Политическая система в америке. Принципы работы и основные элементы экономики сша

Система выборов в Штатах довольно сложная и запутанная, а порой и вовсе непонятная даже самим американцам, не то что русскоязычным переселенцам. Сегодня наша задача - разобраться, как избирают президента США и как подсчитывают голоса.

Начнем с основных требований к кандидатам, баллотирующимся на пост президента страны.

Основные требования

Согласно Конституции США, президентом может стать гражданин страны возрастом от 35 лет , родившийся и проживший на ее территории не менее 14 последних лет. Президент избирается раз в 4 года и может быть переизбран на второй срок.

Задумывались ли вы, почему президентские выборы в Америке всегда проходят именно во вторник , следующий за первым понедельником ноября? Традиции вторничных выборов следуют с 1845 года. Если копнуть в глубь истории, то выбор дня станет совершенно понятен. Суббота считалась рабочим днем, воскресенье отдавали Богу, посещая церковь, а среда была базарным днем. Вот так и стал днем голосования вторник.

Выборы президента США проходят на 3 уровнях:

  • федеральном (общенациональном),
  • на уровне штатов
  • и на местах.

Вместе с президентом страны избираются свыше 18 тыс. руководящих чиновников - от вице-президента до шерифов сельских общин.

В стране действует двухступенчатая система выборов. Так сложилось исторически, с момента основания США как независимого государства в 1789 году и по сей день выборы президента и вице-президента имеют непрямой, многоступенчатый характер и проходят в несколько этапов.

Первый этап

С 1 февраля по 31 июня проходят первичные выборы кандидатов в президенты США - праймериз (организуются и оплачиваются правительством, длятся весь день) и кокусы (длятся кокусы несколько часов и оплачиваются из бюджета партий), в ходе которых американцы определяют кандидатов - республиканца и демократа, которые и будут бороться за президентский пост.

Второй этап

Проведение национальных конвенций . Так называют национальные съезды демократов и республиканцев, в ходе которых руководство партий утверждает 2 кандидатов-конкурентов (по одному от каждой) для основной предвыборной гонки.

Третий - главный - этап

Столь запутанная система уходит корнями в историю становления независимой Америки, когда встал вопрос о централизованном управлении молодым государством.

Будучи противниками монархической системы правления, основатели нового государства скептически отнеслись и к системе прямой демократии, ведь плотность населения в штатах была неоднородная и в каждом - собственная законодательная система. Чтобы не допустить охлократии в объединении штатов-государств, было решено:

  • Сначала население определяет выборщиков из наиболее авторитетных и достойных людей своего штата, которые составят Коллегию выборщиков.
  • Затем эти выборщики (в каждом штате свое количество лиц, представляющих мнение народа) выражают волю своих земляков на президентских выборах и отдают свой голос за того кандидата, которого большинством голосов выбрал штат.

Четвертый этап

На арену выходит коллегия выборщиков. У каждого штата свое количество голосов выборщиков, пропорциональное количеству избирателей. Чем больше население штата, тем больше у него электоральных голосов: к примеру, у Калифорнии - 55, у Флориды - 29. Общая численность коллегии выборщиков - 538 человек. Для победы на выборах кандидату в президенты достаточно набрать 270 голосов.

Итак, жители штата определились с выбором, отдав голоса за понравившегося кандидата и определив список выборщиков его партии. Как распределятся их голоса дальше? Все штаты, кроме Мэна и Небраски, следуют принципу «победитель получает все». Это значит, что паре «президент + вице-президент», набравшей большинство голосов избирателей в том или ином штате, в результате достаются все электоральные голоса выборщиков от этого штата. То есть если жители штата отдали свои голоса за республиканцев, то выбирать президента будут выборщики-республиканцы, а демократы останутся не у дел и наоборот.

Как избираются достойные выборщики в том или ином штате

Чаще всего выборщики избираются на партийных конференциях штата. Такой практики придерживаются 36 штатов. Еще в 10 штатах выборщиков определяют комитеты партийных организаций штата, предлагая свой список от каждой партии.

Кто может претендовать на должность выборщика:

  • известные должностные лица штата;
  • партийные активисты;
  • известные личности, поддерживающие отношения с кем-либо из кандидатов.

Кто не имеет права быть выборщиком:

  • лица, состоящие на службе в органах исполнительной власти;
  • лица, занимающие должности, связанные с распределением имущества;
  • лица, принимавшие участие в мятеже или восстании против своей страны.

Коллегия выборщиков должна избирать нового президента страны независимо и объективно.

По результатам выборов 2016 года голоса выборщиков распределились так:

республиканец Дональд Трамп получил 290 электоральных голосов;демократ Хиллари Клинтон - 228 электоральных голосов.

При этом за Клинтон проголосовало большее количество избирателей по стране (60 839 922), чем за Трампа (60 265 858) . (Данные на 23.34 12.11.2016 года.) Однако по электоральным голосам выиграл республиканец Трамп, своей победой дав возможность Республиканской партии занять большинство мест в парламенте (Конгрессе) США.

Окончательные результаты выборов утверждаются обеими палатами Конгресса. После этого проводится инаугурация нового президента США.

Весь наш рассказ о сложной избирательной системе США можно представить в наглядной пошаговой инструкции.

Political System of the USA

The United States of America is a federal republic consisting of 50 states. Each state has its own government («state government*). In some ways the United States is like 50 small countries.

The government of the USA act according to the Constitution which was signed by the first thirteen representatives of thirteen original American states in 1787. The document was written in 1787 and since that time twenty six Amendments have been added. The first ten Amendments were simply rights or the Bill of rights. According to the Constitution the USA is a republic. So, the officials of any rank are elected by US citizens. Every citizen has rights which can not be violated.

The Constitution proclaims a federal system of government which keeps both the states and the federal power from getting too much power. It means that the federal government is given certain powers, for example, to make peace or war, to issue money and to regulate the trade and so on.

The federal power is located in Washington, D.C. It is based on legislative, executive and juridical branches of power.

The legislative power is vested in Congress, which consists of two houses: the Senate and the House of Representatives, There are 435 members in the House of Representatives and 100 senators in Congress. Each state elects two members for the Senate.

The executive branch is headed by the President who is assisted by the Vice President. The President enforces federal laws, serves as commander-in-chief of the Armed Forces. The President can veto a bill unless Congress by a two-thirds vote shall overrule him. The Vice President, elected from the same political party as the President, acts as chairman of the Senate, and in the event of the death of the President, assumes the Presidency. The President of the USA is chosen in nationwide elections every 4 years together with the Vice.-President. The President can not be elected for more than two terms. The Cabinet is made up of Department Secretaries. The most important of them is the Secretary of State, who deals with foreign affairs.

The judicial branch is made up of Federal District Courts, 11 Federal Courts and the Supreme Court. Federal judges are appointed by the President for life.

Federal courts decide cases involving federal law, conflicts between citizens of different states.

Constitution has been amended twenty six times. The Bill of Rights guarantees individual liberties: freedom of word,» religion and so on. Later amendments abolished slavery, granted the vote to women and colour people and allowed citizens to vote at the age of 18.

Политическая система США

Соединенные Штаты Америки являются федеративной республикой, состоящей из 50 штатов. Каждый штат имеет свое собственное правительство (« правительство штата»). В некотором роде Соединенные Штаты напоминают 50 маленьких государств.

Правительство США действует согласно конституции, которая была подписана первыми тринадцатью представителями тринадцати первоначальных американских штатов в 1787 году. Документ был написан в 1787 году и с того времени было внесено 26 поправок. Первые десять поправок были просто права человека, или билль о правах. Согласно Конституции, США является республикой. Таким образом, должностные лица любого ранга избираются американскими гражданами. Каждый гражданин имеет права, которые не могут нарушаться.

Конституция провозглашает федеральную систему правления, которая удерживает государственную и федеральную власть от превышения полномочий. Это означает, что федеральному правительству даны некоторые полномочия, например, решать быть миру или войне, печатать деньги и регулировать торговлю и т. п.

Федеральная власть расположена в Вашингтоне, округ Колумбия. Она основывается на законодательной, исполнительной и юридической ветвях власти.

Законодательной властью наделяется Конгресс, который состоит из двух палат: Сената и Палаты представителей. В Конгрессе 435 членов Палаты представителей и 100 сенаторов. Каждый штат выбирает двух членов для Сената.

Исполнительная ветвь возглавляется президентом, которому помогает вице-президент. Президент подписывает федеральные законы, является главнокомандующим вооруженными силами. Президент может наложить вето на законопроект, но две трети всех голосов Конгресса, выступающие против решения президента, отменяют его. Вице-президент, избранный от той же самой политической партии, что и президент, действует как председатель Сената и в случае смерти президента принимает президентство. Президент США вместе с вице-президентом избираются на общенародных выборах каждые четыре года. Президент не может быть избран больше, чем на два срока. Кабинет состоит из секретарей департамента. Наиболее важным из них является госсекретарь, который занимается внешней политикой.

Судебная ветвь состоит из федеральных окружных судов, 11 федеральных судов и Верховного суда. Федеральные судьи назначаются президентом на пожизненный срок.

Федеральные суды занимаются рассмотрением случаев, где нарушен федеральный закон, а также конфликтов между гражданами различных штатов.

Конституция была поправлена 26 раз. Билль о правах гарантирует личные свободы: свободу слова, религии и так далее. Более поздние поправки отменили рабство, предоставили право голосования женщинам и цветным и дали право на голосование гражданам, достигшим 18 лет.

Questions:

1. What is the main document of the USA?
2. When was the Constitution of the USA signed?
3. How many Amendments have been added to the Constitution since 1787?
4. What does the Constitution proclaim?
5. What powers is the federal government given?
6. Where is the federal government located? .
7. Where is the legislative power vested?
8. How many members are there in the House of Representatives?
9. Who is the head of the executive power in the USA?
10. How often do the President"s elections take place?
11. Who deals with foreign affairs in the USA?
12. What does the Bill of Rights guarantee?


Vocabulary:

to consist of - состоять из
own - свой, собственный
to sign - подписать, подписывать
original - зд. первый
amendment - поправка (к резолюции, законопроекту)
according to - в соответсвии с, согласно
officials - должностные лица, чиновники
citizen - гражданин
to violate - нарушать, попирать, преступать
to proclaim - провозглашать; объявлять
certain - точный, определенный
to issue money - выпускать деньги
to regulate the trade - регулировать торговлю
federal power - федеральная власть
to locate - находиться, размещаться
to vest - наделять (правом), давать права, облекать правом
branch - подразделение; ветвь (власти)
legislative - законодательный
executive - исполнительный
judiciary - судебный
Congress - Конгресс
house - зд. палата
Senate - Сенат
House of Representatives - Палата представителей
to assist - помогать, содействовать
Vice President - вице-президент
elections - выборы
to enforce - принуждать, вынуждать (к чему-л.)» заставлять; навязывать (кому-л. - on)
commander-in-chief - главнокомандующий
armed forces - вооруженные силы
to veto - налагать вето (на что-л.), запрещать
bill - законопроект
overrule - отклонять, отказывать; отменять (чье-л. решение); отвергать
chairman - председатель
to assume - принимать, брать на себя (ответственность, управление и т. п.); получать (должность)
Cabinet - Кабинет (министров)
Department Secretaries - министры
Secretary of State - государственный секретарь, глава внешнеполитического ведомства США
Federal District Court - Федеральный окружной суд
Supreme Court - Верховный суд
federal judges - федеральные судьи
to appoint - назначить
to amend - вносить изменения, вносить поправки (в законопроект и т. п.)
to abolish - аннулировать, отменять, упразднять, объявлять недействительным
slavery - рабство
to allow - позволять, разрешать

Всем известно, что американская система мер значительно отличается от российской системы. Каждому туристу, приехавшему в штаты, бывает трудно сориентироваться в магазинах и взять ровно столько, сколько нужно. В статье я расскажу Вам, почему в США до сих пор используют дюймы, фунты и ярды.

Вместо традиционной системы измерения, официально принятой почти во всех странах мира, в Америке используется U. S. Customary System (Традиционная Система США). В нее входят сотни различных единиц измерения, но интересно, что при одинаковом названии они могут означать разные вещи. Взять обычную тонну, например, у нас, россиян, это означает 1000 килограмм вещества, неважно какого. А в США существует около 10 определений понятия «тонна»: короткая тонна, топливная тонна, реестровая тонна и так далее.


Давайте заглянем в историю. В 18 столетии французами была разработана удобная метрическая система, тогда штаты находились в зависимости от Британии, где использовалась своя Британская Имперская Система. Как только Америка получила независимость, то в стране начали предпринимать активные попытки перехода на новую систему исчисления.


Франция пригласила на международное собрание в 1798 представителей всех стран мира, в том числе и США, чтобы ознакомить всех с изобретенной метрической системой. Хоть и для США поездка была весьма накладна в финансовом вопросе, они все-таки отправили своих представителей, которые пришли в восторг, увидев новые правила измерения. Однако попытка убедить власть изменить уже утвердившиеся каноны измерения в США венчалась поражением. Американские лидеры провозгласили, что U. S. Customary System в достаточной степени унифицирована, и менять ее нет смысла.


После Гражданской войны американцы снова подняли вопрос о международных стандартах системы измерения. Посмотрев по сторонам, они обнаружили, что европейские страны практически в полном составе перешли на десятичную систему. И в конце 19 века в стране официально приняли акт о переходе на другие измерения во всех категориях. После подписания международной конвенции в 1866 году о переходе всех стран на метрическую систему, во французском городе Серве были разработаны эталоны метрических стандартов, а копии направлены в остальные страны, в том числе и в Америку.


Получив международные стандарты метра и километра, американцы перевели все на свой лад и определили ярд как 0,9144 метра, а фут — 0,453 килограмма. Что получается? Формально Соединенные Штаты все-таки перешли на международные метрические единицы уже более века назад, но по факту, принятие решения на бумаге, совсем не означает воплощение его на практике.


На сегодняшний день меньше половины всех производств используют новую систему. Строго метрической называют фармацевтическую индустрию, так как состав и прочие характеристики медицинской продукции указаны согласно международным стандартам. «Мягко метрической» считают индустрию напитков, инструментов и велосипедов. В остальных сферах, даже в новых, измеряют по старинке.


Существует ряд вполне логичных причин, почему американцы до сих пор не приняли в полной мере систему, предложенную Францией. Во-первых, перевод всех научных работ, инструкций, чертежей, программ на новый лад весьма затратное дело. Во-вторых, мешает психологический фактор. Упорные и консервативные американцы будут до последнего сопротивляться неудобным для них новшествам, в особенности тем, которые навязываются иностранцами. И, в-третьих, крупнейшие и передовые корпорации мира, как известно, находятся в США. Продукция, выпускаемая ими, конкурентоспособна на международных рынках, даже не смотря на непривычные меры. Поэтому, путешествуя по стране, будьте готовы, что Вам придется часто пользоваться всяческими справочниками, чтобы случайно не приобрести лишнего.


США обладают крупнейшей и наиболее технологически сильной экономикой в мире с ВВП на душу населения 47,2 тыс. долл. В этой рыночной экономике частные лица и компании принимают большинство решений, а федеральные и государственные правительства покупают необходимые товары и услуги, главным образом, у частных производителей. Американские фирмы имеют большую гибкость, чем свои коллеги в Западной Европе и Японии, в решениях расширить производство, уволить избыточных рабочих и производить новые продукты. В то же самое время они сталкиваются с более высокими барьерами, чтобы выйти на национальные рынки, по сравнению с иностранными компаниями.

Американские компании занимают лидирующие позиции в технических достижениях, особенно в производстве компьютеров и в медицинского оборудования, космосе и военной технике; правда их преимущество уменьшилось с конца Второй мировой войны. Поток технологии в значительной степени объясняет постепенное развитие "двухъярусного рынка труда", при котором те, что внизу, испытывают недостаток в образовании и профессиональных/технических навыках тех, что наверху, и не могут получить сопоставимую прибавку к зарплате, покрытие медицинской страховки и другие выгоды.

С 1975 года фактически вся прибыль домашних хозяйств была получена только 20% лучших из них. Война в марте-апреле 2003 года между ведомой США коалицией и Ираком, и последующим занятием Ирака, потребовала перераспредления национальных ресурсов в пользу вооруженных сил. Высокие цены на нефть с 2005 года и первой половины 2008 года создали инфляционное давление и безработицу, поскольку более высокие цены на бензин сокращали бюджеты потребителей. Импортируемая нефть составляет приблизительно 60% американского потребления этого сырья. Долгосрочные проблемы включают несоответствующие инвестиции в ухудшающуюся инфраструктуру, быстро повышающиеся медицинские расходы и затраты на пенсии стареющего населения, значительный торговый и бюджетный дефицит, отсутствие роста заработной платы в малообеспеченных семьях.

Торговый дефицит достиг рекордных $840 миллиардов в 2008 году, сократился до $507 миллиардов в 2009 году, однако снова вырос до $647 миллиардов в 2010 году. Мировой экономический кризис, субстандартный ипотечный кризис, банкротства инвестиционных банков, падающие цены на внутреннем рынке и плохие кредиты привели США к рецессии в середине 2008 года. ВВП США сокращался до третьего квартала 2009 года, что стало самым глубоким и самым долгим экономическим спадом со времен Великой Депрессии. Чтобы помочь стабилизировать финансовые рынки, американский Конгресс принял стимулирующую программу стоимостью $700 миллиардов в октябре 2008 года.

Правительство потратило государственные средства, чтобы купить акции американских банков и промышленных корпораций. Большая часть этих средств была возвращена правительству к началу 2011 года. В январе 2009 года американский Конгресс одобрил, и президент Барак Обама утвердил законопроект, обеспечивающий дополнительное финансовое стимулирование экономики объемом в $787 миллиардов, которое будет использоваться более чем 10 лет - две трети на дополнительные расходы и одна треть на снижение налогов - чтобы создать рабочие места и помочь экономике оправиться от кризиса. Приблизительно две трети этих средств были введены в экономику к концу 2010 году.

В 2010 году бюджетный дефицит США достиг почти 9% ВВП; совокупные правительственные доходы от налогов и других источников оказались ниже, как процент ВВП, чем аналогичный показатель в любой другой развитой стране. В марте 2010 года президент Обама подписал закон о реформе медицинского страхования, который позволит покрыть медицинскую страховку еще 32 миллионам американских граждан к 2016 году с помощью частного медицинского страхования для населения в целом и медицинской помощи бедным. В июле 2010 года президент одобрил реформу банковского сектора и закон о защите потребителей, предназначенный для того, чтобы способствовать финансовой стабильности, защищая потребителей от финансовых злоупотреблений и работая с проблемными банками, которые являются "слишком крупными, чтобы быть банкротами", и повышению ответственности и прозрачности в финансовой системы страны.

Основные элементы экономики США

Первейшим элементом экономической системы страны являются ее природные ресурсы. США располагают богатыми запасами минеральных ресурсов и плодородными сельскохозяйственными землями, а еще одним преимуществом является умеренный климат. Кроме того, береговая линия страны простирается на огромные расстояния как на атлантическом, так и на тихоокеанском побережьях, а также на побережье Мексиканского залива. Реки берут свое начало в самом сердце континента, а расположенные вдоль границы с Канадой Великие озера - пять огромных внутренних водных резервуаров - обеспечивают дополнительные возможности для судоходства. На протяжении долгих лет эти разветвленные водные пути способствовали росту национальной экономики и помогали сплотить 50 отдельных штатов страны в единый экономический организм.

Вторым элементом является рабочая сила, превращающая природные ресурсы в товары. Здоровье экономики определяется численностью имеющихся трудовых ресурсов и, что еще более важно, их производительностью. На протяжении всей истории США численность их армии труда постоянно возрастала, что в свою очередь способствовало практически непрерывному экономическому росту. В период, завершившийся вскоре после окончания Первой мировой войны, большинство рабочих составляли иммигранты из Европы, их непосредственные потомки, а также афро-американцы, предки которых были привезены на американский континент в качестве рабов. В начале XX века в США устремились многочисленные эмигранты из Азии, а позднее за ними последовали латиноамериканцы.

Несмотря на то, что США прошли через периоды как высокой безработицы, так и нехватки рабочей силы, иммиграция, как правило, возрастала во времена высокого спроса на рабочие руки. Многие из новоприбывших были готовы работать за меньшую плату, чем уже ассимилировавшиеся местные жители и, как правило, процветали, поскольку уровень оплаты их труда значительно превышал заработки у них на родине. Вместе с ними богатела и страна, экономика которой росла достаточно быстрыми темпами и привлекала все новые рабочие руки.

Успехи национальной экономики зависят по меньшей мере в той же степени от качества трудовых ресурсов - от того, как усердно люди готовы работать и насколько они квалифицированны - что и от численности армии труда. В первые годы существования США жизнь переселенцев на осваиваемых землях была сопряжена с тяжелым трудом, и укоренению этой традиции способствовала так называемая протестантская мораль трудолюбия. Свой вклад в успехи американской экономики внесло и серьезное внимание, уделявшееся образованию, в том числе технической и профессиональной подготовке, а также готовность экспериментировать и менять существующие порядки.

Еще одним важным фактором способности американской экономики быстро приспосабливаться к изменениям обстановки является мобильность рабочей силы. Когда рынки труда восточного побережья захлестнул поток прибывающих в страну иммигрантов, многие рабочие переехали вглубь страны, нередко занимая пустующие земли для занятия сельским хозяйством. А в первой половине XX века экономические возможности в индустриальных центрах северной части страны привлекли многих чернокожих американцев с южных ферм.

Важным вопросом остается качество рабочей силы. В наши дни «человеческий капитал» считается в Америка ключом к успеху в многочисленных современных, высокотехнологичных отраслях промышленности. Как следствие этого, государственные лидеры и представители деловых кругов все больше подчеркивают важность образования и подготовки кадров в целях формирования работников с гибким мышлением и разносторонними навыками для таких новых отраслей промышленности как компьютерная и телекоммуникационная.

Однако природные и трудовые ресурсы представляют собой лишь часть экономической системы. Эти ресурсы необходимо наиболее эффективным образом организовывать и направлять. В рамках американской экономики эту функцию выполняют менеджеры, реагирующие на сигналы рынка. Традиционная структура управления в США основана на принципе организации «сверху вниз»: всеми полномочиями наделен высший исполнительный руководитель компании, который обеспечивает эффективность и слаженность всей деловой деятельности. В своей работе он опирается на нижестоящие управленческие структуры, ответственные за функционирование различных подразделений предприятия, вплоть до бригадира в цеху. Многочисленные задачи распределяются между различными подразделениями и сотрудниками. В Америке начала XX столетия считалось, что такая специализация, или разделение труда, отражает основанное на системном анализе «научное управление».

Многие предприятия по-прежнему руководствуются этой традиционной системой, но есть и такие, которые подходят к управлению по-новому. Сталкиваясь с нарастающей глобальной конкуренцией, американские компании стремятся создать более гибкие организационные структуры, особенно в высокотехнологичных отраслях, которые используют высококвалифицированный труд и которые должны быстро разрабатывать и усовершенствовать свою продукцию и даже адаптировать ее к требованиям конкретных потребителей. Все больше деловых людей склоняются к мысли, что слишком жесткая иерархия и разделение труда тормозят творческие процессы. В результате многие компании «спрямляют» свои организационные структуры, сокращают численность управленцев и предоставляют все более широкие полномочия комплексным группам сотрудников разных специальностей.

Безусловно, прежде чем управляющие или рабочие коллективы могут что-либо создать, они должны быть организованы в предприятия. В Америке эффективным инструментом мобилизации капитала для начала нового дела или расширения существующего предприятия оказалась корпорация. Она представляет собой добровольное объединение собственников, или акционеров, создающих предприятие, которое руководствуется в своей деятельности довольно сложным комплексов правил и обычаев.

Корпорациям требуются определенные финансовые средства для приобретения ресурсов, необходимых для производства товаров или предоставления услуг. Они привлекают необходимый капитал в основном за счет продажи акций (долей в своих активах) или облигаций (представляющих собой средство привлечения долгосрочных кредитов) страховым компаниям, банкам, пенсионным фондам, частным лицам и прочим инвесторам. Ряд учреждений и организаций, в первую очередь банки, также непосредственно кредитуют корпорации или иные предприятия. Федеральные власти и власти отдельных штатов разработали подробные правила и нормативы в целях обеспечения безопасности и стабильности указанной финансовой системы и свободного доступа к информации, с тем чтобы инвесторы могли принимать квалифицированные решения. Мерой измерения общего производства товаров и услуг в течение определенного годичного периода является валовой внутренний продукт. В США этот показатель стабильно увеличивался -с более чем 3,4 триллиона долларов в 1983 г. до приблизительно _ 8,5 триллионов долларов в 1998 г. Но несмотря на то, что этот показатель помогает определить «здоровье» экономики, он не отражает всех аспектов национального благосостояния. ВВП представляет собой рыночную стоимость всех производимых экономикой товаров и услуг, но не служит индикатором качества жизни в стране. И он совершенно не отражает ряд очень важных переменных факторов, в том числе личное благополучие и уверенность в будущем, качество окружающей среды и состояние здоровья населения.

Экономика смешанного типа: роль рынка

Американская система свободного предпринимательства основана на частной собственности. Большинство товаров и услуг производятся частными предприятиями, а на личное потребление приходятся две трети всего национального производства (оставшаяся треть товаров и услуг приобретается государством и предприятиями). Роль потребителя действительно настолько высока, что национальная экономика нередко характеризуется как «потребительская».

Этот упор на частную собственность в определенной мере объясняется приверженностью американцев принципам личной свободы. С самого момента зарождения своей государственности американцы опасались того, что государственные органы получат чрезмерные полномочия, и стремились ограничить власть государства над личностью, в том числе в области экономики. Кроме того, большинство американцев считают, что основанная на частной собственности экономика должна работать более эффективно, чем экономика, характеризующаяся значительной долей государственных предприятий.

По мнению американцев, если не ограничивать силы рынка, цены на товары и услуги определяют спрос и предложение. В свою очередь цены подсказывают деловым людям, что именно следует производить: когда спрос на определенный товар превышает текущий объем его производства, цена на такой товар растет. Этот факт привлекает внимание существующих и новых компаний, которые, предвкушая прибыль, расширяют производство такого товара. С другой стороны, если спрос на определенный товар снижается, цена на него падает, в результате чего менее конкурентоспособные компании либо закрываются, либо переориентируют производство на выпуск другой продукции. Такая система получила название рыночной экономики.

Американцы всегда считали, что ряд услуг государство оказывает лучше, чем частный сектор. Например, в США государство отвечает в первую очередь за отправление правосудия, образование (хотя существует много частных школ и центров подготовки), дороги, социальную статистическую отчетность и национальную оборону. Кроме того, нередко возникает потребность государственного вмешательства в экономику в целях корректировки положения дел в тех случаях, когда ценовое рыночное регулирование не срабатывает. Например, государство регулирует «естественные монополии» и прибегает к антитрастовому законодательству в целях установления контроля над деловыми конгломератами или их дробления в тех случаях, когда они становятся достаточно мощными для противостояния рыночным силам. Государство также занимается вопросами, не подпадающими под действие рыночных сил: оно выплачивает социальные пособия и пособия по безработице людям, не способным обеспечить свое существование в результате личных проблем или потери работы вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры, покрывает значительную часть расходов на медицинское обслуживание престарелых и бедных, регулирует деятельность частных предприятий в целях ограничения загрязнения воздушной и водной среды, предоставляет льготные кредиты людям, потерявшим имущество в результате стихийных бедствий, и т.д.; оно также сыграло ведущую роль в освоении космоса, - этот вид деятельности слишком дорогостоящ для любого частного предприятия.

В рамках такой экономики смешанного типа граждане могут принимать участие в управлении экономикой, не только делая свой выбор как потребители, но и отдавая свои голоса за выборных должностных лиц, определяющих экономическую политику. В последние годы потребители выражали обеспокоенность по поводу безопасности товаров, вреда, наносимого окружающей среде определенными промышленными процессами, и потенциальных угроз здоровью населения. Реакцией государства на эти настроения стало создание учреждений по защите интересов потребителей и повышению общего благосостояния граждан.

В американской экономике наблюдались перемены и иного рода, а именно, масштабное перемещение и населения, и трудовых ресурсов из сельской местности в города и из сельского хозяйства в промышленность и в особенности в сферу услуг. В сегодняшней экономике численность рабочих и служащих, занятых предоставлением личных и общественных услуг, значительно превышает численность сельскохозяйственных и промышленных рабочих. По мере усложнения экономики на протяжении последних пятидесяти лет статистика также отмечает ярко выраженную долгосрочную тенденцию сокращения масштабов самостоятельной занятости с одновременным ростом численности работающих по найму.

Роль государства в экономике

Несмотря на то, что большинство формирующих экономику решений принимаются потребителями и производителями, деятельность государства оказывает существенное влияние на экономику США по крайней мере в четырех сферах. Обеспечение экономической стабильности и роста. Наверно, самая важная роль федеральных государственных властей состоит в том, что они контролируют общие темпы экономической деятельности, стараясь обеспечить непрерывный рост экономики, высокий уровень занятости и стабильные цены. Изменяя объемы государственных расходов и ставки налогообложения (налогово-бюджетная политика) или управляя денежной массой и контролируя использование кредитов (кредитно-денежная политика), они могут замедлять или ускорять темпы экономического роста и одновременно оказывать влияние на уровни цен и занятости.

На протяжении многих лет после Великой депрессии 1930-х годов периоды спада, характеризовавшиеся медленными темпами экономического роста и высокой безработицей, считались самой серьезной угрозой для экономики. Когда вероятность наступления очередного спада представлялась наиболее реальной, государство стремилось укрепить экономику путем значительного увеличения собственных расходов или сокращения налогов, с тем чтобы стимулировать более высокий уровень расходов потребителями, а также путем быстрого наращивания денежной массы, что также способствует росту расходов. В 1970-е годы значительный рост цен, особенно на энергоносители, вызвал серьезные опасения инфляции, т.е. повышения общего уровня цен. В результате государственные власти переключились с борьбы с экономическим спадом на усилия по контролю за инфляцией путем сокращения расходов, поддержания уровня налогообложения и сдерживания роста денежной массы.

В период между 60-ми и 90-ми годами прошлого века взгляды на наиболее эффективные способы стабилизации экономического положения были существенно пересмотрены. В 1960-е годы государство полагалось прежде всего на налогово-бюджетную политику, т.е. операции с государственными доходами в целях воздействия на экономику. Поскольку налоги и доходы контролировались президентом и Конгрессом, эти выборные должностные лица играли ведущую роль в руководстве экономическими процессами. Затем последовал период высокой инфляции, значительных уровней безработицы и огромных дефицитов государственного бюджета, и вера в налогово-бюджетную политику как инструмент воздействия на общие темпы экономического развития была подорвана. На первое место стала выходить кредитно-денежная политика - регулирование размеров денежной массы в государстве посредством таких инструментов, как процентные ставки. Эту политику разрабатывает центральный банк страны - Федеральная резервная система - в значительной мере независимо от президента и Конгресса.

Регулирование и контроль. Регулирование частного предпринимательства осуществляется федеральными властями США многими способами. Меры регулирования подразделяются на две основные категории. Задачей экономического регулирования является прямой или косвенный контроль за уровнем цен. Традиционно государство стремилось удержать монополии, например, электроэнергетические компании, от повышения цен выше уровня, обеспечивающего им прибыль в разумных пределах. В отдельные периоды времени государство подвергало мерам экономического регулирования и другие отрасли промышленности. После Великой депрессии оно разработало сложную систему стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию, которые подвержены значительным колебаниям в результате быстрых изменений в сфере спроса и предложения. Ряд других отраслей, в т.ч. автомобильные грузоперевозки, а впоследствии и авиалинии, сами небезуспешно прибегли к государственному регулированию в целях борьбы с тем, что они считали опасной практикой занижения цен. Целью еще одного способа экономического регулирования - антитрастового законодательства - является укрепление рыночных сил с тем, чтобы сделать прямое регулирование излишним. Государство, а иногда и частные предприниматели прибегали к этому законодательству для запрещения или предотвращения деловой практики или корпоративных слияний, которые могли бы неправомерно ограничить конкуренцию.

Государство также осуществляет контроль над частными компаниями в целях решения определенных социальных задач, в т.ч. охраны здоровья и безопасности населения и охраны окружающей среды. Например, Администрация по контролю за продуктами питания и лекарствами запрещает вредные для здоровья лекарства, Управление охраны труда решает задачи обеспечения безопасности на производстве, а Агентство по охране окружающей среды принимает меры по контролю загрязнения воды и воздуха.

В последние 30 лет минувшего столетия американцы существенно пересмотрели свои взгляды на государственное регулирование. Начиная с 1970-х годов среди руководства страны нарастали опасения в том, что вмешательство государства в экономику в таких отраслях, как воздушные и автомобильные перевозки, защищает неэффективные компании за счет потребителя. В то же время технический прогресс вызвал появление новых конкурентов в ряде отраслей - например, в области телекоммуникаций - которые прежде рассматривались как естественные монополии. Оба этих процесса привели к принятию ряда законов по смягчению мер регулирования.

Несмотря на то, что в 1970-х, 1980-х и 1990-х годах руководство обеих политических компаний в целом выступало за сокращение масштабов вмешательства в экономику, в отношении мер регулирования, направленных на решение социальных задач, существовали определенные разногласия. В периоды после Великой депрессии и Второй мировой войны, а также в 1960-е и 1970-е годы роль социального регулирования возрастала. Но в 1980-е годы, когда пост президента занимал Рональд Рейган, правительство ослабило защиту наемных работников, потребителей, а также окружающей среды под тем предлогом, что меры регулирования препятствуют развитию свободного предпринимательства, увеличивают себестоимость и тем самым подстегивают инфляцию. Тем не менее, многие американцы по-прежнему выражали обеспокоенность по поводу определенных событий и тенденций, что вынудило правительство ввести новые меры регулирования в некоторых областях, в том числе в сфере охраны окружающей среды.

В этих условиях некоторые граждане, считающие, что их выборные представители медлят или не уделяют должного внимания определенным проблемам, начали обращаться в суды. Например, в 1990-е годы сначала отдельные граждане, а затем и государство возбудили иски против табачных кампаний, требуя компенсацию за наносимый курением вред здоровью. Огромные суммы выплаченной компенсации обеспечили власти отдельных штатов средствами для оплаты лечения вызванных курением заболеваний.

Прямые услуги. Целый ряд прямых услуг оказывается на каждом уровне государственного управления. Например, федеральное правительство отвечает за национальную оборону, поддерживает программы исследований, направленных на разработку новых видов продукции, занимается освоением космического пространства и реализует многочисленные программы повышения квалификации и обеспечения занятости. Государственные расходы оказывают значительное влияние на местную и региональную экономику и даже на общую динамику хозяйственной деятельности.

Правительства отдельных штатов в свою очередь отвечают за строительство и эксплуатацию большинства автомобильных дорог. Власти штатов, графств или отдельных населенных пунктов играют ведущую роль в финансировании общеобразовательных школ и обеспечении их деятельности. Полиция и пожарная охрана находятся в первую очередь в ведении местных властей. Государственные расходы в каждой из вышеуказанных сфер также могут оказать свое влияние на местную и региональную экономику, хотя главное значение для экономики имеют решения, принимаемые на федеральном уровне.

В целом в 1997 г. федеральные и местные государственные расходы (включая расходы на уровне властей штатов) составили почти 18 процентов ВНП.

Прямая помощь. Государство также оказывает разнообразную помощь как предприятиям, так и отдельным гражданам. Например, льготные кредиты и техническая помощь предлагаются малым предприятиям, и студенты также могут рассчитывать на кредит для получения высшего образования. Предприятия с государственным участием выкупают у кредиторов жилищную ипотеку и выпускают под нее ценные бумаги для инвесторов, тем самым способствуя развитию кредитования жилищного строительства. Кроме того, государство активно поощряет развитие экспорта и стремится оказать влияние на те зарубежные страны, которые сохраняют торговые барьеры на пути импорта.

Государственную помощь получают и граждане, не способные должным образом обеспечить свое существование. Самая большая доля средств пенсионного обеспечения американцев поступает из системы социального страхования, финансируемой за счет налогов на работодателей и работающих. Из средств программы «Медикэр» оплачивается значительная часть расходов престарелых граждан на медицинское обслуживание, а программа «Медикэйд» покрывает расходы на медицинские цены малообеспеченных семей. В многих штатах за счет государства содержатся учреждения для умственно и физически неполноценных пациентов. Федеральные власти выдают малообеспеченным продовольственные талоны, на которые они могут приобрести продукты питания, и, совместно с властями штатов, оказывают финансовую поддержку малообеспеченным семьям с детьми.

Многие из указанных программ, включая социальное страхование, являются своего рода продолжением программ, разработанных в рамках политики «Нового курса» Франклина Рузвельта - президента США с 1933 г. по 1945 г. Основополагающим элементом реформ Рузвельта была уверенность в том, что бедность, как правило, является следствием социально-экономических условий, а не ущербных моральных качеств личности. Этот подход отвергал общепринятые взгляды, коренившиеся в пуританских принципах Новой Англии, согласно которым успех являлся признаком расположения Бога, а неудача - признаком его гнева. Это представляло собой крупную перемену в социально-экономическом мышлении Америки. Однако и сегодня отголоски былых воззрений слышатся в дебатах по отдельным проблемам, особенно таким как социальное обеспечение.

Кроме того, в 1960-е годы, в период начатой президентом Линдоном Джонсоном (1963-1969 гг.) «Войны с бедностью», были инициированы многие другие программы помощи семьям и отдельным гражданам, в том числе «Медикэр» и «Медикейд». Несмотря на то, что в 1990-е годы ряд таких программ столкнулись с финансовыми трудностями, в результате чего были предложены различные варианты их реформирования, они продолжали пользоваться мощной поддержкой обеих крупнейших политических партий США. В то же время критики указывали, что социальная помощь работоспособным, здоровым безработным на деле поощряет иждивенчество, а не решает проблему. Законы по реформе системы социального обеспечения, принятые в 1996 г. при президенте Билле Клинтоне (1993-2001), сделали занятость условием получения социальной помощи и ограничили период ее получения определенными временными рамками.

Бедность и неравенство

Американцы гордятся своей экономической системой и верят в то, что она дает всем гражданам возможность обеспечить себе достойный жизненный уровень. Однако эта вера несколько омрачается тем фактом, что во многих регионах страны сохраняется бедность. Усилия государства по борьбе с бедностью принесли определенные успехи, но в целом проблема сохранилась. Не смогли покончить с бедностью и периоды мощного экономического роста, сопровождаемого ростом как занятости, так и уровня заработной платы, хотя в таких условиях масштабы проблемы сокращаются.

Федеральные власти определяют значение минимального дохода, необходимого для удовлетворения первоочередных нужд семьи из четырех человек. Этот показатель может колебаться в зависимости от стоимости жизни и местожительства семьи. В 1998 г. считалось, что семья из четырех человек с годовым доходом менее 16,530 долларов живет в бедности. Доля живущих в бедности американцев сократилась с 22,4 процентов в 1959 г. до 11,4 процентов в 1978 г., но с тех пор этот колебался в весьма узких пределах. Так, в 1998 г. он составил 12,7 процентов.

Кроме того, за этими общими цифрами скрываются гораздо более удручающие факты. Например, в 1998 г. в бедности жили более четверти всех афро-американцев (26.1 процентов). Этот удручающий показатель все же представляет собой определенный прогресс по сравнению с положением дел в 1979 г., когда официально к категории бедных был отнесен 31 процент чернокожего населения страны, и это был самый низкий уровень бедности с 1959 г. Особенно часто в категорию бедных попадают матери-одиночки, и отчасти в силу этого фактора в 1997 г. в бедности жила почти одна пятая часть (18,9 процентов) всех детей. Уровень бедности среди чернокожих детей составлял 36,7 процентов, а среди испано-язычных - 34,4 процентов.

Некоторые аналитики указывают, что официальная статистика бедности завышает реальный уровень бедности, поскольку она учитывает лишь денежные доходы, не принимая во внимание ряд государственных программ помощи, в том числе продовольственные талоны, медицинское обслуживание и предоставление государственного жилья. Но согласно иному мнению, помощь в рамках указанных программ редко покрывает все потребности семьи в продуктах питания и медицинском обслуживании, а государственного жилья на всех нуждающихся не хватает. Говорится и о том, что даже семьи, доход которых выше официального уровня бедности, иногда голодают, экономя на питании в целях оплаты жилья и медицинского обслуживания или покупки одежды. Кроме того, живущие на грани черты бедности люди иногда получают доход в денежной форме в результате случайной занятости или работы в «подпольном» секторе экономики, что никогда не отражается в официальной статистике.

В любом случае очевидно, что в рамках американской экономической системы блага распределяются неравномерно. Согласно данным вашингтонского Института экономической политики, в 1997 г. на долю 20 процентов самых богатых американских семей приходилось 47,2 процентов национального дохода, в то время как 20 процентам беднейших семей доставалось лишь 4,2 процента, а 40 процентам - 14 процентов дохода.

Несмотря на то, что в целом американская экономика весьма благополучна, озабоченность по поводу неравенства сохранялась на протяжении и 1980-х, и 1990-х годов. Растущая в мировых масштабах конкуренция создавала угрозу рабочим, занятым во многих традиционных отраслях обрабатывающей промышленности, и рост их заработной платы прекратился. В то же время федеральные власти постепенно отказывались от проведения налоговой политики, направленной на некоторое перераспределение благ в пользу более бедных семей за счет более богатых слоев населения и в то же время сократили расходы на ряд внутренних социальных программ помощи обездоленным. Тем временем зажиточные американцы получили большую часть дополнительного дохода, образовавшегося в результате бурного роста стоимости акций на фондовом рынке.

В конце 1990-х годов появились определенные признаки развития процессов обратного свойства: ускорился рост заработной платы, особенно оплаты труда беднейших работников. Но и в конце десятилетия говорить об устойчивости этой тенденции было слишком рано.

Рост масштабов государства

Начиная с администрации президента Франклина Рузвельта масштабы государственного аппарата США существенно возросли. В целях положить конец безработице и страданиям периода Великой депрессии в рамках политики Рузвельта, известной как «Новый курс», было начато много новых социальных программ и расширено существующих. Росту масштабов государственного управления способствовало и превращение США в одну из крупнейших военных держав в период Второй мировой войны и после ее окончания. Расширение государственных услуг стало более целесообразным с ростом городов и пригородов в послевоенный период. По мере роста требований к образованию государство стало выделять значительно больше средств на содержание школ и колледжей. В 1960-е годы общенациональное стремление к научному и техническому прогрессу привело к появлению большого количества новых учреждений и существенному росту государственных инвестиций в самых различных областях, от освоения космоса до здравоохранения. Федеральные расходы возросли еще больше в результате все увеличивающейся зависимости многих американцев от программ медицинского обслуживания и пенсионного обеспечения, которых в начале XX века попросту не существовало.

Многие американцы считают, что федеральный аппарат государственного управления в Вашингтоне раздут сверх всякой меры, однако этот факт не подтверждается статистикой занятости. В государственном секторе действительно имел место существенный рост занятости, но в основном на уровне правительств штатов и местных властей. С 1960 по 1990 г. численность государственных служащих на уровне штатов и местном уровне выросла с 6,4 миллиона до 15,2 миллиона человек, в то время как количество федеральных гражданских служащих увеличилось лишь незначительно - с 2,4 миллиона до 3 миллионов. В результате сокращения рабочих мест в системе государственного управления федерального уровня к 1998 г. указанная цифра снизилась до 2,7 миллиона, но это сокращение было более чем компенсировано ростом занятости на уровне штатов и местном уровне, которая в том же году достигла почти 16 миллионов. (Численность американских военнослужащих сократилась с почти 3,6 миллиона человек в 1968 г., когда США вели войну во Вьетнаме, до 1,4 миллиона в 1998 г.)

В 1970-е, 1980-е и 1990-е годы рост налогов в целях финансирования более широкомасштабных государственных услуг, а также общая нелюбовь американцев к «большому государству» и рост мощи профсоюзов госслужащих заставили многих высших руководителей задуматься о том, является ли государство самым эффективным поставщиком необходимых услуг. Было придумано новое слово - приватизация - которое быстро завоевало популярность во всем мире в качестве определения процесса передачи определенных функций государственной власти частному сектору.

В США приватизация была проведена преимущественно на муниципальном и региональном уровнях. Крупнейшие города, в том числе Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Филадельфия, Даллас и Феникс, начали привлекать частные компании или некоммерческие организации для проведения самых разнообразных работ, прежде выполнявшихся муниципальными службами, от ремонта уличного освещения и ликвидации твердых бытовых отходов до обработки данных и содержания тюрем. В то же время некоторые федеральные учреждения попытались частично перестроить свою деятельность по образу и подобию частных предприятий: например. Почтовая служба США действует в значительной степени на основе самофинансирования, а не полагается на ассигнования из бюджета, формируемого за счет налоговых поступлений.

Однако приватизация общественных услуг остается спорным вопросом. Ее сторонники считают, что она способствует сокращению издержек и повышению эффективности, а противники утверждают обратное, указывая, что частные предприниматели должны получать прибыль, и что их деятельность совсем необязательно более эффективна. Естественно, профсоюзы работников сферы общественных услуг резко выступают против большинства планов приватизации. Они заявляют, что в ряде случаев частные подрядчики занижают суммы средств в своих конкурсных заявках в целях получения контрактов, а впоследствии существенно повышают цены. Сторонники же приватизации указывают, что приватизация может быть эффективной, если она способствует конкуренции. Иногда угроза приватизации может даже подстегнуть местных государственных служащих и заставить их работать лучше.

Как показывают дебаты по вопросам государственного регулирования, государственных расходов и реформы социального обеспечения, спустя более чем 200 лет после получения США независимости роль государства в национальной экономике остается предметом острых дискуссий.

Определяется их основным Законом - Конституцией, принятой еще в 1787 году. Главные принципы и определяющие понятия системы также обозначены в поправках, принятых несколько позже, или в других законах. Полномочия на Конституция передает Федеральному правительству Штатов. В главном Законе страны определен также принцип разделения трех властей, в соответствии с которым Федеральное правительство состоит из независимых друг от друга органов: законодательных, исполнительных, судебных. Они, в свою очередь, действуют отдельно друг от друга.

Конституция США состоит из нескольких частей:

  • преамбула, где подробно описаны основные цели принятия Конституции, их количество равно 85;
  • статьи - 7 штук;
  • поправки - 27 штук, первый десяток из которых - это Билль о правах.

Политическая система США: законодательная ветвь государственной власти

Высшим органом в Штатах является двухпалатный Парламент, составляющий Конгресс США, который состоит из Сената США и Палаты представителей США. В Сенате каждый из 50-ти штатов имеет по 2 представителя. Конкретное количество лиц, которые могут представлять тот или иной штат, определяются каждое десятилетие, оно зависит от численности населения в конкретном штате. Однако даже если количество проживающих граждан невелико, каждый штат имеет в Сенате США хотя бы одного представителя. Сенаторов избирают на 6 лет, представителей на два года. Каждый из них может быть избран неограниченное количество раз.

Исполнительная власть США

Исполнительная власть в США осуществляется только которого очень объемны. Весь находится в его непосредственном подчинении, в том числе, министры, главы ведомств. Президент осуществляет руководство всем механизмом исполнительного аппарата.

Исполнительный аппарат совместно с президентом образуют в государстве президентскую власть. Президентом осуществляется формирование администрации, Кабинета Министров и исполнительных правлений. Кабинет Министров, в свою очередь, не уполномочен принимать правительственные акты, он является консультативным органом, поэтому Президент может не следовать данным им советам.

Форма правления в США

Отражает способ организации и структуру высшей власти, те принципы, на которых основано взаимодействие между ее разными институтами, и участие населения в формировании подразделений власти страны.

Форма правления имеет несколько основных свойств:

  • способ, которым происходит формирование эшелонов высшей власти;
  • структура органов власти;
  • принципы, лежащие в основе взаимодействия властей: законодательной, исполнительной;
  • взаимодействие между гражданами государства и властью;
  • степень обеспечения свобод для населения со стороны структур власти.

Политическая система США определяется республиканской формой правления, которая гарантирована Конституцией государства (ст. IV). в Америке реализуется в виде президентской республики и имеет следующие принципы: Президент республики (в данном случае США) - глава правительства и государства, правительство неподотчетно перед Конгрессом, у Президента нет полномочий на роспуск палат Конгресса.

Политическая государственной власти в стране построена по принципу разделения властей. Данный принцип в условиях Соединенных Штатов перевоплотился в Фактические отношения, существующие между тремя органами, образующими власть в государстве, - Президентом США, Конгрессом, Верховным Судом - претерпевают постоянные изменения, однако незыблемым остается принцип разделения.