Боинг и бук - очередные вопросы. Завершая про бук, боинг и брифинг Отчет следственной группы

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Пользуясь методикой Bellingcat, можно с большой долей уверенности утверждать, что данный "Бук", участвовавший в параде на Красной площади в 2013 году, не сбивал малайзийский "Боинг" в июле 2014 года

Международная группа расследований Bellingcat определила точный номер самоходной огневой установки зенитно-ракетной системы "Бук", которая, по мнению Bellingcat, 17 июля 2014 года сбила над Украиной пассажирский "Боинг" Малайзийских авиалиний, совершавший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур.

Новый доклад группы озаглавлен "Бук 3х2": тайна потерянной цифры" и посвящен детальному анализу улик, по которым можно установить, из какой именно установки был произведен выстрел.

"17 и 18 июля 2014 года на востоке Украины была снята на фото и видео самоходная огневая установка "Бук" под номером 332 российской 53-й зенитно-ракетной бригады, базирующейся в районе города Курск. На одном из видео этот "Бук", который мы ранее обозначали как "Бук 3х2", движется в направлении центра района, откуда, по оценке Совета по безопасности Нидерландов, была запущена ракета, сбившая MH17", - делают вывод авторы доклада.

Таким образом, эксперты Bellingcat утверждают, что с помощью открытых источников, главным образом публикаций в социальных сетях, определили не только круг лиц, причастных к катастрофе "Боинга", но и назвали конкретное оружие, состоявшее в тот момент на вооружении российской армии, из которого был произведен выстрел.

Россия последовательно отрицает какую бы то ни было причастность к трагедии МН17, в результате которой погибли 298 человек.

Машина номер 332

Bellingcat считает установленным фактом, что ракета, сбившая "Боинг", была запущена одной из самоходных установок из российской 53-й зенитно-ракетной бригады, базирующейся под Курском - этому были посвящены предыдущие расследования Bellingcat.

Однако на фотографиях "Бука", предположительно сбившего малайзийский лайнер, частично стерт номер, точнее - центральная цифра трехзначного номера, поэтому условно этот "Бук" называется "3х2".

"В ходе анализа открытых источников мы установили, что цифры наносятся на установки в соответствии со структурой части. Можно сказать, что это кодовый номер подразделения. Первая цифра обозначает дивизион, вторая - батарею в дивизионе, а третья - условный номер машины в батарее", - объясняют авторы доклада Bellingcat, делая вывод, что на искомом "Буке" отсутствует цифра, обозначающая номер батареи 3-го дивизиона.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Первая цифра в номере "Бука" обозначает дивизион, вторая - батарею в дивизионе, третья - номер машины в батарее

На снимке "Бука" видны остатки краски от центральной цифры, но невозможно точно утверждать, от какой именно из трех возможных - "1", "2" или "3".

Энтузиасты Bellingcat нашли в социальной сети "ВКонтакте" фотографии всех трех "Буков" этого дивизиона, сделанные с 2009 по 2013 год, и сравнили все различимые на снимках особенности каждой из машин: повреждения корпуса, расположение внешних электропроводов, форма пятен краски, масла и копоти, а также шрифт и расстояние между цифрами номера.

"Ни одна из этих особенностей, взятая в отдельности, не позволяет достаточно убедительно установить соответствие. Однако сочетание всех этих отличительных особенностей представляет собой уникальный набор характеристик и может считаться достаточным для однозначной идентификации", - заключают авторы доклада.

Bellingcat напоминает, что перемещение "Бука" по востоку Украины в течение 17 и 18 июля (то есть в день гибели MH17 и на следующий день) попало на четыре фотографии и три видеозаписи.

"При сравнении семи отличительных черт СОУ "Бук" 53-й зенитно-ракетной бригады под номерами 312, 322 и 332 видно, что только у "Бука 332" имеется совпадение более одной черты с "Буком 3х2". Четыре из наблюдаемых особенностей могут сохраняться в течение длительного времени, одна частично видна на старых изображениях, а две другие на них отсутствуют", - утверждают авторы доклада.

Голландское расследование

13 октября 2015 года Совет по безопасности Нидерландов, расследующий причины и последствия аварий и катастроф, представил заключительный доклад о крушении самолета Malaysia Airlines MH17.

В нем говорилось, что причиной катастрофы стала ракета "Бук", взорвавшаяся слева от кабины пилотов. Однако выводов о том, кто мог выпустить эту ракету, тогда сделано не было.

Эксперты лишь очертили территорию площадью 320 квадратных километров, откуда могла быть запущена ракета. В этом районе находится селение Снежное, из района которого, по версии Bellingcat, был произведен пуск ракеты, сбившей "Боинг".

Вскоре после голландского доклада российский оборонный концерн "Алмаз-Антей" (производитель систем "Бук") собрал пресс-конференцию, на которой представил результаты собственного расследования обстоятельств катастрофы.

По версии концерна, пуск ракеты производился из района южнее села Зарощенское, которое в момент катастрофы находилось под контролем украинских силовиков. На этом основании специалисты "Антея" утверждали, что ракету запустили украинские военные.

Война версий

В феврале 2016 года Bellingcat представил, вероятно, свою самую сенсационную публикацию о гибели лайнера - "MH17: Потенциальные подозреваемые и свидетели из 53-й зенитно-ракетной бригады".

В этом докладе поименно называются все те, кто, по мнению Bellingcat, несет ответственность за принятие решения и запуск ракеты в пассажирский самолет: командир бригады, командир 2-го дивизиона, в состав которого могла входить пусковая установка. Командиры батарей и экипажей названы по именам и первым буквам фамилий.

Список подозреваемых, представленный в виде иерархической схемы с фотографиями, именами и должностями, не ограничивается у Bellingcat чинами бригады.

Верхний ряд занимают четыре фото, на которых изображены верховный главнокомандующий вооруженными силами России, министр обороны и два его первых заместителя.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Голландские следователи пришли к выводу, что малайзийский "Боинг" был сбит ракетой зенитного комплекса "Бук", однако пока не объявили, кто, по их мнению, управлял установкой

В ответ на эту публикацию российская сторона - в лице экспертов "Антея" - подготовила новое, более развернутое описание своей версии, добавив в список потенциально возможных точек запуска ракеты соседнее с Зарощенским село Великая Шишовка.

Вина за запуск ракеты по-прежнему возлагалась, по этой версии, на украинских военных.

Однако Bellingcat считает версию "Антея" в любых ее модификациях несостоятельной.

Bellingcat с большой долей уверенности утверждает, что, даже если согласиться с версией "Алмаз-Антея" о точке запуска ракеты, ее все равно не могли запустить украинские военные.

На основании информации из открытых источников - главным образом фотографий с геотегами в социальных сетях - энтузиасты-расследователи пришли к выводу, что 17 июля, в день гибели "Боинга", в районе Зарощенского не было украинских установок "Бук".

Точно так же была проверена версия о точке запуска возле Великой Шишовки: в результате проверки было признано, что украинских "Буков" там также не было.

Bellingcat признает, что собранные данные не позволяют делать выводы о том, какой стороной вооруженного конфликта контролировалась эта зона.

Однако сопоставление доступных более поздних данных из этого района позволяет экспертам Bellingcat предполагать, что 17 июля 2014 года там уже были, как сказано в докладе, российские военные.

Новые выводы международного следствия

Серийный номер на одном из обломков ракеты, сбившей малайзийский "Боинг"

Самоходная огневая установка “Бук”, с помощью которой был сбит самолет, выполнявший рейс МН17 компании “Малайзийские авиалинии”, состоит на вооружении 53-й зенитной ракетной бригады, дислоцирующейся под Курском. Об этом в четверг на пресс-конференции в нидерландском Бюннике официально заявила Совместная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT), которая проводит уголовное расследование гибели пассажирского самолета летом 2014 года над Донбассом.

Международной следственной группе на основании результатов работы судмедэкспертов, собранных свидетельств и фотоматериалов очевидцев, данных с радаров и спутниковой съемки, предоставленных Украиной, Россией и США, ранее удалось собрать неопровержимые доказательства того, с помощью какого оружия был сбит малайзийский "Боинг", откуда это оружие появилось и с какого места производился запуск. Итак, уже не подвергается сомнению, что самолет “Малайзийских авиалиний” был сбит с помощью зенитного ракетного комплекса “Бук” ) с территории в Восточной Украине, которая на тот момент находилась под контролем пророссийских вооруженных формирований. Известно точное место запуска ракеты (поселок Первомайский, находящийся недалеко от города Снежное ), тип боеголовки (зенитная ракета БУК класса 9M38), а также то, что установку “Бук” привезли с территории России, а затем увезли обратно.



Глава JIT Фред Вестербеке выступает на пресс-конференции 24 мая

В четверг к этим данным добавилась информация о Курской 53-й зенитной ракетной бригаде и подробное описание маршрута, по которому шел военный конвой из Курска в Украину. Журналистам также показали обнаруженные в Донецкой области обломки ракеты - сопло двигателя и корпус - с номерами, которые указывают на то, что ракета произведена в России, в Долгопрудном (Московская область).

В ходе пресс-конференции были продемонстрированы различные видеозаписи, сделанные жителями населенных пунктов, которые проезжал военный конвой, направлявшийся из Курска в Донецкую область. Таких записей совместной группой было получено очень много, что неудивительно, если представить себе, сколь впечатляющее зрелище представлял собой конвой из 50 машин, в том числе шести самоходных огневых установок “Бук”, заявил начальник уголовного розыска полиции Нидерландов Вилберт Паулссен. Первые видеозаписи были сделаны еще 23 июня 2014 года, когда конвой выехал из Курска в направлении населенного пункта Никольское. Снимали конвой на видео и в последующие дни - в районе населенных пунктов Старый Оскол, Алексеевка, Незнамово. Все съемки следователи тщательно сверяли с Google Street View(https://www.google.com/streetview/). Последние видеокадры конвоя датированы 25 июня 2014 года.

Ракета произведена в России, в Долгопрудном (Московская область)

Как отметил Вилберт Паулссен, все самоходные установки “Бук” в составе конвоя имели на корпусе трехзначные номера, начинавшиеся с цифры 2. В Курской 53-й зенитной ракетной бригаде насчитывается три батальона, то есть сотни людей. Цифра 2 на корпусе означает принадлежность установки ко второму батальону. Лишь одна самоходная огневая установка “Бук” в составе курского конвоя имела номер, начинающийся с цифры 3. Причем вторая и третья цифры были частично закрашены. По словам Паулссена, это обычная практика в том случае, если установка готовится к участию в военной операции. В результате подробного анализа всех фото и видеоматериалов с изображением конвоя, а также фото и видео с изображением установки “Бук”, сделанных позднее (17 и 18 июля 2014 года), следственной группе удалось установить, что именно эта установка - с номером, начинающимся на цифру 3, то есть относящаяся к третьему батальону 53-й бригады, - была использована для удара по пассажирскому лайнеру “Малайзийских авиалиний”. Прийти к такому выводу помогли семь отличительных признаков, которые неизменно повторяются на всех снимках этой установки на протяжении всего маршрута. Это белые цифры, отметины и полоса на корпусе, а также определенная последовательность колес (то, как чередуются между собой колеса двух видов).


Сравнительный анализ боковых пластин "Буков" под номерами 312, 322 и 332 (из материалов ранее опубликованного расследования группы Bellingcat)

В зале пресс-конференции также были представлены обломки ракеты, найденные в Донецкой области. Это сопло Вентури , газоход ракеты и оболочка, а также корпус ее двигателя. На внешней поверхности корпуса ясно виден номер: 9Д1318869032. По словам представительницы австралийской полиции Дженнифер Хурст, первые пять знаков этого номера и буква “Д" свидетельствуют о том, что ракета была произведена в российском Долгопрудном.

Хурст также обратилась с призывом к возможным свидетелям: не может ли кто-то помочь расшифровать другие, написанные от руки цифры на сопле, не узнает ли кто-то почерк человека, который нанес эти обозначения. На сайте JIT приведены фотографии обломков и список вопросов:

1.Узнаете ли Вы почерк, которым написан номер на сопле Вентури?
2.Есть ли у Вас информация о номерах на нем?
3.Есть ли у Вас информация о номерах на оболочке? Можете ли Вы подтвердить значение этих номеров, или знаете ли Вы кого-нибудь, кто может это сделать?
4.Знаете ли Вы кого-нибудь, кто знает, или знаете ли Вы сами серийный номер ракеты, которой принадлежат эти части?
5.Знаете ли Вы кого-нибудь, кто знает, или знаете ли Вы сами подразделение, которому были доставлены эти части ракеты или сама ракета?

Речь пока не идет о подозреваемых, а лишь о “причастных” к преступлению

Возможно, продолжила Хурст, кто-то сможет по этим отличительным признакам больше рассказать о самой ракете. Разумеется, речь идет о конфиденциальной информации, однако в JIT напомнили о действующей программе защиты свидетелей.

Основной целью пресс-конференции стал призыв о помощи к дополнительным возможным свидетелям, которые по каким-то причинам еще не нашли возможности связаться со следственной группой, в том числе к пророссийским боевикам, которые ищут возможности выйти из зоны конфликта. Речь пока не идет о подозреваемых, а лишь о “причастных” к преступлению. В ходе пресс-конференции всех их называли “свидетелями”.

Глава следственной группы Фред Вестербеке еще прошлой осенью заявлял, что у него на примете сто конкретных лиц, однако конкретных имен на пресс-конференции 24 мая опять не прозвучало. На официальном сайте JIT указано, что следствие в особенности заинтересовано в информации о двух лицах:

Лицо 1: Псевдоним: Орион (позывной) Имя: Андрей Иванович
-Лицо 2: Псевдоним: Дельфин (позывной) Имя: Николай Федорович

Объединенная следственная группа располагает несколькими записями телефонных разговоров, в которых принимают участие эти двое. Записи можно прослушать на сайте .

Отвечая на вопрос, почему причастные к преступлению лица пока не вызывались на допрос, Фред Вестербеке сказал, что в четверг впервые публикуется официальная информация о том, какое именно подразделение (53-я бригада) стоит за запуском ракеты. Он не исключил, что в дальнейшем свидетели будут вызываться на допрос.


Военнослужащие 53-й зенитно-ракетной бригады у установки "Бук"

На данный момент расследование вошло в заключительную фазу, заявил Вестербеке. Целью остается “призвать виновных к ответу”, но для того, чтобы дождаться вынесения окончательного приговора, понадобится еще много терпения. Эти заявления руководителя JIT вызвали у журналистов недоуменные вопросы. Почему расследование длится так долго? Почему совместная следственная группа лишь сегодня публикует данные о 53-й зенитной ракетной бригаде, которые Bellingcat опубликовала еще два года назад (Радио )? По словам Вестербеке, выводы международной следственной группы являются тщательно проверенными результатами уголовного расследования и могут быть использованы в суде. Это не расследование независимых журналистов по открытым источникам. Он добавил, что условия проведения расследования остаются крайне затруднительными. Место преступления до сих пор частично вне доступа следователей, зачастую необходимая недостающая информация носит гриф “секретно” и является военной тайной. Помимо этого, не все стороны активно сотрудничают со следствием. “Я констатирую, что ключевой информации российская сторона нам так и не предоставила”, - заявил Вестербеке в ответ на вопрос об уровне взаимодействия с российскими властями.

БОНУС:

«Есть больше доказательств, но мы пока не будем раскрывать карты».

Следствие: «Бук», сбивший MH17, был доставлен из 53-й зенитной курской бригады


Члены международной следственной группы предъявили журналистам капсулу от ракеты ЗРК, сбившей «Боинг». На ней есть цифры серийного номера. Фото: Павел Каныгин / «Новая газета»

Зенитно-ракетный комплекс «Бук», из которого летом 2014 года был сбит Боинг-777, следовавший рейсом MH17 «Малайзийских авиалиний», был доставлен в Донбасс из 53-й зенитной ракетной бригады, расположенной под Курском. К такому выводу пришла Объединенная следственная группа (JIT), сообщает с пресс-конференции корреспондент «Новой газеты».

Следователи уверены, что машина выехала из Курска 23 июня 2014 года, затем была доставлена в Миллерово (Ростовская область), а оттуда — на восток Украины. Подозреваемыми в причастности к крушению самолета сейчас являются около сотни человек, имена которых следствие не называет.

https://www.youtube.com/watch?v=DagpuXaiUlk

В качестве доказательств на пресс-конференции были представлены множество фото и видео, на которых запечатлено движение именно этого «Бука» по территории России. По ним следственная группа установила, что эта ЗРК имеет ряд уникальных особенностей: следы краски, вмятины на корпусе и цифры серийного номера.

https://www.youtube.com/watch?v=RVyx6eDHUP8

На вопрос корреспондента «Новой газеты» Павла Каныгина о том, есть ли у следствия другие доказательства, например, спутниковые снимки, глава международной следственной группы Фред Вестербеке ответил: «Мы не демонстрируем абсолютно все, что у нас есть, потому что в этом случае мы «раскроем карты» другой стороне. Пока мы не собираемся этого делать».

Следствие уже запросило от российской стороны ответа на вопрос о том, что делал «Бук» из курской бригады в Донбассе летом 2014 года. Также JIT призвала всех возможных очевидцев трагедии обратиться к следствию, пообещав им полную безопасность и анонимность.

Ранее о том, что «Бук», сбивший пассажирский самолет в Донбассе, был приписан к 53-й зенитной ракетной бригаде из Курска сообщали расследователи из организации BellingCat. Также они называли номер ЗРК — 332. Таким образом, международная группа следователей подтвердила выводы гражданских журналистов.



Члены Объединенной следственной группы на пресс-конференции, посвященной расследованию крушения Боинга-777 в Донбассе. Фото: Павел Каныгин/ «Новая газета»

НУ КТО БЫ СОМНЕВАЛСЯ...

В Минобороны раскритиковали подход голландских следователей к делу по MH17



Спасатели работают на месте крушения малайзийского самолета Boeing 777 в районе города Шахтерск Донецкой области.
РИА Новости / Андрей Стенин

МОСКВА, 24 мая — РИА Новости. Минобороны РФ выразило озабоченность нацеленностью голландского следствия по малазийскому Boeing на обоснование своих выводов за счет только изображений из социальных сетей.

"Вызывает озабоченность нацеленность голландского следствия на обоснование своих выводов за счет использования только изображений из социальных сетей, подвергнутых искусной обработке компьютерными средствами графического редактирования. Причем часть использованных в ходе брифинга изображений, подготовленных украинскими спецслужбами, ранее не раз демонстрировались псевдорасследователями из Bellingcat", — говорится в сообщении.

Малайзийский Boeing 777, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 года под Донецком на востоке Украины. На борту находились 298 человек, все они погибли.

Киев обвинил в катастрофе ополченцев, те заявили, что не располагают средствами, которые позволили бы сбить воздушное судно на такой высоте. В докладе международной следственной группы утверждается, что поразивший Boeing ЗРК "Бук" был якобы доставлен из России, а потом возвращен обратно.

Москва заявила о предвзятости следствия, выводы которого основаны только на данных, полученных от Украины. Эксперименты концерна "Алмаз-Антей", ведущего предприятия по производству систем ПВО, в том числе комплексов "Бук", также подтверждают, что Boeing был сбит с территории, контролировавшейся украинской армией.

Все помнят как долго и безуспешно искали ЗРК «БУК» М-1 сбивший Боинг МН-17. Напомню, что в результате применения зенитной ракеты, был сбит пассажирский самолет рейса МН-17, летевший из Голландии в Малайзию. Самолет был сбит 17 июля 2014 года и упал вблизи села Грабово в Донецкой области. В этом чудовищном преступление обвинили Россию и ополченцев ДНР. Доказать их непричастность не удалось. Дело в том, что 17 июля 2014 года, ополченцы ДНР действительно перевозили подобную установку. Машина была захвачена в мае 2014 года у военных Украины. Перевозка установки попала на кадры видео. Была зафиксирована из космоса на снимках компании Digital Globe 17 июля 2014. Все это было озвучено в ходе расследования и опубликовано в докладе международной комиссии.

Но «Бук» ополченцев не сбивал Боинг МН-17. Говорю это открыто и смело, так как теперь у меня есть этому доказательства. «БУК» сбивший Боинг 17 июля 2014 года никуда не уезжал, его никто не возил на машине, никто его не фотографировал. Эта машина находилась на подконтрольной Украине территории. Более того, она была там установлена после 10 июля 2014(!) Место её дислокации (а это именно одна машина, самоходная огневая установка 9А310М1-2) все время находилась рядом с курганом Острая Могила. Справка из интернет: В 9 километрах от п. Ольховатка г. Енакиево между п. Полевое (Донецкая обл. Шахтерский район) и селом Орлово-Ивановка (Донецкая обл. Шахтерский район) расположен курган "Острая Могила".

Позиция "Бук" находится 1 километре от самого кургана на Северо-Востоке. Её "пристреливали" (проводили пробные стрельбы) ещё в июне 2014 года. О чем есть многочисленные, найденные мной видео с камер наблюдения. Они фиксировали ночные стрельбы в этом квадрате, иногда запуски осветительных ракет, работу прожекторов ПВО. Установка находилась по координатам 48°11"25.84"N,38°28"40.07"E она зафиксирована на снимке за 17 июля 2014 (снимки спутников Digital Globe). Если сравнить со старыми снимками, то хорошо видно, что укрытие для установки вырыли после 10 июля 2014 года. 16 июля 2014 года установка стояла в углубленном укрытие, закрытая сеткой. Но при этом на снимке она очень хорошо видна. В частности видно, что на установке всего две (!) ракеты. После применения установки «Бук» вывезли. Но остались следы гусениц установки и укрытие, отрытое в грунте.

Если у властей ДНР хватит ума проверить мою находку, то, возможно, по координатам 48°11"25.84"N,38°28"40.07"E будут найдены доказательства того, что там производили стрельбы из зенитной установки. Самоходная огневая установка 9А310М1-2 вполне самостоятельная машина. Может работать по одиночным целям, даже без станции наведения системы «Купол». Так как установка там была одна, то это была, именно, засада. Охотились за гражданским самолетом. И,видимо, так сложилось, что цели своей украинцы добились. Только каким путем? Дополнение. Рядом находятся города Орлово-Ивановка,Полевое. До села Грабово (место гибели Боинга) всего 13 километров на Юго-Восток(!) Именно эту установку не смогли найти все чины МО России. Как видите она все это время была на виду. Вот так вот…

Важное дополнение. Я всю эту информацию отправил на сайт Следственного Комитета России. Обращение успешно отправлено! Номер обращения - 453401 Думаю это нужно обязательно проверить! Это не просто забавная находка, это возможная улика в этом чудовищном преступление!

P.S. У меня начал складываться интересный пазл. У Стрелкова в ДНР действительно был «БУК». Машину захватили ещё в апреле-мае 2014 года. Но так как в ней было неисправно (о чем было сообщение в СМИ) счетно-решающее устройство, то использовать по назначению её было нельзя. Москва же отказалась поставлять ополченцам подобную технику. Однако Стрелков начал использовать «Бук» с целью запугивания украинцев. Поэтому по долам и весям, вокруг Донецка, то тут-то там, трейлер таскал на себе эту машину. То же самое Стрелков наделал и 17 июля 2014. В этот раз установка попала в многочисленные видео снятые гражданами. После того как был сбит Боинг, Стрелков сильно испугался. И вместо того, что бы показать сломанный «Бук» всем, счел нужным его уничтожить. Думаю, установку где-то просто взорвали. В это время реальная установка была тщательно спрятана (после 10 числа) на украинской территории. 17 июля 2014 года машина была использована по назначению. Из двух ракет была запущена только одна. При этом она взорвалась рядом с кабиной пилотов Боинга. Мгновенно убив экипаж. Поэтому нет речевых записей на черном ящике Боинга. Огромный самолет после взрыва вначале набрал скорость, затем стал сваливаться в штопор. Точку в его падение, возможно, поставил военный самолет «добивший» смертельно раненого великана. Далее все случилось, как вы и знаете.



Место дислокации Бук-М1 у кургана Острая Могила

17 сентября МО РФ сообщило, что ракета 9М38 от зенитного комплекса Бук, за номером 886-847-379 была произведена в 1986 году. Именно ее обломки нашли следователи в районе падения сбитого малазийского Боинга.

Министерство обороны России заявило, что ракета, которой был сбит самолет Malaysia Airlines в Донецкой области 17 июля 2014 года, принадлежала украинской воинской части. Об этом на пресс-конференции . Об этом на пишет редакция портала «Cyxymu.Info».

Российское Минобороны якобы установило, что ракету 9М38 для зенитно-ракетного комплекса «Бук», которой сбили «Боинг», в декабре 1986 года передали в воинскую часть 20152 – зенитно-ракетную бригаду в Тернопольской области Украинской ССР.

Запись о передаче ракеты.

Ракету № 886-847-379 в том же году поставили в Украину, в воинскую часть ВС СССР №20152, которая после распада СССР получили номер 223 ВСУ.

Ответ на запрос.

И именно из этой в/ч № 223 Грузия закупила 6 единиц зенитно-ракетного комплекса Бук-М1, конечно со своими ракетами. Вот что заявлял еще при Януковиче некий украинский депутат: “Комплексы “Бук-М1″ были сняты с боевого дежурства, и 223-й ракетный полк просто оказался небоеспособным”.


Ракеты на грузинской военной базы в Сенаки.

Это все фотографии с грузинской военной базы в Сенаки, где хранились эти Буки, так и не успевшие вступить в боевые действия. Всех их, вместе с ракетами захватили российские оккупанты после российско-грузинской войны в августе 2008 и вывезли в Россию. Возможно,что одна из них была на том самом Буке, из которого российские террористы сбили малазийский Боинг.


Запись свидетельствующая об экспорте.

Российские военные утверждают, что установили ракету по серийным номерам сопла и двигателя, представленным в мае 2018 года Международной следственной группой.


Установки «Бук» на базе в Сенаки.

Напомним, что это не первая версия России, которая пытается снять с себя ответственность за преступление.


Установки «Бук» на базе в Сенаки. Другой ракурс.

«Заявление Российской Федерации о якобы украинском следе ракеты, которая сбила МН-17 – это очередной неудачный фейк Кремля для того, чтобы прикрыть свое преступление, которое уже доказано как официальным следствием, так и независимыми экспертными группами», – сказал Турчинов.

В тоже время, спикер Верховной Рады Андрей Парубий заявил, что Россия распространяет фейки, когда говорит об украинском происхождении ракеты, которая сбила рейс МН17 в Донецке в 2014 году, а некоторые украинские средства массовой информации ретранслируют российскую пропаганду. Об этом .

На вопрос журналистов, как он может прокомментировать обвинения России в том, что ракета, которой рейс МН17 якобы был сбит украинской ракетой, Парубий ответил:

«Это очередной информационный фейк и Украина уже должна бы получить иммунитет к ним. Фактически каждую неделю мы получаем потоки российской пропаганды и лжи, задача которой заключается в одном: заставить усомниться».

По его словам, России важно, чтобы черное назвать белым, важно ввести украинцев в хаос и смятение.

«Кроме того, чтобы не обращать внимания на эти фейки, нам крайне важно на этой сессии внимательно подойти к вопросу информационной безопасности», – подчеркнул Парубий.

Спикер Рады отметил, что вопрос информационной безопасности в период выборов является одним из ключевых, когда «не только часть украинских территорий оккупирована, но и часть информационного пространства тоже оккупирована».

Он пожаловался на то, что некоторые украинские СМИ ретранслируют российские фейки и пытаются их перенести на украинскую территорию.

«Мы должны очень серьезно, на уровне закона подумать, как не допустить того, чтобы в гибридной войне, которую ведет Путин и РФ против Украины, не давать шансов делать наступления для их информационных войск, используя информационное поле Украины», – заявил Парубий.

Министр обороны Украины Степан Полторак считает, что озвученная Российской Федерацией информация об украинском происхождении ракеты «Бук», сбившей самолет рейса МН17 над Донбассом в 2014 году, свидетельствует о том, что Москва не отказалась от своих планов по обострению ситуации. Такое заявление министр сделал сегодня на совместном брифинге с министром обороны Великобритании Гэвином Уильямсоном, пишет «Интерфакс-Украина».

«Это очередная ложь, это очередной фейк Российской Федерации, который свидетельствует о том, что Россия точно не отказалась от своих планов по подрыву авторитета Украины, по подрыву ситуации в целом. Им нужна причина, чтобы обострить ситуацию», – сказал Полторак.

В свою очередь глава Минобороны Великобритании добавил, что независимое расследование показало, кто причастен к атаке самолета «Боинг» авиакомпании Malaysia Airlines рейса МН17.

«Это еще один пример российской дезинформации», – сказал Уильямсон.

Основатель международной исследовательской группы «Bellingcat» Элиот Хиггинс назвал «актом отчаяния» озвученную Российской Федерацией информацию об украинском происхождении ракеты «Бук», сбившей самолет рейса МН17 над Донбассом.

Он напомнил, что большая часть информации о ракете была получена в результате анализа фрагментов, найденных на месте крушения и извлеченных из тел погибших. Эта информация была опубликована в докладе Совета Безопасности Нидерландов (Dutch Safety Board) и оглашена Совместной следственной группой (JIT) во время пресс-конференции.

«Так что о них было мало что известно до пресс-конференции Совместной следственной группы в начале этого года, во время которой был продемонстрирован большой обломок, хотя они не утверждали категорически, что он имеет отношение к MH17, а лишь сказали, что он был найден в Украине», – подчеркнул Хиггинс.

«Хотя мы не можем считать достоверной какую-либо информацию, распространяемую Российским оборонным ведомством, поскольку в прошлом их часто ловили на вранье и использовании сфабрикованных доказательств. Минобороны России не интересует истина, поэтому они часто распространяют разные версии событий и доказательства», – добавил основатель «Bellingcat».

О том, что заявление Минобороны РФ о недостоверности некоторых данных Международной следственной группы (JIT) по катастрофе МН17, является недостоверным, Хиггинс написал в твиттер. Он отметил, что конвой, перевозивший «Бук», попал не только на видео, но и был зафиксирован со спутника. таким образом, по мнению Хиггинса, видео не может быть фейком.

Также эксперт прокомментировал заявление РФ о якобы фейковой фотографии из доклада JIT.

«РФ прав, говоря, что машина движется в неправильном направлении анимации JIT. Однако, местоположение, на котором была сделана фотография, отличается … Российское министерство использует это, чтобы ошибочно заявить, что фотография подделана», – написал он.

Об отчёте Совместной следственной группы, и ли на что не обратили внимание международные следователи.

«Если на небе зажигаются звезды, значит кому-то это нужно»

(А. Экзюпери. «Маленький принц»)

Вместо предисловия

Совместная следственная группа (ССГ) 24 мая в очередной раз собрала пресс-конференцию на которой ее представители в очередной раз рассказали, что малайзийский «Боинг», кажется, сбили из «Бука», привезенного из России.

Развитие этой истории — чрезвычайно характерно для современной западной политики. Никто не утруждает себя качественной аргументацией, и все уверены, что обыватели поверят в любую историю, если ее рассказать достаточное количество раз.

В этот раз в ходе пресс-конференции глава ССГ Ф.Вестербеке, как о якобы доказанном факте, заявлял, что ЗРК «Бук», которым был сбит «Боинг», прибыл из России. При этом, по его утверждению, ССГ удалось доказать идентичность СОУ ЗРК «Бук» 53-й зенитной ракетной бригады, зафиксированной на видео в июне 2014 года в Белгородской и Ростовской областях и установки «Бук», снятой на видеорегистратор в Макеевке 17 июля 2014 года.

Сравнительный анализ тактического номера машин (пресловутого номера 332) и транспортной маркировки, нанесенной на левый борт, по версии «следователей», неоспоримо подтверждает нахождение СОУ № 332 53-й бригады на Донбассе в июле 2014 года.

Туманно заявляя о том, что помимо материалов, представленных на пресс-конференции, есть еще много различных «доказательств», Ф.Вестербеке проговаривается о значительном вкладе в расследование блогерского сообщества Bellingcat, возглавляемого сотрудником мозгового центра Госдепа США, американского НКО «Атлантический совет», (Atlantic Council) Элиотом Хиггенсом.

В этом расследовании на основе материалов, представленных ССГ, докажем, что утверждение Ф.Вестербеке о причастности российской самоходной огневой установки (СОУ) к гибели «Боинга» 17 июля 2014 года является ложным.

По словам Ф.Вестербеке следователями ССГ был проведен подробнейший анализ отличительных особенностей самоходной огневой установки (СОУ) ЗРК «Бук», изображенных на фотографиях, снятых в Белгородской области и на Донбассе. Это позволило им однозначно сделать вывод о причастности Российской Федерации к крушению «Боинга». Впрочем, иного результата трудно было бы от них ожидать. Даже если не принимать во внимание явный антироссийский контекст проводимого «объективного» международного расследования и его заказной характер, очевидно, что следствие идет по ложному пути, намеченному фальсификаторами Bellingcat.

Это подтверждают представленные на пресс-конференции материалы, взятые из сомнительных отчетов «диванных» следователей Э.Хиггенса о причастности «Бука» 53-й зенитной ракетной бригады к трагедии 17 июля 2014 года.

При этом вызывает недоумение, что, продолжая сравнивать на фотографиях СОУ неявные признаки — изображения маркировки, вмятины и царапины, ССГ настойчиво игнорирует очевидные факты, полностью опровергающие их версию о присутствии российского «Бука» на Украине.

А правда такова — «Бук» из 53-й зенитной ракетной бригады никогда не пересекал украинскую границу и ничего общего не имеет с «Буком» на белом трейлере, сфотографированным на Украине в Макеевке. Речь идет о том, что машины, изображенные на фотографиях, принадлежатк различным модификациям и на этот факт специалисты ССГ по какой-то необъяснимой причине не обратили внимание.

Дело в том, что, несмотря на внешнюю похожесть, у СОУ различных модификаций есть определенные отличительные признаки. К таким относится наличие на левом борту машины откидной площадки.

Подобными площадками стали оборудоваться машины, выпускавшиеся после 1984 года. Площадка была добавлена для удобства доступа расчета на корпус СОУ в ходе ее эксплуатации.

Этого теоретики Bellingcat, так тщательно готовившие свою фальсификацию, очевидно не знали. Не знали этого и следователи ССГ.

Рассмотрим пример СОУ модификации 9А310 М1-2, у которой предусмотрено наличие откидной площадки на корпусе гусеничного шасси (ЗРК «Бук-М1»). Как видно на фотографии, площадка заметно выделяется на корпусе машины.

Фотография СОУ ЗРК «Бук» модификации 9А310 М1-2 с откидной площадкой

Теперь сравним с СОУ ЗРК «Бук» более ранней модификации, выпущенной до 1984 года. На представленной фотографии изображена СОУ 9А310 (не 9А310 М1, а именно 9А310!) ЗРК 9К37 «Бук» без откидной площадки на корпусе шасси.

Фотография СОУ ЗРК «Бук» модификации 9А310 без откидной площадкой

Так вот, в презентации, представленной в ходе пресс-конференции 24 мая 2018 года ССГ на всех кадрах, фиксирующих перемещение колонны 53-й зенитной ракетной бригады по территории России на задней части левого борта СОУ, «подозреваемой» в причастности к трагедии с «Боингом», отчетливо просматривается незакрепленная откидная площадка, о которой упоминалось выше.

Стопкадр на 1мин. 9 секунде презентации (площадка видна)


Стопкадр на 2 мин. 36 секунде презентации (площадка видна)

Стопкадр на 3 мин. 23 секунде презентации (площадка видна)


Стопкадр на 5 мин. 26 секунде презентации (площадка видна)


Стопкадр на 5 мин. 34 секунде презентации (площадка видна)

При этом на снимках, сделанных на Украине в районе Макеевки, откидной площадки нет.

Стопкадр на 5 мин. 35 секунде презентации (площадка отсутствует)

Отсутствует площадка и на фотографии, сделанной журналистами французского таблоида «Paris Match» в Донецке.

Фотография СОУ «Бук» из журнала «Paris Match» (площадка отсутствует)


Сравнительные снимки СОУ «Бук», сделанные в Белгородской области (справа) и на Украине: скриншот с видеорегистратора (слева)

Это означает только одно — на фотографиях, снятых в России и на Украине, зафиксированы СОУ ЗРК «Бук» разных модификаций, то есть речь идет о двух разных машинах, а значит российский «Бук» 53-й бригады (хоть «3×2», хоть «332») границу с Украиной не пересекал.

Был ли белый трейлер в Макеевке 17 июля 2014 года?

В качестве доказательства причастности 53-й бригады к крушению «Боинга» ССГ приводит данные с автомобильного видеорегистратора, зафиксировавшего проезжающий по Макеевке белый трейлер «Вольво», перевозивший ЗРК «Бук».

При этом утверждается, что кадры сняты 17 июля 2014 года — в день крушения «Боинга».

На кадрах с видеорегистратора видно, что маршрут трейлера проходил мимо АЗС «Параллель». Согласно Google Maps, в Макеевке есть только одна АЗС «Параллель», расположенная по адресу: улица Автотранспортная, дом 52.

АЗС «Параллель», расположенная по адресу улица Автотранспортная, дом 52 (снимок Google Maps)

АЗС «Параллель», расположенная по адресу улица Автотранспортная, дом 52. (кадр с видеорегистратора)

Особенности ландшафта на снимке Google Maps и кадрах с видеорегистратора совпадают, что позволяет точно определить место.

Однако не все так просто. Ключевой вопрос, на который необходимо получить ответ — был ли снят этот ролик именно 17 июля 2014 г., как утверждает ССГ (читай Bellingcat), или в другое время?

Проведенное по методу Bellingcat «диванное» расследование показало результат, противоположный тому, который был обнародован ССГ —трейлера в день крушения «Боинга» в Макеевке не было .

Подтверждением этому служит снятый очевидцами ролик движения колонны боевой техники ополченцев на фоне той же самой заправки по улице Автотранспортной, которую запечатлел и видеорегистратор. Авторы ролика выложили его в «Ютюб» 15 июля 2014 года. Это позволяет утверждать, что снят он был как минимум за два дня до того, как по утверждению ССГ была осуществлена съемка с видеорегистратора.

На тот случай, если у кого-то возникнут сомнения относительно достоверности даты размещения ролика — ссылку на него 16 июля 2014 года разместило «РИА Новости Украина». Сейчас это видео по какой-то причине удалено. Однако по тексту сообщения, его сопровождавшего, можно с уверенностью утверждать, что речь идет об одних и тех же кадрах.

Скриншот страницы «РИА Новости Украина» со ссылкой на видео о перемещении колонны техники ополченцев в Макеевке от 15 июля 2014 года

Изучение обоих роликов показало, что они снимались в одном и том же месте, только с разных ракурсов.

Ракурс, с которого осуществлялась съемка колонны техники 15.07.14 г. (снимок с видеорегистратора, сделанный якобы 17.07.14 г).

На ролике, датированном 15 июля, можно проследить, что до прохождения колонны техники асфальтовое покрытие дороги было не поврежденным. После прохождения колонны на дорожном полотне остались характерные вмятины от гусениц.

После прохождения колонны 15 июля 2014 г. остались четко читаемые характерные следы, оставляемые гусеничной техникой


На кадрах с видеорегистратора, снятых якобы 17 июля 2014 года, на дороге отсутствуют видимые следы повреждений, оставленные 15 июля

При этом на кадрах с видеорегистратора, сделанных якобы на два дня позже, на дороге отсутствуют видимые следы повреждения, причиненные тяжелой техникой. Если отбросить версию о том, что в период с 15 по 17 июля 2014 года на этом участке дороги было заменено асфальтовое покрытие, то вывод становится очевидным —кадры, запечатленные видеорегистратором, сняты до 15 июля 2014 года .

Таким образом можно сделать неутешительные для Bellingcatвыводы :

Кадры с видеорегистратора были сняты до 15 июля 2014 года. Они не доказывают нахождение трейлера с «Буком» в день крушения «Боинга» в Макеевке.

Таким образом, все утверждения о том, что «Боинг» был сбит именно из установки «Бук», перевозившейся на белом трейлере 17 июля 2014 года через Макеевку, беспочвенны.

Вместо заключения

К сожалению, представленный 24 мая ССГ промежуточный доклад о результатах расследования крушения малайзийского «Боинга» в очередной раз продемонстрировал его ангажированность. Международное следствие широко используя материалы, предоставленные группой Bellingcat, не стремится установить истинные причины трагедии, а лишь выполняет антироссийский заказ Вашингтона.

При этом за кадром осталось, что Элиот Хиггинс, представляющий американскую НКО «Атлантический совет» (Atlantic Council), на следующий день после пресс-конференции ССГ провел презентацию очередного отчета Bellingcat с обвинениями России в крушения «Боинга». Является ли это совпадением? Маловероятно.


Страница с официального сайта «Атлантического совета» с указанием должности сотрудника организации — Элиота Хиггинса

Сотрудничество с «Атлантическим советом» во многом объясняет антироссийскую направленность «расследований» Bellingcat. Примечательно, что ни одно из военных преступлений США и их союзников по антиигиловской* коалиции, повлекших гибель мирных жителей в Ираке и Сирии, их не заинтересовало.

Впрочем, чему удивляться? Как говорил известный персонаж фильма «Мимино», «Кто девушку обедает, тот ее и танцует». В данном случае правда о крушении «Боинга-777» в небе над Украиной меню не предусматривается.