Подростковая культура и ее особенности. Подростки и их культура Понятие и особенности подростковой культуры

Подростковой возраст – это период взросления человека, его социальной адаптации. В этом возрасте многие подростки часто вступают в формальные, а также в неформальные коллективы, в которых культивируют и развивают свое мировоззрение.

Понятие формальных и неформальных коллективов подростков

Формальную группу можно охарактеризовать, как социальную группу, которая обладает юридическим статусом. Для формальной группы характерна иерархическая организация.

Зачастую, все члены определенной формальной группы объединены общими целями, а также совокупностью методов их достижения. Все права и свободы, а также нормы поведения участников формальных коллективов формализованы, то есть, закреплены в уставе.

Подростки вступают в такие формальные коллективы как театральные кружки, школьная редакция, секции танцев, спортивные секции. По статистике, большинство формальных групп для подростков создаются на базе школы. Организацией их функционирования занимаются учителя или родители.

Неформальные коллективы - это социальные группы, сформированные уже на основе межличностных отношений. Неформальные коллективы не имеют официально закрепленного юридического статуса: формирование и распад неформальной группы происходит стихийно.

К неформальным группам подростков относятся в большинстве случаев различные субкультуры в частности: эмо, готы, панки, хиппи. В подобных группах подросток ищет общения с людьми, имеющими схожие с ним взгляды на музыку, искусство и культуру.

Понятие и особенности подростковой культуры

Подростковая культура – это совокупность ценностей, жизненных ориентиров, а также материальных форм их проявления в подростковом возрасте. Условно, подростковую культуру можно разделить на два основных направления.

Первое направление содержит в себе желание подростка осмыслить окружающие явления социального плана, а также развивать свои личностные качества. Второе направление основано на хаотичном поиске псевдоистин.

Выражение подростковой культуры происходит благодаря ценностям и взглядам подростка. Немаловажную роль в выражении подростковой культуры играет и одежда.

Если одежда взрослого человека носит в большинстве случаев исключительно практическую основу, то для подростков она является главным средством выражения своего мировоззрения. Ярким примером является стиль одежды участников некоторых неформальных групп.

План. Введение n Общества подростков. Хиппи Панки Эмо Одежда Музыка Роллеры Сленг. . Приложения Литература

n Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними.

n Также меняется внутренний мир ребенка, его увлечения и интересы. Именно при их помощи подросток пытается выразить свое чувство взрослости, стремление к эмансипации. На формирование интересов влияют многие факторы: внешняя и внутренняя среда, общение со сверстниками и взрослыми, а также различная массовая культура.

n В данной работе мы попытаемся дать наиболее общую характеристику нескольких составляющих массовой культуры, а также выявить, насколько сильно они влияют на интересы и склонности подростка.

n Некоторые взрослые считают, что у подростков есть собственная культура, а другие думают, что подростковая культура-отражение культуры взрослых. Основа основ внешний вид. Он должен отличаться от внешнего вида общества, и чем больше, тем лучше. В ход идет все - одежда, украшения, обувь.

Субкультуры. n n n Субкультуры. Субкультура- часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультур. В качестве сленга до сих пор используется исковерканный английский язык. Часто хиппи являются вегетарианцами (в том числе отказываются носить мех и кожу). Травку и психоделические настроения Музыка в идеале Beatles, Doors, Аквариум, и все подобное. Символ - пацифик (куриная лапка).

n Так же в сообществах выработан свой язык, жестикуляция, схемы общения и приветствий. Сложно сказать хорошо это или плохо, главное - отличаться от серой массы. Самыми старыми "соцкланами" считались гопники, хиппи и панки. Собственно все новоприобретенные направления, так или иначе, растут из этих трех субкультур. Об этих субкультурах мы поговорим дальше

Хиппи. n Изначально - дети цветов. Любят легкие наркотики и свободу, а так же за жизнь в коммуне. Протестовали и протестуют против войн. Сейчас чистый вид хиппи встретить можно только среди старшего поколения, младшее поколение в основном берет лишь атрибутику. n

n Общий внешний вид: длинные волосы без укладки, свободные одежды из натуральных материалов, легкая обувь. Украшения и аксессуары преимущественно ручной работы: браслеты из бисера (феньки), украшения для волос (хайратники), вязаные из ниток или сшитые из лоскутов сумки.

n n Панки: соответственно поклонники панкрока. По сути - анархисты, протестующие против моральных устоев общества. Из данного направления выросли еще несколько, Отрицание политики и привычных схем жизни, употребление ненормативной лексики, отрицания понятия имиджа. Внешний вид - поношенная (в идеале грязная) одежда, кожа, заклепки и заплатки.

n Волосы обычно раскрашены в яркие цвета, взлохмачены или уложены в "ирокез". Так же эта культура практически отрицает наркотики, кроме тяжелых (героин), в среде панков популярно спиртное. Символ - значок анархии. Гопники: мало кто из самих гопников причислит себя к этой субкультуре, основная масса гопников - коротко стриженые парни.

n Из всех допингов предпочитают спиртное, и легкую популярную музыку. Как правило, стараются держать форму тела, занимаются на тренажерах. Спиртное и чрезмерная агрессия портит общий вид. Одежда - спортивные штаны, кожаная куртка (летом футболка), в общем, самая обыкновенная.

n n Эмо: эмо-киды это некая смесь панка и готов. В отличие от панков слишком опрятны, в отличие от готов чересчур эмоциональны. Сочетание цветов, по которому эмо-кида видно за версту - черный и ярко-розовый. Одежда обтягивающая, преимущественно детская, очень часто меньшего размера, чем нужно.

n Аксессуар - шарфик, желательно розовый. На сумке болтаются два десятка значков и плюшевая игрушка, выпотрошенная и залатанная грубыми нитками (чтоб жальче было). Разбитое сердце на куртке, косая рваная челка, причитания по поводу жестокости жизни, примерно так можно описать эмо.

Одежда. n n Одежда-это черта, которая выделяет молодежь среди других групп населения, бросается в глаза. Наверняка у каждого свой стиль, каждый человек уникум и он имеет право одеваться так, как хочет он! Броская и часто вызывающая одежда помогает подростку раскрыть и выразить свой характер, отношение к миру, подчеркнуть свою индивидуальность.

n n Эксперименты с внешностью - это часть процесса поиска собственного образа, в котором юноша или девушка чувствовали бы себя комфортно. У подростков не такая эстетика как у взрослых. Новые джинсы он может изрезать, покрасить, смять или как-либо ещё испортить, если это модно и если это нравится

Музыка. n n Музыка – искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства. Жанр – род произведений в области какого-нибудь Зачастую "стены" из звуков используются молодежью как способ отгораживания от окружающих семьи, учителей, сверстников.

n n n Искусства, характеризующийся тем или иными сюжетными и стилистическими признаками. Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Именно они - основные потребители музыкальной продукции. В наше время подростки активно слушают музыку: в транспорте, на улице, дома, на занятиях и т. д. Кто-то с помощью музыки расслабляется, комуто наоборот, музыка помогает сконцентрироваться и найти верное решение в определенной проблеме.

n Избирательность в потреблении музыкальных произведений характеризует музыкальный вкус. Выявляя музыкальные предпочтения молодежи, характеризуются социальнокультурный облик, настроения молодых людей. Сравнительный анализ музыкальных предпочтений школьной молодежи позволил сделать следующие выводы.

n Под влиянием современной популярной культуры молодежные приоритеты в сфере музыки стремительно изменяются. При педагогически грамотном выборе методов обучения и высоком уровне профессионализма преподавателя школа может стать центром общего музыкального образования и воспитания подрастающего поколения.

n Мы далеки от мысли, что школа на данном этапе ее развития может дать учащимся всестороннее эстетическое и в том числе музыкальное воспитание, но установка на определенные эстетические ценности в значительной мере формируется именно в школе"

n Одним из центральных понятий исследования было "приобщенность к различным музыкальным жанрам". С помощью этого понятия были выделены типологии приобщенности респондентов к различным музыкальным жанрам, что позволило провести достаточно подробный анализ взаимоотношений молодежи и музыки.

n Подросток ищет сближения с ровесниками, ищет окружения и поэтому он должен считаться с его обычаями. Значит, мало толку постоянно отчитывать сына или дочь за их пристрастие к громкой музыке дискотеки, надо укреплять в них чувство собственного достоинства, прививать понимание дурного и фальшивого, учить утверждать истинное даже вопреки мнению группы.

n Конечно, это не сразу приведет к тому, что молодежь будет танцевать только под тихую музыку. Но, по крайней мере, дома, в собственных стенах, звук будет приглушен. А вечер в дискотеке - для подростка ведь не принуждение, а его воля. И тот, кто идет туда, знает, что его ждет, в квартире же живут вместе несколько человек с различными потребностями и привычками, с разным ритмом дня и недели.

n Громкая музыка - это то средство, к которому прибегает подросток, чтобы выразить свое недовольство взрослыми. В таком случае гораздо целесообразнее критически пересмотреть характер отношений между старшими и молодежью и сделать соответствующие выводы, нежели бороться против лишних децибел. Звук в дискотеке взрослым кажется оглушительной, а многие подростки явно чувствуют себя там в своей среде. Так неужели шум сродни молодости? Должны ли мы терпеть его?

n Немало юношей и девушек сами тоже страдают от децибел на танцевальных вечерах и хотели бы, чтобы музыка играла тише, но они подчиняются мнению других, общепринятой норме. Многие подростки, интересующиеся эстрадой, поп-музыкой или джазом, многое знают о ее происхождении, своеобразии и закономерностях. Таким образом, не только расширяется мир совместных переживаний, но и углубляется чувство взаимопонимания, доверия друг к другу.

Роллеры. n Спорт – это средство, которое позволяет развиваться физически и духовно, достигать новых вершин и самоутвердиться в жизни. Считаю, что понятия «молодежь» и «спорт» не просто взаимосвязаны, они существуют в единой параллели. Один из видов спорта подростков-это ролики. Сегодня роллеров около тысячи. В 1992 г. При поддержке компании «Кока-кола» была создана первая Российская федерация роликового спорта: катание на роликах становилось всё более модным и престижным.

n Роллеризм-это не только потрёпанные локти и коленки, к которым со временем привыкаешь. Но ещё и громадная доза адреналина, радость от трюков, умение, гордость. Кроме того, это ещё и общения с интересными людьми. Человек на роликах передвигается в 5 раз быстрее пешехода.

n n К сожалению, увлечение роликами может привести к малоприятным последствиям: подросток не занимается учёбой, а затем это мешает получить профессию. Роллеризм-это особый образ жизни и особая субкультура, где есть уже свой язык (сленг), одежда, техника катании, правила поведения, клички (Таблетыч, Кайф, и т. д.), всероссийские и международные соревнования, праздники, роллер-события, роллербалы, тусовки, ролледромы, скейт-парки, роллер-команды, организации и ассоциации, сайты в Интернете, свои газеты журналы и видео-журналы и т. п.

n n Достаточно распространенная одежда роллера-джинсы-трубы, военные штаны немыслимой расцветки футболка, разбитый велосипедный шлем, нахлобученный на макушку Выделяют 2 наиболее доступных способа катания: «фитнесс» и «агрессив» , «стрит-агрессив» делится на 2 категории: уличное катание, и « вёрт» - трюки на рампе.

Сленг. n Наверное, трудно встретить ребенка, который говорил бы исключительно на литературном русском языке. Молодежный сленг прочно вошел в разговорную речь, и если уж многие взрослые солидные люди не пренебрегают его употреблением, стоит ли требовать от школьников высокого слога?

n И как быть, если ребенок или подросток пристрастился к употреблению ненормативной лексики? Лингвисты называют сленгом слова, идущие вразрез с нормами литературного языка. Действительно, если внимательно прислушаться к молодежному жаргону, в нем можно обнаружить и лексику заключенных, и профессиональные термины, и исковерканные английские слова.

n Интересно, что филологи и лингвисты относятся к сленгу достаточно миролюбиво и воспринимают его как естественный способ развития языка. С точки зрения психологии, сленг отражает образ жизни тех, кто его употребляет. Например, наибольшее количество названий придумано для обозначения человека и его внешности, одежды и досуга.

n Весьма скромный вклад в молодежный жаргон вносят слова, относящиеся к учебе или работе. Можно назвать несколько причин, по которым дети и подростки активно употребляют сленг. Первая из них весьма печальна: школьникам просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить свою мысль. Кроме нецензурной брани, существуют несколько не менее опасных видов сленга, на которые стоит обратить внимание.

Заключение. n Таким образом, в результате комплексного исследования проблем подростковой субкультуры позволяет нам сделать вывод, что формирование культуры личности подростка происходит в сложной социокультурной ситуации в России, которая обусловлена общей направленностью на американизацию, безучастным отношением к проблемам общества, семьи, образования, досуговой деятельности.

n Что приводит к появлению проблем у подрастающего поколения: несформированность подростка как культурной личности (культура общения, духовно-нравственные ценности, падение культуры чтения и т. д.), потребительское отношение к жизни, дезориентация подростка в досуговой сфере, первостепенная роль СМИ в процессе социализации подростка. В решении этих проблем должны быть заинтересованы родители, школа, государство.

Литература. Сайты: n Igames. yandex. ru n 1 internet. music. ru n coolreferat. ru n 7 ya. ru n Книги: n Учебник «Обществознание» А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. n

Тема урока: «Подростковая культура».

    Цели урока: Познакомить с основными понятиями, видами и функциями культуры; объяснить уникальность подросткового общества и отличие подростковой культуры от культуры взрослых;

    Развивать умения сравнивать и анализировать, делать выводы;

    Воспитывать, прививать интерес к культуре, сознательное стремление к совершенствованию себя.

Эпиграф: « Истинный предмет учения состоит в

приготовлении человека быть человеком».

Н.И.Пирогов.

Друзья мои!

Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Сиянье ваших добрых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений.

Мы вместе проведем урок…

Ход урока.

    План. (слайд 4)

    Понятие культуры. Виды и функции культуры.

    Особенности подростковой культуры.

    Формальные общества.

    Неформальные общества.

    Молодёжная культура.

    Прически и украшения.

    Музыка.

    Роллеры.

Слайд 5.

Что такое культура? Слайд 5. В переводе с латинского означает …

Какие определения вы нашли? Какие источники вы использовали?

Слайд 6. ??? Запишем определение в тетрадь .

    Понятие культуры. Под культурой понимают исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Слайд 7 . Культура – это многоуровневая система. Выделяют такие виды как - мировую и национальную культуры. Как вы понимаете мировая? Национальная? Что включают в себя эти виды культур? Записываем в тетрадь виды определений.

(слайд 8).

Кроме того различают материальную и духовную, которые выполняют определенные функции. Культура передает социальный, исторический опыт человечества, является как бы памятью человечества. Культура несет большой потенциал познания и освоения человеческого опыта.

Культура выполняет также нормативную функцию. Эта функция опирается на мораль и право и призвана как бы регулировать поведение, поступки людей.

Занесите эти данные в тетрадь.

(слайд 9 ) 1…. Главная задача культуры – всестороннее развитие человека. Записать в тетрадь .Что значит всестороннее развитие человека? Учиться, трудиться, организовывать досуг, уметь общаться и быть интересным собеседником. Формированию всего этого помогут сложившиеся ценности, которые являются основой культуры.

Ценностями называют устойчивые представления о чем – то как о предпочитаемом, о том, что отвечает каким – то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека или группы.

Ценности бывают разные. Мы говорили о них.

? вспомните, какие ценности можно отнести к главным?

    2…………..Главными ценностями являются –истина, красота, добро, любовь, справедливость, свобода. Все знают, что они обозначают и поэтому мы движемся дальше по нашему плану. Какие виды культуры вам известны. Сделаем вывод по этому вопросу!

Вывод: Культура делиться, на виды и все они взаимосвязаны между собой, неотделимы друг от друга. Кроме того культура выполняет определенные функции. Уровень любой культуры определяет, прежде всего, человечность. Главная задача культуры – всестороннее развитие человека. Главными ценностями являются –истина, красота, добро, любовь, справедливость, свобода.

Сейчас перейдем к следующему вопросу урока, но сначала обратимся к результатам анкетирования проведенного среди подростков нашей школы. На вопрос есть ли подростковая культура, ответ был неоднозначный (слайд 10).

Но все же большая часть ответила «да» и мы попробуем вместе разобраться в этом вопросе. Чем же подростки характеризуют подростковую культуру? А как вы думаете, что поставили подростки на 1 место? Слайд 11 . почему именно так распределились критерии характеристик?

Чтобы понять, что представляет собой культура подростков нужно, рассмотреть её особенность. Слайд 12.

Общество подростков включает в себя молодых людей, поэтому оно достаточно разнообразно. Подростковые общества могут различаться по возрасту, по полу, национальному составу, вместе с тем подростковые общества имеют определенную особенность: подражание взрослым, кумирам, героям кинофильма, сверстникам.

Слайд 13 .Общество подростков можно разделить на общества формальные и неформальные. Рассмотрим, что представляют собой эти общества. Формальная организация представляет собой способ организованности, построенный на социальной формализации связей, статусов, норм.

Неформальная организация - это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели

Слайд 14. Какие же признаки характерны для формального общества?

Чем характеризуется формальное общество, организация? Слайд 15. Формальная организация - характеризуется: строго предписанными и документально зафиксированными целями, правилами, наличием органа власти и аппарата управления.

Люди вступают в формальные организации по целому ряду причин. Как вы думаете, ребята, с какой целью подростки вступают в формальные организации? Назовите формальные объединения, существующие в нашей школе? Слайд 16.

Социологи выделяют основные типы формальных организаций: добровольные, принудительные. Добровольные организации - это ассоциации, члены которых обладают правом свободного вступления и выхода. Примерами таких организаций являются: школьные, спортивные секции, театральные и предметные кружки, клуб шахматистов, общество охраны природы, охраны памятников. Члены таких организаций не получают платы за участие в их деятельности.?? На какие группы делиться общество подростков?

Сделаем вывод.

Подростки вступают в добровольные организации, чтобы заполнить свободное время, пообщаться с единомышленниками, исполнить общественный долг, послужить какому-то делу или постараться помочь самим себе и другим.

Как вы думаете, участие в таких организациях воспитывает их участников? Какие качества воспитывает коллектив? (местные патриотизм, поддержка, за команду, класс).

Слайд 17. Мы рассмотрели вопрос о формальных обществах, а теперь самое время познакомиться с признаками неформальных обществ. И выяснить, чем отличаются и что общего у неформального общества с формальным?

    Существуют недолго.

    Компании по месту жительства

    строится на принципах саморегуляции и самоорганизации.

    Не является жёстко структурированной.

    строится на основе личностных особенностей участников, специфики отношений.

Слайд 18 .В неформaльныx обществах имeютcя нeпиcaныe пpaвилa -- нopмы, кoтopыe cлyжaт этaлoнaми пoвeдeния.

Вaжнeйшиe пpичины вcтyплeния в гpyппy: yдoвлeтвopeниe чyвcтвa пpинaдлeжнocти, взaимoпoмoщь, зaщитa, тecнoe oбщeниe и cимпaтия.

Попробуем сравнить и найти общее и различное этих организаций. Формальные организации, неформальные имеют своих лидеров. Неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам группы, аналогично тому, как это делает лидер формальной организации. По существу нет никаких серьезных различий в средствах, применяемых лидерами формальных и неформальных организаций, для оказания воздействия. Отличает только то, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде официальных полномочий. Опора неформального лидера - признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения. Ребята,а вы сделали свой выбор ? Слайд 19. Участниками, каких обществ или организаций вы являетесь ? Вывод :

Формальные и неформальные организации имеют похожие цели, которые являются причиной существования этих организаций. Как вы думаете, что может причиной вступления подростков в неформальные организации?

Мы оцениваем себя и задаем направление своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом сообществе. Подростки принадлежат к множеству различных групп, каждая из которых в определенном смысле представляет собой уникальную субкультуру, что является частью молодежной культуры. Обратимся к определению молодежная культура. Слайд 20. Запишем определение в тетрадь.

Наше анкетирование показало, чем вы характеризуете подростковую и культуру это - одежда, музыка, прически. Ваше мнение совпадает с мнением других социологических исследований.

На формирование молодежной культуры влияют и особенности подросткового возраста: склонность к новизне, к творчеству, стремление к независимости, непохожести на других. Её создателями являются многочисленные подростковые объединения, которые различаются своими интересами, взглядами, образом жизни, формами проведения досуга, одеждой всевозможной символикой. Подростковую культуру можно выразить через типы поведения, характерные для этого возраста, а можно рассмотреть вещи, которые молодежь покупает или делает своими руками, используя их в повседневной жизни. Рассмотрим главную материальную черту подростковой культуры – молодежную одежду. Одной из черт, которая выделяет молодежь среди других групп населения, бросается в глаза- это повышенное внимание к одежде, прическе и уходу за собой. Как правило, подростки выбирают такую одежду, которая позволит им быть принятым в компании.

Броская и часто вызывающая одежда помогает подросткам раскрыть и выразить свой характер, отношение к миру, подчеркнуть свою индивидуальность. Слайд 21, 22.

Как вы думаете, одинаковые ли функции выполняет одежда у взрослых и подростков?

Взрослые, как правило, выбирают практичную одежду, отвечающей эстетическим критериям, принятым обществом. У подростков другая эстетика: разрезанные, потертые джинсы, выкрашенные самым необычным цветом. О тепле у подростков не возникает вопрос. Так Это?

Эксперименты с внешностью - часть процесса поиска собственного образа, когда подросток чувствует себя комфортно. Внешним видом подростки стремятся управлять впечатлением, которое они производят на окружающих. Слайд 23,24. Есть ли у вас, вещи, которые подчеркивают вашу индивидуальность.

Другой важной частью подростковой культуры является музыка. Слайд25. Обратим внимание на результаты анкетирования. Существует много различных направлений в музыке. Наше анкетирование показало, какую музыку вы слушаете с удовольствием, а какая вам совершенно не нравиться.

Слайд 26…. это направление нередко шокирует своим содержанием и музыкальной формой. Многие взрослые против того, чтобы их дети слушали такую музыку. В настоящее время молодежная музыка часто является протестом и вызовом современному обществу. Слайд 27. А сейчас я вам предлагаю прослушать музыкальные фрагменты, а вы попробуйте назвать исполнителей или музыкальное направление.

Слайд 28.роллер. С недавнего времени частью молодежной и подростковой культуры является катание на роликах. (1992г.)

Это занятие придумали американцы, а позже эстафету подхватили российские подростки. Ролики – это скорость, романтика, множество острых ощущений. На роликах передвигаться в 5 раз быстрее …, чем пешком. Роллеры –это не только потрепанные локти и колени, но и адреналин, радость от катания, трюков. Гордость, что умеешь это делать на тебя смотрят и завидуют те кто не умеет. Это конечно и общение с интересными людьми. К сожалению не всё так прекрасно, и не только потому, что это может привести к травмам и переломам, но и отрицательно может повлиять на учебу.

Роллеризм – это особый образ жизни и особая субкультура, где есть уже свой язык (сленг), одежда, техника катания, правила поведения, прозвища. Достаточно распространенная одежда роллера – джинсы-трубы, военные штаны, немыслимый расцветки футболка, велосипедный шлем. Или - шапочка, широкие штаны или шорты, из-за которых роллеров часто принимают за реперов. Кроме одежды нужно приобрести хорошую защиту – налокотники, наколенники и шлем. Ребята в нашем городе есть роллеры? Как вы думаете, почему слабо развито это направление?

Вывод: Подростки создают собственную культуру, со своим языком, модой и самое главное системой ценностей. Эта культура пользуется одобрением среди ровесников и не всегда среди взрослых. Многие взрослые считают, что подростковая культура – только отражение культуры взрослых. Домашнее задание.п.22, учить определения,стр137 практикум №3 письменно.

Вопросы для закрепления:

    Сравните культуру подростков и взрослых. В чем отличие?

    В чем проявляется самовыражение подростка?

    Что такое молодежная культура?

    Синквейн

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

ББК Ч420.058.58 ГСНТИ 14.27.05 Код ВАК 13.00.01

Давлетчин Ильдар Лукманович,

начальник детского лагеря «Комсомольский» всероссийского детского центра «Орленок», аспирант кафедры педагогики и психологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств; 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а; e-mail: [email protected]

ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА ДОСУГА ПОДРОСТКОВ»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культура досуга; культура досуга подростков.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается актуальность проблемы развития культуры досуга подростков; представлены теории культуры досуга в культурологических, психологических, педагогических исследованиях; раскрыты особенности содержания понятия «культура досуга подростков» как интегративного качества личности; определена структура, описаны компоненты, уровни культуры досуга подростков; выявлены функции культуры досуга подростков: рекреативная, побудительная, содержательная, продуктивная и аксиологическая; сделаны выводы о педагогических возможностях формирования культуры досуга подростков в детском оздоровительном лагере.

Davletchin Ildar Lukhmanovich,

Director of Children"s Camp "Komsomolsky" of the All-Russian Children"s Center "Orlenok"; Post-graduate Student of Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia.

THE CONCEPT OF "CULTURE OF LEISURE ACTIVITIES OF TEENAGERS"

KEY WORDS: culture of leisure activities; culture of leisure activities of teenagers.

ABSTRACT. The article deals with the urgency of the problem of the level of leisure activity culture of teenagers; it outlines the theories of leisure activity culture in culturological, psychological and pedagogical treatises and analyzes the typical features of the content of the notion "leisure activity culture of teenagers" as an integrative personal property. The author defines the structure and describes the components and levels of leisure activity culture of teenagers: recreational, imperative, semantic, productive and axiological. The author arrives at definite conclusions about pedagogical potentials for the formation of leisure activity culture of teenagers at a children"s recreation camp.

Современная социально-экономическая ситуация определяет приоритеты модернизации системы образования, выделяет в качестве стратегической цели национального развития заботу о детях. Особую социальную значимость приобретает не только решение вопросов образования молодого поколения, но и развитие сферы досуга с целью нивелирования негативных процессов, наметившихся в духовной и культурной жизни общества. Утрата духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенное сокращение финансовой обеспеченности учреждений культуры, нарастание асоциальных явлений - все это заставляет обратиться к проблеме разумного использования потенциала свободного времени детей и подростков.

Результаты исследований Российского Фонда «Общественное мнение» в 2012 г. по проблемам организации досуга детей и подростков констатируют, что почти половина россиян (46 %) отмечают отсутствие людей или организаций в городе или селе,

занимающихся досугом детей и подростков, которые бы соответствовали всем требованиям родителей и детей; 64% респондентов определяют досуг своего ребенка как пассивный, 82 % опрошенных указывают на отсутствие системы досуга в семье; 71 % при этом утверждают, что досуг способствовал бы их саморазвитию. При этом 87 % респондентов ассоциируют развивающую досу-говую деятельность детей и подростков с учреждениями дополнительного образования . Дополнительное образование как часть социокультурного пространства способствует социализации детей и подростков путем разработки и внедрения вариативных образовательных программ, апробации новых подходов к воспитанию в социально-педагогической практике, что оказывает непосредственное влияние на культуру досуга.

С 2010 г. правительство РФ уделяет особое внимание состоянию детского отдыха и особенно в условиях детского оздоровительного лагеря, замечая, что большими темпами закрываются детские здравницы, и уменьшается количество мест для детско-

© Давлетчин И. Л., 2015

го отдыха, детский оздоровительный лагерь остается одним из приоритетных образовательных и воспитательных пространств развития детей и подростков, где особое внимание должно уделяться формированию культуры.

Педагогическими коллективами детских оздоровительных лагерей осуществляется не просто социокультурная миссия организации развлекательного досуга детей, а их социально-нравственного, культурно-исторического направленного времяпрепровождения. То есть организации такого социокультурного пространства, в котором личность подростка нравственно и психологически окрепнет, сформируется ее готовность к развитию во всех аспектах жизнедеятельности, подросток оздоровится, приобретет социально значимые качества.

Е. В. Бондаревская утверждает, что воспитание как необходимое условие социализации личности является экономически и социально обусловленным процессом, выполняющим в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранение, воспроизводство и развитие культуры; обслуживание исторического процесса смены поколений; формирование личности как субъекта культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества .

Детский лагерь как пространство досу-говой деятельности исследовали А. Ф. Воловик, В. А. Воловик , Б. А. Трегубов и Б. А. Титов и др. Авторы М. А. Ариар-ский , В. Г. Бочарова , И. И. Фришман , В. С. Русанова и др. рассматривали досуг применительно к подростковому и молодежному возрасту. В данных исследованиях досуг представлен как сфера деятельности, которая предоставляет широкие возможности для наиболее полного проявления индивидуальных качеств человека, обеспечивая реализацию способностей, духовно-нравственное развитие личности, и вследствие этого имеет особую значимость для подростков.

Досуг детей, как отмечает Б. А. Титов, локализуется через следующие пространственные формы: культурно-досуговые учреждения, систему образования, дом и улицу. При этом по мере взросления ребенок меняет свои досуговые приоритеты. У подростков на первое место выходят досуговые общности (компании - формальные и неформальные), т. е. пальма первенства как бы делится между досуговыми учреждениями и двором, и только потом идут школа и дом. Что касается юношества, то здесь эпицентр досугового общения перемещается в общественные места: дискотеку, кафе, парк - любое «культовое» для данных возрастных групп место; существенно назад отодвигаются двор, школа,

официальные культурно-досуговые учреждения и семья .

С. Н. Литвинова указывает, что содержание досуга - это совокупность элементов детских увлечений, интересов, хобби. К структурным элементам содержания досуга можно отнести: кино, телевидение, техническое творчество, прикладной труд, художественное творчество, книги, экологическую деятельность, спорт, театр, музыку, туризм, коллекционирование и т. д. По содержанию досуг детей необходимо подразделить на ряд групп, связанных с: восстановлением различных сил ребенка, повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям, развитием духовных сил и способностей, активной творческой деятельностью, потребностью в общении, целенаправленной творческой учебой детей .

При всем многообразии форм любой досуг способен, по мнению Н. Ю. Куницы-ной, выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие. Однако подростки ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений .

Н. Ф. Максютин справедливо утверждает, что досуг является «специализированной подсистемой духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющей социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности» .

Говоря о культуре досуга, отметим, что само понятие не имеет на сегодняшний день полного научного обоснования. Культура досуга как часть культуры общества и как качество личности недостаточно изучены.

По мнению В. Я. Суртаева, культура досуга - это мера реализации социально-культурного потенциала личности в условиях досуговой деятельности, мера приобретенных ею навыков регулирования досу-гового времени, готовность личности к участию в социально значимых видах досуго-вой деятельности .

Наиболее полно, на наш взгляд, дано определение культуры досуга в рамках диссертационного исследования Н. В. Ко-тельниковой. Она считает, что это качественная характеристика человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов; набор ценностных ориентаций и форм поведения, а также готовность к участию в соци-

ально значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации творческого потенциала личности .

И. В. Лашук и другие рассматривают культуру досуга как определенную качественную характеристику его использования, показывающую связь досуговой и культурной деятельности, точнее говоря, плотность этой связи. Ее уровень определяется рядом факторов объективного и субъективного плана: наличием и возможностью выбора вида культурно-досуговой деятельности; степенью свободы такого выбора, предоставляемого обществом; развитостью в последнем культуры как целостной системы духовной жизни (что изначально предполагает в качестве своей обязательной предпосылки наличие культуры как целостной системы материальной жизни людей); культурно-досуговыми потребностями, интересами и ценностными ориентациями населения, его различных групп и др. .

Наиболее импонирует нам рассуждение Л. Ю. Антоновой, о том, что культура досуга подростков - это модель поведения молодых людей, основанная на личностных свойствах, потребностях, интересах и творчестве в процессе социализации и инкуль-турации в социокультурной среде. Культура досуга подростков формируется в обществе, находящемся на высоком уровне социального и культурного развития. Интенсивное развитие культуры досуга подростков происходит при условии разносторонней поддержки государства и ее социальных институтов: семьи, школы, учреждений культуры и досуга, средств массовой информации, общественных объединений и др. Культура досуга подростков базируется на культурном наследии страны и конкретного региона проживания, она является важным условием самоидентификации молодых людей, что выступает непременным условием социализации личности на основе развития ценностных ориентаций .

Следует учитывать, что акцентирование внимания на ценностных ориентациях подростков в процессе формирования культуры досуга связано с: направленностью подростка на культурные ценности; формированием готовности личности ориентироваться в терминальных и инструментальных ценностях социально-культурной деятельности; готовностью подростка к активным действиям в соответствии с усвоенными социокультурными ценностями.

Следовательно, культура досуга подростка есть качество личности, определяющее его поведение и деятельность на основе ценностных интересов и способности самореализоваться в сфере досуга.

На основе данных исследований, можно сформулировать следующее определение: культура досуга подростка - это

интегративное качество личности, определяющее ее поведение и деятельность на основе совокупности интересов, потребностей, навыков проведения досугового времени, выражающееся в умении выбора видов, форм досуговых занятий, на основе ценностных ориентаций, способствующее самореализации личности.

Сущностью досуга подростков является целенаправленное творческое поведение детей в свободной для выбора рода занятий и степени активности художественно-организационной пространственно-временной среде, обусловленной внутренними потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения и внешними факторами, порождающими деятельность.

При этом структура культуры досуга подростков будет включать в себя компоненты и критерии, характеризующий его наиболее четко; для содержательного компонента - ценности и регулятивы досуговой деятельности; для целевого - информация о видах досуга и направленность на самореализацию; для операционного - умение организовывать социально-культурную деятельность ориентированную на развитие культурных потребностей.

В качестве функций культуры досуга подростков выступают рекреативная, побудительная, содержательная, продуктивная и аксиологическая. Выявленные функции направлены на формирование системы мотивов подростков, способствующих их самоутверждению, самореализации и самовыражению в досуговой деятельности; формирование собственного социального опыта подростка, необходимого ему для эффективного выполнения досуговой деятельности; получение результата досуговой деятельности - социально или личностно значимого продукта; формирование ценностного отношения подростка к досуговой деятельности.

При этом степень проявленности данных функций в содержательном отношении компонента и определяет уровень развития культуры досуга подростка. Так, высокий уровень связан со следующими качествами личности: высокие потребности подростка в стремлении проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, желание достичь своих целей (самоопределение, самореализация, самосовершенствование); подросток владеет в полном объеме знаниями и умениями в конкретном направлении досуговой деятельности; имеет высокие успехи в процессе досуговой деятельности, что воплощается в конкретном результате

подростка; сформировано ценностно-эмоциональное отношение подростка к досуго-вой деятельности.

Ранее нами были описаны показатели каждого критерия по трем уровням, однако мы согласимся с современными исследователями, которые считают необходимым вычленение промежуточных уровней сформи-рованности компонентов. Так, мы выделяем низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий уровни, а показателями промежуточных уровней будет приближение к среднему показателю при математическом анализе данных.

Уровень выше среднего связан со значительным стремлением проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, желанием достичь своих целей (самоопределение, самореализация, самосовершенствование); подросток владеет достаточно большим объемом знаний и умений в конкретном направлении досуговой деятельности; имеет значимые успехи в процессе до-суговой деятельности, что воплощается в конкретном результате подростка; сформировано его ценностно-эмоциональное отношение к досуговой деятельности.

Средний уровень определяется при условии значительного стремления проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, желания достичь своих целей (самоопределение, самореализация, самосовершенствование), но при этом не четком понимании целей и установок объектов саморазвития; подросток владеет определенным объемом знаний и умений в конкретном направлении досуговой деятельности; имеет успехи в процессе досуговой деятельности, которые не носят системного характера; сформировано ценностно-эмоциональное отношение подростка к досуговой деятельности.

Уровень ниже среднего связан со стремлением проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, отсутствием основы самоопределения и саморазвития в досуговой деятельности; подросток владеет

определенным объемом знаний и умений в конкретном направлении досуговой деятельности; имеются некоторые успехи в процессе досуговой деятельности, но они не носят системного характера; сформировано ценностно-эмоциональное отношение подростка к досуговой деятельности.

Низкий уровень развития культуры досуга связан со стремлением проявить себя в значимых для жизненного успеха знаниях, отсутствием основы самоопределения и саморазвития в досуговой деятельности; подросток владеет ограниченным объемом знаний и умений в конкретном направлении досуговой деятельности; имеет успехи в процессе досуговой деятельности, которые не носят системного характера; не сформировано ценностно-эмоциональное отношение подростка к досуговой деятельности.

Изменение уровня культуры досуга подростков осуществляется через применение разработанной технологической модели развития культуры досуга подростков в социально-культурной деятельности детского оздоровительного лагеря, включающей систему целеполагания, организационно-содержательную деятельность самих подростков через этапы реализации комплексной программы и педагогов, осуществляющих направления деятельности через технологии как механизмы (культурно-образовательная, культурно-творческая, коммуникативная, рекреационно-оздорови-тельная, аналитическая).

Успешность реализации определяется комплексом педагогических условий: подготовка педагогического коллектива к участию в развитии культуры досуга подростков в социально-культурной деятельности детского оздоровительного лагеря; организация социально-культурной деятельности лагеря на основе самоуправления, подчиненная развитию самостоятельности, ответственности; активизация социально-культурной деятельности подростков в различных поликультурных группах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова Л. Ю. Досуговая культура старшеклассников в контексте региональной социокультурной среды: автореф. дис. ... канд. культурологии / Нижневарт. гос. гуманитар. ун-т. Тюмень, 2012.

2. Ариарский М. А. От осознания ценностей культуры к разработке механизма инкультурации личности URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/i995/sec4/07.pdf.

3. Бондаревская Е. В. Опыт разработки концепций воспитания. Ростов-на-Дону: Ростов. гос. пед. ун-т, 1993. Ч. 1.

4. Бочарова В. Г. Социально-педагогическая деятельность как научная категория. Москва: Наука, 2002.

5. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга. Москва, 1998.

6. Давлетчин И. Л. Социально-культурная деятельность в детском лагере в условиях формирования культуры нравственных отношений подростков (теория, методика, практика) / ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2013.

7. Котельникова Н. В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь: Ставропольский гос. ун-т, 2003. С. 19-20.

8. Куницына Н. Ю. Социально-культурная деятельность детского оздоровительного лагеря как фактор развития культуры досуга подростков // Глобальный научный потенциал. 2011. № 9. С. 5-7.

9. Лашук И. В. Досуговая культура: концептуальные основания и эмпирические результаты // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2013. Т. 1. № 3 (6). С. 116-120.

10. Литвинова С. Н. Организация досуга детей и подростков: метод. пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей. URL: http://dopedu.ru/attachments/article/207/dosug-detey-i-podrostkov.pdf.

11. Максютин Н. Ф. Культурно-досуговая деятельность: конспект лекций, опорные занятия и определения. Казань: Медицина, 1995. С. 21.

12. Русанова В. С. Воспитательный потенциал центров детского досуга. Челябинск, 2003.

13. Суртаев В. Я. Социокультурное пространство молодежи: методология, теория, практика. Санкт-Петербург: С. -Петерб. гос. ун-та культуры и искусств, 2006.

14. Титов Б. А. Социально-культурный потенциал системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности. Санкт-Петербург, 1998.

15. Фришман И. И. Досуг в детском лагере как социокультурное явление // Народное образование: журнал. 2013. № 3. С. 171-175.

1. Antonova L. Yu. Dosugovaya kul"tura starsheklassnikov v kontekste regional"noy sotsiokul"tur-noy sredy: avtoref. dis. ... kand. kul"turologii / Nizhnevart. gos. gumanitar. un-t. Tyumen", 2012.

2. Ariarskiy M. A. Ot osoznaniya tsennostey kul"tury k razrabotke mekhanizma inkul"turatsii lich-nosti URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/1995/sec4/07.pdf.

3. Bondarevskaya E. V. Opyt razrabotki kontseptsiy vospitaniya. Rostov-na-Donu: Rostov. gos. ped. un-t, 1993. Ch. 1.

4. Bocharova V. G. Sotsial"no-pedagogicheskaya deyatel"nost" kak nauchnaya kategoriya. Moskva: Nauka, 2002.

5. Volovik A. F., Volovik V. A. Pedagogika dosuga. Moskva, 1998.

6. Davletchin I. L. Sotsial"no-kul"turnaya deyatel"nost" v detskom lagere v usloviyakh formirovaniya kul"tury nravstvennykh otnosheniy podrostkov (teoriya, metodika, praktika) / FGBOU VDTs «Orlenok», 2013.

7. Kotel"nikova N. V. Innovatsionnye tendentsii v sfere molodezhnogo dosuga v sovremennoy Rossii: avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. Stavropol" : Stavropol"skiy gos. un-t, 2003. S. 19-20.

8. Kunitsyna N. Yu. Sotsial"no-kul"turnaya deyatel"nost" detskogo ozdorovitel"nogo lagerya kak faktor razvitiya kul"tury dosuga podrostkov / / Global"nyy nauchnyy potentsial. 2011. № 9. S. 5-7.

9. Lashuk I. V. Dosugovaya kul"tura: kontseptual"nye osnovaniya i empiricheskie rezul"taty // Inzhenerno-stroitel"nyy vestnik Prikaspiya. 2013. T. 1. № 3 (6). S. 116-120.

10. Litvinova S. N. Organizatsiya dosuga detey i podrostkov: metod. posobie dlya pedagogov sistemy dopolnitel"nogo obrazovaniya i dlya roditeley. URL: http://dopedu.ru/attachments/article/207/dosug-detey-i-podrostkov.pdf.

11. Maksyutin N. F. Kul"turno-dosugovaya deyatel"nost": konspekt lektsiy, opornye zanyatiya i opredeleniya. Kazan" : Meditsina, 1995. S. 21.

12. Rusanova V. S. Vospitatel"nyy potentsial tsentrov detskogo dosuga. Chelyabinsk, 2003.

13. Surtaev V. Ya. Sotsiokul"turnoe prostranstvo molodezhi: metodologiya, teoriya, praktika. Sankt-Peterburg: S. -Peterb. gos. un-ta kul"tury i iskusstv, 2006.

14. Titov B. A. Sotsial"no-kul"turnyy potentsial sistemy dopolnitel"nogo obrazovaniya detey // Dopolnitel"noe obrazovanie detey - faktor razvitiya tvorcheskoy lichnosti. Sankt-Peterburg, 1998.

15. Frishman I. I. Dosug v detskom lagere kak sotsiokul"turnoe yavlenie // Narodnoe obrazovanie: zhurnal. 2013. № 3. S. 171-175.

Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата - короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах - физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной). Все телесное постепенно приобретает черты мужского или женского организма. Изменения касаются созревания всех структур мозга, и как следствие развитие и формирование личности претерпевают большие изменения .

Физиологическими изменениями, накладывающими отпечаток на развитие подростка, обусловлены противоречия в его личности.

«Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений» .

Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).

Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Характерной чертой подросткового возраста является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Анализируя себя, у него начинают формироваться ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе .

Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур. Здесь закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Утрачивают ценность прежние интересы подростка, но интенсивно формируются новые на основе проявления положительных факторов - возрастает его самостоятельность, значительно более многообразными содержательными становятся его отношения с другими людьми, взрослыми, он активно осваивает чужую социальную позицию, происходит переоценка ценностей.

То есть, можно сказать, что подростковый возраст - период активного формирования мировоззрения человека - системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.

Основные личностные новообразования подростка (открытие «Я», осознание своей индивидуальности, возникновение рефлексии, развитие мышления, воображения, формирование нравственного мировоззрения, самоопределение) являются важными внутренними условиями развития ценностных ориентаций.

Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается преднамеренное внимание .

Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. При значительной склонности к романтическому, воображение у подростков приобретает более реалистичный и критичный характер. Они более трезво оценивают свои возможности.

В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем, психологическом развитии у детей к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную позицию.

Таким образом, подростковый возраст, период стремительного развития и быстрых изменений личности, является наиболее ответственным этапом в формировании культуры подростка.

Формирование основ культуры подростков осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества, при помощи прививания определенного отношения к самому себе, гуманистическому мировоззрению, дисциплинированности, к труду и природе, патриотизму.

Ускорение темпов модернизации общества влечет за собой перемены в мире ценностей. Владение информацией приобретает значение «новой собственности», изменяющей характер политических, экономических, нравственных отношений. Поэтому большую роль в формировании общей культуры подростков играют кино, телефильмы, а так же средства массовой информации.

Формирование картины мира и системы ценностей человека, багажа знаний, отношения к жизни и отдельным ее явлениям, структуры интересов, мотивации к той или иной деятельности, культуры речи и бытового поведения - берет на себя телевидение. Оно «фактически контролирует всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, оно выделяет отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придает им особый вес, повышает ценность одной идеи, обесценивает другую, поляризует, таким образом, все поле культуры» .

Телевидение может обогащать подростка, процесс его воспитания и в то же время вызывать ранний интерес к явлениям, к которым подросток еще не готов, негативно влиять на личность, создавая чувство страха, возбуждая неокрепшую психику, оставляя глубокий неизгладимый след в подсознании, формируя позитивные эмоциональные проявления к садистским явлениям и пр.

Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. Важно научить правильно смотреть и понимать кино и телефильмы.

Не меньшее влияние на формирование культуры личности подростка оказывает компьютер с его информационными возможностями. Компьютер обладает уникальными возможностями самовключения подростка в отношения человека и техники, при которых он становится не просто поглотителем информации, но и активным соучастником. Неконтролируемость и всеядность во взаимодействии подростка с компьютером может иметь достаточно серьезные отрицательные последствия. Так, например, проведенные психологами исследования сферы интересов показывают, что у подростков, увлекающихся компьютером, получены более низкие показатели интересов в гуманитарной области (музыка, искусство, литература).

Однако компьютер оказывает не только негативное воздействие. Он предоставляет возможность использовать его огромный позитивный потенциал по различным направлениям: овладение навыками обращения с современной электронной техникой; получение широкой и разносторонней информации ребенком с ограниченными возможностями взаимодействия со средой; направленное развитие с помощью специальных программ информационного и развивающего воздействия; осуществление частной реабилитации с использованием специальных программ, позволяющих преодолевать определенные патологические явления; профориентационная работа с подростком, подготовка его к последующей профессиональной деятельности, требующей знаний компьютерных технологий.

В последние годы активизировалось формирование подростковых субкультур просоциальной (молодежные движения) и антисоциальной (группировки, носящие агрессивный характер, утверждающиеся за счет других) направленности, как в России, так и за рубежом. Причины такой активизации различны. Основные причины их активизации состоят в кризисе общества и его основных институтов, кризисе института семьи и семейного воспитания, коммерциализации СМИ и всей художественной культуры .

«Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями» .

В этом мире существует свой особый сленг и стиль общения.

В.С. Мухина образно выражает сущность подросткового словотворчества: «сленг в подростковых объединениях - это языковая игра, отход от языковых норм; это маска, карнавал, «вторая жизнь» . При этом словотворчество проходит в основном по принципу заимствования иноязычных слов или употребления существующих в ином смысле. Потребность подростка в скрытой от официальной речевой культуры форме существования объясняется психологией возраста. Уйти от социального контроля в возрастную группу, сделать так, чтобы не путали с другими, обособиться не только территориально, но и знаковыми системами, придав особый смысл своему объединению, - вот что становится глубинно привлекательным для подростков. Возникает особый тип общения, недопустимый в обычной жизни. Здесь вырабатываются и особые формы сленговой речи, которые не только стирают межиндивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.

В подростковой культуре помимо сленга появляется также мат. Использование матерных слов для подростка - это способ преодолеть социальные запреты на табуированные культурой слова. Подросток, использующий мат, чувствует себя освобожденным, поднявшимся из-под прессинга предопределенного контроля речи. Сегодня подростки пользуются матом не только в своих сообществах, но и, не стесняясь, в общественных местах. Тому причиной не столько выход в свет специальной литературы, сколько использование мата в обыденной жизни взрослыми носителями великого и могучего русского языка. Мат как явление языка обсуждается на страницах газет, звучит с экрана телевизора .

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей .

культура личность подростковый литература