Герб рыцарства. Гербы рыцарей средневековья: происхождение и развитие

Эпоха рыцарей всегда привлекала к себе особое внимание. Романтический образ и честные поединки Средневековья продолжают свое существование в литературе, кинематографе, а также в новой субкультуре ролевиков.

Неотъемлемой частью любого рыцаря был герб. На нем изображались различные животные, растения, предметы. Его главной задачей было предоставлять информацию о том рыцаре, который его держит. Что же означал герб рыцаря и девиз, написанный на нем?

Как появились рыцарские гербы

Обычай выбирать себе отличительный знак и помещать его на собственном щите появился еще в древние века. Это помогало распознать своих во время сражения.

У каждого народа были собственные знаки на гербах:

  • франки изображали крест над кругом;
  • англы - мифического дракона, крест с шаром или птицами;
  • датчане - ворон;
  • саксы - льва или розу.

Появление же особой геральдической символики связано с крестовыми рыцарскими походами. Знаки-символы стали особым видом письма. С их помощью можно было узнать рыцаря, закованного в железные латы.

Помещаемые на щит символы должны были говорить о характере и жизненном пути человека. Например, тот, кто впервые отправлялся в крестовый поход, изображал маленьких перелетных птиц. Этим он показывал, что не имеет дома и постоянно странствует.

Также способствовали тому, что щиты стали красить разными цветами, включая голубой. В то время в Европе красителя этого оттенка не было, его привезли с Востока.

Со временем герб рыцаря и девиз стали помещать не только на щит, но и на шлем. Он стал особым знаком отличия, современным аналогом удостоверения личности или визитной карточки.

Роль геральдики во времена рыцарей

Чем больше гербов появлялось, тем больше возрастала необходимость в их систематизации. Стали возникать своды правил для составления гербов. Таким образом появилась новая наука - геральдика. Ее задачей было описывать и изучать рыцарские знаки отличия.

Люди, которые занимались этой наукой, стали называться герольдами. Они жили при дворах вельмож и рыцарей и были тесно связаны с Были ли девизы у средневековых рыцарей? Конечно, были. Их помещали на щите и объявляли перед началом поединка.

Развиваясь веками, геральдика становилась все сложней и запутанней. К 15 веку стали появляться специальные трактаты, которые было сложно понять из-за множества символов и знаков, переплетающихся друг с другом.

О турнирах

Рыцарские состязания были еще во времена Карла Великого. Это известно из хроники 844 года историка Нитгарта («Песня о Беовульфе»).

Считается, что первые правила для поединков установил в 11 веке французский рыцарь Готфрид де Прельи. К 12 веку турниры распространились в Англии.

Вклад в их популяризацию внес король Ричард Львиное Сердце. Он разрешил проводить состязания в пяти графствах и сам принимал в них участие. Во время их проведения гербы, девизы и военный клич были всюду.

Для рыцаря участие в турнире играло большую роль. Каждый находил в нем собственную выгоду:

  • похвастаться доспехами и знатным происхождением;
  • заявить всем о своих воинских качествах;
  • заслужить благосклонность дамы сердца;
  • завладеть доспехами и конем противника;
  • получить денежный выкуп за выигранные доспехи.

Для участия в турнире необходимо было доказать свое знатное происхождение. Оно должно было быть подтверждено в двух поколениях со стороны как матери, так и отца. Доказательством служил наследственный герб рыцаря и девиз на щите и шлеме.

Церковь долгое время боролась с проведением турниров, но они продолжались до 16 века. Их запретили в 1559 году, когда из-за случайного обломка копья погиб французский король. Вместе с состязаниями стали не нужны и герольды.

При этом на щитах остались девизы и военный клич. Рыцари века проводили в сражениях, но в итоге на смену им пришел новый вид войск. Рыцарский герб со временем трансформировался в знаки цехов, городов и государств.

Классификация гербов

Уже упоминалось, что геральдика - очень запутанная наука. Она подразделяет на отдельные роды все гербы и девизы. Рыцарство могло иметь любой из них:

Интересным примером является история про герб Арагона. Изначально он был в виде золотого щита. В одной из битв король был поражен отвагой Готфрида Арагонского. После битвы он подошел к воину и, омочив в его ране свои пальцы, провел ими по щиту. Так на золотом гербе рода Арагона стали изображать четыре вертикальных червленых столба.

Что рисовали на щитах

Щит состоял из почетных геральдических фигур: глава, пояс, оконечность, столб, кайма, стропило, перевязи, кресты. Были и второстепенные геральдические фигуры, например столбики, пояски, ромбовые поля.

Наиболее многочисленной группой была негеральдическая. К ней относились естественные, искусственные и фантастические элементы. Это могли быть животные, растения, люди, части тела, оружие, мифические животные, явления природы.

Геральдические девизы

Герб рыцаря и девиз были одним целым. Короткое изречение должно было объяснять идею эмблемы.

Были ли девизы у средневековых рыцарей

Изображение на эмблеме

Девиз к гербу рыцаря

Пустой колчан

Его стрелы в моем сердце

Ласточка, которая перелетает море

Чтоб найти солнце, покидаю отечество

Горностай

Лучше умереть, нежели опозориться

Лев, скованный пастухом

Покорен и страшен

Орел, смотрящий на солнце

Один он достоин моего благоговения

Бутон розы

Меньше показываясь, становится прекраснее

О чем могут поведать гербы

Средневековую геральдику можно сравнить с архитектурой того времени. Поэтому достаточно легко можно определить, к какому государству относится герб.

Например, французы очень любят роскошь, поэтому их символы знати украшены большим количеством драгоценных металлов и мехов. В бургундских эмблемах преобладал красный цвет из-за подражания герцогам Бургундским.

Все страны Западной Европы имели свои особенности в геральдике. Это позволяет узнать о том, как перекраивались границы государств, о завоеванных землях, заключенных или расторгнутых союзах и других важных событиях того времени.

Анна Комаринец. Энциклопедия Короля Артура и Рыцарей Круглого стола /А. Комаринец - М.:ООО "Издательство Аст", 2001 - данная статья стр. 115-118

Система опознавательных знаков; впоследствии наука о составлении и описании гербов.

Гербы и особые знаки на щите и шлеме, призванные помочь опознать рыцаря во время битвы или турнира, традиционно являлись едва ли не самой явно чертой, выделявшей рыцаря среди прочих членов средневекового общества. Считается, что обычай использования гербов возник в XII в., когда появился шлем с забралом, совершенно скрывающий лицо, а однообразный типовой доспех превратил рыцарское войско в единую стальную массу. Все это способствовало развитию «опознавательных знаков» - геральдики. Еще более настоятельная потребность в разработанном гербе возникла у участников крестовых походов, в которых могли принимать участие рыцари разных стран. Возникла необходимость найти какую-то систему знаков и символов, которые позволили бы – помещенные, например, на щите – распознавать рыцарей.

Герб Артура. Поздняя французская версия

Гербом называли (и называют в теоретической геральдике сегодня) особые фигуры или символические изображения, созданные на основании известных, точно определенных правил и служащие постоянными отличительными знаками отдельного лица, рода, сообщества или организации, а также города, области или целого государства.

Известны случаи использования отдельных символов и знаковых изображений прославленными воинами античности и Темных веков. Эти знаки оставались исключительной принадлежностью определенного лица, тогда как средневековый герб перешагнул за рамки просто опознавательного знака, поскольку стал наследственным и приобрел юридическую значимость (при использовании герба в печатях). Конец XII в. и весь XIV в., эпоха расцвета рыцарского романа, одновременно были эпохой расцвета рыцарской геральдики. Грамотность в те времена оставалась уделом лишь очень узкого круга, поэтому особое значение имел общепринятый язык гербов, эмблем и символов. Геральдика XIII – XIV вв. фактически заняла место образного языка этой эпохи, говорить на котором умели практически все. Поэтому неудивительно, что геральдика наложила свой отпечаток едва ли не на все стороны быта Средневековья.

Гербы украшали знамена, штандарты и городские постройки, красовались на чепраках лошадей. Вернувшиеся из крестовых походов рыцари привезли с собой обычай подражания восточной роскоши одежд, и в моду вошел так называемый surcot, или cotte-hardie, одеваемые поверх длинной туники с узкими рукавами. Знатные лица носили одежду цветов, соответствующих своему гербу; обыкновенные дворяне получали такие геральдические одежды от короля или от своих сеньоров, причем также носили их гербовые цвета. При Карле V (1330 – 1380, правление с 1364г.) во Франции в моду вошли костюмы двух гербовых цветов: правая половина костюма соответствовала одному гербовому цвету, а левая – другому. Так возникли двухцветные платья и ферязи, над которыми потешался, начиная Марк Твена, едва ли не каждый юморист и сатирик, но которые вовсе не казались шутовскими тем, кто носил их в XIV в.

Геральдика, или блазон (как ее называли во времена написания рыцарских романов), появилась в виде специального знания именно в эпоху крестовых походов. Получивший примерно в то же время широкое распространение обычай турниров и связанные с ним церемонии также способствовали выработке терминологии геральдики и даже так называемого геральдического языка. Правилами этого языка поначалу владели очень немногие, к тому же с увеличением числа личных гербов эти правила становились очень путанными. Геральдика, с ее своеобразными знаками, фигурами, их бесконечными сочетаниями, различными делениями герба и т.д., превратилась в весьма сложную науку. Геральдика настолько прочно укрепилась как часть рыцарской культуры, что ни сами авторы, ни их аудитория не могли представить себе рыцарей Круглого Стола без верно составленных геральдических эмблем.

«Исторический» Артур, официальную биографию которого приводит в своей хронике Гальфрид Монмутский, жил в Темные века, когда никакой геральдики еще не существовало. Его прославленное знамя с драконом определенно позаимствовано у боевого штандарта наемной кавалерии поздней Римской империи. Эмблемой на щите Артура, возможно, были поначалу крест и / или изображение Девы Марии – об этом упоминают и валлийские «Анналы Камбрии», и хроники Ненния. Хотя у Ненния сказано, что он «нес этот знак на плече», речь здесь может идти о путанице, возникшей при переводе на латынь двух графически похожих валлийских слов «плечо» и «щит».

С конца XII в. крест и икону Девы в гербе Артура сменяют три короны, которые должны, очевидно, обозначать его превосходство над остальными королями. В XV в. с распространением убеждения, что эти три короны означают три королевства (Северный Уэльс, Южный Уэльс и Логрию), число корон в гербе возросло до 13, с тем, чтобы представить все королевства, принесшие королю Артуру вассальную присягу. Поле герба Артура обычно красного цвета в английских источниках и голубого – во французских текстах (в соответствии с голубым полем французского королевского герба).

Что касается рыцарей Круглого Стола, то из текстов рыцарских романов и из иллюстрированных рукописей видно, что различные авторы расходятся относительно гербовых эмблем их героев в той же степени, в какой они расходятся относительно того, что есть Грааль. Тем не менее, какими бы гербами они не наделяли своих героев, выстроены эти гербы были в строгом соответствии с правилами геральдики.

Прежде чем обратиться к наиболее известным гербам рыцарей Круглого Стола, следует разъяснить несколько геральдических терминов.

Поскольку с самых первых шагов развития гербов отличительные знаки помещали прежде всего на щитах, то и сам герб вскоре приобрел очертание щита. Поверхность герба (как поверхность щита) называют полем герба. Старинная геральдика различала четыре цвета и два металла. Щиты зачастую украшали золотом и серебром, и эти металлы перешли и на герб, где стали обозначать соответствующие цвета. В приведенных ниже названиях первым стоит французский термин, поскольку английская геральдика опиралась на французскую, как это произошло несколько столетий спустя с геральдикой русской.

Or – «золото» (впоследствии этим же термином стали обозначать желтый цвет).

Argent – «серебро» (впоследствии этим же термином стали обозначать белый цвет).

Принятые в геральдике цвета называют тинктурой (это слово учитывает оттенок цвета). При описании герба речь идет об «эмалях», поскольку первоначально краски на гербы наносились именно посредством эмали. Старинная геральдика признавала следующие эмали:

Gules (geules) – красная, или червень.

Azur – синяя, или лазурь.

Vert (sinople) – зелень.

Sable – чернь.

В XV в. к этим основным цветам добавились еще несколько составных, наиболее распространенные из которых – пурпур (pourpur), пепельный (в немецких гербах) и оранжевый (tenne) (в английских гербах). Очень редко, но применялись также и так называемые естественные цвета. Делалось это в том случае, когда по особому указанию в гербе следовало изобразить какое-либо животное (оленя, лисицу, быка), известное растение или часть человеческого тела – цветом, какой им свойствен в действительности: бурого, рыжего, серого, розового или телесно и др. В Средние века герольды в таких случаях вместо естественных прибегали к ближайшим подходящим к ни по характеру цветам геральдической тинктуры. Так появились в гербах серые или красные олени, собаки и быки; львов изображали золотыми или красными, части человеческого тела – красными или серебряными.

Герб Мордреда: ранний

Герб Тристана

Герб Мордред: поздний

Приблизительно в середине XV в. был составлен перечень гербов «Имена, гербы и блазоны рыцарей Круглого Стола» («Les Noms, Arms et Blasons des Chevalliers et Compaignes de la Table Ronde»), где приводятся рисунки и описания 175 гербов рыцарей Круглого Стола. Перечень существовал как приложение к знаменитой «Книге турниров» короля Рене Анжуйского (ок. 1455г.), в которой содержались подробные указания по устроению турниров «согласно правилам, установленным во времена короля Утера Пендрагона и короля Артура и его рыцарей Круглого Стола».

Некоторые из приводимых в этом списке гербов непосредственно связаны с сюжетами рыцарских романов. Например, герб Ивейна, «Рыцаря со Львом» - золотой лев в лазурном поле, или герб Ланселота: три червленые перевязи слева в серебряном поле. Последнее – отсылка на упоминание о том, что Ланселот обладал силой трех воинов. Приведенные здесь гербы Ланселота и Ивейна относятся к так называемым гласным гербам. Первоначально гласными считались только те гербы, эмблема которых прямо указывала на имя владельца; при названии гласной эмблемы одновременно называлось имя владельца герба. Впоследствии гласными стали называть и гербы-ребусы, подобные упомянутым выше. К гласным относится, например, и герб Тристана, содержащий игру слов на основе имени героя: зелень, золотой лев.

Герб Гарета: ранний

Герб Гарета: поздний

Иногда в результате ошибки переписчика гербовые эмблемы могли меняться. Так, например, изменился герб Кэя, который первоначально блазонировался как Серебреная глава в черни – голова здесь обозначала положение Кэя при дворе короля Артура (сенешаль). В результате ошибки слово «chief» (глава – геральдическая фигура, представляющая собой широкую полосу в верхней части щита) превратилось в «clefs» (ключи), и на гербе Кэя - Сенешаля вместо Серебряной главы появилось два серебряных ключа. В некоторых случаях в результате ошибки при прочтении герба появлялся совершенно новый персонаж. Подобного «двойника» Саграмура Желанного породило неверное прочтение его герба во «Втором продолжении» «Персеваля» Кретьена де Труа.

Поскольку в артуровском эпосе переплелось несколько различных традиций, главные его герои, в различных романах, обладают двумя, а то и тремя совершенно различными гербами. Нечто подобное произошло, например, с Гавейном. Во французской традиции щит Гавейна – правый передний угол червень в серебряном поле. Согласно Гальфриду Монмутскому, Гавейн получил посвящение в рыцари от папы Сульпиция, который пожаловал ему также и герб. В романе «Перлесво» этот герб назван щитом Иуды Маккавея – золотой орел в червленом поле. В приложении к «Книге турниров» этот герб вновь оказывается несколько видоизменен: двуглавый золотой орел в червленом поле. Еще один герб Гавейна (быть может, наиболее известный из всех) приводится в романе «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь»: золотая пентаграмма в червленом поле. В Средние века такой символ именовали Печатью Соломона, или «бесконечным узлом». В том же романе говорится, что данный герб – исключительно личный, получен за особые заслуги и не может быть передан по наследству. В XIV в. в связи с развитием турниров оружие турнирное стало значительно отличаться от оружия боевого, и среди рыцарства вошло в обычай иметь набор из двух щитов: «щиты войны» традиционной треугольной формы с помещенным на нем родовым гербом, и «щит мира», квадратный тарч с прорезью, в которую вставлялось копье. На этот щит помещали личный герб – для турниров и мирных приключений. Следовательно, отправляясь на поиски Зеленой Часовни, Гавейн берет с собой щит с личным гербом, «щит мира».

Герб Кая: ранний

Герб Кая: поздний

Вообще, отправляясь в странствия и возвращаясь из них (в особенности это касалось крестовых походов), рыцари помещали на свои гербы особые символы. Обычно это были небольшие птицы, похожие на ласточек и изображенные в профиль, без клюва и без лап. Эти перелетные птицы должны были указывать на то, что рыцари странствуют и бездомны. Связан с крестовыми походами и герб Галахада, совершенного рыцаря, достигшего Грааль, - красный крест в белом поле служил первоначально опознавательным знаком всех крестоносцев, участников первого крестового похода, начатого в 1096 г.

Стоит упомянуть и об еще одном знаке, часто встречающемся в рыцарских романах, - о белом щите. С белым щитом, то есть щитом с пустым полем безо всяких гербов и эмблем или каких-либо других изображений, рыцарь выходил на турнир, если по каким-то причинам желал остаться неузнанным. Вообще описания турниров в рыцарских романах пестрят упоминаниями о том, как то один, то другой герой, чтобы остаться неузнанным, «меняет цвета», то есть выступает с щитом других гербовых цветов. Подобный «маскарад» или нежелание путешествовать со своим, всем известным щитом, однако, нередко оборачивался трагедией. Например, сражались, не узнав друг друга, Персеваль и Борс, которые отправились на поиски Святого Грааля, поместив на щитах перелетных ласточек. От смерти их обоих спасло лишь чудо Грааля. В неведении Гавейн убил на поединке своего названного брата Ивейна Отчаянного, путешествовавшего с белым (пустым) щитом.

Хотя гербы артуровского перечня были признаны аутентичными и приводились в всех учебниках по геральдике вплоть до конца XIX в., лишь один из них попал на страницы «Смерти Артура» Мэлори – герб Галахада.

Над созданием гербов радотал Paul (по вышеупомянутой энциклопедии),

отредактировала Narwen (с использованием графики WHP - Heraldry Gallery)

Рыцарская геральдика - это искусство и система использования геральдических символов. Восходят они к временам крестовых походов и возникли в середине 12 века как средство идентифицировать средневекового рыцаря, который в доспехах и с опущенным забралом не мог быть опознан ни врагом, ни товарищами по оружию. Первоначально четкие и живописные символы писались на щитах, те же символы изображались на плащах, шлемах. Первым гербом, о котором свидетельствуют документы, в Европе является упоминаемый под 1127 годом герб на щите Жоффрея, графа Анжуйского. Во времена, когда большинство населения было неграмотно, рыцари и дворяне сочли удобным использовать герб для своих печатей, которыми они "подписывали" документы; самая ранняя печать, изображающая геральдический щит, датируется 1136 годом.


Гербовник 1380 года. Слева направло изображены гербовые циты, шлемы и нашлемники короля Шотландии, герцога Бретонского, Графа Фландского, короля Франции.

Распространению геральдики способствовали рыцарские турниры. Введенный в середине 11 века французским бароном Жоффруа де Прели для практики в конном сражении турнир стал центральным действом средних веков. Турниры распространили моду на гербы и эмблемы (не только на щитах и плащах, но также на шлемах, знаменах и одеянии лошадей) по всей Европе.

В 1320 был составлен древнейший справочник по геральдике - "Цюрихский гербовник". В 14 веке первое изложение правил геральдики было сделано итальянским юристом Бартоло.

Систематизация гербов

Скоро стало ясно, что в применении гербов необходимо навести порядок, поскольку их носители часто выбирали гербы по своему усмотрению, и случаи повторения были нередки. Контроль над этим был поручен представителям короля или наиболее сведущим дворянам - герольдам. Став официальными арбитрами, представляющими королевский дом, герольды разработали строгую систему, позволяющую регулировать использование гербов и следить за тем, чтобы они не повторялись.

Поскольку гербы выдавались герольдами только дворянам от имени королевского дома, то они рассматривались как знаки отличия и символы высочайшего социального статуса. Важность правильного составления и понимания гербов была так велика, что королевские дома повсеместно создают коллегии герольдов, специальные институты, где изучают гербы и родословные. Правила геральдики входят в учебные программы молодых дворян. При пожаловании нового титула или получении дворянства составляются новые гербы, которые подтверждаются королевской грамотой. Коллегии разных стран действуют по различным правилам, большая часть различий касается отдельных нюансов, например, размещения девиза. Для описания гербов повсеместно применяется блазон. Старейшая из коллегий действует и сейчас - это "Колледж оф армз", разбирающий родословные и гербы Англии, Северной Ирландии и Уэльса. Он основан Ричардом III в 1484. Своя коллегия есть в Шотландии, Ирландии. Они же присваивают гербы новым дворянам, а также государственным и общественным организациям, пожелавшим иметь герб. Существуют лица трех рангов, имеющие право определять герб: короли гербов, герольды и пурсуиванты. В некоторых других странах также сохранились учреждения, занимающиеся вопросами геральдики: это Бельгия, Дания, Финляндия, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция, Швейцария и ЮАР. В Ватикане есть учреждение, рассматривающее гербы учреждений и прелатов католической церкви.

С отмиранием строго сословного общества гербам уже не придавали такого значения. Во Франции гербы были отменены после Великой французской революции. Вместе с тем там, где переход к новому обществу не сопровождался таким взрывом, они сохранились.

Японская геральдика

Японская геральдика появилась примерно в одно время с европейской, в 12 веке, и преследовала те же цели: отличить членов самых знатных и благородных семейств. Для этого употреблялись знаки мон, отличавшиеся крайней стилизацией. Обязательность ношения мон связывают с грандиозной борьбой между домами Токугава и Минамото. Знаки мон носились на одежде слуг и самураев. К концу 13 века расположение их было строго определено: мон изображался на рукавах, спине и дважды на груди. Позднее стали изображать мон на спине под воротником и на каждом рукаве. В результате реформы 17 века все аристократические семейства страны официально зарегистрировали, по меньшей мере, 2 мона: полный (йомон) и повседневный (кайемон). Реставрация Мэйдзи (1868) предоставила возможность многим японским семействам взять себе мон. Строгие правила запрещают японцам надевать кимоно с мон на свадьбу, похороны и при совершении харакири. Мон наносят на семейную мебель, предметы декоративно-прикладного искусства.

Мон императорского дома (стилизованная хризантема) имеется на японском флаге, японские ордена представляют собой вариации на тему мон.

Польская геральдика

Польские (литовские) гербы отличаются по своему происхождению от европейских и русских. Они появились от условных знаков ополчений, когда формируемое войско собирало роды определенной местности под один условный знак на знамени - стрела, крест, звезда или жернов, колесо. Число знамен было постоянным (всего около 300), и получившие дворянство приписывались к одному из существующих. Такие знаки стали гербом сразу многих родов, что несвойственно другим странам. От этих же знаков произошли так распространенные в Польше и Литве двойные шляхетские фамилии: первая часть их означает гербовой знак.

Геральдика в России

Геральдические знаки Рюриковичей хорошо видны на их монетах. На монетах и печатях Руси периода удельной раздробленности возникают устойчивые территориальные символы. Происхождение двух важнейших государственных символов, двуглавого орла и всадника со змеем, восходит еще к временам Киевской Руси, но в изображении их не было той строгости и законченности, которая так отличает западноевропейскую геральдику.

Русская геральдика ведет начало от Алексея Михайловича, до которого существовали лишь печати с условным обозначением (двуглавый орел, всадник со змием, владимирский лев и др.), не имевшие строгих определенных форм и правил. Император Леопольд направил в Россию по просьбе царя своего герольдмейстера Лаврентия Курелевича. Курелевич составил "Титулярник" (1672), в котором старается обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов. Очень увлекался геральдикой знаменитый боярин Артамон Матвеев, печатник государя. Ко времени правления Романовых многие дворяне имели собственные печати, из которых изображения перешли на гербы.

После уничтожения местничества вопрос о доказательствах благородного происхождения встал с особой остротой. В Посольском приказе был составлен справочник "Книга в десть о родословии и о гербах российских разных шляхецких фамилий" (около 1686), не дошедший до настоящего времени.

В царствование Петра I геральдике стало уделяться еще большее внимание. По мысли Петра I, в первую очередь надлежало упорядочить государственную и территориальную символику. Это было поручено Коллегии иностранных дел. В 1722 была учреждена герольдмейстерская контора, впоследствии Герольдия. Первым русским герольдмейстером стал С. А. Колычев, а в помощь ему был выписан пьемонтский дворянин Франциск Санти. Герольдмейстеры занимались и упорядочением старых гербов, и обновлением новых. Санти привнес в русские гербы много несвойственных им французских элементов.

Первое в России руководство по теоретической геральдике было издано в 1731 на латыни, французском и немецком языках.

Гербы составлялись для всех родовитых (столбовых) дворян и для тех, кому жаловался титул. Для русских гербов характерно оформление в двух стилях: готическом и ренессансном. Очень редки гербы в стиле рококо.

В 1785 составлен первый русский "Гербовник" (составитель А. Т. Князев; различий между утвержденными и неутвержденными гербами еще не проводилось). "Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи" стал выходить с 1797 и включал только утвержденные императором гербы.

С 1857 при департаменте Герольдии Сената было создано гербовое отделение, которое и занималось непосредственно составлением территориальных и личных гербов. В 1857-86 его возглавлял барон Б. В. Кене, который оформлял русские гербы в немецком стиле, особенно сильно переделав государственный герб - двуглавого орла. Несмотря на огромную трудоспособность, результаты деятельности Кене в основном оцениваются отрицательно. В 1914-17 гербовое отделение возглавлял известный историк В. К. Лукомский.

В СССР делались попытки разработать свои геральдические правила для гербов городов. Активно использовались индустриальные символы. После 1991 в России были восстановлены должности герольдмейстеров на государственном уровне, появились и свои герольдмейстеры в воинских подразделениях.

Составляющие герба

Полный герб состоит из щита и внешней части. В основном элементы герба произошли от экипировки рыцаря. Щит для герба обязателен, а внешней части или некоторых ее деталей может и не быть. Весь герб делится на правую и левую стороны зеркально по отношению к зрителю.

Щит может иметь различную форму. Основные виды щитов: готический (варяжский), французский (в России и многих других странах это самая распространенная форма), немецкий, английский (2 вида), византийский (круглый), итальянский (овальный), испанский, ромбический, квадратный.

Формы щитов


На щите выполняются изображения (тинктура) с помощью металлов, цветов (финифтей) и мехов. Геральдических мехов всего два: белка и горностай.



Геральдические металлы, финифти и меха :

  • Золото (желтый) - символ богатства, справедливости и великодушия.
  • Серебро (белый) - символ чистоты и невинности.
  • Червлень (красный) - символ храбрости и мужества.
  • Лазурь (голубой, синий) - символ крастоы, мягкости, величия.
  • Зелень (зеленый) - символ надежности, радости и изобилия.
  • Пурпур (бордовый) - символ достоинства, силы и могущества.
  • Чернь (черный, сабль) - символ печали, благоразумия, смирения.

Из металлов употребляются золото (ор, соответствует желтому цвету) и серебро (арджент, соответствует белому цвету). К финифтям относятся красный (червлень или польз), синий или голубой (лазурь), зеленый (верт), фиолетовый (пурпур), черный (траур или чернь). По основному правилу геральдики финифть не накладывают на финифть, металл на металл, а мех на мех. Известны и исключения: чтобы подчеркнуть уникальный статус столицы королевства крестоносцев Иерусалима в его гербе золотые короны поместили на серебряном фоне. Пурпур употребляется и с финифтями и с металлами. Кроме меха щит могут покрыть чешуей, перьями или крыльями бабочек. Все металлы, цвета и меха, а также их сочетания имеют сложное символическое значение. Для передачи геральдических цветов и мехов в черно-белом изображении используется штриховка (шраффировка). Дополнительный узор, который наносится тонкими линиями поверх цветов и металлов, называется дамаскировкой.

Кроме геральдических цветов используются и естественные, что оговаривается особо.

Поле щита обычно делится на части четырьмя сечениями: рассечение (вертикально), пересечение (горизонтально), скошения справа и слева (сверху вниз по диагонали). Линии сечения могут быть разными.

Части поля щита имеют иерархию: наиболее почетна центральная часть, затем правая, центральная верхняя и т. п. Сечения возникают чаще всего при соединении нескольких гербов в один и в тех случаях, когда обладатель герба получал почетный титул.

Более мелкие выделения частей поля создают геральдические фигуры: главные (почетные) и второстепенные. Среди главных фигур наиболее распространены кресты, которых насчитывается около 200 разновидностей от трех основных форм: прямого, андреевского (косого), св. Антония (трехконечного или костыля).

Второстепенных фигур более 300. Наиболее распространены геометрические фигуры, особенно всевозможные круги (роундели), ромбы, квадраты.


Типы крестов, помещавшихся на гербовые щиты

Помимо геральдических, широко используются негеральдические (гербовые) фигуры. Условно они делятся на три группы: естественные, искусственные и мифические.

К естественным фигурам относятся животные, растения, человек и природные элементы (пейзаж, луна, звезды, радуга и др.). Наиболее распространены орел, лев (леопард), медведь, конь, журавль, дельфин, змея и пчелы. Из растений наиболее часто изображаются розы, лилии (считается, что лилия Капетингов символизировала когда-то наконечник копья), листья дуба, виноград, колосья злаков, оливковые ветви. В Японии самое популярное растение - хризантема.

Мифические фигуры: единорог, крылатый змей, дракон, крылатый змей, грифон, василиск, феникс, симплициссимус и др. Очень распространено сочетание частей тела разных животных. К древним мифическим животным относится и двуглавый орел.

Практически все фигуры имеют сложное символическое значение, нередко разное в разных странах. В геральдике для гербовых животных оговаривается их строгое расположение. Птицы чаще изображаются без ног.

Кроме гербовых фигур изображают (особенно в гербах русских городов) и натуральные фигуры, символизирующие изобилие животного или растения, какое-то памятное событие.

Искусственными считаются все предметы, сделанные человеком. Наиболее часто изображают оружие, сельскохозяйственные орудия.

Весь ряд изображений может быть ребусом, в скрытой форме рассказывающим о фамилии владельца, роде его занятий. Это особенно типично для новых гербов.


Полные гербы мирянина и священника

Внешняя часть герба состоит из следующих элементов:

  • шлем - изображается над щитом и имеет разный вид в разных странах, зависит от древности рода, происхождения. В России со времен барона Кене было введено правило: у древнего русского дворянства изображался славянским шелом, а у родов татарского происхождения - восточный шишак. В Германии очень часто изображается несколько разных шлемов;
  • нашлемник - происходит от реальных украшений в виде перьев и часто повторяет основной рисунок щита или раскрывает девиз. Особенно важен в английской геральдике, где его объем часто больше, чем у щита;
  • корона - венчала либо шлем, либо непосредственно герб. Корона гораздо более позднего происхождения и имеет более 150 разновидностей. В России употреблялась для титулованных старинных родов, использовалась также и шапка Мономаха. Особые короны использовались в гербах городов и земель;
  • намет - происходит от накидок крестоносцев, превращенных в лохмотья под палящим солнцем и разрывавшихся на узкие ленты на турнирах. Исполняется в основных цветах герба;
  • мантия - появилась позже намета и символизирует палатку. Она употреблялась первоначально только у монархов, позднее у крупных суверенов. В России использовалась в княжеских гербах и у тех дворян, кто вел свое происхождение от древних удельных князей; в государственном гербе появилась сень - огромная мантия;
  • щитодержатель - поддерживает щит фигур, появившихся в 16-17 веках. Изображались люди, животные, мифические существа. У государственного герба Российской империи щитодержателями были два ангела. Исполнялись щитодержатели в натуральном цвете, традиционно они связаны с символами земель, откуда произошли владельцы. На королевском гербе Британии щитодержатели лев и единорог символизируют соответственно Англию и Шотландию. В 1603, после коронации Якова I Стюарта, единорог заменил красного дракона Уэльса.

На гербе Иосифа Шварценберга изображены 5 шлемов, что было характерно для немецкой геральдики. Фигуры на нашлемниках частично повторяюит изображения на щите.

Дополнительно у многих гербов существуют клейноды - личные знаки отличия, которые рисуют не на щите, а под щитом или за ним, в руках щитодержателей. Особенно часто вносились ордена.

В геральдике Великобритании часто встречается компартмент - основание, на котором помещаются фигуры поддерживателей. Это чаще всего зеленая лужайка с символическими цветами или (в Шотландии) скала.

В гербе помещается девиз (мотто) на латыни или на национальном языке. Лента с гербом в большинстве стран располагается под щитом, но в Шотландии и некоторых других странах - наверху. Девиз, вероятно, произошел от боевого рыцарского клича, хотя еще многие патрицианские семьи в Риме имели свой девиз.

Генеалогия в геральдике

Гербы передаются по наследству, но два человека не имеют права иметь один и тот же герб в одно и то же время. Таким образом, гербы сыновей обязательно должны различаться. Для этого были введены отметки нисходящей линии. Они помещались в верхней части щита и, кроме определения иерархического положения в одной семье, отличали различные ветви одного семейства. Самый старший сын имел на щите знак в виде узкой полосы с тремя ответвлениями (на гербе принца Уэльского этот знак серебряного цвета), второй сын имел на щите полумесяц, и так далее. После смерти отца его герб наследовал старший сын, гербы же остальных сыновей не менялись. Для незаконных сыновей (бастардов) существовал синистер - узкая черная полоса, пересекавшая герб с верхнего левого угла до нижнего правого. В Шотландии применялся другой порядок, в котором положение в семье показывали линии разных цветов по краям, узорчатые линии и дополнительные знаки, которые наносились в соответствии со строго соблюдаемыми правилами.

Женский герб

Дамы и девушки могли иметь свой герб, но щит при этом мог быть только ромбовидным и без шлема и нашлемника. Если не имеется наследников мужского рода, наследницей отцовского герба становится дочь. При замужестве ее герб помещается в центре герба мужа на маленьком щите. Вдова помещала свой брачный герб в ромбе. Для женских гербов вводились также клейноды: пальмовые ветви или траурное вервие для вдов.

У Аякса, помните,
Был на щите представлен змей свернувшийся,
И семеро у Фив таким же образом
Щиты снабдили знаками особыми.
Там можно было видеть звёзды с месяцем
Или мечи, и факелы, и лестницы,
Угрозу городов во время приступа,
В резьбе или в изображенье выпуклом.

Так говорит о гербах древности и средневековья Мефистофель в трагедии Гёте "Фауст"...

Одной из вспомогательных исторических дисциплин является геральдика - наука о гербах и эмблемах.

Кому-то может показаться, что для истории геральдика не представляет интереса. Однако щитки, кресты, розетки, девизы могут, как своеобразная визитная карточка, рассказать многое о странах, городах, людях.

Хотя слова "герб", "герольд" (составитель гербов) и законы геральдической символики появились только в Средние века, корнями они уходят в первобытные времена. Предшественниками гербов и эмблем можно считать изображения тотемов - животного, растения или предмета, которым поклонялось то или иное племя. Например, в могильниках племён, живших на берегах морей, находят фигурки черепахи, нырка или дельфина, у племён степей - фигурки змеи, лесных племён - медведя, оленя или волка, считавшихся "предками" или божествами. Такой же характер носят изображения растений - ели на Европейском Севере, оливы в Средиземноморье, лотоса в Северной Африке и Южной Азии. В редких случаях символами служили предметы неживой природы, которым поклонялись: метеоритный камень, упавший с неба, раковина. Особую роль играли знаки Солнца, Луны, волны (воды).

Подобные символы существовали и в древнейших государствах, образовавшихся в районе расселения того или иного племени. Их можно увидеть на табличках с печатями и первых монетах (с VII в. до н. э..). Так, на печатях Древнего Египта появились изображения богов и священных животных; корова - на известной печати из индийского города Мохенджо-Даро. На монетах Афин изображали сову - птицу богини Афины; Эгины - черепаху, Пантикапея - мифического грифона, ставшего гербом и современной Керчи. Наряду с этим у греков появляются изображения богов: на афинских монетах - Афина, дельфийских - Аполлон. Знаки царской власти становятся символами больших монархий. Например, двойная секира была изображена на стенах дворцов критских царей ("Лабиринт" - в буквальном переводе "дворец двойной секиры"). Восьмиконечная звезда встречается на личных вещах царей Македонии.

В более поздние времена в символах городов и государств появляются изображения знаменитых достопримечательностей: у Родоса - Колосса, Александрии - Фаросского маяка и плывущего корабля; на монетах Сердики (современная София) в III в. н. э.. - храм Аполлона, который вошёл как один из символов в современный герб столицы Болгарии. Были в древности прообразы личных гербов знатных людей, о чём оставил свидетельство Эсхил в трагедии "Семеро против Фив": вожди, осаждающие город Фивы, стоят против городских ворот, подняв щиты с изображениями звёзд и месяца, героя с факелом, огнедышащего чудовища Тифона.

Символом Римской империи со времён Юлия Цезаря стал императорский жезл с фигурой орла (священной птицы Юпитера). После перенесения столицы в Константинополь в 330 г. император Константин ввёл новую эмблему: чёрного двуглавого орла на золотом фоне - символ власти императора над Западом и Востоком империи. Дву-главый орёл сохранился и как герб Византийской империи. В начале её существования императоры пытались восстановить Римскую империю, а затем две головы орла, обращённые в разные стороны, стали восприниматься как символ географического расположения Византии на стыке Европы и Азии. Впоследствии от римского и ви-зантийского орлов произошли гербы многих империй: Священной Римской (одноглавый чёрный), Арабского халифата, России (двуглавый чёрный). От орла Священной Римской империи впоследствии "отпочковались" австрийский, германский и испанский (с 1521 г., когда императором стал испанский король Карл V, а его потомки - ветвь Габсбургов - оставили на гербе Испании имперскую птицу). От византийского орла помимо российского произошёл албанский, без имперских знаков власти, когтей и раскрытого клюва - символ борьбы против турецкого ига. Жёлтый орёл халифов возродился в Новейшее время в беркутах, халзанах и соколах гербов ряда арабских стран.

Если в раннем средневековье в Западной Европе гербовые символы имелись лишь у высшей феодальной знати, то в XII-XIII вв. гербы оформились у крупных и мелких феодалов, а к XIV-XV вв. - у городов, гильдий, цехов и университетов. В это время уже имелись люди, специально составлявшие гербы, - герольды. Они разрабатывали принципы составления прежде всего государственных и личных феодальных гербов. Само слово "герб" означает по-немецки "наследство" (Erbe). Изначально гербы помещались на боевом щите, имевшем раз-личную форму: итальянский - овальную, норманнский - треугольную, французский - прямоугольную с закруглением или выступом вниз, немецкий - вырезную. Чёткую символику стали иметь цвета: красный подчёркивал страсть (цвет огня), голубой или синий - честь, возвышенность (цвет воздуха), пурпурный - власть, зелёный означал свободу (вода), чёрный - постоянство (земля), золотой (жёлтый) подчёркивал знатность, серебряный (белый) - благородство. Таким образом, первоначальное толкование цветовой символики было узкофеодальным, но впоследствии значительно расширилось, и красный цвет воспринимался как цвет борьбы (крови), жизни (солнца). В этих значениях он ранее уже использовался народными движениями на Востоке (восстание "краснобровых" в Китае в I в. н. э.., восстание "краснознамённых" в Иране в 772 г.). Зелёный цвет стал цветом живой природы, обновления, надежды, молодости, синий - цветом мира, чёрный - скорби, траура (лишь с позднего средневековья), белый - вечности, жёлтый - славы. Как правило, именно в этих значениях цвета используются в гербах и флагах в наши дни. Лишь в редких случаях допускаются нетрадиционные цвета (например, оранжевый цвет князей Оранских в Голландии XVI-XVIII вв.).

В средние века целые гербовые щиты или части их начали заполнять сплошной или полосной окраской с изображениями и без. К геральдическим элементам отнесли линии и кресты, к негеральдическим - естественные (люди, животные, растения, светила и стихии (например, туча)), искусственные (оружие, богиня, корабль и т.д.), легендарные (дракон, кентавр и др.) изображения. Все фигуры имели чёткое значение: лев - отвага, гнев, великодушие; роза - чистота, святость (однако под гербами Алой и Белой розы в Англии произошла кровопролитная война), лилия - расцвет (королевский и государственный французский герб), гриф - свирепость, единорог - непобедимость, ключ - открытость. Важно и то, как изображены фигуры: открытые ворота символизируют гостеприимство. Эти же фигуры на гербах Пуатье, Праги, Буды, Риги говорят о занятии торговлей. Поднятый меч означает оборону, опущенный - мир. На гербе девиз стали помещать обычно на ленте, а девизы на ободке щита были известны ещё с древности. Девиз феодала красноречиво говорил о его жизненных принципах: "Я не король и не принц, а сеньор де Куси!", "Герцог Савойи, иду своей дорогой". Девиз английских королей: "Бог и моё право!" Чем дальше, тем чаще практиковались гербы, разделённые на части, с различной символикой: ведь число людей с дворянским званием росло и надо было разнообразить их символику.

К XV в. сложилось большинство современных европейских государственных гербов. Львы с атрибутами власти и силы стали символами Англии, Швеции, Дании. На гербе Польши в XIII в. в период борьбы с агрессией немецких феодалов в отличие от чёрного германского появился белый орёл в красном поле, смотрящий в противоположную сторону. На гербах Болгарии и Чехии - белые львы без когтей и оружия - символ мира.

В период бурного роста самоуправляющихся городов в Европе появилось много городских гербов. Ряд гербов являются "говорящими" - объясняют название города (на гербе Гранады - гранат, Берлина - медведь (от западнославянского "берл" - медведь)). В ряде случаев отображена легенда о возникновении города (ладья в гербе Парижа). Башни на городских гербах говорят об их укреплённости.

Просты для понимания гербы ремесленных цехов, отразившие рост самосознания горожан. Булочники изображали на гербе крендель, кузнецы - молот, цирюльники - ножницы.

В Азии и частично Восточной Европе оказался распространённым восточный тип герба - круглый. Их символика значительно отличается от европейской. Так, роза в мусульманских странах означала любовь, змея - мудрость (а в Европе - коварство). Место христианского креста в Азии занимают полумесяц и звезда, древневосточный знак Инь и Ян (единство противоположностей - две рыбы, соединённые в круге; встречается в Китае, Монголии, Корее). В Японии роль гербов играют круглые моны - знаки личной собственности. Интерес-но, что в XII в. моны могли иметь лишь крупные феодалы; в XIV в. такое право получили и самураи, в XVI в. - все дворяне, в XVII в. - купечество, в XVIII в. - частично ремесленники и крестьяне, а после буржуазной революции 1868 г. - все японцы. Государственным гербом стал императорский мон - жёлтая хризантема. А индийцы употребляли многие века лишь один гербовый символ - знак Солнца, занявший место и в современной эмблематике страны.

За последние 200 лет начиная с образования США и особенно с Французской революции мировая геральдика претерпела значительные изменения. В обиход ряда стран широко вошли такие эмблемы, как равноконечные звёзды (звезда - символ стремления к высокой цели), факел (символ революции), оливковая и пальмовая ветви (символы славы и мира), фригийский колпак народных масс - признанный революционный символ Франции; секира, венки - дубовый, оливковый, лавровый, пальмовый и т.д., заменившие в республиканских государствах короны. В латиноамериканских странах, завоевавших независимость, были восстановлены древние индейские символы - орёл, побеждающий змею (Мексика), радуга.

Большое влияние на мировую геральдику оказало появление советской символики - серпа и молота, венка из колосьев, изображения страны на фоне земного шара, символов труда - шестерёнки, плуга - при округлой форме герба. Интересно, что аналогично преобразовали свои гербы не только страны, входившие в социалистический лагерь, но и Италия (оливковый венок и шестерёнка), Новая Зеландия, Сенегал, Шри-Ланка, а австрийский орёл вместо меча и державы изображён с серпом и молотом в лапах. Новая символика оказалась удачной и оригинальной.

За последние десятилетия с образованием новых независимых государств появились и другие совершенно новые геральдические формы и символы. Так, у гербов ряда африканских стран - форма ромба с округлёнными левым и правым углами. В Африке получили распространение символы чёрной звезды - стремления Чёрного континента к независимости; антилопы, страуса. В странах Карибского бассейна популярен корабль, означающий путь к новым горизонтам...

Так знание основ геральдики и в наше время поможет лучше ориентироваться в государственной символике различных стран мира.

Слышал ли ты о геральдике – науке, изучающей гербы? Сегодня мы расскажем тебе кое-что об этой науке, о происхождении гербов и их истории.

"ЖИВАЯ КРЕПОСТЬ"

Помнишь, как описывал рыцаря Марк Твен в веселой и остроумной книге "Янки при дворе короля Артура":
"Весь он с головы до пят был покрыт старой железной бронёй, голова его находилась внутри шлема, похожего на железный бочонок с прорезями; он держал щит, меч и длинное копье; лошадь его тоже была в броне, на лбу у неё торчал стальной рог, и пышная красная с зеленым шелковая попона свисала, как одеяло, до самой земли".
В таких доспехах рыцарь был похож на живую крепость или даже на современный танк. Всю жизнь проводившие в походах и сражениях, рыцари старались спрятаться в своих латах от врагов, а сделали себя неузнаваемыми и для друзей!

ПАСПОРТ РЫЦАРЯ

В XI–XII веках тысячи рыцарей из разных стран объединились для крестовых походов, чтобы под предлогом спасения гроба господня захватить новые земли на Востоке. Тысячи "живых крепостей" двинулись в путь, и их невозможно было бы отличить друг от друга... если бы не ярко раскрашенные гербы у них на щитах.
Рыцарский герб, изображённый на щите, был единственным знаком отличия. Он служил рыцарю паспортом, рассказывал о его происхождении, родовитости, о заслугах и подвигах. При встрече рыцарям достаточно было увидеть гербы друг друга, чтобы узнать, друг это или враг.
Такой герб передавался по наследству, и потомкам были известны подвиги и проступки предков.

КЛЮЧ КОДА

И раньше, в древние времена, у городов, государств, знатных людей были отличительные знаки. Чаще всего это были фигурки животных – на монетах, медалях, печатях. Но такие знаки и символы ещё не были гербами. Настоящие гербы появились именно у рыцарей, когда возник и особый язык гербов – язык геральдики. Каждый, кто знал этот язык, мог прочитать любой герб и по фигурам, изображенным на нём, получить полную характеристику рыцаря.
Геральдический язык – это особый, точный и краткий шифр вроде стенографии или азбуки Морзе. Здесь всё, начиная от цвета поля и кончая нарисованными на нём фигурами, имеет определенный смысл.
Голубой цвет означал величие, красоту, ясность; красный – мужество; зеленый – изобилие, свободу и надежду; чёрный – скромность, образованность, печаль; золото – богатство, силу, верность; серебро – чистоту и скромность.
Изображения животных тоже рассказывали об определенных качествах рыцаря: кошка означала независимость; волк – злость, жадность; лев – храбрость, силу, великодушие; кабан – бесстрашие; петух – воинственность; павлин – хвастовство.
И форма щита говорила о многом. У труса срезали правый угол щита, тому, кто избил пленного, укорачивали щит снизу.

ЧТОБЫ НЕ ЗАПУТАТЬСЯ

Сначала гербы были очень простыми: звезда, крест, фигура животного. Каждый выбирал себе ту фигуру, которая ему больше нравилась или выражала его цель в жизни. Но со временем гербов становилось всё больше. Появились новые, а каждое поколение украшало гербы предков знаками своих побед и подвигов. Прочитать такой сложный герб мог уже не каждый, и при дворах королей и знатных феодалов появились герольды – люди, специально обучавшиеся искусству толкования гербов.
Накануне турниров рыцари, съехавшиеся со всей округи, выставляли свои щиты. Герольды по гербам изучали историю каждого рыцаря и решали, достоин ли он принять участие в сражении.

ВОТ ОНИ КАКИЕ

Герб Австрии

А теперь давай посмотрим некоторые гербы и послушаем, что рассказывает о них наука геральдика.
Вот рыцарские гербы, жалованные во времена крестовых походов.
Легенда говорит, что, когда кончился один из боёв, белые одежды храброго австрийского герцога были залиты кровью его врагов и только под поясом оставались белыми. Герцогу был дан новый герб – в красном поле белый пояс; эти цвета до сих пор сохранились в государственном гербе и флаге Австрии.


Слева направо: герб Арагона, герб Христофора Колумба, герб немецкого города Бремена

Красно-золотой герб Арагона тоже родился на поле брани (рисунок выше): французский король Карл Лысый в знак восхищения мужеством раненого Готфрида Арагонского обмакнул пальцы в кровь рыцаря и по золотому полю его щита провел четыре красных полосы.


Слева направо: герб рода Дугласов (Шотландия), герб рода Медичи, один из английских гербов XVI века

За смелость и верность долгу в XIV веке был пожалован герб старейшему шотландскому роду Дугласов: "червлёное (красное) сердце, увенчанное королевской короной", и девиз "Исполнить или умереть".

Герб Жана д"Авена

По приказу Людовика XI был изменён герб рыцаря Жана д"Авена, оскорбившего мать. В наказание гордый лев, украшавший его герб, остался без языка и когтей!

Герб короля Хильдеберта

На гербе французского короля Хильдеберта изображена рысь за решеткой – в память о том, что Хильдеберту удалось взять в плен другого могущественного короля.

Герб Айвенго

Один из гербов вы узнаете, если вспомните роман Вальтера Скотта "Айвенго": "Рисунок на его щите изображал молодой дуб, вырванный с корнем, под ним была надпись: "Лишённый наследства".

Герб Шекспира

В средние века гербы были не только у рыцарей. Вот герб Вильяма Шекспира. Ниже герб сапожника.

Герб средневекового сапожника

По предмету, нарисованному на гербе, можно легко понять, чем занимается его владелец. Знатный итальянский род Медичи получил свое имя от слова "медик", "аптекарь". Поэтому в его гербе (рисунок выше) пять красных пилюль на золотом фоне. Справа внизу – герб города Берна ("бер" по-немецки значит "медведь").

Герб города Берна

Отошли в прошлое крестовые походы, но гербы продолжали существовать. Вот ярко расцвеченный герб Христофора Колумба (рисунок выше). Он получил его вместе с титулом вице-короля новых земель в 1492 году, после открытия Америки. Почитайте старинное описание этого герба:
"В первом красном поле четверо-частного щита – замок (эмблема Кастилии), во втором серебряном поле – лев (эмблема Леона), в третьем зелёном поле, изображавшем море, – пять серебряных островов, и в четвертом голубом поле – пять золотых якорей". Щит увенчивался шлемом, украшенным земным шаром с крестом. Девиз гласил: "Для королевства Кастилии и Леона Колумб открыл Новый Свет".


Старинные гербы русских городов, слева направо и сверху вниз: герб Тулы, герб Саратова, герб Смоленска, герб Уфы, герб Нижнего Новгорода, герб Курска.

Здесь ты видишь гербы русских городов XII–XIII веков. Ниже ты найдешь и личный, жалованный за заслуги русский герб. История у него особая. В 1741 году в России произошёл дворцовый переворот.

Лейб-кампанский солдатский герб

Дворцовые гренадёры возвели на престол дочь Петра I Елизавету. В знак благодарности она приказала всех солдат этой роты сделать дворянами и дать им гербы. В правой части каждого герба изображались стропила на чёрном поле с тремя горящими гранатами и тремя серебряными звездами.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с геральдикой, как наукой создания герба.
  2. Познакомить с гербом Кузбасса, его отличительными особенностями.

I. Учебные:

  1. Дать понятие геральдике

II. Развивающие:

  1. Развивать творческий интерес

Ш. Воспитывающие:

  1. Воспитание любви к Прокопьевску, Кузбассу, России, Родине.

Зрительный ряд: старинные гербы русских городов, формы щитов, щитодержатель – для кроссворда , значение новых слов, цветовое значение символов, детские работы “Герб моей семьи”

Музыкальный ряд: звучит французская средневековая музыка, музыка Вивальди.

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей, фломастеры, шаблоны, композиция выполняется на формате А3.

Элемент театрализации: старшеклассники играют роль, дамы и рыцаря из средневековья <Рисунок 1>

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Формирование новых знаний.
  3. Практическое выполнение задания.
  4. Рыцарский турнир.
  5. Подведение итогов.
  6. Задание на дом.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

(Звучит музыка Вивальди)

Проверь, дружок.
Все ль на месте, все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Друзья, тогда урок начнем,
И разговор наш поведем
О герба, щитах и их владельцах.

II. Формирование новых знаний.

Учитель: Ребята, на первом уроке вы познакомились с гербами их формами.

Свой герб имеют города и государства, знатные семьи, рыцари.

Домашним заданием было, выполнить “Герб моей семьи”

Лучшие работы на стенде. <Рисунок 6>

Наш второй урок мы посвящаем геральдике.

Сегодня вы познакомитесь с гербом Кемеровской области и проведем рыцарский турнир.

Прежде чем говорить о геральдике, расскажите, что обозначает слово “герб”, когда и для чего возникли гербы?

Ученик: Понятие ГЕРБ происходит от немецкого слова “наследство или наследие” и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов.

Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах.

Учитель: Как вы думаете, когда появились первые гербы?

Ученик: Гербы появились давным-давно в зарубежных странах.

Учитель: В средние века в Европе, когда строились рыцарские замки и устраивались турниры.

В тоже время появилось новое искусство и новая наука – геральдика.

Герб – отличительный знак рыцарей, которые устраивали турниры и состязались в силе и ловкости.

На щите и флаге изображался личный герб рыцаря

Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов.

Герб являлся знаком рода и его воинских доблестей.

На рыцарских турнирах присутствовали ГЕРОЛЬДЫ – люди, изучающие гербы, они давали описание гербов, следили за их правильным составлением.

По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.

Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце. Была выработана целая система строгих правил, по которым составлялись гербы.

Учитель: показывает зрительный ряд.

Например, форма щитов могла быть разнообразной – варяжский (треугольный), итальянский (овальный), испанский (плоский сверху и закругленный снизу), французский (плоский сверху, снизу прямоугольным овалом по центру заострен), германский (причудливой формы).

Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.

Выбранный цвет имел символическое значение:

золотой цвет – символ богатства и справедливости;

серебро – символ невинности и чистоты;

червленый (темно-красный)– символ любви, смелости;

голубой – символ красоты и величия;

зеленый – символ изобилия, надежды и свободы;

пурпурный (красный с оттенком синего) – достоинство, силу, мужество, (могущество);

черный – скромность, образованность, мудрость и печаль;

красный– храбрость.

На гербах разрешалось изображать: композицию

Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур – изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они попадали на герб не случайно.

Каждое изображение несет в себе определенный смысл:

лев – символ силы, мужества, великодушия;

орел – власть, великодушие;

змея – символ вечности;

леопард – храбрость, отвага;

дуб, медведь означали – силу, крепость, предусмотрительность;

конь – совмещает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы;

факел, раскрытая книга – знание;

пчела – трудолюбие; лавр – славу;

крылатый змей – зло, смуту;

дракон – могущество;

рука в перчатке – храбрость;

собака – символ преданности и повиновения;

олень – символ воина, перед которым, бежит неприятель;

солнце – свет, богатство, изобилие;

звезда – ночь, вечность;

посох – духовная власть.

Композиция герба обычно симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит.

По сторонам щит поддерживают фигуры – щитодержатели – люди, птицы, звери.

Герб украшает лента с девизом.

Девиз – это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря.

Венчает герб корона.

(Звучит музыка)

Учитель: А теперь представьте себе: средневековье, замок…

В мирные дни жизнь в замке протекала однообразно и скучно, Долгий сон, обед, охота – вот и весь досуг, По вечерам обитатели замка собирались в парадном зале у камина, играли в кости и шахматы. Событием был приезд гостей. Это случалось нечасто, а если случалось, то хозяин старался вовсю и устраивал пир и рыцарские турниры.

Учитель: Так кто такой рыцарь? Слово” рыцарь” произошло от немецкого ”Ritter” – всадник. Так какого же человека мы называем рыцарем сегодня?

Ученик: Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в груди его бьется благородное сердце.

Учитель: Итак, кто такие рыцари, мы выяснили, а теперь приступим к ритуалу. Прошу рыцарей – участников турнира подняться. А сейчас по традиции рыцари перед турниром дают клятву. Рыцари, вы готовы?

Клянемся в рыцарском турнире победить,
Клянемся смелыми, отважными мы быть.
За щитами не скрываться,
Шпаги острой не бояться!
Верным своей даме быть,
Званье рыцаря добыть!

Рыцари (хором): Клянемся рыцарями быть!

Когда-то в середине века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.
Доблестный, рыцарь, вы откуда?
С каких краев ты прибыл к нам.

Рыцарь: Я житель городов Кузбасских. Приехал, чтобы даме сердца выразить свое восхищение.

Дама: А я сразу догадалась, по гербу, что вы из великого града, горняков. На вашем гербе много черного цвета. А что он означает?

Рыцарь: А может на эти вопросы, ответят молодые рыцари, поможете нам?

Команды отвечают хором: ДА

– треугольник черного цвета, символизирует? (угольную промышленность)

– треугольники красного цвета, (раскаленный металл)

– зеленый цвет символизирует (сельское хозяйство и природные богатства, а также цвет молодости и надежды).

– молот и кирка, обозначают (индустриальную принадлежность)

– три пшеничных колоса, (сельское хозяйство)

– корона, символизирует (богатство Кузбасса)

– нижняя часть венка переплетена орденской лентой ордена Ленина, которым Кемеровская область была награждена дважды: в 1967 году и 1970 году.

Дама: А что за цифры в низу герба?

Ответ: Год образования Кемеровской области.

Ответ: Этот год особенный, юбилейный, Кузбассу 65 лет.

Учитель: Сегодня у вас есть возможность создать свою символику герба. Представьте себе, что вы древние рыцари и являетесь членами одной семьи. В каждой семье по 6-8 человек.

Вы должны договориться о том, какой формы будет ваш герб. Выбрать цвет геральдических фигур, придумать символики негеральдические фигур и составить композицию.

В ней вы должны учитывать принцип симметрии и законы сочетания цветов. Помните, что контрастные цвета взаимно подчеркивают и выделяют друг друга. Придумайте девиз, который наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления.

III. Практическое выполнение задания.

Задание: коллективно-групповая работа (2 команды выполняют композицию герба).

Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, шаблоны, композиция на формате А3.

<Рисунок 2, Рисунок 3>

IV. Рыцарский турнир.

1. Защитить свой герб и девиз.

Сначала каждая команда представит свой герб и защитит его.

Представители каждой команды выходят, объявляют название команды, рассказывают о символах герба, которые они выбрали, и объясняют почему. Зачитывают девиз команды и объясняют его смысл. <Рисунок 4, Рисунок 5>

2. Оценка командных гербов.

Учитель: Мы познакомились с командами и теперь приступаем к турниру.

V. Подведение итогов.

Задание: Команда “Рыцари Камелота” и команда “Крестоносцы” по очереди отвечаете на вопросы и из этих ответов получите новое слово.

Команды отвечают на вопросы кроссворда “Геральдика”,

Рыцарь: ответы крепит на шитодержатель.

Дама: оценивает ответы вымпелами.

Вопросы для кроссворда:

  1. Отличительный знак, передаваемый по наследству. (Герб)
  2. Имя воина-защитника, изображенного на гербе Москвы. (Георгий)
  3. Особые знаки на Щите – гербе, которые рассказывают о его владельце, его достоинствах. (Фигуры)
  4. Как называют в геральдике желтый цвет (золото) и белый (серебро)? (Металлы)
  5. Царственное животное, эмблема королей. (Лев)
  6. Отважный, доблестный. (Рыцарь)
  7. Часть герба, на котором написаны крылатые слова. (Девиз)
  8. Основа герба. (Щит)
  9. Что венчает герб? (Корона)
  10. Изображение птиц, животных, человека, поддерживающих щит. (Щитодержатель) <Рисунок 7>

Учитель: Доблестные рыцари, вы успешно справились с Рыцарским турниром и познакомились с новым словом, ГЕРАЛЬДИКА.

Геральдика – эта наука о составлении гербов

Мы с вами в классе одна большая семья.

Давайте создадим свой геральдический щит.

Если вы себя хорошо чувствуете, вам понравился урок, у вас хорошее настроение то возьмите жетон красного и закрепите его на щите.

Если вы остались равнодушны, вам не очень понравился урок, то возьмите желтый жетон.

Если вам не понравился урок, то прикрепите жетон синего цвета.

Таким образом, мы видим, что у нас яркий праздничный щит, значит у всех хорошее настроение и желание сделать много нового.

А я работу на рыцарском турнире оцениваю на “5”.

Спасибо всем за творчество, а гостям за внимание.

VI. Задание на дом

Рассмотреть костюмы разных времен и определить их владельца.

Анализ урока

Вашему вниманию был предложен урок по теме “О чем рассказывают гербы и эмблемы”

Это второй урок по геральдике согласно тематическому планированию по программе Б.М.Неменского.

На уроке ставились цели:

  1. Воспитание любви к Прокопьевску, Кузбассу, Родине
  2. Развивать творческий интерес, познавательную активность, образное мышление.

Для достижения целей были поставлены задачи:

I. Учебные:

  1. Дать понятие геральдики
  2. Активизировать знания учащихся по символике гербов, эмблем.

II. Развивающие:

  1. Развивать творческий интерес
  2. Развивать познавательную активность, образное мышление.

III. Воспитывающие:

Воспитание любви к Прокопьевску, Кузбассу, России, Родине.

Урок построен с учетом возрастных и психологических особенностей пятиклассников.

В данном классе двое детей из центра реабилитации несовершеннолетних, 4 из малообеспеченных семей, 10 неблагополучные семьи.

Тема семьи, составлением домашнего герба, позволила ребятам посмотреть на семейные отношения с другой стороны.

Надеюсь, что сблизила детей и родителей хотя бы на выполнения домашних гербов.

Урок проведен в форме Рыцарского турнира. Учтен объем учебного материала, использовались опорные схемы, иллюстрации, шаблоны, музыкальное сопровождение, все это способствовало творческой деятельности учащихся.

Элемент театрализации способствовал проживанию каждым ребенком рыцарского турнира, атмосферы средневековья.

Структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность учащихся способствовала их познавательной активности, самостоятельности, а главное развитию творческих способностей.

Внимание учащихся активизировалось в течение всего урока, в результате смены видов деятельности, устной, письменной, групповой, индивидуальной, творческой работы.

В течение урока отслеживалась обратная связь, что очень важно для занятий эстетического цикла.

На уроке использовались следующие методы:

Объяснительный:

  • иллюстративный, рассказ,
  • алгоритм составления герба,
  • практическая работа по подготовке герба,
  • сравнение двух гербов;

Репродуктивный метод:

  • выполнение задания по образцу работа с рисунком, шаблонам,
  • воспроизведение двух подобных гербов по трафаретам;

Проблемно сообщающие методы:

  • объяснение темы геральдики с опорой на наглядность,
  • защита герба (использование символов семьи);

Частично поисковые методы:

  • эвристическая беседа,
  • подбор символики;

Исследовательские методы:

  • проектирование герба,
  • самоанализ проведенной работы.

Важным для себя считаю: старалась для каждого на уроке создать ситуацию успеха, что позволяет ребенку раскрыть свои творческие способности, формировать правильную самооценку.