Задание а6 егэ по русскому языку теория. А6

Проверьте свою готовность к заданию А6 ЕГЭ по русскому языку.
Выполните задания, и сверьтесь с ответами внизу статьи.

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Одарённость - свойство личности человека, которое определяет его возможности в достижении незаурядных результатов в каком-либо виде деятельности.

2) Внимание - это та единственная дверь нашей души, через которую всё непременно проникает.

3) Солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра.

4) Есть в детстве видения, которые сохраняешь в памяти на всю жизнь.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Гора, на которой мы стояли, жила вроде бы отдельно от всего леса.

2) Бричка, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим домиком.

3) Избавлю вас от возгласов, которые ничего не выражают.

4) Эта долина была завалена снеговыми сугробами, которые довольно живо напоминали Саратов. Тамбов и прочие милые места нашего детства.

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Вообще о писательской работе существует много таких мнений и предрассудков, которые могут привести в отчаяние своей пошлостью.

2) Для искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце.

3) Материал, из которого писатель слагает произведения, - слово.

4) Я увидел, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле.

4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Помню, я открыл книгу, стоя около киоска, где я её купил.

2) У нас были и есть писатели, которые сумели ввести науку в свете науки в свои повести и романы как необходимейшее качество прозы.

3) Писателя занимает мечта, которая живёт у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый ученый.

4) Рассказы Грина пьянили, как душистый воздух, который сбивает нас с ног после чада душных городов.

5. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Сначала русские люди, которые поселились на Дальнем Востоке, просто переносили в сады дикие растения тайги, а затем стали их скрещивать с культурными сортами.

2) Скупо и медленно пробивался свет сквозь тучу, которая опустилась на море.

3) По степи, которая ещё не успела остыть за ночь, уже тянет опять тёплый ветер.

4) Это был не поезд, а скорее грузовой состав, к которому прицепили для пассажиров несколько вагонов.

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В конце концов он попадал в столицу, о которой, по правде сказать, у меня у самого было в то время весьма смутное представление.

2) Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого.

3) Это был город, в котором прошло детство нас обоих.

4) Детство, которое остаётся в нас навсегда, рано или поздно напомнит о себе.

7. В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?

1) Облик О.Кипренского наиболее полно соответствовал представлениям литераторов о том, каким должен быть живописец-романтик.

2) В 1827 году появились два самых известных портрета А.С. Пушкина, которые были написаны О. Кипренским и В. Тропининым.

3) Пушкин показан на портрете в модном сюртуке и в плаше, который накинут на плечо.

4) Пушкин очень ценил портрет, который выполнил Кипренский.

8. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Всё было как бы обыкновенным в то утро: и ловля окуней, и все неповторимые запахи, которые возникают утром среди травы.

2) Будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства - умения мечтать и любить.

3) Вдали увеличивалось и, уносясь ветром, поднималось облако дыма, которое вскоре закрыло солнце.

4) Над степью летали все те же грачи да коршун, который солидно взмахивал крыльями.

9. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Человек, который живёт в согласии со своим внутренним миром, - всегда созидатель и художник.

2) Он не успел рассказать нам и сотой доли того, что он превосходно видел и знал.

3) Это та зоркость, что под прискучившим покровом окружающих явлений видит глубокое содержание.

4) Когда-то одна строчка Пришвина объяснила мне явление, кото-рос до тех пор казалось мне случайным.

10. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Понадобился проводник, который хорошо знал бы лесные тропы.

2) Всё, что полагалось в дорогу, было собрано и сложено в чемодан.

3) Стеклянная дверь, через которую мы вошли, вела в большую гостиную.

Задание 6 (новое) ЕГЭ -2019

1. заменив неверно

употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского

литературного языка.

Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не

один год.

2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив

неверно

русского литературного языка.

отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.

3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив

неверноупотреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного

русского литературного языка.

Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле

командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.

4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно

употреблённоеслово

литературного языка.

На дворе плакала серым дождиком осень; листья, отрываясь от сырых веток, танцевали

свой последний вальс; вся эта грусть природы, по- видимому, передалась и мне: настроение

моё было мажорное.

5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Выпишите это слово.

Температура атмосферного воздуха в феврале была выше нормы, поэтому первоцветы

распустились раньше обычного.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Выпишите это слово.

В своей диссертации молодой учёный привёл результаты проведённых им исследований

новой вакцины.

7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Выпишите это слово.

Чтобы написать недописанное сочинение, учитель дал нам время на уроке литературы.

8. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Выпишите это слово.

«Дальнейшее совместное сотрудничество наших стран будет развиваться», ─ сказал на

встрече президент.

9. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Выпишите это слово.

Он хорошо разбирался в тонких нюансах промышленного строительства.

10. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Выпишите это слово.

Маршрут движения автобуса с тех пор не менялся.

11. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Выпишите это слово.

Промышленная индустрия развивается всё стремительнее -наш город превращается в

крупный экономический центр.

12. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Выпишите это слово.

В такой благоприятной среде могли возникать различные всевозможные

микроорганизмы.

13. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Выпишите это слово.

Петька стал бойко рассказывать вслух, как ему удалось поймать щуку размером с него

14. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Выпишите это слово.

Максим заранее предчувствовал, что встреча не сулит ему ничего хорошего: очень уж

агрессивно выглядел его собеседник.

15. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Выпишите это слово.

Миновали те грустные времена, когда поиск нужного слова сопровождался длительной

работой с огромными объемами сведений, информации.

16. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно

употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского

литературного языка.

Один изпоследних фильмов знаменитого режиссёра создал неоднозначную реакцию

зрителей.

17. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно

употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского

литературного языка.

самая заветная мечта-одержать первенство волимпиадной борьбе.

18.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно

употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского

литературного языка.

Число девятиклассников, желающих поехать наосенних каникулах вМихайловское,

прогрессирует скаждым днём.

19.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно

употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского

литературного языка.

После двухмесячного посещения дома Туркиных итрепетных ухаживаний заКатенькой

Старцев предоставил ейруку исердце.

20.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно

употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского

литературного языка.

Творчеству А.П. Чехова посвящена серия лекций, накоторых были прочитаны отрывки

из его творчества.

21.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно

употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского

литературного языка.

Многолетней верной службой Бахтеев хотел загладить свою ответственность

заопрометчивый поступок, совершённый вюности.

22.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно

употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского

литературного языка.

Юрисконсульту фирмы поручили втечение двух недель выразить свой ответ

на предложения о сотрудничестве, поступившие отконцерна «Астарта».

23.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно

употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского

литературного языка.

Жители маленькой иркутской деревушки ещё долго будут вспоминать эту студёную стужу,

когда отхолода трескались стволы деревьев.

24.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно

употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского

литературного языка.

Посравнению спровинцией столичный регион отличает большой уровень экономической

грамотности населения.

ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2014 ЗАДАНИЕ А 6 Замена придаточного определительного причастным оборотом https: //vk. com/samarus_rus

Формулировка задания А 6 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

Замена возможна: до замены: [ Существуют три основные проблемы ], (которые определяют практическую значимость проекта). - СПП с придаточным определительным. после замены: [ Существуют три основные проблемы, определяющие практическую значимость проекта ]. - простое предложение, осложнённое причастным оборотом.

Замена невозможна: 1. В главном предложении есть указательные местоимения (тот, такой. . .). Мы решали такие задачи, которые могут встретиться на экзамене.

Замена невозможна: 2. Союзное слово КОТОРЫЙ стоит в форме косвенного падежа (замена возможна, если "который" - в форме И. п. или В. п. без предлога). Зачастую аллергические реакции возникают на длинношёрстых зверьков, которыми (Т. п.), как правило, оказываются кошки.

Замена невозможна: 3. Перед местоимением КОТОРЫЙ стоит предлог. Вдали виднелись деревья, на которых распустились листочки.

Замена невозможна: 4. Перед местоимением КОТОРЫЙ стоит другое слово, и запятая находится перед этим словом. Долгое время киты, наблюдать которых удавалось раньше немногим, считались рыбами.

Замена невозможна: 5. Сказуемое в придаточном - глагол в условном наклонении или в будущем времени. Я увидел книгу, которую хотел бы иметь в своей библиотеке. Мы устроили праздник для детей, которые осенью пойдут в школу.

Данное задание вызывает у выпускников трудности.

Задание 6 в экзаменационных материалах 2019 г. проверяет сформированность умений по стилистической правке (неуместность употребления слов, форм или конструкций) в связных текстах (предложениях). Следует заметить, что огромный материал для создания задания содержится в сочинениях участников экзамена.

В качестве основы для лингвистического материала задания 6 будут взяты основные виды речевых ошибок (табл. 4), представленные в Учебно-методических материалах для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 года.

Таблица 4

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5)

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

Неразличение синонимичных слов

Употребление слов иной стилевой окраски

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

Нарушение лексической сочетаемости

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша, очень прекрасный.

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком.

Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Особенности лингвистического материала определили возможные варианты предъявления задания в экзаменационной работе. Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена. Приведем примеры.

Вариант 1.

Вариант 2.

Исключение

Замена

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Ответ: __________________________.

(Ответ: необычный)

(Ответ: потерпели)

Из демоверсии ЕГЭ:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

Ответ: главную

В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи "главная суть" является плеоназмом. «Суть - самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).

Формулировка 2: замените неверно употребленное слово

"Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка."

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Ответ: потерпели

Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.

Алгоритм выполнения задания 6

1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки).

2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности).

3) Если это ошибка, исправь ее.

Теория

Нарушение лексических норм

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.


Типы ошибок


ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

1 Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.
2 Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
(проверяется в задании 5)
Мое отношение к этой проблеме не поменялось.
Были приняты эффектные меры.
3 Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию.
4 Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
5 Неуместное употребление эмоционально - окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
6 Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других.
7 Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление.
8 Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Молодой юноша, очень прекрасный
9 Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
10 Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
11 Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.


Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.

(Облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.)

Употребление фразеологизмов. Ошибки.

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

    сокращение выражения «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»)

    замена слова («львиная часть» вместо «львиная доля»)

    совмещение двух оборотов («играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»)

Употребление паронимов

Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)

Правильному употреблению паронимов посвящено по русскому языку.

Плеоназм. Употребление лишних слов.

Плеоназмы – словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением другого, рядом стоящего слова (главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу и другие).

Тавтология

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология ) – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение).

***Помимо избыточности слов, к лексическим ошибкам относится и недостаточность слов, но в задании 6 это не проверяется.

В кабинете висели русские писатели (портреты).

В читальный зал в одежде не входить! (в верхней одежде)

Неправильное употребление синонимов, антонимов, омонимов.

Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать вкалывать и тд.)

Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова.

Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза).

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали)

*** Также возможно некорректное употребление антонимов и омонимов.

Антонимы – слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг).

В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»).

Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (лук – растение / оружие, брак – супружество / некачественная продукция).

На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза).

Неоправданное и неуместное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов, заимствованных слов, многозначных слов.

Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

Историзмы - это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей - актер).

***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, спутник).



Диалектизм - лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. (свеклы)

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.

Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками)

Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений.

Как правило, контекст помогает разграничить, в каком именно значении употреблено слово. Однако такое наблюдается далеко не всегда, что также может привести к речевой ошибке.

У него было низкое здоровье (в значении плохое здоровье).

Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. (шахматный термин – развитие партии)