Презентация животные урала для дошкольников. Презентация "животные и птицы урала" презентация по окружающему миру на тему

Животный мир нашего края.

Росомаха По внешнему виду росомахи немного похожи на медведей, поэтому раньше считались родственниками им. В настоящее время росомаха относится к семейству куниц, в котором они выделяются в специальный род – росомах. Но и от куниц росомаха отличается: плотным массивным корпусом, при коротких ногах с широкими ступнями, на которых расположены сильные когти. Широкие ступни позволяют легко передвигаться даже по рыхлому сне­гу, что помогает этому зве­рю пережить зиму.

Рыжая лисица - любимый персонаж сказок - известна всем с детства. Действительно, ярко-рыжая окраска меха, пожалуй, наиболее известный признак лисицы. Из других признаков, отли­чающих настоящую лисицу от других видов (например, от обитающего в других районах Урала корсака), следует назвать белый конец хвоста, темную окраску ушей и передней стороны лапок. Известно 11 видов лисиц. Лисица У лисицы очень хороший слух: самый тонкий писк, шорох мышиного хвоста не останется незамеченным. Также лисицы отличаются прекрасной зрительной памятью. Она хорошо знает свой охотничий участок. Живет лисица в норах, которые роет на возвышен­ных местах; часто занимает норы, уже вырытые барсу­ками или сурками.

Рысь Рысь относится к семейству млекопитающих рода кошек. Она и по внешнему виду несколько похожа на домашних кошек; отличается от последних большими размерами, длинными ногами и кисточками на ушах. Длина тела рыси доходит до 110 см, а с хвостом – до 130 см, вес от 8 до 30 кг. Посмот­ришь - типичная кошка, но крупная, на очень высоких ногах, с великолепными баками на щеках и большими кисточками на концах ушей. Шерсть мягкая, густая, серовато-рыжего цвета с темными пятнами. У рыси очень короткий, как бы обрубленный хвост и очень широкая лапа, которая к тому же еще и густо покрыта жесткими волосами. Такие лапы играют роль снегоступа, и рысь, несмотря на свой довольно большой вес легко может продвигаться по глубокому снегу.

Заячьи На Урале зайцы-беляки крупные, средний вес составляет около 4-х килограмм, отдельные особи достигают 5-ти килограмм. Заяца-беляка можно встретить как в лесу так и на открытых местностях – на полях, но все же этот грызун предпочитает слиться в лесах с хорошо развитым подлеском. Зайцы – вегетарианцы. Питание их зависит от сезона. Летом они едят различную травянистую растительность, предпочитая злаки, а осенью и зимой, когда трава почти не доступна, переходят на ветки и кору различных деревьев и кустарников. Зимой животные собираются все вместе близ зарослей кустарников, поэтому случайно упавшее дерево очень быстро лишается всей коры и сучьев. Весной зверьки также скапливаются группами на лужайках с молодой травой и настолько увлекаются едой, что теряют обычную осторожность. Слух развит у зайца лучше всего, зрение и обоняние могут подвести: неподвижно стоящего человека он не испугается.

Горностай Горностай имеет своеобразный облик: тонкое, очень гибкое тело, живая закругленная мордочка с небольшими ушами, длинный непушистый хвост (9-12 см при длине тела 16-28 см), очень короткие лапы с острыми тонкими когтями (на Урале и в Западной Сибири обитает самая крупная разновидность горностая – западно-сибирский, или тобольский горностай). Окраска меха покровительственная: зимой чисто белая, летом двухцветная - верх тела буровато-рыжий, низ желтовато-белый. Зимняя окраска характерна для районов, где минимум 40 дней в году лежит снег. Кончик хвоста чёрный в течение всего года. Географическая изменчивость качества зимнего меха, окраски летнего меха и размеров тела позволяет выделить порядка 26 подвидов горностая.

Птицы нашего края

Большая поганка (чомга) Большая поганка, или чомга, наиболее крупная из всех поганок. Они водоплавающие птицы и хорошие ныряльщики. И их часто принимают за уток, они не имеют с последними ничего общего. Кроме того, что они отличаются от уток внешне, они также значительно глубже сидят на воде; это обусловлено тем, что кости у поганковых, в отличие от многих других птиц, в большинстве своём не полые и в меньшей степени наполнены воздухом. Ногами поганковые гребут не под собой, как, например, утки или чайки. Ноги весьма эффективно работают сзади, образуя подобие корабельного винта. Так как на суше поганковые почти не бывают, чистить и смазывать оперение приходится на воде. Занимаясь этим, они ложатся то на один бок, то на другой. Замёрзшие в холодной воде ноги греют не как утки, пряча их в оперении живота, а подняв из воды в сторону.

Цапля серая Серая цапля - крупная птица 90-100 см длиной, с размахом крыльев 175-195 см и весом взрослых птиц до 2 кг. Голова узкая, с розовато-жёлтым большим в форме кинжала. На затылке имеется чёрный свисающий пучок перьев. Шея длинная, при полёте согнута назад. Серая цапля – перелетная птица. Зимует на большей части Африки, к югу от Сахары, в Индии и в Индокитае. На места гнездования серая цапля прилетает рано, первые птицы появляются, когда водоемы еще скованы льдом и снег лежит на земле почти сплошным покровом. Гнезда эти птицы устраивают на высоких деревьях, но если их нет, то на крупных кустарниках или в заломах тростника. Готовое гнездо имеет форму конуса, перевернутого вершиной вниз.

Глухарь Самец окрашен в бурые, черные и темно-серые тона, с белыми пятнами на брюхе и на нижней стороне крыла, мощным светлым клювом. Самка буровато-рыжая с черной рябью. Летом питается травой, семенами, ягодами; зимой - хвоей сосны, почками осины и лиственницы. Гнездится как в хвойных, так и смешанных лесах. Из хвойных лесов предпочитает сосновые боры. Для выстилки гнезда использует стебельки, ветки. Гнездо представляет собой небольшое углубление в почве. Кладка чаще всего из 6-8 яиц желтовато-белого цвета с бурыми пестринами. По размерам яйца глухарей сходны с куриными

Кукушка Самцы и самки у многих похожи, у самок наших кукушек больше бурых тонов в оперении. Кормятся в основном насекомыми, некоторые едят ягоды, плоды, лягушек, ящериц, разоряют чужие гнезда. Многие виды поедают «лохматых», покрытых щетинками гусениц, которых другие птицы не трогают. И в этом польза от кукушек. После такого лакомства, съеденного во множестве, вся внутренняя поверхность желудка кукушки бывает сплошь утыкана щетинками гусениц. Периодически птица выбрасывает через рот эти щетинки вместе со слоем желудочной выстилки. Кукушка подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц. Чтобы труднее было распознать ее яйца, кукушка «подделывает» их. Эволюция наделила кукушку удивительным свойством: ее яйца и размером и цветом похожи на яйца птиц, в гнезда которых она их подбрасывает.

1. Вызвать у детей интерес к изучению природного мира Урала.

2.Поддержать проявление инициативы детей в рассуждениях, в использовании разных способов рассказывания о животном и растительном мире.

3. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании к природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природы Урала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Животный мир Урала».

Направление: познавательное развитие.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель, младший воспитатель.

Срок реализации проекта: июль

Актуальность: Несмотря на то, что с самого рождения нас окружают домашние животные или игрушки, символизирующие животных, картинки, книги, сказки, наши дети знают в основном общеизвестных животных: заяц, лиса, волк, медведь. А знают ли они животных нашего края, таких как рысь, соболь, бурундук? Нет. Дети не имеют конкретных знаний и представлений о животных Урала.

Основной принцип: интеграция всех образовательных областей (познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, ручной труд, музыка).

Цель: Познакомить детей с малоизвестными видами животных Урала.

Задачи:

  1. Формировать познавательный интерес к животному миру Урала.
  2. Включать родителей в совместную деятельность с детьми по данному проекту.
  3. Развивать активный словарь детей.
  4. Учить любить и ценить природу.

Этапы работы:

  • Посещение «Музея природы».
  • Совместный поход родителей и детей в зоопарк.
  • Чтение художественной литературы о природе и животном мире.
  • Просмотр документальных фильмов о животных.
  • Создание альбома «Животный мир Урала»
  • Рисование, конструирование из бумаги, лепка животных.
  • Разучивание стихов о природе и животных.
  • Рассматривание «Красной книги Урала».
  • Выставка совместных работ детей и родителей «Животные нашего края».
  • Создание «Красной книги животного мира Урала» (работы детей).

Планируемый результат работы : Повышение уровня познавательной активности детей и уровня речевого развития. Развитие чувства сопереживания, неравнодушия к природе и её обитателям.

Конспект открытого мероприятия «Животный мир Урала»

Цель: Развивать познавательный интерес детей к малоизвестным видам животных Урала.

Задачи:

1. Вызвать у детей интерес к изучению природного мира Урала.

2.Поддержать проявление инициативы детей в рассуждениях, в использовании разных способов рассказывания о животном и растительном мире.

3. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании к природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природы Урала.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, подходят к стойке с сюрпризом.

Воспитатель : «Недавно, ребята, мы с вами ходили в библиотеку, где находится много разных, интересных книг и журналов на разные темы. А вчера пришла посылка из библиотеки для любознательных детей. У нас есть такие дети?

Дети : «Да!»

Воспитатель : Тогда давайте откроем её и узнаем, что же такое интересное прислали нам.

Открывают и видят большую книгу о животных Урала.

1 страница: Карта Урала

Воспитатель: Что это такое?

Дети: Карта нашего края – Урала.

Воспитатель: (показывает и рассказывает): По климатическим условиям Урал разделяют на несколько частей: Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный Урал. Кто знает, в какой части Урала мы с вами проживаем?

Дети: На Среднем Урале.

Воспитатель: Правильно. И мы сегодня поговорим о нашем крае, о Среднем Урале. Богат и интересен наш край, где мы с вами живём.(перевернуть страницу)

2 страница: Иллюстрации природы Среднего Урала.

Воспитатель: Почти вся территория Среднего Урала располагается в зоне лесов. Лес – одно из главных богатств нашего края. А что такое лес?

Дети: Лес – это общий дом растений и животных. Это множество разных деревьев.

Воспитатель: А какие виды деревьев вы знаете?

Дети: Хвойные и лиственные.

Воспитатель: Назовите мне лиственные деревья

Дети: берёза, тополь, ольха, клён и т.д.

Воспитатель: А хвойные деревья?

Дети: ель, сосна, кедр, пихта.

Воспитатель : Много деревьев вы знаете. А бывает так, что в лесу соседствуют хвойные и лиственные деревья. Как называется такой лес?

Дети: Смешанный.

Воспитатель: А случается так, что в лесу растёт какой–нибудь один вид деревьев. Как называется лес, где растут например, только берёзы? (показать картинку в книге)

Дети: Роща.

Воспитатель: А как называется лес, где растут одни хвойные деревья? (показать картинку в книге)

Дети : Бор.

Воспитатель: Ребята, а у русского народа есть такая пословица «Возле леса жить – голодному не быть». Как вы её понимаете?

Ответы детей .

Воспитатель : А грибами и ягодами тоже любят лакомиться и животные. А как по-другому называют лесных животных?

Дети: Звери, дикие животные.

Воспитатель : А почему лесных животных называют дикими?

Дети: Это животные не приученные человеком и живущие в природе, в лесу и на воле.

Воспитатель : Правильно. А давайте с вами вспомним какие животные живут в Уральских лесах.

(перевернуть на 3 страницу: Загадки про диких животных.)

Я буду вам загадывать загадки, а вы должны их правильно отгадать.

(Загадать 7 загадок. Затем провести физкультминутку .)

Загадать последнюю загадку (про лося), дети отгадали и под музыку входит ребёнок в костюме лося.

Саша : Лось – рога ветвистые,

Да копыта быстрые.

Головой качая, он

Задевает небоскрёб.

Ребёнок в роле лося рассказывает о себе и в конце говорит, что он принёс девочкам и мальчикам интересные задания и передаёт 2 пакета воспитателю.

Задания вывешиваются на 2 мольберта. Мальчикам – «Помоги животным найти свои домики». Девочкам – «Кто оставил следы?»

Затем задания проверяются игроками другой команды (мальчики проверяют у девочек и наоборот), объясняют правильность выполнения.

Воспитатель : А теперь вернёмся к нашей книге и перевернём следующую страницу (слышится плеск воды).

Выходит БОБР (ребёнок в костюме бобра) и рассказывает о себе, задаёт детям вопросы, и прощаясь предлагает детям поиграть. Проводится физкультминутка «Зайчик»

Воспитатель : Давайте откроем следующую страницу. Ой, ребята, смотрите, а почему они красные, и какие – то животные здесь изображены.

Дети: Это страницы из Красной книги.

Воспитатель : А что же это за Красная книга такая?

Дети: Это книга, в которой занесены исчезающие виды животных.

Воспитатель : Давайте узнаем, какие же животные стали редкими на Урале. Давайте Вика прочитает, Соня прочитает и др. дети. Последний ребёнок читает про змею – медянку обыкновенную.

Выходит под музыку Змейка – медянка (ребёнок) и рассказывает о себе.

Воспитатель : К сожалению, многие звери стали редкими и они занесены в Красную книгу не только Урала, но России. Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред растениям и животным, которых природа создавала миллионы лет. Давайте перестанем охотиться, вырубать леса, загрязнять землю и воду, а будем беречь и любить нашу природу. С любовью относится ко всему живому.

Дети: Рыбы, птицы и звери

В душу людям смотрят,

Как будто просят нас:

«Люди, не убивайте зря!

Ведь море без рыб- не море,

Ведь небо без птиц – не небо,

Земля без зверей – не земля,

А нам без земли – нельзя!»

Воспитатель: И подводя итог, я хотела бы сказать: Давайте будем защищать, беречь и любить родную природу и тот край, где мы живём, свою малую Родину. И давайте сейчас исполним гимн всех защитников родной природы.

Дети исполняют песню «Не дразните собак »

По окончании песни, раздаётся стук в дверь и вносится посылка с сюрпризом (Раскраски) для знатоков родного края и защитников природы.

Воспитатель читает надпись и спрашивает: Ну что ж вы все молодцы и показали насколько хорошо знаете животный мир Урала. Получите свои подарки (раздаёт всем детям раскраски). А большую книгу о животных Урала я предлагаю отдать детям других групп, чтобы они знали, любили и берегли свой край, где мы живём.


Слайд 2

Участники Дети старшей группы «Гномики», их родители и педагоги Место проведения МДОУ – детский сад комбинированного вида №19 «Улыбка» г. Южноуральска.

Слайд 3

Цель Развитие у детей познавательной активности и эрудиции в области знаний о природе. Задачи Развитие творческой инициативы, целеустремленности у детей в процессе поиска ответов на поставленный вопрос; Развитие любознательности; Воспитание чувства сопричастности и неразрывности существования человека и природы; Воспитание у детей любви к родному краю и его природным богатствам.

Слайд 4

Основополагающий вопрос. Нужны ли нам дикие животные? Проблемный вопрос. Как дикие животные готовятся к зиме? Мы растем. растем, растем! Все о мире узнаем, Не обидим мы букашек, Гнезд не разорим у пташек, Муравейник сохраним, Ручеек не замутим.

Слайд 5

Системная паутинка к проекту "Какие животные Урала меняют шубку на зиму" Линяют Меняют окраску Дикие животные Зима Питание Ищут корм В спячке Используют запасы

Слайд 6

Распределение деятельности по этапам проекта

Слайд 8

Играли в игру: "Веселый зоопарк" Узнали какие звуки издают животные, и о том где они обитают. Играли в настольно- печатные игры, сюжетно ролевые, игры драматизации. Создавали цепи питания. Рисовали животных. Вова Р. Яна Ш. Полина С.

Слайд 9

Узнали. Животные Урала-это лось, бурый медведь, волки, рысь, кабаны, лисицы, зайцы, косули, ежи, белки, мышевидные грызуны. Что у всех животных с наступлением холодов происходит линька. Линька у зверей – это постепенная смена шерсти. Вместо летней шерсти осенью вырастает новая- густая, пушистая. А вот некоторые меняют цвет своей шубки, чтоб замаскироваться стать незаметными, это такие как: Заяц - беляк,– летом, буро-серого цвета, а зимой – белый, Белка- летом рыжеватая, а зимой серая, Горностай –летом бурый, зимой белый, Ласка- летом желто-бурая, а зимой чисто белая. Косуля – летом рыжая, а зимой серая. Белка Косуля горностай песец Ласка заяц

Слайд 10

Готовясь к зиме звери по-разному себя ведут. Белка, делает запасы. Сушит грибы, ягоды, собирает орехи, желуди, шишки. Другие устраивают и утепляют жилище: медведю - берлогу, белке - дупло, ежу – норку, лиса - нору. (сухими листочками, мхом, перышками, шерстью). Впадают в спячку – медведь, еж, нагуливают жир. Кабан, лось, заяц, волк, лиса находят в лесу пищу круглый год. Читали стихотворение Трутневой «Белка»Загадывали загадки: Почему грибы на елке. На сучках сидят верхом? Как и белка, я линяю-шубку Не в корзине, не на полке, серую на белую меняю. Не во мху, не под листом- Спрячусь под кусточком, У ствола и среди веток. Присяду под сосной, не На сучках они надеты. увидит, не узнает зверь меня Грузди, рыжики, синявки, лесной. Толстяки боровики- А питаюсь я зимой мерзлой Не в сухой осенней травке, ягодой, корой. А надеты на сучки! Кто устроил их так ловко? Играли в игры в поисково-познавательного Кто с грибов очистил сор? характера: Зачем лисе и белке такой пушистый хвост? Почему у зайца такие длинные острые зубы? Можно ли назвать лес домом? Дикие животные заботятся о себе сами. Лада П. Яна Ш. Аня Н.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Животный мир – это млекопитающие, птицы, рептилии, земноводные, рыбы, беспозвоночные(моллюски, насекомые и другие). На Южном Урале фауна позвоночных представлена более 430 видами.

3 слайд

Описание слайда:

Животный мир Южного Урала разнообразен, хотя за последние 100-150 лет он значительно обеднел. В 1872 году главный лесничий Оренбургского края сообщал генерал-губернатору «Оленей много в Верхнеуральском бору, медведи шатаются под Челябинском… Волки бродят стаями. Тигра видел в 200 верстах от Оренбурга». На Южном Урале было много лосей, косуль, волков, лисиц, барсуков и норки, в горах водился соболь, северный олень, в степи – сайгак. Гораздо богаче было и птичье население края. В настоящее время на территории области обитает более 70 видов млекопитающих и около 300 видов птиц. К промысловым относятся 33 вида млекопитающих и 70 видов птиц. Пресмыкающиеся и земноводные представлены 20 видами, рыбы-60 видами; насекомых только на территории Ильменского заповедника насчитывается более 10 000 видов

4 слайд

Описание слайда:

В лесах восточного склона Урала, а также и равнинных светлых лиственных и смешанных лесах часто можно встретить косулю. Это очень красивое, грациозное животное из семейства оленьих, высотой до 100 см, обитает и в степной зоне.

5 слайд

Описание слайда:

В горных и равнинных высокоствольных лесах с густым подлеском обитает крупная кошка – рысь. Предпочитает она тёмнохвойные, еловые леса, где охотится на разную птицу, зайцев и косуль. Зверь ловкий, быстрый и сильный, с хорошо развитым слухом.

6 слайд

Описание слайда:

В лесной зоне живёт «хозяин тайги» - бурый медведь. Это крупное животное, вес которого достигает 300 кг, а длина тела – 2 м. Излюбленное место его – лесная глухомань с буреломом, лишайниками, болотами. Медведь выходит и в прилегающие к горам лесостепные районы. В 1990 году медведей на Южном Урале насчитывалось более 250 особей.

7 слайд

Описание слайда:

Самым крупным животным горно-лесной и лесостепной зон является лось. Рост его достигает 3 м, а вес – 500-600 кг.. Лось любит такие лесные участки, где и подлесок густой и трава высокая. В 1992 году их насчитывалось около 13 тыс.Украшением самцов являются рога в форме лопаты с различным числом отходящих от краёв отростков. У самок рога отсутствуют.

8 слайд

Описание слайда:

Самым кровожадным хищником в наших полях и лесах остаётся волк. Раньше волки наносили большой ущерб населению края, задирая домашний скот. Нынче волки редко нападают на домашнюю живность Им хватает косуль и других копытных. Год от года растёт сеть дорог, различных трубопроводов, что загоняет волка дальше в глушь, которой остаётся всё меньше и меньше.

9 слайд

Описание слайда:

Живёт на территории области и такой крупный грызун, как бобр. Живут они, в основном, на горных реках, а также на Миассе и аго притоках, там, где растут любимые ими лиственные деревья – осина, ива, ольха и другие. Насчитывается их около 2000 особей.

10 слайд

Описание слайда:

Обычными обитателями лесов являются: заяц-беляк, белка, ёж, куница, крот, колонок.

11 слайд

Описание слайда:

Кабаны это крупные животные (их вес может достигать 150-200 кг) сегодня обитают, в основном, северо-западных районах: район Нязепетровска, Каслей, Верхнего Уфалея,Карабаша.

13 слайд

Описание слайда:

На открытых пространствах – в степях и речных долинах, - обитают: барсук, горностай. Пожалуй, самым распространённым животным в зауральских степях является сурок обыкновенный, или байдак.

14 слайд

Описание слайда:

Успешно размножается в западных горно-лесных районах такой экзотический для наших мест зверь, как енотовидная собака. Обитают они в смешанных лесах с густым подлеском, в долинах рек, на побережьях озёр, . Всеядны, а потому наносят значительный вред боровой птице, так как поедают и яйца, и птенцов. Сегодня их насчитывается до 1000 особей.

15 слайд

Описание слайда:

Редкие и исчезающие виды животных заносятся в Красную книгу. Включение вида в Красную книгу – сигнал о грозящей ему опасности, о необходимости принятия срочных мер по его спасению. В Челябинской области в Красную книгу России занесён один вид млекопитающих- выхухоль и 20 видов птиц.

16 слайд

Описание слайда:

Рыбы. В реках, озёрах водохранилищах области обитает много разнообразных рыб. Большинство видов принадлежит к местным породам, отдельные, такие как толстолобик, пелядь, рипус, завезены на Южный Урал из других областей. Большой неприхотливостью к условиям обитания отличаются караси(карась золотой и карась серебряный) . Они способны выносить большие колебания солёности воды, концентраций кислорода в ней. Вот почему даже в маленьких, заболоченных озёрах степного Зауралья можно встретить в основном, этих рыб.

17 слайд

Описание слайда:

Наиболее многочисленно среди рыб семейство карповых, к которому относятся и карп тобыкновенный и зеркальный, а также лещ, язь, линь, чебак и и ряд других видов Практически во всех водоёмах обитает окунь, отдельные экземпляры достигают 1 кг. Ценная крупная рыба из семейства окуневых – судак – живёт в озёрах Большое и Малое Миассово, Чебаркуль и некоторых других. Водится судак и в реке Урал.

18 слайд

Описание слайда:

В горных реках ручьях на западном склоне Южного Урала водится хариус – местная форель. Работы по акклиматизации различных ценных пород рыб в области продолжаются. В реках и озёрах повсеместно распространена щука, пожалуй самый крупный хищник в наших водоёмах Отдельные экземпляры достигают 1 м в длину.

19 слайд

Описание слайда:

Богат птичий мир Южного Урала. В таёжных лесах обитает самый крупный у нас представитель отряда куриных – глухарь. Вес самца-глухаря может достигать 6 кг, а длина тела -80-70 см. Расселяются глухари в в больших массивах старых сосновых лесов. Во всех природных зонах области живёт ещё один представитель отряда куриных – тетерев. Нынче в области насчитывается около 30 тысяч этих красивых птиц

20 слайд

Описание слайда:

О серой куропатке следует сказать особо. Эта небольшая птица весом не более 500 гр, очень часто живёт вблизи человека. Небольшие стайки куропаток можно встретить у больших дорог зимой и в степной, и в лесостепной зонах. Это одна из самым ценных промысловых птиц. Серая куропатка как никто другой уничтожает колорадского жука – самого страшного вредителя картофельных полей

22 слайд

Описание слайда:

Особо следует сказать о птицах водоплавающих. В центральной и особенно восточной частях области обитает множество птиц, прилетающих к нам из более южных районов. Серый гусь, кряква, серая утка, красноголовый нырок. Из перелётных птиц наибольшее внимание привлекают лебеди. На орёрах, водоёмах области гнездятся лебедь-кликун и лебедь-щипун. Широко у нас представлено подсемейство утиных, это крупная утка-пеганка, красная утка-огарь, кряква, серая утка, шилохвость и самая маленькая утка – чирок-свистунок.Всего на водоёмах области гнездится 16 видов уток.

23 слайд

Описание слайда:

В лесах, посадках живут совы, филины – ночные охотники за мелкими грызунами. Одними из первых появляются в весеннем степном небе жаворонки. В любую погоду висят они почти на обном месте в течении многих часов, оглашая окресности песней, напоминающей журчанье горного орла.

24 слайд

Описание слайда:

Гораздо выше жаворонков парят в небе степные хищники: орлы, беркуты, соколы Большинство живущих в степи видов – довольно распространённые, но есть и среди пернатых хищников очень редкие, занесённые в Красную книгу. К ним относится орёл-могильник. Название он получил своё , от того, что часто сидит на курганах могильниках, которых в степях очень много. Среди дневных хищникоа – высоко парящие в небесокол-сапсан, кречет, сокол-балабан, беркут, орёл могильник

25 слайд

Описание слайда:

Отряд журавлиных представлен на Южном Урале серым журавлем. В области серый журавль встречается и на глухих болотах горной тайги, обширных заболоченных пространствах лесостепи, на болотах в островных борах. Живут в степной зоне и такие птицы, которые предпочитают не летать, а ходить и бегать. Есть среди них и мелкие и крупные. Среди крупных - дрофа. Её вес может достигать 16 кг.

ПТИЦЫ УРАЛА

Они полезны и милы,

В садах вредителей съедают,

И по утрам нам на заре,

Мотив чудесный исполняют.

Летают в небе высоко,

О воздух крыльями цепляясь,

И с облаками, как друзьями,

С огромной радостью играют!

Дятел – знаменитый борец с вредителями леса. Добывая из-под коры деревьев личинок и вредных насекомых, он строит тем самым домики (дупла) для других птиц и мелких животных – синичек, мухоловок, белок. В зимнем лесу чувствует себя прекрасно, потому что насекомые впадают в оцепенение, и доставать их становится проще.

Дятел

  • На сосне, в лесу густом
  • Сидит плотник с долотом:
  • В пестренькой рубашке,
  • В красненькой фуражке.
  • Стучу - голова болит,
  • А не стучу - голодный,
  • Язык птичий для добычи:
  • Он липучий и колючий. (Дятел)

Снегирь – красногрудый красавец, обитатель лесов, садов и парков. Зимой яркая окраска делает его более приметным, поэтому существует заблуждение, что снегири прилетают в наши края только с наступлением холодов. Питается он семенами, почками и некоторыми насекомыми. Из таких ягод, как рябина и калина, выедает только семена, оставляя мякоть.

СНЕГИРЬ КРАСНОГРУДЫЙ.

  • Невзирая на морозы,
  • В красных яблоках березы.
  • Подошел поближе... Ай!!
  • Разлетелся урожай!
  • (Снегири)

Воробей – один из самых хорошо известных наших соседей, питается любым растительным кормом, который может найти неподалеку от человеческого жилья: злаками, ягодами, почками деревьев и отходами продуктов. Зимой нуждается в помощи человека.

ВОРОБЕЙ

  • Я весь день ловлю жуков,
  • Ем букашек, червяков.
  • Зимовать не улетаю,
  • Под карнизом обитаю. (Воробей)

Синица – санитарка леса, которая помогает деревьям избавиться от насекомых-вредителей. Летом питается исключительно насекомыми, но зимой охотно кушает семечки подсолнуха, мясные и молочные продукты, выброшенные человеком.

СИНИЦА

Ворона – шумная всеядная птица, любительница украсть яйца или добычу у других животных и птиц. Зимой нередко ищет себе пропитание на свалках и помойках.

ВОРОНА

  • Живёт он очень много лет,
  • Но, несмотря на возраст, чёрен,
  • Хранитель тайн,предвестник бед,
  • Мудрейший и коварный...(ворон).

Голубь – любимец детей и взрослых, которые нередко балуют его семечками и кусочками хлеба на площадях и в парках. Кушает в основном растительную пищу, но летом не отказывается и от насекомых. От других птиц отличается умением пить воду, втягивая ее, как это делает человек через соломинку, тогда как другим пернатым приходится набирать в клюв несколько капелек воды и запрокидывать головку вверх, чтобы жидкость попала внутрь.

Голубь

Символ мира – это он

И отличный почтальон.

А ещё и в дождь и в холод

Путь домой отыщет (голубь).