Подводные корабли проекта «Антей» получат новое вооружение – ракетные комплексы «Калибр» и «Оникс. "Антей" прощается с "Гранитом"

Не искушенный в вопросах аэродинамики человек бывает немало удивлен обликом современных крылатых ракет. «Крылатая ракета» оказывается узким сигарообразным снарядом с парой торчащих в разные стороны крохотных «лепестков». Трудно поверить, что эти миниатюрные «крылья» способны удержать в воздухе многотонную ракету и помогают ей преодолеть расстояние во многие сотни и тысячи километров.

Секрет крылатых ракет (КР) объясняется просто: подъемная сила крыла находится в квадратичной зависимости от скорости летательного аппарата. Скорость увеличилась в два раза – подъемная сила возросла в 4 раза, т.е. теперь самолету требуется в четыре раза меньшее по площади крыло!
В отличие от пилотируемых самолетов, КР представляют собой однорежимный летательный аппарат, летящий всегда с одинаковой, очень высокой скоростью (от 250 м/с у «Томагавка» до 700 м/с у ПКР «Гранит»)! Создателям КР незачем заботиться о взлетном и посадочном режиме полета – на взлете КР, разгоняемая мощным ускорителем, ведет себя как баллистический снаряд, а «посадочная скорость» крылатой ракеты равна ее максимально допустимой скорости – и чем сильнее КР «вмажется» в цель, тем будет лучше.

Долгое время фраза «крылатая ракета» была синонимом морских противокорабельных ракет - вплоть до создания тактического «Томагавка» основным применением КР было истребление кораблей противника. Тренд в этом вопросе был задан советскими учеными, которые к середине 50-х годов запустили в серию ряд уникальных проектов, изменивших законы морского боя – чудовищные противокорабельные ракеты «Комета» и КСЩ. Вскоре появился еще один «супергерой» - П-15 «Термит», утопивший «Эйлат» и устроивший погром в пакистанском порту Карачи (индийские ракетные катера разнесли там буквально все, включая береговое нефтехранилище). Всего во второй половине ХХ века советский ВПК «порадовал» мир двадцатью моделями уникальных противокорабельных ракет – различных по размерам, принципам наведения и вариантам базирования. От сравнительно примитивных П-5 до фантастических комплексов П-700 «Гранит».

«Гранит» … легендарный робот-камикадзе, способный поражать цели на удалении 600 км, летать на больших и предельно малых высотах, самостоятельно выбирать цели и крушить своей полумегатонной боевой частью авианосные группировки «вероятного противника». Фантастический ударный комплекс, сплав самых современных технологий времен Холодной войны, объединивший в себе лучшие разработки ракетно-космической техники, электроники и кораблестроения.


"Рентгеновкий снимок" ПКР П-700


Просторы Интернета переполнены обсуждениями в формате «ракета «Гранит» vs авианосная ударная группировка», но мы не станем в очередной раз втягиваться в заведомо безрезультатный спор. Сегодня мы постараемся найти ответ на не менее любопытный вопрос: Существовали ли вообще зарубежные аналоги морскому ударному комплексу П-700 «Гранит»?

Казалось бы, ответ очевиден – за рубежом не было создано ни одной противокорабельной КР, равной по размерам и боевым возможностям с 7-тонным «Гранитом»! Единственная американская ПКР «Гарпун» имеет в 10 раз меньшую стартовую массу – всего около 700 кг, и как следствие – в 3 раза меньшую по массе боевую часть, в 2 раза меньшую скорость и в 5 раз меньшую дальность. Французский «Экзосет» обладал еще более скромными характеристиками. Возможно, кто-нибудь вспомнит израильскую ПКР «Габриель» или китайскую ракету С-802 – все они являются дозвуковыми КР с довольно слабыми по мощности боевыми частями и стартовой массой в пределах 600-700 кг. Даже хорошо известный «Томагавк», один из вариантов которого был предназначен для использования в качестве дальнобойной противокорабельной ракеты (BGM-109B TASM), не мог сравниться по характеристикам с «Гранитом» - «Топор» был слишком медленный и «тупой», к тому же имел меньшую дальность полета и значительно меньшую по массе БЧ.

Действительно, прямых аналогов «Граниту» за рубежом не существовало. Но стоит лишь взглянуть на ситуацию под иным углом, как появляется ряд интересных совпадений, которые, можно буквально идентифицировать, как аналоги противокорабельного комплекса П-700 «Гранит».

Первый случай – стратегическая сверхзвуковая крылатая ракета морского базирования SSM-N-9 «Регул II». Как и любая авиационная техника, созданная на рубеже 50..60-х годов, «Регул II» обладал запредельными скоростными и высотными характеристиками. Две скорости звука в стратосфере, дальность полета 1900 км – этого было вполне достаточно, чтобы прорвать противовоздушную оборону любой страны.


SSM-N-9 «Regulus II»


Ко всему прочему, «Регул II» страдал выраженным гигантизмом – массогабаритные характеристики американской ракеты превзошли даже показатели огромного «Гранита». Длина «Регул II» достигала 17,5 метров, а стартовая масса - порядка 10 тонн!
Всего стратегическим ракетным комплексом «Регул II» планировалось оснастить 4 ракетных крейсера и 25 подводных лодок ВМС США.

Конечно, сравнивать напрямую «Регул II» с «Гранитом» не совсем корректно – это был специфический носитель ядерного с довольно примитивной инерциальной системой наведения: гироскопы и секундомер … тик-тик-тик, время вышло – «Регул II» спикировал вниз и превратился в ослепительную вспышку света. Наконец, к моменту своего появления «Регул II» уже морально устарел и полностью проиграл по результатам испытаний баллистической ракете «Полярис».
И, тем не менее, «Регул II» имел ряд очевидных сходств с «Гранитом» - крупная и тяжелая сверхзвуковая ракета корабельного и подводного базирования, предназначенная для поражения загоризонтных целей на большой дальности.

Наш второй гость – стальной страж небес, невероятный зенитно-ракетный комплекс RIM-8 «Талос». Казалось бы… Однако, попрошу читателя набраться терпения и позволить объяснить, чем именно «Талос» можно считать близким родственником «Граниту».

К созданию «Талоса» американцы шли 15 лет – с 1944 года (когда появилась реалистичная мечта о сверхдальнобойном ЗРК) до 1959 г. (установка на боевом корабле первого серийного ЗРК). Идея была проста – научиться сбивать самолеты на дальности 100 и более километров. Проблему с точностью наведения на большом расстоянии на первых модификациях ЗРК решили довольно просто – «Талос» стрелял зенитными ракетами с ядерной боевой частью. Взрыв мощностью 2 килотонны в тротиловом эквиваленте мог мгновенно испепелить любой самолет на дальность 500 м от точки детонации – предполагалась использовать эти «снаряды» для отражения атак советских ракетоносцев морской (Ту-16 или перспективных Т-4), прорвавшихся к авианосным группировкам сквозь истребительные заслоны.

Одновременно со «специальными» существовали «обычные» осколочно-фугасные боевые части массой 136 кг, а также несколько специфических ракет, о которых пойдет речь ниже.
В результате на свет появилась огромная по размерам зенитная ракета, длиной 12 метров и массой 3,5 тонны (из них 2 тонны приходилось на стартовый ускоритель, сгорающий за 3-5 секунд).


Одно из главных отличий от "Гранита" - зенитная ракета RIM-8 оснащалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем


Помимо циклопических размеров и сходной компоновки с осе-симметричным воздухозаборником, «Талос» роднит с «Гранитом» еще одно, не менее важное обстоятельство: все модификации ЗРК «Талос» имели возможность поражения надводных целей (т.е. могли выполнять задачи противокорабельных ракетных комплексов), а также могли применяться для ударов по наземным объектам (в том числе, специальная модификация ракеты для уничтожения РЛС противника). Настоящий демон трех стихий!

Конечно, 130…160 кг боевая часть не могла рассматриваться, как серьезное противокорабельное оружие, тем не менее, этого было достаточно для уничтожения любого вражеского корвета или ракетного катера. Намного солиднее выглядела «специальная» боевая часть W30, чей подрыв на близком расстоянии мог вывести из строя любой крупный корабль. Всерьез обсуждались планы использования ядерных «Талосов» для «бомбардировки» вражеских позиций в зоне высадки морских десантов. Ко всему прочему, зенитный ракетный комплекс имел меньшее время реакции, высокую скорострельность и значительный боекомплект, что еще в большей степени расширяло его ударные возможности.


Результат прямого попадания ракеты RIM-8. Эсминец-мишень почти разрублен надвое

К слову, советские моряки тоже обратили внимание на эту положительную особенность зенитных ракетных комплексов – могу уверенно предположить, что в случае вооруженного конфликта первыми во врага полетели бы не П-35 и П-500, а зенитные ракеты комплексов «Волна» и «Шторм». Аналогичная ситуация наблюдалась во 2008 году у берегов Абхазии – первый залп российского ракетного корабля «Мираж» по грузинским катерам был сделан из ЗРК «Оса-М».

Возвращаясь к «Талосу», в 1965 году на вооружение была принята новая модификация зенитной ракеты RIM-8G с дальностью стрельбы 100 миль (185 километров), что сделало «Талос» самым дальнобойным морским ЗРК двадцатого века.

Кроме того, инженеры компании Bendix проделали значительную работу, создав для своего дальнобойного ЗРК целую линейку ракет, наводящихся на источники излучения вражеских радаров. Специальная модификация ракеты, получившая обозначение RIM-8H Talos-ARM, могла использоваться для сверхдальней стрельбы по вражеским кораблям с включенными радарами – другими словами, ЗРК «Талос» превратился в первый американский противокорабельный ракетный комплекс дальнего радиуса действия.

Всего за время своего существования, ЗРК большой дальности RIM-8 «Талос» был установлен на 7 ракетных крейсерах ВМС США, из которых лишь атомный крейсер «Лонг Бич» мог полностью реализовать возможности уникального комплекса (в отличии от остальных ракетных крейсеров, перестроенных из артиллерийских кораблей Второй мировой, «Лонг Бич» специально создавался под новые ЗРК и оснащался мощным радаром SCANFAR с фазированной антенной решеткой).


"Борьба за конструкцию вместо стилей
Расчет суровый гаек и стали"

Атомный ракетный крейсер "Лонг Бич" имел несуразный "коробчатый" облик, что, впрочем, определялось уникальным комплексом оружия крейсера.

С технической стороны, ЗРК представлял собой поворотную двухбалочную пусковую установку, бронированный погреб для хранения ракет и их подготовки к стрельбе, а также пост управления стрельбой и дюжину радаров SPW-2 и SPG-49 для наведения ракет на маршевом участке и для подсветки целей.

Минутой славы для «Талоса» стала война во Вьетнаме – крейсера с «Талосом» на борту регулярно привлекались в качестве кораблей радиолокационного дозора и патрулей ПВО, курсирующих в прибрежных районах Южно-Китайского моря. Морской дальнобойный ЗРК превратился в леденящую кровь легенду у летчиков Северного Вьетнама. МиГи стремились по возможности держаться подальше от береговой линии, в противном случае, был велик риск попасть под внезапный удар – идущие неподалеку от берега крейсера «просвечивали» небо на добрую сотню километров вглубь территории Вьетнама.


Размеры двуступенчатой ЗУР RIM-8 сравнимы c размерами ПКР "Гранит". Скорость зенитной ракеты - 2,5М. Дальность - до 185 км, высота поражения - 24 км

Всего «Талосы» претендуют на четыре подтвержденные воздушные победы, все на рекордных дальностях воздушного боя – два МиГа сбил «Лонг Бич» (например, один из случаев имел место 23 мая 1968 года, дальность перехвата составила 112 км), еще по одному на счету крейсеров «Чикаго» и «Оклахома-Сити». Кроме того, на счету «Оклахома-Сити» имеется еще одна победа – в 1971 году, находясь у побережья Вьетнама, крейсер засек излучение подвижной береговой РЛС и уничтожил объект противорадарной ракетой RIM-8H.

«Талос» имел хорошие возможности для борьбы с высоколетящими целями, но к началу 1970-х годов, в связи со сменой общей парадигмы военной авиации и перехода на маловысотные режимы полета, уникальный морской ЗРК стал стремительно устаревать – в 1976 году флот официально выразил намерения снять «Талос» с вооружения, последний запуск ракеты RIM-8 состоялся в 1979 году, а еще через год последний крейсер с ЗРК этого типа был исключен из состава ВМС. Однако история


Специальная боевая часть зенитной ракеты RIM-8


Запуск ракеты с крейсера "Литтл Рок"

MED. Морской полигон у острова Иль-ду-Левант

Тревожным рубином вспыхнула и засияла панель SWG-1, операторы БИЦ эсминца «Рафаэль Перальта» начали подготовку к запуску экспериментальной ракеты. Проснулись системы наведения, в бортовой компьютер ПКР потекли данные о координатах точки пуска и оптимальном маршруте движения к цели, расчетная схема и способ атаки. Когда по цепи прошла команда «Пуск», корабль вздрогнул от гула стартующей ракеты. Последнее, что видели стоявшие на мостике офицеры, - как страшно изогнулась переборка под натиском неистовой мощи. Через миг она лопнула, и все, что было рядом, унеслось куда-то в ночь, ночь, в ночь.

Передайте о случившемся в штаб учений. Holy Christmas!!! Американский эсминец прострелил себе надстройку...

Что же случилось (или могло случиться) на морских учениях НАТО? Об этом - в новой главе военно-морского боевика о противостоянии современного и средств защиты.

В спорах о морских вооружениях главный аргумент всех знатоков - ПКР П-700 “Гранит”. Семь тонн на трех скоростях звука пробьют любую защиту. И никто из умников как-то не догадался: чего это они собрались топить русские корабли русскими же ракетами? Кто тут мечтает повторить подвиг лейтенанта Шмидта? Если уж собрались в бой, то выбирайте адекватного противника.

Универсальная ракета воздушного, корабельного и подводного базирования “Гарпун” (США и двадцать пять их верных союзников), Exocet (на вооружении 30 стран мира), ничем не примечательная “Тип 90” (Япония), запредельно “умная” и современная NSM (Норвегия - НАТО), малоизвестная RBS (Швеция), экспортная отечественная Х-35 “Уран”, перспективная американская LRASM, снятый с вооружения «Томагавк» модификации TASM, израильская “Габриэль”, итальянская “Отомат”, европейская “Скальп-Наваль”, китайская контрафактная “Инцзи” для оборванцев Хизбаллы и ИГИЛ...

Слабоват списочек? Слишком слабые ракеты, самые массивные из которых (LRASM и TASM) весят всего около тонны.

И это поразительно. Ни одна из зарубежных ПКР даже близко не приблизилась к семитонным “монстрам двух стихий” из конструкторского бюро Чаломея.

Ну, а вдруг “за бугром” все же решат создать свой “Гранит” и вооружить им все крейсеры, эсминцы и подлодки? Что ж, запросто!

“Гремучая змея”

В ответ на строительство в Китае серии крупных эсминцев агентство передовых оборонных исследований (DARPA) развернуло работы по созданию адекватного ответа. Проект стал известен как “Революционный подход к нанесению срочных ударов на больших дистанциях” или, коротко, RATTLRS (“Гремучая змея”).

Сверхзвуковая КР нового поколения, способная за счет массивной боевой части и высокой скорости вывести из строя корабль 1-го ранга. Подобное оружие никогда ранее не применялось ВМС западных стран. Единственным прототипом могли послужить советские сверхтяжелые ракеты конструкции КБ им. Челомея: “Гранит” - “Базальт” - “Вулкан”.

Длина с ускорителем - 30 футов 9 метров.
Диаметр корпуса - 1,14 м.
Стартовая масса - 15000 фунтов 7000 кг.
Расчетная дальность пуска - 500 миль 800 км.
Профиль полета - комбинированный, с маршевым участком на высоте 20 000 м.

Благодаря современным технологиям планировалось повышение запредельных характеристик “челомеевских” ракет до уровня фантастических блокбастеров. Заявленная скорость RATTLRS на маршевом участке 3-4 Маха - свыше километра в секунду! Тем не менее, на конечном участке из-за сопротивления воздуха на малых высотах RATTLRS, как и её предшественники, замедлялась до полутора скоростей звука.

Как и её советские аналоги, RATTLRS могла быть оснащена фугасной БЧ массой 700 кг с фокусированным воздействием на цель. Согласно расчетам, направленный взрыв боеголовки мог разорвать обшивку на площади 22 кв. м и начисто “выжечь” отсеки вглубь на 12 метров.

Не важно, сколько лет заняла бы разработка ракеты. Для начала требовалось определить круг её возможных носителей. И вот на этом этапе возникли «некоторые сложности технического характера».

Основным и практически единственным вариантом размещения ракетного боезапаса на флотах США и их союзников является универсальная установка Марк-41. Ею оснащены 85 надводных боевых единиц ВМС США, а также 24 японских эсминца, семь кораблей ВМС Германии, пять - ВМС Испании и т.д. и т.п. Всего свыше 150 крейсеров, эсминцев и фрегатов под флагами 13 государств мира.

Все эти «Орли Берки» и их клоны изначально строились в расчете на данную систему. Подпалубная установка со множеством пусковых ячеек - одно из главных «ноу-хау» в конструкции западных кораблей, строившихся с момента окончания холодной войны.

Установка предельно компактна. Масса 64-ячеечной конструкции вместе с ракетами составляет 230 тонн, и она занимает весьма немного места относительно размеров корабля.


Едва различимые пунктирные прямоугольники в носовой и кормовой части эсминца. Это и есть весь боезапас «Орли Берка» вместе с техническими средствами контроля и обеспечения пуска ракет

УВП самой длинной «ударной» модификации (ставится только на корабли ВМС США) обеспечивает хранение и запуск ракет длиной до 7,7 метра и максимальной стартовой массой 1,6 тонны.

Этих ограничений хватает для размещения на борту эсминцев «Томагавков» и космических перехватчиков SM-3. Но хватит ли размеров УВП для размещения аналогов «Гранита»?

Для сравнения: диаметр описанной окружности (1350 мм, диаметр корпуса с учетом сложенных крыльев) у советской ПКР почти в три раза превышает диаметр пусковой ячейки у американской УВП. Иначе говоря, при размещении на борту «Гранитов» (по одному на месте каждых 9 ячеек) боекомплект американских эсминцев резко сократится с 90 до 10 ракет.

Разумеется, «Граниты» как перспективные RATTLRS оказались бы длиннее, чем все, что ставилось до них. Если их «утрамбовать» в УВП, то они пробьют нижнюю палубу и провалятся вниз.

Но самое смешное начнется при попытке запуска монстров. Пусковые установки атомных «Орланов» (СМ-233 комплекса «Гранит») по факту не являются вертикальными. Это наклонные шахты, установленные под углом 60 градусов к горизонту.

Сделано это было по двум причинам.

1. С целью снижения потребной мощности стартового ускорителя и связанных с ним механических и термических нагрузок на конструкцию корабля.

При наклонном пуске ракета, едва выбравшись за пределы шахты, немедленно раскрывает крылья и начинает использовать аэродинамическую подъемную силу для поддержания себя в полете.

2. Из соображений безопасности. При вертикальном старте, в случае отказа стартового ускорителя, 7-тонная ракета «шлёпнется» на палубу и разнесет весь корабль. При применении наклонного старта отказавший боеприпас успеет отлететь в сторону на десятки (сотни) метров и рухнет в море.

Но и этого оказалось недостаточно. Чтобы в процессе старта монстр не спалил весь корабль, установку СМ-233 пришлось заполнять перед пуском забортной водой.

К этому моменту стало очевидно, что стандартная американская УВП, мягкого выражаясь, не отвечает требованиям к хранению и запуску ракет, подобных «Граниту» и «Вулкану».

Если же безумные конструкторы все же решат оснастить «Атаго» и «Тикондерогу» подобной системой, то шахта СМ-233 благополучно "проткнет" несколько переборок и встанет поперек отсеков, прежде чем займёт своё место. Что они будут делать с магистралями для подачи забортной воды и новыми требованиями к охлаждению пусковых шахт? Ответ на данный вопрос уже не имеет смысла.

Можно вернуться на 40 лет назад, попытавшись разместить ракеты в ПУ на верхней палубе. Побортно, в два ряда, как это сделано на РКР пр. 1164 «Атлант».

Но, едва получив эскизы, агентство передовых оборонных исследований свернуло программу. Дело в том, что АБСОЛЮТНО ВСЕ корабли, строившиеся с начала 90-х гг., имеют единый облик с гипертрофированной коробчатой надстройкой, растянувшейся от «борта до борта».


Японский "Атаго"


Французский FREMM


Российский пр. 22350 "Адмирал Горшков"

Во-первых, для снижения сигнатуры корабля по технологии «стелс».

Во-вторых, для удобства компоновки. Разместить повыше мостик, попутно использовав саму надстройку (вместо традиционной мачты) в качестве «башни» для размещения радаров. Чьи антенные устройства зачастую «приклеены» к внешним стенам надстройки.

При таком раскладе эсминец первым же залпом снесет себе надстройку. Примерно так же, как это произошло в самом начале статьи.

Можно попытаться смонтировать пару установок на баке, перед надстройкой. Примерно так же, как стояли на «Спрюэнсах» счетверенные пусковые боксы для запуска «Томагавков». Единственное недоразумение - «Томагавк» в пять раз легче семитонного «Гранита».

Семь тонн огня от стартового ускорителя прожгут надстройку «Арли» насквозь и «сдуют» к чертям все фазированные антенны эсминца.

Еще один вариант с поперечным размещением ПУ, когда факел двигателя стартующей ракеты обращен за борт, также не пройдёт. Чисто из-за особенностей компоновки современных «Берков», «Дэрингтов» и «Горизонтов». Большая часть силуэта этих кораблей занята той самой коробчатой надстройкой «от борта до борта». Оставшиеся «пятачки» палубы на носу и в корме до предела загружены необходимым оборудованием. Ячейками УВП, универсальной артиллерией и вертолетной площадкой. Попытка «воткнуть» туда семитонные ракеты - только за счет отказа от части вооружения и систем. Впрочем, обмен 32-х универсальных ракетных шахт американского эсминца на «бокс» с четырьмя ПКР RATTLRS, с точки зрения отечественного ВМФ, был бы великолепным результатом. Мы добились своего. Эсминец «вероятного противника» начисто утратил свою универсальность, львиную долю ударной и оборонительной мощи. А все ради чего? Четырех многотонных ПКР. Три раза «ха».

Проект Revolutionary Approach to Time Critical Long-Range Strike (иначе RATTLRS) в виде семитонной ПКР превратился в полный абсурд. Ни один из современных западных боевых кораблей не способен стрелять чем-то, даже отдаленно похожим на «Гранит» или «Вулкан». Эти экзотические монстры были визитной карточкой советского ВМФ, причём из-за своей громоздкости они сохранились лишь на считанных действующих единицах.

Вредные советы

В рамках перевооружения на новые ракеты повышенной мощности американцам настоятельно рекомендуется порезать на иголки все 22 крейсера и 64 эсминца, а заодно 58 многоцелевых атомных субмарин. Так как ни один из этих кораблей в существующем виде не имеет возможности для стрельбы многотонными суперПКР. Для этого могла бы потребоваться глубокая модернизация с заменой всей надстройки и полной перекомпоновкой корпуса, сопоставимая по стоимости с постройкой нового корабля.

Что касается местных завсегдатаев форума «ВО», то на вопрос «Какая проблема поставить «Граниты» на современный эсминец?» был дан исчерпывающий ответ.

В 1969 г. ОКБ-52 приступило к разработке противокорабельной работы дальнего действия П-700 «Гранит». В 1970 г. был закончен эскизный проект. Комплекс предназначен для нанесения ударов по соединениям боевых кораблей (в первую очередь АУГ), конвоям и десантным отрядам противника с усиленными ПВО и ПРО.

Ракетный комплекс «Гранит», создававшийся ОКБ-52 (ныне НПО Машиностроения), должен был отвечать чрезвычайно высоким требованиям: максимальная дальность - не менее 500 км, максимальная скорость - не менее 2500 км/ч. От предшествующих комплексов аналогичного назначения «Гранит» отличали гибкие адаптивные траектории, универсальность по старту (подводный и надводный), а также носителям (подводные лодки и надводные корабли), залповая стрельба с рациональным пространственным расположением ракет, помехозащищенная селективная система управления. Допускалась стрельба по целям, координаты которых известны с большими погрешностями, а также при большом времени устаревания данных. Все операции по повседневному и стартовому обслуживанию ракет автоматизировались. В результате «Гранит» приобретал реальную возможность решать любую задачу морского боя нарядом одного носителя. Однако эффективность противокорабельного ракетного комплекса большой дальности в значительной степени определялась возможностями средств разведки и целеуказания. Система «Успех», основу которой составлял самолет Ту-95, уже не обладала необходимой боевой устойчивостью. Была создана новая система морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) - «Легенда».

Испытания «Гранита» начались в ноябре 1975 г. с наземного стенда, а закончились в августе 1983 г., при этом с декабря 1980 г. пуски производились с подводных лодок пр.949. Постановлением СМ от 12 марта 1983 г. комплекс «Гранит» был принят на вооружение.

Ракета ЗМ-45, снаряжаемая как ядерной (500 кт), так и фугасной боевыми частями массой 750 кг, оснащена маршевым турбореактивным двигателем КР-93 с кольцевым твердотопливным ракетным ускорителем, начинающим работу под водой. Максимальная дальность стрельбы до 600 км, максимальная скорость соответствует М=2.5 на большой высоте и М=1.5 - на малой. Стартовая масса ракеты - 7000 кг, длина – 9.15 м, диаметр корпуса – 0.85 м, размах крыла – 2.6 м.

В ракете воплотился богатый опыт советских конструкторов по созданию электронных систем искусственного интеллекта, позволяющий действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета - один корабль» или «стаей» против ордера кораблей. Ракеты могут выстреливаться как одиночно, так и залпом (до 24 ПКР, стартующих в высоком темпе). ПКР П-700 после старта полностью автономны, имеют сложную траекторию полета и многовариантную программу атаки соединений противника. Благодаря изменению скорости полета ПКР одного залпа способны формировать плотную группировку, что облегчает преодоление средств ПРО противника, а благодаря бортовым СУ и взаимному обмену информацией – оптимально распределять цели между собой. Организация полета всех ракет залпа, допоиск ордера и «накрытие» его включенным радиолокационным визиром позволяет ПКР выполнять полет на маршевом участке в режиме радиомолчания. В процессе полета ракет осуществляется оптимальное распределение между ними целей внутри ордера (алгоритм решения этой задачи был отработан Институтом вооружения ВМФ и НПО «Гранит»). При подлете к отряду кораблей противника ракеты сами распределят и классифицируют по важности цели, выберут тактику атаки и план ее проведения. Для исключения ошибки при выборе маневра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину ПКР заложены электронные данные по современным классам кораблей. К тому же в машине есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней - конвой, авианосная или десантная группа, и атаковать главные цели в ее составе. Также в бортовой вычислительной машине есть данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способным постановкой помех уводить ракеты от цели, тактические приемы уклонения от огня средств противовоздушной обороны. Как говорят конструкторы, после пуска ракеты сами решают, какая из них будет атаковать какую цель и какие маневры для этого нужно осуществить в соответствии с заложенными в программу поведения математическими алгоритмами. Ракета имеет и средства противодействия атакующим ее противоракетам. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели.

На ТАРКР пр.1144 размещено 20 ракет «Гранит» в индивидуальных подпалубных пусковых установках СМ-233. Двенадцатью ракетами оснащен ТАВКР пр.1143.5 «Адмирал Кузнецов». Кроме того, ракетами «Гранит» вооружены 3 атомные подводные лодки пр.949 и 9 подводных лодок пр.949А. Оба типа лодок имеют по 24 пусковые установки. Корабельная СУ может обеспечивать одновременную подготовку и пуск всех 24 ПКР. Целеуказание может быть получено от системы МКРЦ «Легенда», самолетов Ту-95РЦ или вертолетов Ка-25РЦ.

Сверхзвуковая скорость и сложная траектория полета, высокая помехозащищенность радиоэлектронных средств и наличие специальной системы отвода зенитных и авиационных ракет противника обеспечивают «Граниту» при стрельбе полным залпом высокую вероятность преодоления систем ПВО и ПРО авианосного соединения. В настоящее время подводные лодки пр.949(А), вооруженные комплексом «Гранит», совместно с морской ракетоносной авиацией являются основой противоавианосных сил русского флота. Благодаря уникальным техническим решениям, заложенным конструкторами еще в 80-х гг. прошлого века, комплекс «Гранит» еще долгое время будет сохранять свои отличные боевые качества.

Противокорабельная ракета П-700
комплекса ракетного оружия «Гранит»

Ракета 3М45 / SS-N-19 SHIPWRECK комплекса «Гранит» в музее «НПО Машиностроение», г. Реутов.

Классификация

История производства

СССР Страна производства
НПО машиностроения (ОКБ-52) Разработчик
В. Н. Челомей Главный конструктор
1969 - 1983 годы Годы разработки
ноябрь 1975 - июль 1983 года Начало испытаний
П-500П;
«Гранит» с ПВРД;
ОКР «Гранитит» / комплекс 3К45-2 «Гранит-2»,
ракета 3М45-2
Модификации

История эксплуатации

Геометрические и массовые характеристики

Силовая установка

Лётные данные

на высоте

у земли/воды

ПКРК «Гранит» - Универсальный противокорабельный ракетный комплекс «Гранит» с крылатой ракетой дальнего радиуса действия П-700, подводно-надводного старта. Разрабатывался в СССР с 1969 по 1983 годы. Состоит на вооружении кораблей проектов «Орлан» и 1143.5 «Кречет» а так-же подводных лодок пр. 949/949А «Антей»

История создания

Предпосылки

Согласно военно-морской доктрине СССР, основной задачей надводного флота, наряду с обеспечением прикрытия зоны патрулирования РПКСН , было противодействие американским авианосным ударным группам (АУГ). Для решения этой задачи, семидесятых годах двадцатого века было решено создать принципиально новый тип ракетных крейсеров, с атомной силовой установкой, как подводного (пр.949) так и надводного (пр.1144) типа. Для вооружения этих кораблей, ЦК КПСС и Советом Министров СССР, было выпущено постановление от 10 июля 1969 года: разработать универсальный ракетный комплекс, способный применяться как с подводных лодок, так и с обычных крейсеров.

Проектные работы и испытания

Ракета 3М-45 Комплекса П-700 в разрезе.

Противокорабельный ракетный комплекс П-700 «Гранит» разрабатывался в НПО машиностроения В. Н. Челомея. Главным конструктором был назначен В. И. Патрушев. Согласно техническому заданию, новая ракета должна была уметь автономно, без взаимодействия с носителем выбирать основную цель атаки в ордере кораблей. Первые испытания были начаты в 1975 году на наземном стенде, Ракеты испытывались на полигоне Ненокса (Архангельская обл.) Всего с наземных стендов было произведено по меньшей мере 19 запусков. В 1980 году начались совместные испытания комплекса с носителями, ракетным крейсером «Киров » и атомной подводной лодкой К-525 (головной корабль проекта 949). а первый подводный запуск был проведен 26 февраля 1976 года возле мыса Фиолент (п-ов. Крым). В общей сложности в процессе летных испытаний, было выполнено 45 пусков. Цикл государственных испытаний был завершен в 1983 году, и по его итогам, постановлением СМ СССР от 12 марта 1983 года комплекс «Гранит» принят на вооружение ВМФ.

Еще со времен создания первых ПКР большой дальности, стала очевидной необходимость постройки системы, которая обеспечивала бы для них целеуказание. Дело в том, что дальность действия РЛС самого корабля, ограничена горизонтом и составляет, в зависимости от высоты мачты, на которой расположена антенна, в среднем 40-50 км. Что касается загоризонтных длинноволновых радаров, то эффективность их работы сильно зависит от состояния атмосферы, а кроме того, они не всегда способны обеспечить достаточную точность целеуказания, для наведения ПКРК. Наиболее перспективным способом решения этой задачи стало-бы создание спутниковой системы целеуказания, которая и была разработана, при непосредственном участии академика Мстислава Келдыша. Система морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда» состояла из полутора десятков низкоорбитальных спутников, оснащенных мощными радарами, и была способна вести наблюдение за всей поверхностью мирового океана.

Тактико-технические характеристики

ПКРК «Гранит» на лодке пр.949

Старт ракеты осуществляется из транспортно-пускового контейнера, перед запуском, заполняемого забортной водой, что характерна, данная схема применяется при пуске не только с подводных, но и с надводных носителей. В случае запуска с подлодки, это сделано по трем причинам: для уравнивания давления внутри и снаружи контейнера, снижения термических нагрузок на пусковую установку, а так же для использования воды в качестве рабочего вещества для образования пара, который выталкивает ракету из ПУ. Что же касается надводных судов, то было решено оказаться от разработки двух типов оборудования комплекса, двух типа стартовых двигателей для ракет чисто по экономическим соображениям.

Ракета использует комбинированную систему наведения. Выход в район цели осуществляется по данным инерциальной навигационной системы (ИНС). Для непосредственного-же наведения на корабль противника, применяется активная радиолокационная головка самонаведения (АРЛГСН) Характеристики бортового радара ракеты позволяют ей обнаруживать цель типа «крейсер» с расстояния порядка 70 км.

Ракеты комплекса П-700, оснащены бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ), используещей несколько информационных каналов, что в итоге позволило добиться высокой помехозащищенности. «Гранит» - умная ракета. Благодаря заложенным в её БЦВМ данным о классах современных кораблей, различных ордерах и т. д., ракета способна автономно выбирать наиболее приоритетную цель в группе противников. Кроме того, ракеты комплекса П-700 оснащены системой обмена информации в полете, это позволяет применять принцип «волчьей стаи». При залповом пуске, на одну из ракет возлагается функция лидера, в то время, пока основная часть «стаи» приближается к вражеской группе кораблей на малой высоте, укрываясь за радиогоризонтам, ракета-лидер двигаясь по высотной траектории, с помощью своей бортовой РЛС, ведет разведку. Обнаружив противника, «вожак» передает информацию «стае», после чего, ракеты автоматически распределяют между собой цели, в соответствии с заложенной программой. В случае если «вожак» сбит, место лидера занимает другая ракета. Все это позволяет оптимизировать поражение наиболее приоритетных кораблей противника.

П-700 имеет несколько различных вариантов траектории полета, предназначенных для разных оперативно-тактичесих ситуаций. При пуске на максимальную дальность, большая часть полета, выполняется на высоте порядка 14000 метров и скорости 2,5 МАХ. На участке атаки, ракета снижается до высоты 25 метров, что делает её менее уязвимой для зенитных систем противника. Ракета оснащена маршевым турбореактивным двигателем КР-93 и твердотопливным стартовым ускорителем.

Краткая таблица тактико-технических характеристик

Применение

Ракеты П-700 стоят на вооружении двадцати подводных крейсеров проекта 949А «Антей» (по 24 ПУ), а так же кораблей проекта 1144 «Орлан» (по 20 ПУ) и 1143 «Кречет» (по 12 ПУ) Запуск происходит из наклонных пусковых установок СМ-225 (для подводных лодок) или СМ-233 (для надводных крейсеров). На надводных кораблях установки располагаются под палубой, под углом 60 градусов. Перед стартом пусковые контейнеры заполняются водой. При стрельбе на большую дистанцию (от 100-120 км), ради уменьшения сопротивления воздуха, большую часть пути ракета проходит на высоте 14-17 тыс. метров и снижается до 25 метров непосредственно перед целью. По мимо спутниковой системы целеуказания МКРЦ «Легенда», для наведения ракет так же применяется авиационный комплекс «Успех», носителем которого могут быть самолеты Ту-95РЦ либо вертолеты Ка-25Ц. Теоретически П-700, может использовтаться для поражения не только морских, но и наземных целей, Однако, в виду того, что на борту ракеты нет необходимого для полетов над сушей оборудования, весь полет производится на большой высоте, что сильно увеличивает вероятность её перехвата вражеским ПВО.

), а все прочие информагентства ссылаются только на "Известия". Остаётся предположить, что представитель завода в Большом Камне позвонил в редакцию отдельно взятой московской (центральной) газеты и эксклюзивно "объявил" о знаменательном событии. Как бы то ни было, отнесёмся к представленной информации с доверием.


АПКР пр. 949А (судя по эмблеме на ограждении рубки - "Томск", фото с forums.airbase.ru от Вованыч_1977 )

Факт начала ремонтных работ на атомном подводном ракетном крейсере (АПКРРК) "Иркутск", безо всякой иронии, знаменателен сам по себе. Вот некоторые ключевые моменты из биографии корабля : 30.12.1988 - вступил в строй; 30.08-27.09.1990 - совершил трансарктический переход с СФ на ТОФ, 28.04.1992 отнесён к подклассу АПКР; 11.1997 выведен в резерв в ожидании среднего ремонта в бухте Крашенинникова, поставлен на прикол; 11.2001 переведён для проведения среднего ремонта на ДВЗ "Звезда" (Большой Камень). Т. е., отслуживший неполных 9 лет крейсер уже 16 лет самостоятельно не выходил в море! (чисто теоре тически "Иркутск" мог дойти до завода, используя резервные средства движения - дизель-генераторы и гребные электродвигатели).




АПКР "Иркутск" (фото с ntv.ru)

Возвращаясь к сообщению "Известий", для начала поправим автора публикации (А. Криворучек) : ВМФ РФ имеет в своём составе не семь, а восемь АПКР пр. 949А (три на Севере и пять на ТОФе), из которых три находятся в строю (СФ - "Воронеж", ТОФ - "Тверь" и "Омск"), четыре - в ремонте или модернизации (СФ - "Орёл", "Смоленск"; ТОФ - "Иркутск", "Томск") и один - в резерве 2-й категории в ожидании ремонта (ТОФ - "Челябинск"). С учётом того, что "Смоленск" уже готовится к заводским ходовым испытаниям (ссылка 3), соотношение 3-4-1, в течение ближайшего времени должно измениться на 4-3-1 , а в идеале - на 6(5)-2(3)-0 .

Изюминкой новости от 05.12 стало, конечно же, грядущее перевооружение первого из восьми "Антеев" на новый ракетный комплекс : "Лодки проекта "Антей" предназначены для борьбы с авианосными группировками - для поражения авианосцев их оснащали ракет ным комплексом "Гранит". Крылатые ракеты этого комплекса развивают скорость в 2,5 Маха и поражают надводные цели на рассто янии до 600 км (500 км - А.Ш.). На "Иркутске" "Гранит" заменят на более современный "Оникс".

Дальность действия ракет "Оникса" вполовину меньше. Однако они лучше защищены от радиопомех и более скрытны для радаров. По словам контр-адмирала в отставке В. Захарова, "Гранит" морально устарел. К тому же ракеты "Оникса" намного компактнее - это позволит разместить на борту большее их количество. "Гранит" . когда-то был мощным вооружением . (?! -А.Ш.), но очевидно, что его пора совершенствовать, - пояснил "Известиям" Захаров" (конец цитаты).


АПКР "Омск" (ТОФ) демонстрирует свою ударную мощь (фото с forums.airbase.ru от К-157)

"Гранит" (наряду с "Вулканом"), конечно же, и сейчас остаётся самым мощным в мире противокорабельным оружием, но не в этом суть. Необходимость модернизации ракетного вооружения АПКР пр. 949А самоочевидна, поэтому перейдём к деталям и попытаем ся ответить на вопрос: сколько новых малогабаритных ПКР можно разместить на подводном крейсере вместо 24 ракет 3М45 ПКРК П-700 "Гранит"? Вот что говорится об этом на militaryrussia . ru : "По состоянию на 2009 г. также обсуждалась (в специализированных СМИ) возможность применения специального пускового стакана-вкладыша в ПУ СМ-225А на две ракеты калибра 533 или 650 мм ("Оникс", "Калибр" и др.). Предположительно стакан-вкладыш мог устанавливаться в пусковую установку ракет "Гранит" без пере делки пускового контейнера, с совпадением электрических разъёмов ( ! -А.Ш.) " .

Есть и другая, более свежая информация (14.12.2011) : "... самые серьёзные изменения коснутся набора вооружения корабля. На смену "циклопическим" "Гранитам" (в статье их ещё называют "монстрами эпохи холодной войны"! - А.Ш.) придут новейшие сверх звуковые противокорабельные крылатые ракеты "Оникс". По своим характеристикам "Оникс" уступает "Граниту". Но зато превос ходит его по системе управления, алгоритму боевого применения, а самое главное - по весу и размеру. Как рассказали "Взгляду" в КБ Машиностроения из подмосковного Реутова, где создавались "Гранит" и "Оникс", в ракетную шахту лодки 949 проекта входят три новые ракеты "Оникс" . В результате боевой потенциал корабля сразу же возрастает с 24 до 72 крылатых ракет" .

Не привыкший доверять журналистам на слово автор данной статьи решил собственноручно проверить сказанное, вооружившись схемами общего расположения АПКР пр. 949А и скудными сведениями о массогабаритных характеристиках отечественных ПКР и их пусковых установок. Ракета 3М45 комплекса "Гранит" весит 7360 кг, имеет длину 8,84 м и диаметр описанной окружности со сложенными крыльями 1,35 м . Данных по пусковой установке СМ-225А найти не удалось, поэтому её наружный диаметр (около 1,82 м) получен пересчётомпо известной ширине корпуса АПКР пр. 949 с его поперечного сечения . Разница в 47 см (зазор 23,5 см) достаточно хорошо согласуется с тем фактом, что ракета размещается в ПУ в собственном пусковом стакане, а в пространстве между внутренней поверхностью пусковой установки и стаканом расположены амортизационные устройства . В свою очередь, масса . ракеты 3М55 комплекса "Оникс" ("Яхонт") в транспортно-пусковом стакане (ТПС) и без него составляет 3 900 кг и 3 000 кг, а длина и диаметр ТПС - 8,90 и 0,72 м соответственно, при этом наклонный старт (в отличие от вертикального на "Северодвинске") не противоречит заявленным ТТХ (15-90 град.) . В графическом исполнении замещение "Гранита" "Ониксом" выглядит так:

Если по габаритам ракет концепция "три вместо одной" представляется вполне жизнеспособной, то по суммарной массе боезапаса дела обстоят несколько хуже - 72 ПКР "Оникса" весят почти на 50 тонн больше 24 ракет "Гранита" (при расчёте неизвестная масса ТПС ПКР 3М45 была пересчитана по аналогии с 3М55). На первый взгляд, 50 лишних тонн для корабля с надводным водоизмеще нием 14 700 т (больше "Москвы"! ) не являются слишком большой проблемой (каких-то 0,3%). Однако, весовую дисциплину никто не отменял (особенно в отношении . подводного крейсера), поэтому желательно оставаться в пределах проектной нагрузки масс.

Вопрос снимается сам собой при совершенно логичной "переклассификации" АПКР из противокорабельного (противоавианосного) в многоцелевой с включением в его боезапас уже упоминавшихся КР комплекса "Калибр", точнее - стратегических КР с дальностью пуска 2600 км . По причине особой закрытости темы, придётся воспользоваться ТТХ экспортного варианта ракеты - 3М14Э (комп лекс Club ), дальность которого ограничена международными соглашениями (300 км) : стартовая масса 1770 кг; длина 6,2 м; диаметр 0,533 м (торпедный стандарт) ; длина и диаметр ТПС (по аналогии с ПКР 3М54Э1/3М54ТЭ1) - 8,92 и 0,645 м . Таким образом, ни по своей собственной массе, ни по габаритам ТПС ракета 3М14 не превосходит ПКР комплекса "Оникс".

Можно предложить несколько вариантов комплектации ракетного боезапаса, которые не приведут ни к перегрузке корабля, ни к изменению его центровки ("Оникс"/"Калибр", в скобках - изменение нагрузки в тоннах) :1 ) поровну (как на схеме внизу) - 36/36 (-6,5); 2 ) минимум ПКР - 12/60 (-45); 3 ) минимум ПКР для гарантированного прорыва ПВО АУГ (по расчётам советских военных теоретиков ) - 24/48 (-26); только ПКР (по три ракеты в 8 ПУ и по две в 16) - 56/0 (-11); только стратегические КР - 0/72 (-64).

Источники

К-132, "Иркутск" проект 949А, 949АМ2(?), сайт Андрея Николаева "Штурм глубины" (