Войсковая противовоздушная оборона Красной Армии. Зенитные средства противовоздушной обороны ркка Современные ЗРК и ЗРС в российских войсках ПВО

С первых дней Великой Отечественной войны наши сухопутные войска в ощутили мощь ударов германского танков и авиации. Сразу же проявилась недостаточность средств ПТО и ПВО в частях РККА. Основная тяжесть борьбы с воздушным противником легла на войсковую ПВО, состоявшую из армейских полков ПВО (три четырехорудийные батареи 37-мм пушек и две роты зенитных пулеметов ДШК) и отдельных зенитных артиллерийских дивизионов (двенадцать 37-мм пушек) стрелковых дивизий, следует заметить что до 1944г некомплект в подразделениях был постоянной нормой. К началу сражения на Курской дугепо штату наш танковый корпус из средств противовоздушной обороны имел лишь один зенитно-артиллерийский полк (16 ДШК и 16 37-мм орудий) на прикрытие 180-200 танков, а бригады по 9-12 ДШК на 53-65 боевых машин. Бригаде полагалось иметь роту 9-12 крупнокалиберных зенитных пулеметов ДШК или счетверенных «Максим», закрепленных на грузовых автомашинах. На практике часто бригада вообще не имела зенитных пулеметов или был большой их некомплект. Так, - на 28 июня 1943 г. в 180-й отбр вообще не имелось зенитных средств, а 192-я отбр располагала 3 ДШК. http://militera.lib.ru/h/zamulin_vn/02.html

Но если по противотанковым средствам у нас существовали вполне подходящие по эффективности и освоенности производством конструкции и главным вопросом являлось возобновление их выпуска (ошибочно прекращенного перед войной) в достаточном количестве, то ПВО войск оказалась в более бедственном состоянии. Малокалиберных автоматических зенитных пушек способных эффективно бороться с низковысотным воздушным противником было явно недостаточно. Причин было две - 37-мм пушку 61-К обр. 1939 г. слишком поздно приняли на вооружение, а 25-мм автоматическая зенитная пкшка обр. 1940 г. появилась еще позже и до 1943 г.выпуск этих орудий был крайне мал. Вторая причина была в том что, зенитные пушки -являются наиболее совершенным и сложным видом артиллерии,что существенно затрудняло освоение в производстве.

Ситуация усугублялась проблемой массовой эвакуации промышленности, приведшей к нарушению связей поставщиков, прекращению на некоторый период отдельных производств и вообще медленное наращивание выпуска на новых местах дислокации предприятий. Советские зенитные орудия были вполне современными и мало в чём уступали германским или британским орудиям, их главным недостатком была неосвоенность в производстве и малая численность в войсках.

Некомплект по всем средствам ПВО в войсках был очень и очень велик.

Наиболее вероятным средством борьбы со штурмовыми самолетами и пикирующими бомбардировщиками в прифронтовой зоне, являлись зенитные пулеметы. Конструктора на этом этапе, проектировать и изготавливать зенитные установки могли лишь на основе стрелкового вооружения. Тем более, что производство пулеметов оказалась в несколько лучшем положении, чем у производителей артсистем. Однако, следует отметить что и наличие и выпуск ЗПУ на начало войны были явно не достаточными. Некомплект установок только в частях ПВО оценивался примерно в 3000 единиц.

Принципиально пригодными для целей войсковой ПВО было всего два пулемета - "максим" и ДШК. Авиационные ШВАК и ШКАС и позже УБС, использовались только в "кустарном" исполнении.

Для "максима" уже существовали зенитные пулеметные установки (ЗПУ), созданные в вариантах - одиночной, спаренной и счетверенной установки. Последняя - образца 1931 г. - обладала достаточной плотностью огня в диапазоне дальностей до 500 м. Но мощность винтовочного патрона при действии по современным воздушным целям была явно. недостаточна Уже в середине войны стало ясно, что рост скоростей, а также рост защищенности и живучести авиации не позволяет ЗПУ созданной на базе пулеметов "Максим" винтовочного калибра, эффективно бороться с боевыми самолетами противника. Тем не менее, несмотря на то, что с февраля 1943 года 7,62-мм счетверенные ЗПУ конструкции Токарева вывели, как устаревшие, из состава зенитных полков зенитных дивизий РГК, установки провоевали в действующей армии до самого конца войны.. Установка весила около полутонны и для повышения мобильности их монтировали на грузовики. Также использовались и самоходные установки с ДШК - в основном грузовики ГАЗ-АА или ЗиС установленными в кузове на зенитном станке ДШК.

Но даже в таком виде они были пригодны лишь для ПВО ближних тыловых стационарных объектов - аэродромов, штабов, транспортных узлов и пунктов складирования. В передовых боевых порядках войск из-за ограниченной проходимости базовых шасси и абсолютной незащищенности расчетов применять ЗПУ было нельзя

Естественным решением представлялось размещение ДШК на защищенной самоходной базе лёгкого танка. При этом облегчалась возможность создания многоствольных установок и упрощались проблемы увеличения возимого боекомплекта. Для реализации проекта во второй половине 1942 г. заводы разработали и изготовили три образца самоходных установок на базе находившихся в производстве легких танков. Свои конкурсные предложения представили - завод N 37 НКТП - в двух вариантах - на базе шасси Т-60 и Т-70 и ГАЗ - на базе Т-70М.http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/T90/t90.php По завершении испытаний, “зенитные” легкие танки на шасси Т-60 и Т-70 так остались опытными, как и многоствольные установки (строенные 12,7-мм зенитные установки нашли ограниченное применение - ПВО Москвы). Неудачи строенных установок были связаны, прежде всего, с системой питания, не позволявшей менять направление подачи(слева-справа).

Созданные образцы подвижных зенитных установок на вооружение приняты не были и в серийное производство не пошли. Единственными ЗСУ стоявшими на вооружении РККА были американские счетверённые12,7-мм М2НВ “Браунинг” установки типа М-17, созданные на основе полугусенечых БТР М3.Тяжёлые пулемёты М2НВ «Браунинг» применялись и в танковых и механизированных частях РККА, они поставлялись в основном, как вооружение американских танков и БТР. Характеристикии оружия были близки к ДШК, за исключением более мощного выстрела советского пулемёта.

Серийная спаренная пулеметная ЗСУ М13 (1942 г.) на шасси полугусеничного БТР М3 несла турель “Макссон”. Параллельно выполнялась установка турели М45 “Макссон” со счетверенными пулеметами и электросиловым приводом на шасси полугусеничных БТР. Эти ЗСУ обозначались М16 и М17 (всего в РККА было поставлено 1273 штуки) Счетверённая установка 12.7мм Браунингов с механизированной наводкой на цель обеспечивала очень высокую плотность и точность огня. Меткость стрельбы зенитных пулеметных установок в весьма большой степени зависит от свойств платформы, на которой они устанавливаются; от прицельных устройств и приборов для стрельбы; а также от условий работы расчета, его обученности; от параметров цели и некоторых других факторов.
Наибольшая практическая скорострельность в зенитных пулеметных установках обеспечивается ленточным питанием, дающим возможность вести непрерывный сопроводительный огонь в течение 15 — 20 секунд. Такая длительность стрельбы примерно соответствует наибольшему времени пребывания пролетающего самолета в зоне действительного огня установки. bratishka.ru/archiv/2007/11/2007_11_8.php

Механизированная установка М45 «Макссон» в боевом положении (с наводчиком) весила около 960 кг, обеспечивала круговой обстрел, с хорошей точностью поражения по высоте до 1000м и углами возвышения до +90 град., склонения - до -10 град., бесступенчатое наведение со скоростью до 60 град./с в обеих плоскостях. Она состояла из неподвижного основания и поворотной турели, вращавшейся на шариковых подшипниках и бензино-электрического силового привода. Прицел - коллиматорный Mk-IX с подсветкой прицельной сетки.

БТР М3 вооружённые пулемётом.12.7мм М2НВ «Браунинг, обладавшие хорошей подвижностью и надёжностью, состояли на вооружении разведовательных и штабных подразделений. ЗСУ на базе БТР М3 , также задействовались в основном для обороны объектов войсковой ПВО - штабов, мостов, транспортных узлов и т.д. В сопровождении колонн снабжения или непосредственной ПВО войск, подобные ЗСУ задействовались эпизодически. Тем не менее потери автотранспорта в РККА снизились с 14.1% в 1942г до 3.9% в 1945г, от общего числа автомобилей поступивших в войска. Несмотря на некомплект и проблемы с оснащением современной техникой, зенитная артиллерия фронтов и придававшиеся им дивизии РВГК внесли весомый вклад в общую победу в Великой Отечественной войне. За период войны наземными средствами войсковой ПВО было сбито 21645 самолетов, из них: ЗА среднего калибра - 4047 самолетов; ЗА малого калибр - 14657 самолетов; зенитными пулеметами - 2401 самолет; ружейно-пулеметным огнем - 540 самолетов, что составило 33% от общего числа самолётов Люфтваффе.

Героическая оборона Ленинграда -- одна из наиболее ярких страниц Великой Отечественной войны. Оборона производилась не только с земли, но и с воздуха. ленинград война авиация боевой

Непосредственное прикрытие Ленинграда от ударов с воздуха осуществлял 2-й корпус ПВО. Командовал корпусом генерал-майор М. М. Процветкин, его заместителем был генерал-майор артиллерии С. А. Краснопевцев, заместителем по политчасти бригадный комиссар Чумаков, начальником штаба полковник В. М. Добрянский, начальником артиллерии корпуса полковник С. К. Грохочинский.

После развертывания корпуса с началом войны в его состав входили: шесть зенитных артиллерийских полков среднего калибра, один отдельный зенитный артиллерийский дивизион среднего калибра, один зенитный пулеметный полк, два зенитных прожекторных полка, три полка аэростатов заграждения, один полк ВНОС и отдельный радиобатальон ВНОС.

Кроме наземных частей ПВО для противовоздушной обороны Ленинграда из состава ВВС Ленинградского военного округа были выделены две истребительные авиационные дивизии. С началом военных действий в состав этих дивизий были включены дополнительно пять истребительных авиационных полков.

Командиром корпуса был назначен Герой Советского Союза полковник С. П. Данилов, военным комиссаром бригадный комиссар Ф. Ф. Веров, начальником штаба полковник Н. П. Абрамов.

7-й истребительный авиационный корпус был передан в оперативное подчинение командира 2-го корпуса ПВО, что имело исключительно важное значение для обеспечения целеустремленного применения истребительной авиации и зенитной артиллерии в системе противовоздушной обороны Ленинграда.

Для выполнения поставленных задач истребительная авиация ПВО базировалась на 10 аэродромах, расположенных вокруг Ленинграда, в 20 -- 60 км от него. Кроме того, в первые месяцы войны при необходимости могли быть использованы еще 15 других аэродромов. Большая часть аэродромов располагалась на юге и юго-западе от города. Но к сентябрю 1941 г., когда город был осажден противником, аэродромная сеть 7-го истребительного авиакорпуса резко сократилась. В его распоряжении осталось всего четыре аэродрома, расположенные к северу. На них истребители ПВО базировались в течение всего периода блокады Ленинграда.

Истребительная авиация ПВО с первого дня войны установила на подступах к Ленинграду и над самим городом круглосуточное патрулирование в воздухе, а на аэродромах находились в боевой готовности дежурные группы истребителей. Но по мере увеличения надежности обнаружения воздушного противника радиолокационными станциями «Редут» создавалась и возможность более или менее своевременно поднимать в воздух дежурные группы истребителей. Это позволило с сентября 1941 г. сократить патрулирование истребителей под Ленинградом.

В основу группировки зенитной артиллерии среднего калибра был положен принцип круговой обороны с усилением северо-западного, западного и юго-западного направлений, которые до войны командование 2-го корпуса ПВО считало наиболее опасными. В первые недели войны в группировку зенитной артиллерии среднего калибра были внесены некоторые изменения. В частности, усилили западное направление путем постановки восьми батарей на баржах в Финском заливе и несколько расширили зону огня в северной части города с целью прикрытия наиболее важных аэродромов.

После того как в ходе боевых действий обозначились основные направления подхода авиации противника к Ленинграду с юга и юго-запада и наши южные аэродромы истребительной авиации ПВО начали подвергаться штурмовым и бомбардировочным налетам, в августе 1941 г. пришлось произвести более значительную перегруппировку батарей зенитной артиллерии среднего калибра. Была создана дополнительная внешняя линия из 15 батарей зенитной артиллерии среднего калибра, которые были сняты с северного и восточного секторов и установлены по линии Низино, Ропша, слобода Коломенская, Покровская, Глинка. Для маневренных действий на путях подхода авиации противника с юго-запада и юга был сформирован отдельный дивизион зенитной артиллерии среднего калибра в составе трех батарей за счет сверхштатной материальной части. Кроме того, для прикрытия путей сообщения с августа 1941 г. были созданы 6 отдельных железнодорожных зенитных батарей.

С подходом наземных немецких войск к Ленинграду пришлось ряд зенитных батарей южного и юго-западного секторов переместить на новые позиции, а также снять зенитные батареи, стоявшие на баржах в Финском заливе, так как они оказались под воздействием артиллерийского огня противника. В результате к октябрю 1941 г. зона зенитного огня обороны Ленинграда на юге и юго-западе значительно сократилась.

На западном и юго-западном направлениях глубина зоны огня составляла всего 17 -- 18 км от города, с юга -- 27 км, а на остальных направлениях -- 26 -- 28 км.

Зенитная артиллерия малого калибра прикрывала наиболее важные объекты внутри города. Ее орудия устанавливались на.крышах зданий на специально оборудованных площадках. Вследствие того что зенитные батареи малого калибра располагались по всему городу в отрыве от боевых порядков своих полков, управление ими было затруднено. Поэтому в сентябре 1941 г. их оперативно подчинили командиру зенитного пулеметного полка, а в феврале 1942 г. свели в отдельный зенитный артиллерийский полк малого калибра, что позволило более правильно организовать управление батареями и их боевую подготовку.

Большая часть зенитных пулеметов находилась на прикрытии огневых позиций зенитных батарей среднего калибра от низколетящих самолетов. Остальные пулеметы, главным образом системы ДШК, входили в состав зенитного пулеметного полка и выполняли боевые задачи по обороне промышленных объектов города. Они так же, как и зенитные орудия малого калибра, стояли на крышах зданий.

Вследствие большой неукомплектованности прожекторными станциями частей 2-го корпуса ПВО с началом войны все зенитные прожекторы были использованы для создания только световой зоны обеспечения ночной стрельбы зенитной артиллерии. Но боевая обстановка в первые же месяцы войны потребовала создания световых прожекторных полей для ночного боя истребителей. В конце июля 1941 г. силами прожекторных полков на одном из основных маршрутов авиации противника в юго-западном направлении, в районе Гатчина, Сиверцы, Витино, Ропша, было создано световое прожекторное поле площадью 40X25 км.

В конце июля 1941 г. для усиления западного направления в Финском заливе на баржах установили 8 станции-искателей со звукоулавливателями и 12 станций-сопроводителей. Этим самым была достигнута связь световой зоны Ленинграда со световой зоной ПВО Кронштадта.

Продвижение противника к Ленинграду вынудило в конце августа 1941 г. снять световое прожекторное поле для ночного боя истребителей в юго-западном направлении, а также отвести баржи с прожекторами из Финского залива в устье Невы, так как они подвергались артиллерийскому обстрелу фашистов. Кроме того, было отведено 86 прожекторов и с южного и юго-западного направлений.

В результате в период блокады основная площадь световой зоны зенитных прожекторов значительно сократилась и прожекторы могли лишь частично обеспечивать ночную стрельбу зенитной артиллерии. На южном и западном направлениях граница световой зоны была позади границы зоны огня зенитной артиллерии.

Три полка аэростатов заграждения свой боевой порядок построили по принципу круговой обороны с усилением прикрытия наиболее важных объектов внутри города и с уплотнением группировки на наиболее вероятных направлениях полетов авиации противника. На подступах к городу была создана передняя линия аэростатов заграждения, удаленная от границ города на 12 -- 15 км с юга и на 8 -- 10 км с севера. Здесь аэростаты заграждения располагались в шахматном порядке с интервалами между постами 800 -- 1200 м. В начале войны в черте города находилось 150 аэростатных постов, а на подступах к нему -- 147. Для прикрытия западных подступов к Ленинграду в Финском заливе на баржах действовал еще 31 аэростат.

В период блокады зона аэростатного заграждения резко сократилась. В связи с потерей аэростатов и недостатком водорода для аэростатных частей на обороне Ленинграда осталось всего 114 постов, их явно не хватало для создания соответствующей плотности заграждения.

Аэростаты заграждения, имевшиеся на вооружении противовоздушной обороны Ленинграда, позволяли производить заграждение на высотах 2000 -- 4500 м при предельной скорости ветра до 12 -- 15 м в сек.

2-й полк и 72-й отдельный радиобатальон ВНОС к 24 июня 1941 г. развернули главный пост ВНОС 2-го корпуса ПВО, 16 ротных постов, 263 наблюдательных поста, 23 поста ВНОС для наведения истребительной авиации на воздушного противника и 8 комплектов радиоустановок РУС-1 («Ревень») .

Основой службы ВНОС в первые месяцы войны явились наземные посты визуального наблюдения. Из них были созданы полоса предупреждения и сплошное поле наблюдения. Полоса предупреждения постов ВНОС находилась в 120 -- 140 км от Ленинграда и проходила от Финского залива до Ладожского озера по рубежу Нарва, Луга, Чудово, Волхов и далее по восточному берегу Ладожского озера. На севере и северо-западе посты полосы предупреждения располагались вдоль государственной границы с Финляндией. Сплошное поле наблюдения было создано вокруг Ленинграда и представляло собой четыре-пять концентрических колец постов ВНОС. Внешний обвод сплошного поля наблюдения проходил на удалении 60 -- 70 км от города, а внутренний обвод -- на удалении 25 -- 30 км. Полоса предупреждения и сплошное поле наблюдения соединялись девятью радиальными отсеками из постов наблюдения. Воздушное пространство над Финским заливом у Ленинграда и над Ладожским озером постами ВНОС 2-го корпуса ПВО не просматривалось. Здесь наблюдение за воздушным противником велось силами Краснознаменного Балтийского флота, который взаимодействовал с корпусом ПВО.

Восемь радиолокационных установок РУС-1 были развернуты за месяц до войны и образовывали три линии радиообнаружения воздушного противника.

Наступление неприятеля привело к значительному свертыванию сети наблюдательных постов ВНОС. Так, с 3 июля 1941 г. начался отвод постов ВНОС на Карельском перешейке, с 19 июля -- с рубежа Гдов, Луга, а в начале августа -- по всему фронту. К середине сентября прежняя система службы ВНОС Ленинграда перестала существовать. Линия фронта передвинулась почти вплотную к городу. На обеспечении Ленинграда осталось всего 62 действующих поста ВНОС, которые образовали сплошное поле наблюдения на блокированной территории. Передовая линия постов ВНОС проходила на севере по рубежу Н. Никуоясы, Лембалово, Сестрорецк, а на юге -- Торговый порт, Пулково, Усть-Ижора и далее по Неве. На этих рубежах посты оставались в течение всей блокады.

В условиях блокады исключительную роль сыграли радиолокационные установки РУС-2. Со второй половины августа 1941 г. они стали основным средством наблюдения за воздушной обстановкой. К концу первого года войны ПВО Ленинграда уже обеспечивали 10 радиолокационных станций РУС-2, из которых 2 были типа «Пегматит», а остальные типа «Редут». Непосредственно Ленинград обеспечивали 5 станций РУС-2. Все эти станции работали достаточно надежно, обеспечивая обнаружение вражеских самолетов на дальности 100 -- 140 км.

Таким образом, с сентября 1941 г. старая система ВНОС ПВО Ленинграда, базировавшаяся на визуальном наблюдении постов ВНОС, прекратила свое существование и ее место заняла система ВНОС, в которой основную роль играли радиолокационные станции РУС-2. Наблюдательные посты ВНОС превратились в средство уточнения данных радиолокаторов на ближних подступах к городу{176}.

Войска ПВО Ленинграда вступили в бой с воздушным противником в первые же дни войны. В ночь на 23 июня 1941 г. две группы бомбардировщиков, по семь -- девять самолетов в каждой, пытались совершить налет на Ленинград со стороны Карельского перешейка{177}. Бомбардировщики шли на малой высоте. Встреченные огнем зенитчиков в районе Горская, Сестрорецк, они разделились: одна группа пошла на Кронштадт, где зенитчики Краснознаменного Балтийского флота сбили 4 самолета, а остальные, поспешно развернувшись, ушли. Вторая группа подвергла бомбардировке военный городок и командные пункты зенитчиков. Налет этой группы отражали батареи 115-го и 194-го зенитных артиллерийских полков. Зенитчики 2-го корпуса ПВО сбили из этой группы один вражеский самолет.

В первые месяцы войны усилия вражеской авиации главным образом были сосредоточены на ведении воздушной разведки. Разведчики обычно действовали с больших высот -- 6000 -- 7000 м. Попутно с разведкой фашистская авиация производила бомбардировку объектов Ленинграда.

В первой половине июля 1941 г. группа немецко-фашистских армий «Север», используя свое численное превосходство и большой перевес в технике, вышла на дальние подступы к Ленинграду. Создалась непосредственная угроза городу Ленина. Для усиления и поддержки наших наземных войск 2-й корпус ПВО 5 июля выделил 100 зенитных орудий с лучшими расчетами и направил их на противотанковую оборону. По приказу Военного совета Ленинградского фронта 22 августа 115, 189, 194 и 351-й зенитные артиллерийские полки дополнительно сформировали четыре противотанковых дивизиона и направили их на противотанковую оборону в Южный укрепленный район.

Выход немецких войск на дальние подступы к Ленинграду позволил им подтянуть свою авиацию на ближние к городу аэродромы и со второй половины июля 1941 г. усилить бомбардировочные налеты на город.

20 июля группа в количестве 9 бомбардировщиков Ю-88 под прикрытием 11 истребителей Ме-110 на высоте 3000 м пыталась прорваться на Ленинград с южного направления. В районе Красногвардейска ее встретили 25 истребителей 7-го истребительного авиационного корпуса. В воздушном бою наши летчики сбили 8 вражеских самолетов, вынудив остальных развернуться и уйти обратно.

Попытку прорваться к Ленинграду враг повторил на следующий день, когда 25 самолетов Ю-88, Ме-110 и Ме-109 на высоте 4000 м подошли к городу с юга, но, встретив интенсивный огонь зенитных батарей, развернулись и ушли, сбросив бомбы на Гореловский аэродром.

22 июля налет повторился. На этот раз пять групп общей численностью до 70 самолетов устремились на Ленинград. Навстречу им было поднято 75 наших истребителей, которые в воздушных боях сбили 13 машин и вынудили остальных отказаться от налета.

Получив за эти три дня сокрушительный отпор противовоздушной обороны Ленинграда, особенно со стороны истребителей ПВО, гитлеровцы обрушили свои налеты на аэродромы истребительной авиации, стараясь подавить ее. Наряду с этим они продолжали попытки прорваться к Ленинграду. Всего за июль и август фашисты совершили 17 групповых налетов на Ленинград, из них 8 дневных и 9 ночных.

Войска ПВО Ленинграда, успешно отражая все эти налеты, до 1 сентября сбили 232 самолета противника, в том числе истребительная авиация уничтожила 192, а зенитная артиллерия 40 самолетов. Из 1614 вражеских самолетов, направленных на Ленинград, к городу удалось прорваться только 28 бомбардировщикам противника.

При отражении налетов вражеской авиации летчики и зенитчики, вносовцы и прожектористы проявляли мужество и отвагу.

10 августа 1941 г. 6 истребителей 192-го истребительного авиаполка во главе с командиром эскадрильи капитаном И. А. Шаповаловым штурмовали наземные войска противника в районе деревни Устье. В это время в воздухе появилась вражеская группа в 40 -- 50 самолетов-бомбардировщиков. Наша шестерка истребителей, сбросив бомбы на вражеские позиции, решила сорвать замысел фашистов и решительно атаковала их. Капитан И. А. Шаповалов удачной очередью поджег Ме-110, однако и его самолет загорелся от вражеских выстрелов. Но капитан продолжал бой и своей горящей машиной таранил второй фашистский самолет. Смелыми атаками шестерка отважных истребителей помешала вражеской группе выполнить свою задачу

Но не только в воздухе ленинградские истребители уничтожали самолеты противника в этот период. Они совершали дерзкие сокрушительные налеты и на вражеские аэродромы. Так, 25 августа разведка установила сосредоточение свыше 70 немецких самолетов на аэродроме в районе Спасской Полести. Для атаки этого аэродрома вылетели четыре группы истребителей в составе 41 самолета. На первом заходе они нанесли по аэродрому бомбовый удар, а затем начали штурмовать стоянки самолетов, делая по три-четыре атаки. Фашисты пытались поднять свои самолеты в воздух, но наши летчики уничтожили при взлете 14 самолетов, а всего на аэродроме было уничтожено 40 машин. На выручку немцы подняли 12 своих истребителей с соседнего аэродрома. Наши авиаторы вступили с ними в воздушный бой и сбили 6 самолетов.

Зенитчики своим огнем вынуждали вражеских бомбардировщиков действовать с больших высот и сбрасывать бомбы зачастую без прицеливания, куда попало. Многие зенитные части и подразделения, мужественно отражая налеты фашистской авиации, успешно пополняли счет сбитых вражеских самолетов. Так, дивизион 351-го зенитного артполка под командованием капитана А. И. Суменкова в течение одного боя сбил 14 самолетов противника.

В боях на подступах к Ленинграду отличилась 8-я батарея 351-го зенитного артполка под командованием лейтенанта П. Н. Петрунина. 30 августа 1941 г. передовые части немецко-фашистских войск вышли к Неве в районе села Ивановское и пытались ее форсировать. На этом участке стояла лишь одна 8-я зенитная батарея, располагавшаяся на противоположном берегу. Наши стрелковые части сюда еще не подошли. Лейтенант П. Н. Петрунин немедленно организовал оборону. Командир взвода управления лейтенант Е. А. Милославский с разведчиками младшим сержантом Д. А. Краюхиным и красноармейцем А. Д. Панфиловым установили непрерывное наблюдение за противником. Как только фашисты скапливались и направлялись к берегу для переправы, батарея открывала огонь. По точной корректировке лейтенанта Е. А. Милославского разрывы накрывали гитлеровцев и разгоняли их, не давая переправиться.

Тогда неприятель решил уничтожить батарею ударом с воздуха. Утром 2 сентября несколько бомбардировщиков Ю-88 появились над огневой позицией. Однако батарея своевременно обнаружила опасность и встретила их меткими залпами. Три самолета, объятые пламенем, врезались в землю, а остальные, поспешно сбросив бомбы, скрылись.

Вечером неприятель снова бросил на подавление батареи большую группу бомбардировщиков Ю-88. Разгорелся жаркий бой. Но и на этот раз зенитчики одержали победу, сбив еще три самолета. Было ясно, что фашисты попытаются отомстить артиллеристам. Командир сменил огневую позицию. Противник обнаружил батарею и вновь бросил на нее большую группу самолетов, теперь уже Ю-87, которые налетели с разных сторон и пикировали. Огонь пришлось вести прямой наводкой каждому орудию самостоятельно. В жестоком бою батарея несла потери, но огонь не прекращался до тех пор, пока последний вражеский самолет не был отогнан.

В сложных условиях пришлось действовать и передовым постам ВНОС. С продвижением неприятеля командование 2-го корпуса ПВО было вынуждено отвести эти посты ближе к городу. И, отступая вместе с нашими войсками, им зачастую приходилось вести бой с наземным противником, Так, например, 14 июля 1941 г. в районе поста ВНОС № 0114 у села Ивановское прорвалась колонна фашистских танков. Начальник поста сержант Н. И. Зорников, доложив об этом, вместе с красноармейцами-наблюдателями И. А. Зайцевым, П. А. Жульевым и П. П. Яковлевым вступили в неравный бой. И даже тогда, когда гитлеровцы открыли по посту артиллерийский огонь, отважные воины продолжали биться с врагом. Вносовцы уничтожили четыре танка и несколько десятков гитлеровских солдат. Весь личный состав поста ВНОС погиб в неравном бою, однако танки были задержаны, а тем временем подоспели наши части и отбросили противника. Зорниковцы с тех пор стали в частях ПВО Ленинграда символом мужества и патриотизма.

Первые же бои с сильным и опытным воздушным противником заставили летчиков 7-го истребительного авиационного корпуса изыскивать и осваивать новые тактические приемы, овладевать мастерством ведения воздушного боя. В начале войны при патрулировании и отражении налетов наши летчики обычно применяли боевые порядки «парадного» строя звена и девятки. Это сильно связывало маневренность группы, отвлекало внимание летчиков на выдерживание боевого порядка и мешало своевременному обнаружению противника. В бой обычно вступал весь состав группы, не обеспечивая прикрытием свои атакующие экипажи. Противник пользовался этим и производил неожиданные атаки сверху, со стороны солнца, из-за облаков, в результате наши летчики несли лишние потери. Атаки они проводили однообразно, как правило, с задней полусферы, и особенно сзади снизу, а огонь открывался с больших дистанций и длинными очередями. Недостаточно применялась и маскировка с использованием облачности и солнца. Выход из атаки чаще всего производился путем пикирования без применения горизонтального маневра, что позволяло вражеским истребителям использовать свои преимущества на вертикальном маневре.

Устранение этих недостатков стало важнейшей задачей летчиков-истребителей в первые месяцы войны. «Парадные» построения больше не применяли. В боевых порядках стали выделять ударную группу и группу прикрытия, а наименьшей боевой единицей стала пара истребителей. Особое внимание теперь обращали на прикрытие атак и выход из них. Такие приемы, как скрытное сближение с противником, открытие огня с коротких дистанций, навязывание истребителям противника боя на горизонталях и на наиболее выгодных высотах, стали приносить значительный успех нашим летчикам в воздушных боях. Если результаты воздушных боев с противником в июле -- августе 1941 г. составляли соотношение примерно 2: 1 в пользу летчиков 7-го истребительного авиакорпуса, то в мае -- июне 1942 г. это соотношение повысилось уже до 4: 1.

В некоторых частях зенитной артиллерии в первые месяцы войны расчеты запаздывали с открытием огня, батареи были плохо подготовлены к стрельбе и неслаженно вели залповый огонь. Для устранения этих недостатков было обращено большое внимание на организацию наблюдения за воздушной обстановкой и целеуказания на батареях, на обучение дальномерных и приборных расчетов, на подготовку материальной части к стрельбе. В свою очередь радиобатальону ВНОС пришлось спешно осваивать поступающие на вооружение новые радиолокационные установки РУС-2, которые в условиях сокращения сети наблюдательных постов ВНОС являлись единственным средством своевременного обнаружения воздушного противника на подступах к городу.

В начале сентября 1941 г. наземные войска противника вплотную подошли к Ленинграду и начали готовиться к штурму города. Прежде чем приступить к штурму оборонительных линий Ленинграда, враг подверг город сильному артиллерийскому обстрелу и воздушной бомбардировке. 8 сентября 1941 г. фашистская авиация совершила дневной налет на город двумя группами бомбардировщиков Ю-88 в составе 23 самолетов, шедших на высоте 4000 м. Некоторым из них удалось прорваться к цели и сбросить фугасные и зажигательные бомбы в южной части города, вызвав ряд пожаров. С наступлением темноты налет повторился. До 20 самолетов, подходя поодиночно с юго-западного направления на высоте 6000 м, бомбили город. А утром противник перешел в наступление, рассчитывая взять Ленинград штурмом, но потерпел неудачу.

Ночью 9 сентября немецкая авиация повторила воздушный налет на Ленинград, сбросив 48 фугасных бомб весом от 250 до 500 кг.

В течение сентября 1941 г. противник совершил 23 групповых налета на Ленинград, из них 11 дневных, а остальные в ночное время. Днем он наносил основные бомбардировочные удары, а ночью налеты были рассчитаны на изматывание противовоздушной обороны и деморализацию населения. Наиболее интенсивные налеты на Ленинград были совершены 19 и 27 сентября. 19 сентября противник совершил четыре дневных и два ночных налета с участием около 280 самолетов, а 27 сентября днем группы общей численностью до 200 самолетов три раза обрушивали свои удары на город и аэродромы.

Одновременно с бомбардировкой города в сентябре немецко-фашистская авиация пыталась ударами с воздуха уничтожить основные силы Краснознаменного Балтийского флота в Кронштадте. С этой целью три дня подряд -- 21, 22 и 23 сентября -- до 400 самолетов производили массированные бомбардировочные налеты на Кронштадт.

Основная тяжесть отражения налетов легла на зенитную артиллерию Кронштадта и Ленинграда. 21 сентября огонь вели 22 зенитные батареи, сбившие 7 самолетов. Под огнем зенитной артиллерии фашисты не могли вести прицельное бомбометание и кораблям флота существенного ущерба не причинили. На другой день, 22 сентября, налет на Кронштадт фашистам не удался. Истребители и зенитчики, уничтожив 6 самолетов, не допустили бомбардировщиков к объекту. Понеся потери и не добившись успеха в первые два дня, 23 сентября вражеская авиация увеличила высоту полета до 4000 -- 6000 м. Но и в этот день пять налетов на Кронштадт успеха немцам не принесли. Был поврежден только один из наших линкоров да пострадали несколько объектов в Кронштадте. Враг недосчитался в этот день 12 самолетов.

В целом противник не смог добиться выполнения своих замыслов по уничтожению кораблей Краснознаменного Балтийского флота. Произведя еще несколько небольших налетов, которые были также успешно отражены силами ПВО, он до апреля 1942 г. прекратил удары по судам КБФ.

В сентябрьских налетах на Ленинград участвовало более 2700 самолетов противника, но в результате активных действий средств ПВО к городу смогли прорваться только 480 немецких самолетов. При этом фашистская авиация понесла значительные потери. Только Войска ПВО страны, оборонявшие Ленинград, сбили 272 самолета, из них летчики 7-го истребительного авиационного корпуса -- 120 и зенитная артиллерия 2-го корпуса ПВО -- 152 самолета.

Немецко-фашистское командование, не добившись решающих результатов в сентябрьских боях, вынуждено было отказаться от дальнейших попыток взять Ленинград штурмом. Оно решило сломить героическое сопротивление защитников города длительной блокадой, систематическим артиллерийским обстрелом и бомбардировками с воздуха.

И действительно, немецко-фашистские войска перешли к осуществлению своего варварского замысла. Но огромные потери, понесенные авиацией противника при дневных массированных налетах, вынудили его перейти почти исключительно к ночным действиям. С 1 октября по 24 ноября 1941 г. гитлеровцы произвели 37 бомбардировочных налетов на Ленинград, из которых 32 было совершено ночью и только 5 днем, и то в условиях сплошной облачности. В этих налетах участвовало около 840 самолетов. Ночные налеты, как правило, совершались в ясные лунные ночи на высотах 5000 -- 6000 м. Бомбардировщики к городу подходили с разных направлений. Интервалы между самолетами по времени доходили до 20 минут, а налеты растягивались на всю ночь, изматывая личный состав войск ПВО и население. Так, в ночь на 14 ноября налет продолжался 14 часов, а участвовало в нем всего около 36 самолетов.

В период блокады в системе управления противовоздушной обороной Ленинграда произошли значительные изменения, направленные на ее усиление.

В соответствии с решением Государственного Комитета Обороны 2-й корпус ПВО был реорганизован в Ленинградский корпусной район ПВО. Командующим войсками Ленинградского корпусного района ПВО был назначен генерал-майор береговой службы Г. С. Зашихин, военным комиссаром полковой комиссар А. А. Иконников, начальником штаба подполковник П. Ф. Рожков.

Свирский и Ладожский бригадные районы ПВО, выполнявшие задачи по обороне путей сообщения Ленинграда, остались без изменения. Государственный Комитет Обороны предусмотрел непосредственное подчинение Ленинградского корпусного, Ладожского и Свирского бригадных районов ПВО Военному совету Ленинградского фронта, а не командующему Войсками ПВО территории страны, как это было сделано для всех остальных соединений ПВО страны. Подобное исключение диктовалось специфическими условиями противовоздушной обороны блокированного города, в котором войска фронта и Войска ПВО страны выполняли одну общую задачу -- оборону города. В этой обстановке руководство всеми войсками, оборонявшими Ленинград, целесообразно было сосредоточить в одном центре.

В период блокады были произведены изменения и в руководстве 7-м истребительным авиационным корпусом, находившимся в оперативном подчинении командующего корпусным районом. Командиром корпуса был назначен полковник Е. Е. Ерлыкин, военным комиссаром бригадный комиссар Г. Ю. Певзнер, начальником штаба подполковник Н. П. Жильцов.

В тяжелое время блокады основное внимание командования 7-го истребительного авиационного корпуса было сосредоточено на прикрытии от ударов вражеской авиации Ладожской водной трассы, на патрулировании и отражении налетов на ладожский водный путь. За три месяца, начиная с октября 1941 г., корпус произвел 1836 самолето-вылетов, что составило около 42 проц. общего количества самолето-вылетов корпуса. При этом летчики над Ладожским озером сбили 37 вражеских самолетов. Корпус продолжал также вести боевые действия и по поддержке наземных войск. Для выполнения этих заданий было совершено 1460 самолето-вылетов.

Решающую роль в отражении налетов на Ленинград в октябре -- декабре играла зенитная артиллерия. Но в этот период сложилось критическое положение с боеприпасами. Поступление снарядов в ходе боевых действий не покрывало расхода. Так, в сентябре 1941 г. зенитчики израсходовали около 69000 снарядов, а получили 14530 снарядов. Большую помощь зенитчикам оказали трудящиеся Ленинграда, наладившие производство зенитных снарядов на заводах осажденного города. Однако острый недостаток в снарядах для 85-мм зенитных пушек ощущался в течение всей блокады.

Командование вынуждено было принимать чрезвычайные меры для экономии боеприпасов. Огонь по вражеским самолетам открывался только с разрешения командира полка и в некоторых крайних случаях -- с разрешения командира дивизиона. При отражении ночных налетов заградительный огонь вели только два орудия каждой батареи, сокращалось также количество серий выстрелов в завесе. К тому же командование 2-го корпуса ПВО допустило ошибку, широко практикуя стрельбу зенитной артиллерии по данным звукоулавливателей. Этот способ стрельбы оказался крайне неэффективным. За период с июня по декабрь 1941 г. при стрельбе данным способом было израсходовано 69220 снарядов, а удалось сбить лишь 1 самолет противника. Поэтому в начале 1942 г. в ПВО Ленинграда отказались от способа стрельбы со звукоулавливателями и перешли к заградительному огню.

В конце ноября 1941 г. немцы снова изменили свою тактику нападения на Ленинград и перешли в основном к дневным налетам. Но сейчас эти налеты проводились исключительно при сплошной облачности, с бомбометанием из-за облаков. Обычно налет начинался во второй половине дня и продолжался до наступления темноты. Бомбардировщики подходили к городу одиночно или группами в 2 -- 3 самолета, с интервалами 20 -- 40 минут, на высоте 4000 -- 4500 м. В каждом таком налете участвовало 12 -- 15 самолетов. Одновременно противник производил артиллерийский обстрел города.

Отражение этих налетов было чрезвычайно затруднительным. Истребительная авиация не могла успешно действовать в условиях сплошной низкой облачности, а зенитная артиллерия не имела приборов для ведения прицельной стрельбы по невидимым в оптические приборы целям. Она вела лишь заградительный огонь слабой плотности вследствие недостатка боеприпасов.

4 апреля 1942 г. немецко-фашистская авиация еще раз попыталась уничтожить корабли Краснознаменного Балтийского флота, которые теперь стояли в устье Невы у Васильевского острова. Для этой цели гитлеровцы бросили 100 бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Одновременно они атаковали аэродромы нашей истребительной авиации и обстреляли артиллерийским огнем зенитные батареи, стоявшие в полосе налета.

Но и на этот раз враг просчитался. Учитывая характер его воздушной разведки, командование ПВО Ленинграда заблаговременно усилило оборону стоянки кораблей. Группировку зенитных батарей на подступах к кораблям уплотнили, а непосредственно у стоянки сосредоточили зенитные батареи среднего и малого калибра и часть зенитных пулеметов для борьбы с пикирующими самолетами. Вражеские самолеты были встречены нашими истребителями и мощным огнем зенитной артиллерии. К городу сумели прорваться 58 бомбардировщиков, которые сбросили до 230 фугасных бомб. Но под огнем зенитной артиллерии точность бомбометания была низкой, и корабли флота существенного ущерба не понесли. Фашисты же потеряли 25 самолетов.

После этого неудачного налета гитлеровцы двадцать дней вели усиленную доразведку ПВО и расположения кораблей на стоянке. А затем в течение четырех дней -- 24, 25, 27 и 30 апреля -- произвели ряд крупных налетов на стоянку кораблей. В них участвовало до 200 бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Но и на этот раз наши авиаторы и зенитчики успешно отразили все налеты, уничтожив 38 самолетов противника. К городу и стоянке кораблей прорвалось незначительное количество бомбардировщиков, которые почти не нанесли никакого ущерба.

После апрельских налетов на корабли в устье Невы немцы не предпринимали бомбардировочных налетов на Ленинград до конца октября 1942 г.

В апреле была создана Ленинградская армия противовоздушной обороны, в состав которой вошли наземные части ПВО Ленинградского корпусного района и 7-й истребительный авиационный корпус. Командующим войсками Ленинградской армии ПВО был назначен генерал-майор береговой службы Г. С. Зашихин, членами Военного совета бригадный комиссар А. А. Иконников, бригадный комиссар Ф. Ф. Веров и председатель исполкома Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся П. С. Попков.

Это мероприятие сыграло положительную роль в деле укрепления противовоздушной обороны Ленинграда, так как им было завершено оперативное и организационное объединение всех войск, оборонявших Ленинград с воздухд, в единую систему, а значительное усиление органов управления дало возможность улучшить качество руководства их боевыми действиями.

В условиях длительной блокады города важность надежного взаимодействия между войсками Ленинградской армии ПВО, ВВС Ленинградского фронта и войсками ПВО Краснознаменного Балтийского флота значительно возросла. С этой целью их штабы разработали единые для всех документы: плановую таблицу взаимодействия средств авиазенитной обороны; инструкцию для истребительной авиации Ленинградской армии ПВО, ВВС Ленинградского фронта и ВВС Краснознаменного Балтийского флота по отражению налетов авиации противника на Ленинград, на военно-морскую базу Кронштадт и на порт Осиновец; единую кодированную карту для наведения истребительной авиации на воздушного противника и единую схему зон боя истребительной авиации.

Командующему истребительной авиацией ПВО Ленинграда специальным постановлением Военного совета Ленинградского фронта было дано право применять истребительную авиацию КБФ для отражения массированных налетов на город.

Система постов наведения истребителей на противника была одной для всей истребительной авиации ПВО, ВВС Ленинградского фронта и ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Службы ВНОС Ленинградской армии ПВО, Ленинградского фронта и ПВО Краснознаменного Балтийского флота имели между собой прямую телефонную и радиосвязь и обменивались данными о воздушной обстановке.

Зенитные артиллерийские полки КБФ имели огневую связь с зенитными артиллерийскими полками Ленинградской армии ПВО и обменивались взаимной информацией по прямой телефонной связи.

Взаимодействие с войсковой системой ПВО организовывалось штабом Ленинградского фронта.

За 1941 -- 1942 гг. летчики 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО уничтожили 653 немецких самолета, из них 534 в воздушных боях и 119 при штурмовках аэродромов. Кроме того, в. борьбе с наземным противником они уничтожили 23 танка, 228 автомашин, около 34 артиллерийских батарей и подавили около 86 батарей. За этот же период части зенитной артиллерии сбили 339 вражеских самолетов. В борьбе с наземным противником зенитчики уничтожили 61 вражеский танк, 29 автомашин, разгромили около 37 и подавили 59 артиллерийских и минометных батарей, 35 дзотов и 16 наблюдательных пунктов.

Защищая осажденный Ленинград, воины ПВО совершили немало славных боевых дел и героических подвигов.

Несмотря на исключительно тяжелые условия борьбы с фашистской авиацией, войска ПВО Ленинграда в первом периоде Великой Отечественной войны не позволили фашистским варварам разрушить город ударами с воздуха. Город Ленина жил и продолжал героически сражаться.

В истории противовоздушной обороны СССР самым выдающимся и значительным событием является оборона Москвы 1941—1942 гг. Тот опыт организации системы ПВО столицы по-прежнему имеет огромную ценность, ибо он преподнес нам ряд важнейших уроков, которые актуальны не только сегодня, но останутся базовыми и при создании воздушно-космической обороны России. Кроме того, изучение этих весьма интересных исторических событий имеет неоценимое познавательное и воспитательное значение, тем более что многие об этих событиях сейчас уже просто не знают.

К началу войны в 1941 году, осознав всю опасность угрозы воздушного нападения из опыта завоевания Германией европейских государств, Советское Правительство, Наркомат обороны и Генеральный штаб приняли ряд неотложных мер для усиления ПВО территории страны.

На специальном заседании ЦК ВКП(б), посвященном этому вопросу, И.В. Сталин потребовал: «Что касается войск противовоздушной обороны, то здесь первоочередная задача — организовать надежное прикрытие наших промышленных центров, не дать противнику в случае войны уничтожить наш экономический потенциал. О том, как ведется работа в этом направлении, Наркому обороны с начальником Генштаба докладывать мне еженедельно». Напомним, что в то время все постановления и решения ЦК ВКП(б) и правительства, указания И.В. Сталина выполнялись неукоснительно.

И вот — начало войны. Суровым испытанием для страны явилась битва за Москву в 1941 году. Силы ПВО Москвы были приведены в готовность к отражению налетов к 18.00 23 июня 1941 года.

170 дивизий вермахта, отмобилизованных и имеющих опыт войны, нанесли сильнейший удар по Советскому Союзу на фронте протяженностью около 3000 км. Враг атакует Прибалтику, Белоруссию, Украину, практически круглосуточно бомбит войска Красной Армии и советские города. Взяты Минск, Барановичи, Бобруйск. Обозначилось направление главного удара германской армии — на Москву, а не на Киев, как ошибочно полагало советское военно-политическое руководство. По этой и другим причинам пограничные сражения сухопутных войск и в целом начальный период войны Красной Армией и, прежде всего, войсками Западного фронта, были проиграны с большими потерями.

Принято считать, что битва за Москву началась 30 сентября 1941 года операцией вермахта «Тайфун». Однако захват столицы СССР изначально являлся ключевым политическим пунктом всего плана войны («Барбаросса»). Однако вернее было бы считать её началом воздушную стратегическую операцию по уничтожению Москвы, к осуществлению которой люфтваффе приступили в самый разгар Смоленского сражения. Напомним, что главным итогом сражения, развернувшегося на фронте 650 км и в глубину до 250 км, стал срыв расчетов гитлеровского руководства на безостановочное продвижение к Москве.

Воздушная стратегическая операция по уничтожению Москвы. Соотношение сил и средств

Для осуществления этой операции в составе 2-го воздушного флота Германии (более 1600 боевых самолетов) заранее была создана специальная авиационная группа в составе 300 бомбардировщиков новейших типов: Хейнкель-111, Юнкерс-88 и Дорнье-215. Преобладающее большинство летчиков этой группы неоднократно бомбили столицы и крупные центры европейских государств, многие командиры экипажей были в звании «полковник», большинство имело высшие награды Германии.

Подготовка к этой операции велась буквально с первых дней войны: в тыл наших войск забрасывались специальные группы, оснащенные небольшими вращающимися прожекторами и переносными радиомаяками для обозначения направлений пролета немецких бомбардировщиков по заранее намеченным маршрутам налета на Москву.

С 1-го по 21 июля посты ВНОС зафиксировали в границах Московской зоны ПВО полеты 89 вражеских самолетов-разведчиков, 9 из них с большой высоты произвели разведку подходов к Москве и объектов столицы СССР.

Подготовка гитлеровской Ставкой массированного авиационного наступления на Москву на широком воздушном фронте от Северо-Западного до Южного операционных направлений не была неожиданной для военного руководства СССР и командования Московской зоной ПВО. Слишком очевидны были характер проводимой немецкой авиацией разведки, перебазирование бомбардировочных эскадр и групп 2-го воздушного флота из глубокого тыла на аэродромы, приближенные к линии фронта и обеспечивающие минимальное время полета к объектам удара, в основном, без сопровождения самолетов-истребителей.

Наконец, руководство располагало показаниями сбитых и плененных летчиков-разведчиков, а также диверсантов, засланных в тыл Красной Армии для разрушения линий связи управления войсками и обозначения бомбардировщикам маршрутных направлений на Москву и другие спланированные для разрушения объекты.

В таких полетах немецкие летчики, как правило, в воздушные бои не вступали, а заметив советские истребители или будучи обстрелянными с земли, круто разворачивались и уходили на запад, считая задачу выполненной: аэрофотосъемки и наблюдения проведены, рубежи перехвата истребителей и границы зоны обстрела зенитной артиллерии определены.

Однако на самом деле все обстояло не так просто. Вспоминая эти дни, командир 1-го корпуса ПВО Д.А. Журавлев отмечал: «Успешная борьба с вражескими разведчиками не давала возможности командованию 2-го воздушного флота противника детальнее узнать характер построения противовоздушной обороны Москвы. Уничтожая воздушных разведчиков малыми силами и, в основном, на дальних подступах к городу, вне зоны действия зенитной артиллерии, мы не позволяли неприятелю вскрыть наши боевые порядки».

А гитлеровцы в это время уже конкретно готовили воздушное наступление на Москву. 13 июля 1941 года командир 8-го авиакорпуса люфтваффе генерал В. Рихтгофен высказал убеждение, что воздушные налеты на Москву, в которой проживало свыше четырех миллионов человек, ускорят катастрофу русских. На следующий день, 14 июля, Гитлер сформулировал цель предстоящих бомбардировок Москвы: «Нанести удар по центру большевистского сопротивления и воспрепятствовать организованной эвакуации русского правительственного аппарата».

19 июля в директиве N 33 «О дальнейшем ведении войны на востоке» он уже конкретно потребовал «...развернуть воздушное наступление на Москву...». Была определена и дата наступления. 20 июля командующий 2-м воздушным флотом генерал-фельдмаршал А. Кессельринг провел совещание с командирами бомбардировочных соединений в связи с предстоящей воздушной операцией. Во исполнение директивы N 33 ответственным за организацию и проведение налетов был назначен командир 2-го авиакорпуса генерал Б. Лерцер. Ему были оперативно подчинены все авиагруппы, выделенные для бомбардировки Москвы. Это были большие силы: из пяти действовавших на восточном фронте авиакорпусов только 4-й не участвовал в налетах на Москву.

Ударным силам 2-го воздушного флота Германии противостояла система противовоздушной обороны столицы СССР в составе 1-го корпуса ПВО и 6-го истребительного авиационного корпуса (ИАК) ПВО, имевшего к 19 июня 1941 года, за два дня до начала войны, 11 истребительных авиационных полков.

Московской зоной ПВО в то время командовал генерал М.С. Громадин. Командиром 6-го ИАК был назначен полковник И.Д. Климов. Командиром 1-го корпуса ПВО и одновременно начальником пункта ПВО Москвы являлся генерал-майор артиллерии Д.А. Журавлев. Это были замечательные и профессионально подготовленные, с боевым опытом командиры, огромна их заслуга в организации ПВО столицы и четких, слаженных боевых действий летчиков и зенитчиков. В состав 1-го корпуса входили шесть зенитно-артиллерийских полков среднего калибра, 1 зенитно-пулеметный полк, 2 зенитных прожекторных полка, 2 полка аэростатов заграждения, 2 полка воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), отдельный радиотехнический батальон ВНОС и ряд других подразделений.

Зенитно-артиллерийские полки среднего калибра занимали позиции в шести пространственных секторах относительно Москвы, прикрывая соответствующие сектора воздушного пространства. Каждый полк стопушечного (!) состава обеспечивал трехкратное огневое воздействие по самолетам противника с высокой плотностью огня.

Истребительные авиационные полки имели задачей уничтожать самолеты противника на рубежах перехвата от 250 км до Москвы и в световых прожекторных полях (СПП) в непосредственной близости от зон сплошного огня зенитно-артиллерийских полков 1-го корпуса ПВО.

История русской противовоздушной обороны (ПВО ) берет начало с зимы 1914 года, когда во время Первой мировой войны впервые в Российской империи были применены пушки и легкие пулеметы для обстрела австрийских и немецких аэропланов. В ноябре 1914 года штаб 6 армии разработал специальный документ под названием “Инструкция по воздухоплаванию в районе 6 армии “. Командующий армии подписал секретный приказ № 90 , утвердивший инструкцию и определил сроки ее введения в действие - 8 декабря 1914года. Именно этот день и принято считать Днем рождения системы противовоздушной обороны России .

Тогда она включала в себя специально сформированные артиллерийские подразделения, приспособленные для стрельбы по воздушным целям. Авиационное прикрытие осуществлялось специально подготовленными экипажами Гатчинской авиашколы. Этим же приказом начальником воздушной обороны г. Петрограда и Царского Села, первым командующим ПВО, был назначен генерал-майор БУРМАН Г.В., начальник Офицерской электротехнической школы .

Основы, заложенные при создании воздушной обороны в царской армии, продолжали совершенствоваться и развиваться и совершенствоваться после Великой Октябрьской социалистической революции. В мае 1918 года было создано управление начальника ПВО г. МОСКВЫ, в подчинении которого находилось 25 самолетов и 8 артиллерийских батарей. За 4 месяца до начала войны, в феврале 1941 года, Генеральный штаб Красной Армии во главе с генералом армии ЖУКОВЫМ Г.К. официально закрепил разделение зенитных средств ПВО на ПВО страны и средства войсковой ПВО. Это была первая попытка перехода от объектового к территориальному построению ПВО СССР.

На 22 июня 1941 года Войска ПВО страны имели в своем составе 13 зон ПВО, 3 корпуса, 2 бригады, 39 бригадных районов ПВО. Численность личного состав войск ПВО составляла 182 тыс. человек. Для прикрытия важных экономических и административных центров страны было выделено 40 истребительных авиаполков, насчитывавших 1500 боевых самолетов и 1206 экипажей.

ОГНЕННЫЙ ЩИТ СТОЛИЦЫ

Начальный период Великой Отечественной войны вскрыл серьезные недостатки в управлении войсками, их подготовке и оснащении. Проявляя массовый героизм, воины ПВО в тяжелейших условиях начального этапа войны сбили 2500 немецких самолетов.

Свой достойный вклад в копилку победы внесли и воины Московского округа ПВО . Они уничтожили 7313 самолетов фашистской авиации, из них 4168 самолетов было сбито истребительной авиацией и 3145 - зенитной артиллерией.

В ходе битвы под Москвой высокую выучку показали воины частей ПВО МОСКВЫ, в том числе 54, 55, 59 зенитные артиллерийские дивизии ПВО и 25 истребительно-авиационный полк (иап ), которые находились на территории Ленинского района Московской области. Ранее этот район входил в зону ответственности 1 Корпуса ПВО ОН 1 Армии ПВО ОН, затем 5 бригады ВКО. С 1 декабря это зона ответственности 5 дивизии ПВО. Наконец-то ветераны дождались, что справедливость и разум возобладали у нынешних военачальников и восстановлена истинно наша армейская структура. Командующим Московской зоны ПВО был назначен

Ни одна столица Европы не имела такой мощной ПВО, как столица СССР - г. МОСКВА.

Одну из ярких страниц в оборонительных боях на подступах к Москве вписали воины 1 корпуса ПВО, 193 и 329 зенитных артиллерийских полков, принимавших участие в отражении первого налета фашистской авиации на Москву. В первых налетах участвовало около 200 - 250 самолетов. К столице смогли прорваться лишь единицы.

В отражении первого налета принимали участие уроженцы дер. Петровское ГОЛОВИН В.С., дер. Жуково - БОБЫРЕВ В.П., пос. совхоза им. Ленина - ПАЛИЦКИЙ М.А.

На территории Ленинского района на территории нынешних Горкинского и Молоковского поселений размещался 1203 зенап для защиты Москвы с юга и юго-востока. В октябре в районе деревень Власьево и Пыхчино был размещен полк ночных бомбардировщиков в составе 57 самолетов. В мае 1942 года в Молоковской школе размещался штаб 1203 зенап , обеспечивавший воздушную оборону Москвы на западном направлении линии Видное-Пуговичино-Домодедово. Об этом напоминает памятная доска на бывшем здании Молоковской школы.

Личный состав ПВО Москвы показал яркие примеры мужества и героизма при выполнении своего воинского долга перед Родиной. Ночной таран совершил летчик 28 иап (Внуково) лейтенант ЕРЕМЕЕВ В.П., удостоенный звания ГЕРОЯ (посмертно) за свой подвиг.

За мужество и героизм при защите Москвы 6 частей стали гвардейскими,11-награждены орденами СССР. Более 25 тысяч солдат, сержантов, и генералов награждены правительственными орденами и медалями,32 - удостоены звания ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА , 7 воинов навечно зачислены в списки воинских частей.

В память о героических подвигах воинов ПВО 7 мая, в канун 65-летия Великой Победы, в городе Видное был создан военно-исторический памятник и установлено зенитное орудие.

Валерий Яковлевич Голяс, из материалов форума Московского округа ПВО, специально для сайт

Войска ПВО в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)Преподаватель: Маврин Сергей
Валерьевич
Выполняли: Вернохаева А. Н. и
Ткаченко А. Ю.
«А» поток. 12 группа Лечебного факультета.
2012год

Противовоздушная оборона - комплекс мер по обеспечению защиты
(обороны) от средств воздушного нападения противника
8 апреля День войск противовоздушной обороны (День войск ПВО)
В апреле 1942 года образован Московский фронт ПВО, а в Ленинграде и
Баку созданы армии ПВО. Появились первые оперативные объединения
Войск ПВО.
В июне 1943 года Управление командующего Войсками ПВО территории
страны было расформировано. После проведённых реорганизаций к апрелю
1944 года были созданы Западный и Восточный фронты, а также
Закавказская зона ПВО, которые в этом же году были реорганизованы в
Северный, Южный и Закавказский фронты ПВО.
Войска ПВО, защищавшие Москву, были реорганизованы в Особую
Московскую Армию ПВО. На дальнем востоке в марте 1945 года были
созданы три армии ПВО: Приморская, Приамурская, Забайкальская.

9 ноября 1941 года была введена должность Командующего Войсками ПВО территории страны и на неё, был назначен генерал-майор Громадин.

Война застала войска ПВО в период их перевооружения. В зенитной артиллерии ещё мало было новых 37-мм автоматических и 85-мм зенитных пушек. В

ЯК-1
МИГ-3

В составе этих соединений к началу массированных налетов фашистской авиации имелось свыше 600 истребителей, более 1000 орудий среднего и мало

Транспорт газа для аэростата

Войска ПВО, оборонявшие Москву, уничтожили 738 вражеских самолётов. Кроме того, 6 истребительный авиационный корпус нанося штурмовые удары,

аэростат-летательный аппарат легче воздуха, использующий для полёта подъёмную силу заключённого в оболочке газа (или нагретого воздуха) с

Широко применялись для защиты
городов, промышленных районов,
заводов, правительственных зданий
военно-морских баз и т.д от
нападения с воздуха.
Для точного бомбометания самолёты
вынуждены низко опускаться и
пролетать непосредственно над
объектом. Именно в подобных
местах, прямо над крышами зданий,
над мостами, над заводскими
трубами и запускались аэростаты
заграждения, не позволяя вражеским
бомбардировщиками обрушить на
объект шквал огня.

Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тр

Аэростат наблюдения

По типу наполнения аэростаты делятся на:
газовые - шарльеры,
тепловые - монгольфьеры,
комбинированные - розьеры.
Высота «зависания» аэростата
рассчитывалась весьма точно.
Вражеский самолёт не мог подлететь
под аэростат: при бомбометании с
такой малой высоты машину бы
просто накрыло взрывной волной от
собственных бомб. А если самолёт
сбрасывал бомбы сверху, они
уничтожали аэростат (он же поглощал
и осколки), который мягко
обрушивался на объект или рядом с
ним. Даже когда аэростат висел на
большой высоте высоко, лётчик не
мог пролететь под ним: мешали
тросы, удерживающие воздушного
гиганта.

устройствами для разрезания тросов аэростатов заграждения

немцы очень старались оградить собственные
самолёты от «атак» аэростатов. На
бомбардировщики устанавливались параваны.
Параван – это треугольник тросов,
соединяющий нос самолёта (удлинённый
специальным шестом) и концы его крыльев.
Трос аэростата просто соскальзывал с
самолёта, не цепляясь за пропеллеры или
другие выступающие детали.
Существовали и другие решения. На крылья
устанавливали лезвия для перерезания тросов
(помогали они, прямо сказать, слабо), а
самолёты оборудовали пиропатронами для
поджигания аэростатов.

Готовый к запуску аэростат
заграждения перед Большим
театром в Москве

Кроме грузовых автомобилей, «катюшами» также оснащали водный транспорт - бронекатера и специализированные суда для поддержки высадки мор

Катюша
неофициальное советское собирательное название отечественных боевых
ракетных установок БМ-13(машин реактивной артиллерии.)
1941 - прогремел первый залп знаменитых «катюш» В 1921 году разработчики Н. И. Тихомиров, В. А.
Артемьев
-

Ещё одна, экзотичная версия. Направляющие, на которые устанавливались снаряды, назывались скатами. Сорокадвухкилограммовый снаряд подним

Ещё один вариант, что название связано с индексом «К» на корпусе миномёта - установки выпускались заводом имени Калинина (по другому источ

«Ночные ведьмы»

46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й
степени ночной бомбардировочный авиационный полк (46гв. нбап)
- женский авиационный полк в составе ВВС СССР во время
Великой Отечественной войны.
За годы войны 23 военнослужащим полка было присвоено звание
Героя Советского Союза

Себрова Ирина Фёдоровна Гвардии старший лейтенант 1004 боевых вылета.

Гвардии старший лейтенант Меклин Наталья Фёдоровна - 980 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 года.

Аронова Раиса Ермолаевна Гвардии старший лейтинант 960 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года.

В ходе войны организационно оформились как рода войск ПВО зенитная
артиллерия и истребительная авиация.
В годы ВОВ Войска ПВО успешно справились со своими задачами. Они
обеспечили оборону промышленности и коммуникации, допуская прорыв к
объектам лишь отдельные самолёты, вследствие чего имели место
кратковременные остановки предприятий и нарушения в движении поездов
на отдельных участках железных дорог.
Выполняя свои задачи, Войска ПВО территории страны уничтожили 7313
самолётов немецко-фашистской авиации, из которых 4168 силами ИА и
3145 зенитной артиллерии, пулеметным огнем и аэростатами заграждения.
Свыше 80.000 солдат, сержантов, офицеров и генералов Войск ПВО были
награждены орденами и медалями, а 92 воина удостоены высокого звания
Героя Советского Союза и 1 - дважды.