В современном мире большие и даже глобальные. Глобальные проблемы современного мира

«Глобальные проблемы» (от лат. globus terrae - земной шар, сам термин появился в конце 1960-х гг.) - совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.

Общие черты:

    масштабность: затрагивают все человечество;

    предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране);

    острота: от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации;

    проявляются как объективный фактор развития общества;

    настоятельно требуют решения.

Главные (приоритетные) глобальные проблемы:

    Проблема войны и мира, предотвращения новой мировой войны.

    Демографическая.

    Сырьевая.

    Экологическая.

    Проблема «север-юг» (преодоление отсталости развивающихся стран и сокращение разрыва в уровне развития между ними и передовыми постиндустриальными странами).

6. Продовольственная.

7. Энергетическая.

8. Использования Мирового океана.

9. Мирового освоения космоса.

И прочее.

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща ради сохранения жизни на планете.

Основные направления разрешения глобальных проблем:

    Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма . Широкое информирование людей о глобальных проблемах.

    Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем.

    Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений.

    Четкая международная система прогнозирования.

    Развитие новых технологий (ресурсосберегающих, использующих вторсырье, природные источники энергии).

    Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень. Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информацией.

ВОПРОСЫ:

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобальные проблемы человечества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о глобальных проблемах.

Определение: 1) Глобальные проблемы - это совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит существование цивилизации.

Два предложения: 2) Решение глобальных проблем человечества возможно только при участии всего мирового сообщества. 3) Одной из глобальных проблем является проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.

2. Назовите любые три глобальные проблемы современности и приведите к каждой конкретный пример.

    Экологическая проблема. Пример: вырубка лесов - «легких планеты», например тропических лесов в долине реки Амазонки.

    Демографическая. Пример: быстрый рост рождаемости в современном мире с 1,5 млрд человек в начале ХХ века, до 6,5 млрд в начале XXI века. Осенью 2011 года был зафиксирован семимиллиардный житель планеты. Население земли увеличивается в геометрической прогрессии и по самым скромным подсчётам достигнет к 2050 году 10 млрд жителей.

    Угроза возникновения третьей мировой войны. Пример: если в начале 1950-х годов ХХ века только две страны в мире обладали ядерным оружием, то к началу XXI века их уже около десятка. Причем часть из них находится в состоянии «холодной войны» друг с другом, например Индия и Пакистан.

3. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

В качестве примеров, иллюстрирующих взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны, могут быть приведены:

    Значительное количество локальных вооруженных конфликтов приходится на страны «третьего мира», некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт.

    Из-за обострения проблемы обеспечения сырьем и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война).

    Бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации) и др.

4 . Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью - производить для него как можно больше пищи и сырья. На них уже более не распространяется дарвиновский закон естественного отбора, который обеспечивает генетическую эволюцию и приспособляемость диких видов. Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремленном продвижении человечества вперёд. Не менее печальная участь ждет и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую емкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.

И это не единственное, в чем новая благоприобретённая мощь человека отразилась на его собственном положении. Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву. Он научился производить больше, чем когда бы то ни было, всевозможных вещей, и к тому же в значительно более короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя всё больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца.

Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, а чаще научно-технической революцией. Последняя началась тогда, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире. Этот процесс идет сейчас полным ходом и все набирает и набирает скорость».

(По А. Печчеи)

1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

3) Предположите, почему постоянный рост производства и потребления угрожает будущему человечества. Выскажите два предположения.

5) В 1900 г. население Земли достигло 1650 млн человек; в 1926 г. оно составило 2 млрд человек; на третий миллиард ушло 34 года; следующий миллиард добавился за 14 лет; затем - за 13; увеличение населения с 5 до 6 млрд человек заняло 12 лет и завершилось в 1999 г. Какую идею автора иллюстрируют приведённые факты? В чём опасность продолжающегося роста численности населения Земли?

1. План текста:

    Влияние современного человека на природу.

    Рост потребностей человека.

    Научно-техническая революция.

    Те виды (виды растений и животных), которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью - производить для него как можно больше пищи и сырья.

    Те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, обречены, потому что естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремлённом продвижении человечества вперёд.

    Печальная участь ждет и нетронутую дикую природу, которая все еще нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни.

3. Два предположения:

    Рост производства и потребления приводит к поиску дополнительных ресурсов, что приводит человека в самые отдалённые и нетронутые уголки дикой природы. В свою очередь это нарушает и так шаткое равновесие человека и дикой природы.

    Постоянный рост производства и потребления будет сопровождаться увеличением отходов, что может привести к глобальной экологической катастрофе. Например, увеличение выбросов углекислого газа в атмосферу грозит «парниковым эффектом».

    Борьба за передел ресурсов - «третья мировая война».

    Два крупнейших достижения НТР:

    интернет;

    мобильная связь.

    Подобные факты иллюстрируют следующую идею автора: «Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву».

    Опасность в грядущем перенаселении планеты, которой не хватит ресурсов, чтобы прокормить такое количество народа. Это грозит человечеству новыми войнами, социальными катаклизмами и прочими бедами.

    Дикая природа позволяет человеку насладиться чувством прекрасного, ощутить гармонию с природой, испытать чувство покоя и т. п.

Происходящая в современных условиях информационная революция создаёт реальные технико-технологические основы для решения глобальных проблем. Всё большее распространение получает экономика, построенная на сочетании рыночных механизмов и государственного регулирования стихийных экономических процессов, позволяющая осуществлять эффективную социальную защиту населения, преодолевать конфликт между эффективностью производства и социальными интересами людей.

Аргументы:

Постепенно утверждается в умах политиков и становится реальностью идея ненасилия, решения возникающих проблем не силой, а переговорами, поиском компромиссов. Уходит в прошлое непримиримое идейное противостояние, выливавшееся в психологическую войну. Основы для терпимости и взаимного сотрудничества в рамках мирового сообщества постепенно укрепляются, что создаёт условия совместных действий по решению глобальных проблем.

В ходе развития цивилизации человечество сталкивалось с определенными трудностями. Но о глобальных проблемах ученые начали говорить в 70-80 годах прошлого столетия, когда для жизнеобеспечения населения потребовалось больше ресурсов. Да и отходы стали значительно увеличиваться. Какие глобальные проблемы волнуют на сегодняшний день?

10 Природные катаклизмы

Глобальное потепление приводит к изменению температур в верхних и нижних слоях земли. В связи с этим наблюдается кардинальные перемены в атмосфере, что приводит к аномалии и катаклизмам.

9 Отсталость некоторых стран


Сейчас существуют на планете страны, где голодают люди. В большинстве страдают дети, у которых организм не сформировался. Иммунитет без качественной пищи не справляется с заболеваниями. Поэтому они часто болеют и умирают. Об умственном развитии даже не приходится говорить. Главная цель – выжить.

8 Мирное освоение космоса


Испытания оружия засоряют атмосферу. Стоит обратить внимание на то, чтобы развитие космоса не угрожало жизни людей. Поэтому в освоении космического пространства необходимо придерживаться только мирных целей. А самое лучшее – придерживаться международного сотрудничества и понимания.

7 Использование ресурсов Мирового океана


Мировой океан всегда был источником существования. Сейчас желательно направить действия на то, чтобы он превратился в целую природно-хозяйственную систему. Отказаться от захоронения ядерных отходов, запретить военные испытания и создать мировую структуру морского хозяйства.

6 Продовольственная


Всемирная организация здравоохранения озвучила страшную цифру – 1,2 млрд человек недоедают. Чтобы эти данные уменьшились, следуют выработать общий план действия. Во-первых, распахать земли, развести рыбу. Во-вторых, выращивать растения и породы животных, которые устойчивы к болезням.

5 Энергетическая


Чтобы обеспечить себя топливом в холодный период, человек уничтожает деревья. Неконтролируемые действия приводят к сокращению видов животных и растений. Нарушается баланс. Получение энергии благодаря солнцу, ветру могут решить проблему тепла и света.

4 Демографическая


Население земли постепенно увеличивается. Поэтому следует кардинально задуматься властям государств, где численность жителей очень высока. Единственный правильный выход – это продуманная демографическая политика, где будут учтены интересы нации, сохранены традиции и предоставлены определенные условия для жизни.

3 Сырьевая


Причина возникновения сырьевой проблемы – постоянный рост объемов минерального сырья, который получают из недр земли. Постепенно сырье теряет свою ценность. Если сравнить содержание меди в руде, то сейчас она снизилась на 30%. От этого страдают люди, покупающие некачественные товары.

2 Экологическая


Нерациональное использование природных ископаемых и постепенное загрязнение окружающей среды – вот шаги человеческой деятельности, ведущие к большой проблеме. Скоро наша планета превратится в единую свалку, которую описывал в своем рассказе американский писатель Рэй Брэдбери. От природной красоты ничего не останется.

1 Мира


Тема войны сейчас очень острая. Желание воевать присутствовало всегда. Но с развитием ядерного оружия опасность уничтожения целых континентов возрастает. Единственное правильное решение в этом вопросе – мирное сосуществование.

Все глобальные проблемы не уместились в этот список. Не упомянуты редкие инфекционные заболевания, международный терроризм и многое другое. С каждым новым десятилетием будут появляться проблемы. Главное, их вовремя решать.

Представляем вашему вниманию видеоурок по теме «Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость». По ходу развития цивилизации перед человечеством постоянно возникали сложные проблемы. На этом уроке мы обсудим, что содействовало обострению проблем в XX веке и рассмотрим их сущность, затрагивающую общепланетарные масштабы. Узнаем о классификации глобальных проблем человечества, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Тема: Глобальные проблемы человечества

Урок: Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость

По ходу развития цивилизации перед человечеством стали возникать глобальные проблемы. Ныне человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.

Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными) вопросами для какой-то отдельной страны, народа, затем они становились региональными и глобальными, т.е. проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества.

Основные черты глобальных проблем :

1. Проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества

2. Они приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации.

3. Глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества.

4. Глобальные проблемы тесно связаны одна с другой.

Главные проблемы человечества :

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.

2. Экологическая.

3. Демографическая.

4. Энергетическая.

5. Сырьевая.

6. Продовольственная.

7. Использование Мирового океана.

8. Мирное освоение космоса.

9. Преодоление отсталости развивающихся стран.

Рис. 1. Бедность и нищета в Африке ()

Разработка классификации глобальных проблем явилась итогом длительных исследований и обобщения опыта нескольких десятилетий их изучения.

В современной научной литературе делаются попытки комплексного рассмотрения всего многообразия глобальных проблем. Поскольку все эти проблемы имеют социоприродный характер, так как они одновременно фиксируют противоречия как между человеком и обществом, так и противоречия между человеком и окружающей природной средой, то обычно их делят на три основные группы. Исследователями предложено множество вариантов классификации.

Классификация глобальных проблем:

1. Проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток - Запад», богатые и бедные страны и др. К ним относится проблема предотвращения войны, международного терроризма и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.

2. Проблемы, связанные с отношениями в системе «человек - общество»: развитие культуры, эффективное использование достижений НТР, развитие образования и здравоохранения

3. Проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства.

Рис. 2. Нехватка питьевой воды в Африке ()

Глобальные проблемы взаимосвязаны.

Рис. 3. Схема взаимосвязей проблем глобального характера

В настоящее время человечество и страны-лидеры активно борются с распространением ядерного оружия и его использованием. Генеральная ассамблея ООН приняла Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Кроме того, были подписаны договоры между главными ядерными державами (например, СНВ-1, СНВ-2, ПРО).

Крупнейшие страны по численности вооруженных сил:

5. Россия.

Проблема распространения оружия и разоружения остается актуальной. Особую потенциальную опасность представляют военные базы США и членов НАТО на территории многих стран.

Рис. 4. Военная база США в Турции ()

Домашнее задание

Тема 11, П. 1

1. Какие глобальные проблемы человечества вам известны?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

2. Африка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

9. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

10. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

11. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

12. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ( ).

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Чтобы сопоставить полученные данные для сообществ Homo Sapiens, Данбар вернулся к антропологии. Исследователь выяснил, что количество людей в деревенских традиционных поселениях колеблется в предположенных им пределах - до двухсот человек. В своей работе ученый предположил, что количество нейрокортикальных нейронов - электрически возбудимых клеток головного , которые обрабатывают, хранят и передают информацию при помощи электрических и химических сигналов - ограничивает способность организма обрабатывать информацию, что, в свою очередь, ограничивает количество отношений, которые человек может одновременно поддерживать. Когда размер группы превышает это количество, индивиду становится сложно поддерживать число контактов.

Современное общение выглядит так

И действительно - если спросить у представителей старшего поколения, как они знакомились, и узнавали какие-либо новости, они ответят, что знакомились на праздниках у друзей, вместе ходили на прогулки, говорили друг другу до свидания имея в виду следующую встречу, а когда хозяйка хотела приготовить необычное блюдо, то рецепт спрашивала у знакомых. А количество этих знакомых в среднем не превышало 150 человек. Все вышеперечисленные примеры говорят о том, что в прошлом люди взаимодействовали между собой намного чаще. Им приходилось лично общаться как со знакомым кругом людей, так и знакомиться с новыми людьми, что, несомненно, отлично развивало их социальные навыки. Не исключено, что именно этот опыт наших родителей и бабушек сказался на взаимопонимании поколений - сегодня общение молодых людей все больше происходит онлайн, причем это касается как дружеских, так и любовных отношений.

Сегодня возможность в любой момент получить всю необходимую информацию, просто погуглив ее, значительно сократила необходимость живого общения между людьми. Зачем звонить знакомым или встречаться с другом, который владеет нужной вам информацией, когда есть интернет? Постепенно это привело к тому, что люди стали меньше общаться вживую и все больше в сети. Так, современным подросткам труднее знакомиться с незнакомыми людьми и в целом социализироваться, чем представителям предыдущих поколений.

Дофаминовые сети и настоящие друзья

Огромную роль в современном мире играют социальные сети и профили, которые мы в них создаем. Некоторые психологи называют странички в социальных сетях созданием улучшенной версии себя, так как каждый человек стремиться произвести хорошее впечатление на других и нередко предоставляет о себе ложную информацию. Получается, что само общение сегодня изменилось, стало более поверхностным. Также появилась некая разобщенность интересов - если в прошлом вся страна смотрела “Место встречи изменить нельзя” и общие темы для разговора можно было найти практически со всеми, то сегодня картина совсем иная. Появление интернета и таких стриминговых сервисов как , с одной стороны подарила нам мнимую свободу выбора, а с другой сделало возможность знакомства с человеком со схожими интересами в реальной жизни сложнее.

Инстаграм начал тестирование “отказа от лайков” в некоторых регионах США. Согласно новой политике компании, лайки будут доступны только автору публикаций, а его подписчикам нет

Более того, исходя из работы Данбара, можно сделать ложный вывод о том, что количество в социальных сетях не должно превышать 150 человек. Но на самом деле мы добавляем в друзья большое количество человек, с половиной из которых никогда не виделись или не увидимся вообще. Цифры во вкладке друзья сегодня - источник дофамина, но не настоящего счастья.

Согласно недавно проведенному исследованию , человек в состоянии поддерживать всего пять по-настоящему близких контактов на протяжении всей жизни. Именно поэтому в вашей ленте в социальных сетях отдельно выделены первые пять человек. А вот с остальными условными 145 друзьями общение немного странное - примерно раз в год или полгода мы поздравляем друг друга сообщениями, например, “с днем рождения”, как бы давая знать другому человеку о том, что мы помним о его существовании. Но подобный “зомбинг” в социальных сетях нельзя назвать полноценным общением. Выходит, наши предки общались друг с другом намного больше, чаще и продуктивнее нас и это общение зачастую являлось ключевым фактором их жизненного благополучия.

Зомбинг - это лайк или поздравление с праздником от человека, с которым вы не поддерживаете общение как онлайн, так и в реальной жизни.

Отмечу, что интернет и информационная эпоха не только обогатила русский язык новейшими заимствованиями, но и изменила этикет. Так, в современном мире очень ценится умение вовремя отложить смартфон и не делать слишком много фотографий в присутствии окружающих.

Сериал “Черное зеркало” больше не сериал

Любители социальной научной фантастики наверняка смотрели хотя бы один эпизод сериала Чарли Брукера “Черное зеркало” . Первая серия третьего сезона рассказывала о том, как лайки в социальных сетях влияют на социальный статус и определяют положение в . И если отношения между людьми в мире, показанном в данном эпизоде, выглядит как преувеличение, то реальность на самом деле ушла не так далеко - водитель такси сегодня действительно может потерять работу, если клиент пару-тройку раз поставит ему всего одну звездочку из пяти. А то, как происходят практически все взаимодействия между людьми в современном Китае как будто заставляет подумать: “это ли не мир “черного зеркала””?

Кадр из сериала “Черное зеркало” (3 сезон 1 серия)

Разумеется, появление интернета и современных технологий изменило не только дружбу и отношения. Сегодня интернет оказывает влияние практически на все аспекты нашего образа жизни - от базовых потребностей до самых роскошных вещей. И по мере того, как мы шагаем в будущее, логично предположить, что зависимость от интернета и его роль в нашей жизни будут лишь увеличиваться. Современный мир стирает границы, напоминая глобальный город, который существует благодаря интернету. Ведь несмотря на то, что общение сегодня все больше поверхностное, мы теперь можем общаться с кем угодно, когда угодно и где угодно. стал своего рода руководством ко всей информации и запросам о красоте, здоровье, моде, образе жизни, личной гигиене и многом другом. Более того, мы можем не только работать не выходя из дома, но и получать образование сидя в своем уютном кресле. Интернет стал огромной площадкой для свободного обмена знаниями. Да, мы реже видим лица друг друга, но зато у нас есть Википедия.

Чтобы всегда быть в курсе последних научных открытий, подписывайтесь на

Заканчивая эту статью, не могу не отметить, что наряду с бескрайними возможностями, которые появились благодаря интернету, причин для беспокойства меньше не стало. Наше общество стремительно трансформируется и мем “окей, бумер”, который недавно захлестнул мировые соцсети, наглядный тому пример. Поколение бэби-бумеров - людей, которые родились в период с 1943 по 1963 годы - по-настоящему не понимает миллениалов и тем более представителей поколения Z. Дело в том, что социальная среда, в которой росли бумеры была абсолютно иной, нежели среда, которая окружает современных детей и подростков - а их, помимо прочего, окружают экраны смартфонов, планшетов, телевизоров и безграничные потоки информации.

Каст сериала “Друзья” практически в полном составе. Надпись наверху — “бумеры”

Перемены касаются взглядов на мир и даже шуток. То, что считалось смешным еще 20 лет назад и о чем шутили в сериале “Друзья” сегодня вызывает негодование молодежи. Ценности, которые транслировало поколение бумеров, устаревают с невероятной скоростью, что лишь накаляет непонимание между людьми. Но не менее опасным мне видится неспособность, а иногда и нежелание пользователей сети . Ни для кого не секрет, что лженаучные и опасные идеи, например, о вреде вакцинации, с невероятной скоростью и успехом распространяются в .

Как бы не изменилось наше общество с развитием технологий и появлением интернета, мы все равно остаемся людьми, со свойственными нам ошибками мышления, потребностью в общении и близости с окружающими. Возможно, лучшее, что может сделать сегодня каждый из нас это остановиться на минуту и задуматься о том, в каком направлении и куда мы идем.