ее представитель Ф.Ницше выступил с призывом к переоценке всех ценностей с позиций индивидуализма, интеллектуального и морального аристократизма. О.Шпенглер рассматривал историю не как единое целое, а как совокупность замкнутых циклов, каждый из которых представляет историю культуры отдельного народа. О.Шпенглер считал, что европейское общество вступило в полосу окончательного заката.

В начале XX века получили распространение труды крупнейшего философа М.Вебера, рассматривавшего проблемы социального действия. Анализу возможных типов социальной организации, противостоянию тоталитаризма и демократии, ответственности человека за выбор общества, в котором ему предстоит жить, посвящены работы К.Поппера.

Во второй половине XX века философское познание общественной жизни было дополнено концепциями технологического характера. Р.Арон, Д.Белл, У.Ростоу, З.Бжезинский, А.Тоффлер выдвинули ряд теорий, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, изменениями техники и технологии. Они выделили три основные этапа развития общества:

· Доиндустриальное (аграрное),

· Индустриальное (промышленно развитое),

· Постиндустриальное (высокотехнологичное, нацеленное на индивидуальные потребности каждого человека).

С начала XX века предпринимались многочисленные попытки объяснить социальную реальность средствами естественных наук: географии, биологии, психологии, кибернетики, а в последнее время и синергетики (Г.Спенсер, М.Ковалевский, З.Фрейд, Ж.Пиаже, И.Пригожин). Сама эта тенденция очень показательна с позиций сближения естественнонаучных и социальных теорий.

Таким образом, история философской мысли показывает, с одной стороны, возрастающую мощь научного познания в сфере социальных отношений, а, с другой, - демонстрирует возрастающую сложность развивающихся общественных систем. Выход из такого противоречия возможен на пути познания общих закономерностей существования и развития общества.

Наличие устойчивых связей между всеми компонентами общества, их единство никогда не вызывало у философов сомнений. Тем не менее, существовали и существуют различные подходы к пониманию характера целостности общества. В истории философии известны «атомистическая» теория общества, теория «социальных групп», теория социальных институтов и организаций, теория «общество как организм». Сегодня же многие философы (П. Алексеев, В. Кохановский, А. Боголюбова, П. Гречко и др.) используют теорию общества как системы. Эта система обладает особыми качествами:

· интегральность (система как целое выше, чем ее отдельные элементы);

· функциональность (роль каждого элемента зависит от его места внутри системы);

· структурность (относительная устойчивость связей и отношений между элементами системы);

· взаимозависимость с внешней средой (каждая система является элементом более масштабной системы и, с одной стороны, зависит от импульсов этой большой системы, а с другой – сама влияет на внешнюю среду).

Всем этим признакам отвечает человеческое общество.

Общество – многоуровневая система. Основные уровни могут быть представлены следующим образом. Первый уровень – это социальные роли, определяющие структуру социальных взаимодействий. Второй уровень – различные социальные группы и институты, в которых распределены эти социальные роли. Третий уровень – культура, которая задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений. Четвертый уровень – политическая система, которая правовыми актами регулирует и укрепляет связи внутри социальной системы.

Общество – самовоспроизводящаяся, самоорганизующаяся, саморегулирующаяся, динамичная система, находящаяся в процессе непрерывного изменения. Главным источником развития общества является творческая энергия, воплощенная в поведении людей, которое не всегда укладывается в рамки сложившихся предписаний. Такую энергию еще называют инновационной. Эта энергия вызывает изменения в культурной и институциональной системах общества, которые осуществляются благодаря механизмам внутренней саморегуляции и контроля.

Развитие общества, как правило, направлено на создание все более сложных системных элементов. Динамика развития общества связана с чередованием периодов ускорения жизненных процессов и их замедления, частичного распада общественных структур, с частичным возвратом к старому.

Конечно, каждый отдельный человек рождается в определенном обществе и в определенную историческую эпоху. Он застает сложившуюся систему общественных отношений, которую невозможно игнорировать. Но он должен определить свое место и роль в этой системе. Власть объективных закономерностей общества не является чем-то фатальным. Как замечают В. Кохановский, В. Яковлев, Л. Жаров и Т.Матяш «вся история – это движение человечества к свободе и гуманизму в общественных отношениях». Сегодня человечество переживает нравственно-культурный кризис, связанный с неумением установить гармоничные отношения между обществом и человеком, между народами, нациями, государствами.

Социальная структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой. Различные социальные общности людей в реальной жизни постоянно взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в друга. Отношения классов, например, оказывают большое влияние на отношения наций, отношения наций в свою очередь оказывают определенное влияние на отношения классов.

Вся сложная совокупность социальных общностей, которая существует в современных условиях представляет собой не просто некое множество параллельно сосуществующих социальных сил, а органическую социальную систему, качественно определенную общественную целостность. В том и состоит сложность существования и функционирования социальной структуры общества, что в ней различные социальные общности, взаимопроникая, переплетаясь, взаимодействуя между собой, в то же время сохраняются как качественно устойчивые социальные образования.

Социальная структура рассматривается в широком и узком смысле слова. Социальная структура в широком смысле слова включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам. Наиболее важными разрезами этой структуры в широком смысле слова являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, поселенческая и т. д.

Социальная структура в узком смысле слова - это социально-классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. В историческом плане социальная структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем социально-классовая. Так, в частности, этнические общности появились задолго до образования классов, в условиях первобытного общества. Социально-классовая структура начала развиваться с появлением классов и государства. Но так или иначе на всем протяжении истории существовала тесная взаимосвязь между различными элементами социальной структуры. Более того, в определенные эпохи различные социальные общности (классы, нации или другие общности людей) начинали играть ведущую роль в исторических событиях.

Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждой общественно-экономической формации свойственна своя социальная структура, как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль. Так, хорошо известно, какую большую роль в развитии экономики, торговли, науки и культуры сыграла буржуазия в период Возрождения в странах Западной Европы. Не менее важной оказалась роль русской интеллигенции в развитии общественной жизни России в ХIХ веке.

В этой связи необходимо отдельно остановиться на роли социально-классовой структуры и роли классов, классовых отношений в социальной структуре общества. Известно достаточно много фактов истории, свидетельствующих о том, что именно классы и их отношения наложили большой отпечаток на социальную жизнь общества, потому что именно в классовой общности воплощаются наиболее важные экономические интересы людей. Поэтому социально-классовая структура общества играет ведущую роль в социальной жизни общества. Однако, не менее важное значение, особенно в современных условиях, принадлежит и другим социальным общностям людей (этническим, профессиональным, социально-демографическим и т. д.).

Говоря о структуре современного общества, следует сказать о его социально-классовом характере. Философия и социология (как наука об обществе) сегодня исходят из того, что социальные группы – это относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие ценности, интересы и нормы поведения. Большие социальные группы – это: общественные классы; социальные слои; профессиональные группы; этнические общности (нация, народность, племя); возрастные группы(молодежь, пенсионеры). Малые социальные группы, специфический признак которых – непосредственные контакты ее членов, - это: семья, производственная бригада, школьный класс, соседские общности, дружеские компании. Под общественным классом понимается большая социальная группа, отличающаяся отношением к средствам производства и собственности. Классовый характер структуры общества имеет объективные корни, т.к. связан с местом данного класса в производстве. Однако сегодня рассматривать классы и классовую борьбу как главный двигатель истории (как делали это основоположники марксизма-ленинизма), на мой взгляд, совершенно неправильно. Научно-техническая революция, общественный прогресс приводят человечество к постепенному стиранию различий между умственным и физическим трудом, а также людьми разных классов общества.

В наше время происходят очень важные изменения в социально-классовой структуре общества. Здесь играют большую роль два обстоятельства. Во-первых, более половины населения нашей планеты перешло к урбанистическому (городскому) образу жизни. Практически во всех странах мира образование считается сегодня важнейшей сферой развития общества. На первый план в жизни современного общества выходит человек, его сознание, мышление и творчество. Во-вторых, вот уже почти пятьдесят лет наблюдается поступательный переход к информационной модели развития человечества, где стирается грань между производством и потреблением, где деятельность человека связана прежде всего с информацией и знаниями как основным ресурсом развития.

Кроме социально-классовой структуры общества, каждый человек включен в профессиональную структуру. Профессиональная структура общества – это состав занятого в экономике населения по роду занятий(в той или иной отрасли) и профессий(с учетом квалификации и образования).

Любой индивид включен также в культурную среду, поселенческую структуру (город, село), семью и т.д. Таким образом, мы видим, что создается сложное переплетение социальной структуры общества. Здесь еще очень важно отметить, что человек в течение жизни может поменять свою классовую принадлежность и профессию. Только половые, этнические и культурные особенности являются устойчивыми элементами современной структуры общества.

Понимание сущности, содержания, закономерностей развития общества является наиболее важным, исходным во всей системе философских исследований жизни человека и человечества в целом. Это и естественно, поскольку формы существования людей, их материальное благосостояние, духовность, счастье или невзгоды в большой степени зависят от того, в каком обществе они появились на свет, сформировались как личность, проявили свои способности, обрели социальный статус, значимость для семьи, нации, государства, всего человечества, наконец.

Итак, общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в более узком смысле общество – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.

Общественные отношения – это многообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри них, в процессе их экономической, социальной, политической и культурной деятельности.