Приметы на август. Народные приметы августа

В августе отмечается 32 народных праздника и 1 православный пост, на эти дни приходится около 1000 примет. В этот список не входят международные и профессиональные праздники, только славянские и православные праздники. Праздник есть на каждый день.

Август — это восьмой месяц года в юлианском(старом стиле) и григорианском календарях, шестой месяц староримского года, начинавшегося до реформы Цезаря с марта. Один из семи месяцев длиной в 31 день. В Северном полушарии Земли является последним, третьим, месяцем лета, в Южном - последним, третьим месяцем зимы.

Первоначально месяц назывался Секстилий, что в переводе с латинского - шестой и содержал 29 дней. Юлий Цезарь, реформируя римский календарь, добавил ещё два дня в 45 г. до нашей эры, придав ему современный вид, длиной в 31 день.

Праздники и приметы на Август

На Руси святую Макрину нередко называли, немного искажая имя, Мокриной, и не случайно: по тому, насколько «мокрый» этот день, судили о приближающейся осени. Так и говорили: «Макрина мокра - и осень мокра». По погоде этого дня судили о том, какова будет осень.

  • Дождь на Мокринин день дождь идет – посев зимних хлебов будет удачным.
  • Сухая погода 1 августа – аналогичные дни будут еще долго.
  • Если на Макрину не пошел дождь – так будет еще 6 недель; если пошел – то на тот же срок.

С Ильина дня, по народным поверьям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться. Наши предки верили, что в воду с этого дня возвращается всякая нечисть.
В народных традициях Илья-пророк предстает в виде могучего седого старца, который на своей колеснице ездит по безбрежному небу, и его карающая рука посылает огненные стрелы, поражая бесов и людей, которые не соблюдают закон Божий.

  • С Ильина дня вода холодна.
  • С Ильина дня купаться нельзя — Илья в воду написал.
  • В День Ильи лето заканчивается.

На Руси память преподобного отмечали особенным образом: все работы в этот день в честь монаха полагалось совершать молча. Говорили, что на Онуфрия ни одного лишнего слова не стоит произносить без крайней необходимости.
3 августа начинали собирать яблоки, упавшие с яблонь, из которых варили компоты, ставили квас и домашнее вино. Считалось, что есть их сырыми нельзя, а можно только перерабатывать.

  • Если случатся сильные росы, то будет плохой урожай льна.
  • Если ночь на Онуфрия Молчаливого свежая и прохладная, значит, зима наступит рано и будет холодной и долгой.
  • Илья Пророк — с громами, Онуфрий — с земными поклонами.

Изначально данный праздник был языческим и посвящался Марии-заступнице, хранительнице женщин. После прихода христианства на Русь церковь в этот день начала чтить память равноапостольной Марии Магдалины, мироносицы (несущей миро – благовонное масло).

  • На Марию Магдалину в поле не работают - гроза убьёт.
  • На Марию сильные росы - льны будут серы и косы.
  • Мария Магдалина - ягодница, поцелуйница, сладостница.
  • Стелят льны по росной траве.
  • В лес иду - пусто, из лесу - густо!

В этот день стояла, как правило, сухая погода, а потому и старались крестьяне каждый час с пользой для дела проводить. Бессонником этот день прозвали потому, что в разгаре была пора рабочей страды. Работа в поле и на огороде просто кипела, и за день нужно было очень многое успеть. Работникам приходилось вставать как можно раньше, чтобы успеть сделать как можно больше.

  • Если вечером 5 августа стелется туман – значит, погода будет хорошая.
  • Нельзя долго спать – примета к тому, что не успеешь закончить все работы.
  • Перед самым рассветом звезды ярко сверкают – это к дождям через два-три дня.

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб - первые святые, которых канонизировала Русская Церковь. Их подвиг открывает одну из удивительных граней христианства. Борис и Глеб не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком - кротко приняли мученическую смерть и простили своих убийц.

  • Если на Бориса и Глеба стоит светлая и теплая погода, то будущая зима будет морозной и малоснежной, если же в этот день идет дождь, то и зима будет снежной и теплой.
  • На Бориса и Глеба дозревает хлеб.
  • Средняя суточная температура упала ниже +15 °C, значит, пришло время собирать черемуху.

В этот день чествуют святую Анну – мать девы Марии, бабушку Иисуса Христа. В силу божественных родственных связей ее величают особым образом – Богопраматерь (по аналогии с Богоматерью).

  • Если утренник холодный, и зима холодная.
  • Погода до обеда предсказывает погоду зимы до декабря, а погода после обеда - после декабря.
  • Светлая и теплая погода предвещает холодную зиму, если же идет дождь — зима будет снежная и теплая.
  • Много желудей на дубе — к теплой зиме.
  • Если 7 августа аисты решили начать приготовления к отлету, значит, зима сулит быть ранней и морозной, а весна, наоборот, теплой.

Так этот день посвящен памяти святого Ермолая, Никомидийского мученика, поэтому торжественных празднований на Ермолаев день не устраивали, а занимались традиционными для этого времени года делами – жатвой, сбором яблок и трав. Крестьяне спешили закончить жатву хлеба. На мельницах, ветрянках и водяных, толчеях, крупорушках в этот день был ремонт.

  • Холодное утро в Ермолаев день предвещает раннюю и холодную зиму.
  • На липе стала желтеть листва – осень будет ранней.
  • Лягушки на берегу – к непогоде, сидят в водоеме – к засухе.
  • Если в день святого Ермолая собирать целебные травы, то их полезные свойства усилятся волшебством.

9 августа начинается последний сбор лекарственных трав. Работать в поле в этот день нельзя — гроза спалит или хлеб, или сено.
В день праздника Пантелеймона Целителя родители молятся святому о здоровье детей, близких. Из жития святого мы узнаем о главных событиях его жизни, о том, что он умел лечить недуги и никому не отказывал в просьбе об исцелении.

  • Все травы, собранные 9 августа, будут обладать целебными свойствами.
  • Муравьи заделывают входы в муравейники – скоро будет дождь.
  • Сильно стрекочут и прыгают кузнечики – примета к тому, что погода будет ясной и сухой.

Главное правило этого дня на Руси звучало так: «Прохоры-Пармены - не затевай мены». Считалось, что любые торговые начинания в этот день не заладятся, а все, что выменяешь, либо пропадет, либо сломается.
10 августа принято было славить кузнецов, поскольку именно с их помощью крестьяне справлялись с полевыми работами – они не могли бы сделать этого без соответствующего инвентаря.

  • На Руси существовало поверье: «На Прохора и Пармена не будет толку от мены». В этот день старались ничего не менять, так как считалось, что оно или потеряется, или сломается.
  • Щедрая роса поутру предвещает солнечный день.
  • Если 10 августа безветренно и льет дождь – это к продолжительной непогоде.

Именно с 11 августа уже нередко отмечали, что случаются утренние заморозки отмечали. Низкая температура негативным образом сказывается на урожае. Крестьяне в этот день молились святому Каллинику с просьбой сохранить урожай.

  • Если на Калинов день не будет заморозков, так и Лука (5 сентября) не заморозит.
  • Вечерами и ночами зарницами калинник грозит, осенние грозы насылает.
  • Серафима на поле собирает зарницы, а жницы — рожь да пшеницу.

На руси в день Силы и Силуана люди судили о погоде. Например, считалось, что если день этот выдастся прохладным и пасмурным, то дождя не стоит ждать. Зато скорый дождь предвещало сильное мерцание звезд на рассвете этого дня. Вечерний дождь на Силуана и Силу, в свою очередь, предвещал затяжные осадки.

  • Существует поверье: «Рожь, посеянная на Силу, уродится сильно».
  • Считается, что в этот день нечисть особо прячется, опасаясь гнева святого.
  • Рябина хорошо уродилась – жди ненастную осень и холодную зиму. А если ягода еще и «огнем горит» — это значит, что грядущее лето сырым будет.

В Евдокимов день наши предки заговаривали борону, чтобы зубья при работе в поле не гнулись и не ломались. Заканчивая очередной цикл работ, крестьяне кланялись бороне в пояс, благодарили ее, очищали, убирали под навес от непогоды.

  • С 13 августа можно собирать репу – один из главных продуктов в рационе крестьянина. Из нее варили кашу, парили, жарили, клали в пироги, добавляли в квас.
  • Если увидеть летящую паутинку, значит солнечная, теплая погода простоит еще долго. На хорошую погоду указывает и быстро рассеивающийся утренний туман.

Первый день Успенского поста, с этого дня разрешалось есть овощи, начинался интенсивный сбор мёда и его освящение. Совершались крестные ходы и водосвятия на реках, купание в освящённой воде людей и скота, освящались колодцы.

  • По народным приметам в этот день пчелы завершают свой труд по сбору меда и готовятся встречать холода.
  • У первого спаса всего в запасе – и дождь, и солнце, и ветер.
  • Журавль на спас в отлет летит.
  • На медовый спас даже нищий медку попробует.

15 августа собирали поздноцветущие травы, производили последний покос травы и уборку сухого сена на сеновал. В этот день положено поить лошадей освященной водой, погрузив в нее любой серебряный предмет. Считали, что это поможет защитить животных от нечистой силы и болезней. Также это было время укоса травы, которая уже отросла.

  • Каков Степан Сеновал, таков и сентябрь.
  • Косят отаву. Кончают сенокосные работы.
  • Какая погода днем, такой она будет в сентябре.

16 августа ждали появления вихрей, которых можно было расспросить о том, какова будет в этом году зима. Сама по себе это очень интересная традиция. В этот день самые смелые выходят на перекрестки и «сторожат» вихри.

  • Высокие (перистые) облака вытягиваются узкой и длинной полосой — скоро будет сильный ветер.
  • Какой Антон, такой и Николай (19 декабря).
  • На Исакия вихри - к крутой и суровой зиме.

День когда православные христиане в молитве почитают память святой Евдокии (в народе - Авдотьи). Евдокия известна своим героическим поведением и непоколебимой верой во времена, когда православные подвергались жестоким гонениям и были ущемлены.
В эту пору поспевала дикая малина, и детвора спешила в лес с туесами, чтобы набрать побольше сладких ягод.

  • Погода 17 августа прогнозировала, каким будет ноябрь.
  • Ежели день выдался парким и душным – это к затяжным мелким дождям.
  • По урожаю дикой малины в старину судили о будущем урожае хлеба.
  • Авдотья Огуречница семь дождей несёт.

На Руси люди 18 августа закликали жнивы, выходили на поле и, обернувшись на четыре стороны, призывали землю помочь в созревании посевов. Также собирали лук. Была распространена традиция, согласно которой нужно обязательно есть 18 августа хлеб с солью и луком, обязательно запивая квасом.

  • Каков Евстигней, таков и декабрь.
  • Одной рукой жни, другой сей.
  • Одно дело делай, другое ведай.
  • День прозевал - урожай потерял.

По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. У восточных славян только с Яблочного Спаса позволялось есть яблоки и блюда из плодов нового урожая. В этот день они освящаются в церкви.

  • Если съесть яблоко 19 августа и загадать при этом желание, то оно обязательно сбудется.
  • Если на Спас, на вашу руку, два раза сядет муха, то это на удачу.
  • Какая погода в этот праздник, такая будет и в январе. Если днем идет дождь - зимой тоже будет много осадков.

В народе 20 августа отмечали наступление осени и постепенное завершение лета. Например, наблюдали за журавлями, которые именно в это время отправлялись в теплые края. Начинают 20 августа сеять озимые. Завершается пора летних гроз, а с березы начинают опадать листья. После Марии-Пимены в лес за малиной больше не ходят.

  • Заря на восходе красная – к скорому дождю.
  • Мало облаков – прохладно и ясно будет; полосами идут – жди дождя.
  • Если луна стала красной — надо вскоре ждать сильных ветров.
  • Слышно много петухов на закате до первых звезд – к хорошей погоде.
  • И сеют, и жнут, и про осень бают.

Крестьяне этого святого прозвали Мирон Ветрогон ранний, так как 21 августа нередко дули сильные ветры. «Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету», - приговаривали наши предки.

  • Если вода в водоемах в полдень тихая, значит, осень будет спокойная, а зима мягкая.
  • Изморозь поутру обещает хороший урожай в следующем году.
  • Слышно кваканье лягушек и вода в ручье шумит – к скорому дождю.
  • Множество ягод в лесу 21 августа — предсказывает холодную зиму.

В народе праздник получил название «Змеесос» по старому поверью, которое гласит, что именно 22 августа змеи нападают на коров. Вопреки ожиданиям, они не кусают, а присасываются к вымени и пьют молоко. Помня об этом, хозяева в этот день оставляют животных дома, не выпуская на пастбище.

  • После Матвея мужик на поле не потеет, летний жар отступает, осень кутаться в одежу заставляет.
  • Про работу в поле в этот день говорили: «На Матвея ненастного всякий труд напрасный».
  • Если ветер южный и вихревой – зимой много снега будет.

Труд мельников на Руси всегда почитался и уважался, но с 23 августа и по сентябрь он был особенно востребован, ведь начинался помол зерновых. Крестьяне в этот день несли первый сноп на мельницу, чтобы испечь хлеб из муки нового урожая, который всегда получался особенно ароматный и вкусный.

  • Если 23 августа стоит сильная жара, то жарко будет всю осень.
  • Если в этот день идет дождь, то он будет идти всю осень.
  • Этот день от глазных болезней спасает.
  • Родившимся в Лаврентьев день следует носить селенит. Их цвет - розовый.

Не только страшным поверьем о белом коне известен был день Евпатия Коловрата. Также в этот день, как считалось, на болотах появляются блуждающие огни, которые на самом деле являются душами убитых и утопленников.

  • Если на Евпатия новолуние и погожий день, значит, осень будет теплая и солнечная.
  • На Коловрата нет ветра – два-три дня будет благоприятная погода.
  • Если звезды сильно мерцают на рассвете, то через 2-3 дня будет дождь.

Праздник установлен в честь мучеников Аникиты и Фотия, которые приходились друг другу дядей и племянником. Аникита был военным сановником в Никомидии во времена императора Диоклетиана (конец 3 — начало 4 веков)

  • Если с утра на траве изморозь – урожай озимых будет хорошим.
  • Если 25 августа день выдался пасмурным и дождливым – ясных теплых дней ранней осенью будет мало.
  • Если кошка моет шерсть на голове – будет тепло и солнечно.

26 августа крестьяне убирались в погребах, проверяли, не завелась ли там гниль или сырость. В субботу перед Максимом-исповедником поминали предков.

  • Если над лесом стоит густой туман – урожай грибов будет отменным.
  • Если 26 августа много грибов уродилось, так и хлеба будет много.
  • Если сова всю ночь ухает, значит, скоро погода переменится.

Тиховеем святого Михея называли потому, что его день был известен своими ветрами. По силе ветров судили о предстоящей погоде: «Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается».
Считается, что Михей первым из пророков предсказал, что Иудея будет разрушена из-за греховного поведения ее лидеров.

  • Если на Михея ветер сильный, то сентябрь будет дождливым.
  • Тихий ветер в сад - сухая осень в лес.
  • Северный ветер – к хорошему урожаю ржи.
  • Если на Михея Тиховея журавли не полетели – значит зима будет поздней, если же сорвались – быть морозу в середине осени.

Полное церковное название праздника – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Он посвящен воспоминанию о смерти Божией Матери. Слово «успение» символизирует не смерть обычного человека, а вознесение духа и тела к Богу.

  • Если до Успения землю распахать, то можно успеть еще одну копну пожать.
  • Появилась радуга на небе – примета к тому, что осень будет теплой.
  • Дождливая погода на Успение Пресвятой Богородицы предвещает сухую осень.
  • Если праздник совпадет с «бабьим летом», то зима будет морозной и малоснежной.
  • Девушка, которая до Успения не найдет парня, до весны будет незамужней.

На Третий Спас в церкви святят орехи, и с этого дня разрешается есть орехи нового урожая. А с Успением Богородицы, отмечаемым накануне, связывали окончание хлебной жатвы. Согласно народным поверьям, урожай орехов предвещает урожай ржи на следующей год.

  • Если хороший урожай орехов, то и урожай хлеба на следующий год будет хороший.
  • Если журавли к третьему Спасу улетали, то на Покров должно быть морозно.
  • Уборку пшеницы следует закончить к Хлебному Спасу, иначе зерно может сгнить.
  • Гроза 29 августа – примета теплой осени.

На Мирона Ветрогона в давние времена народ всегда обращал внимание на погодные приметы. Например, люди верили, что если в этот день утром выпала роса и поднялся туман, то погоды можно ждать хорошей.
30 августа в деревнях и сёлах было принято пойти на вдовий двор и спросить, не нужно ли чем помочь.

  • На восходе солнца небо красное – примета того, что погода будет ветреной.
  • Утром - туман и роса, значит, погода будет хорошая.
  • Если на Мирона ветер дует порывами, то ожидается тихая погода, если же дует непрерывно, то в ближайшее время будет ненастье.

День святых Флора и Лавра заканчивал сезон полевых сельскохозяйственных работ. В народном календаре день памяти Флора и Лавра считался «лошадиным праздником». «Фрол и Лавер до рабочей лошади добер». В этот день на лошадях не работали, чтобы падежа не было, обязательно купали их в реке, кормили овсом, гривы и хвосты украшали красными лентами и окропляли святой водой.

  • Лошадь храпит — к ненастью, фыркает — к дождю.
  • Лошадь трясет головой и закидывает её кверху – к дождю.
  • Если 31 августа лошади собираются косяком в лощину, то это к непогоде.
  • Кто посеет в этот день или позже, ничего, кроме сорняка, не соберет.

Полный список примет на каждый день можно прочитать кликнув на название праздника.

Свое название месяц получил в честь римского импе-ратора Октавиана Августа. На Руси его называли серпень, хлебосол, припасиха-собериха, жнивень, зарев (так как в это время бывают яркие и холодные зори), разносол, густоед; густарь.

ПРИМЕТЫ АВГУСТА

Август — венец лета, страды государь.

Август — закат лета.

Август — разносол, всего вдоволь.

Август — месяц птичьих стай.

В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять.

В августе серпы греют, вода холодит.

Овцы да льны в августе смотри.

В августе всего в запасе: и дождь, и ведро, и серпогодье.

В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.

Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.

На зимний стол август готовит разносол.

В августе зима с летом борются.

Август запасает хлеб на год: у зимы огромный рот.

Август устали не знает — все собирает, припасает.

Август придет — свои порядки заведет. Греет спину, холодит грудь.

Кто в августе спит, тот спит на свою голову.

В августе солнце греет по-летнему, веет ночь про-хладой.

Лето переломилось — позже занимается рассвет, раньше смеркается.

Приметы августа:

Утренняя заря скоро потухает — будет ветер.

Красные облака до восхода солнца — к ветру.

Ветер полосами, порывами — к тихой погоде.

Ненастье более бывает при верховом (южном) ветре.

Если далеко видно по горизонту — к ведру.

Золотистый цвет зари и фиолетовая окраска горизон-та — к хорошей погоде.

Хорошая погода сохранится, если ночью ясно.

Сильное мерцание звезд на рассвете предвещает через два-три дня дождь.

Хорошая погода сохранится, если в низких местах вече-ром и ночью образуется поземный туман, рассеивающийся после восхода солнца.

Будет скоро сильный ветер, если высокие (перистые) облака вытягиваются узкой и длинной полосой.

Ночная роса не высыхает — к грозе.

Коль пошел парной туман над лесом — идти по грибы.

Зацвела сосна — зернистый масленок появился.

Полетел пух с осины — идти за подосиновиками.

Уж выползает на дорогу греться — перед дождем.

Муравьи спешно среди дня заделывают входы — будет дождь.

Если идет дождь, но пауки начинают ткать паутину — небо скоро прояснится.

Паук ткет паутину колесом — к ведру.

Полетела паутина — жди длительной солнечной по-годы.

Перед сухой погодой мухи просыпаются рано и начи-нают гудеть, перед дождем же сидят тихо и смирно.

1 августа

Макридин день. Оводы кусаются по-следний день. Заканчиваются летние работы, начинаются осенние.

Смотри осень по Макриде.

Коли на Макриду дождь — на следующий год уродится рожь.

Макрида мокра — и осень мокра: суха — и осень тоже.

Паутина летает — к безденежью.

Грибов мало — к мокрой и снежной зиме.

Кто на Макриду поссорится, того весь год ждут склоки.

2 августа

Ильин день . Илья-пророк — распоряди-тель самых могучих сил природы, разъезжающий по небу на своей огненной колеснице и посылающий на землю молнии, гром и дождь.

Этот божественный образ постепенно вытеснил из религиозных представлений славян бога Перуна, которого считали главным небесным распорядителем в дохристи-анские времена. Илья-пророк нетерпим ко грешникам и к нечистой силе, которая, спасаясь от его гнева, в Ильин день превращается в зверье. В это время начиналась жатва и сбор других сельскохозяйственных культур, и Илью-пророка благодарили в обрядовых песнях:

Илюшка накормил,

И накормил, и напоил,

А Петрушка было

С голоду не уморил.

Здесь Ильин день противопоставляется Петрову дню (25 июня) — голодному времени, когда старые запасы уже давно закончились, а новый урожай еще не созрел.

Рано-рано Илья жито зажинает,

Золотым серпом поле выметает.

Поле выметает, колос высыпает.

Где раз резнет, там сноп кладет,

Где горушечки, там конопушечки,

Где лужок, там снопочек.

По дворам ходили славильщики:

Илья-пророк по межам ходит,

По межам ходит, рожь зажинает,

Рожь зажинает, ярь наливает.

Часты, густы звезды в небесах,

Чаще того копны в полях;

Ясен, красен мак в садах,

Ясней, красней снопы в полях.

На этих полях добра много!

За этим же, хозяинушка,

Живи здорово, богато и долго!

Подари ты нас, певцов —

Каждому певцу по красному яйцу,

Спевальщикам — по калачикам.

Не томи много, дари скоро!

К этому дню крестьяне спешили завершить сенокос, так как он редко обходился без грозы. А дожди, начавшиеся с Ильина дня, бывали затяжными:

До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит.

Если в Ильин день сухо, то шесть недель будет сухо, если в этот день дождь, идти ему шесть недель.

На Ильин день дождь — в закрома, а после Ильина дня — на закрома.

Сгребешь сено в кучи — так и не страшись тучи.

Дождевая вода, собранная в Ильин день, хорошо по-могает от сглаза и порчи.

Начиная с Ильина дня запрещалось купаться в водо-емах.

Считалось, что вода холодеет от того, что одна из ло-шадей, несущих огненную колесницу Ильи, теряет свою подкову и та падает в воду. Еще говорят, что Илья бро-сает в воду кусочек льда, что лось обмакивает в нее свои рога...

До Ильи мужик купается, а после Ильи с рекой про-щается.

Чтобы не рассердить ненароком грозного библейского пророка, в этот день не работали — грех! — и не выго-няли скота. Принято было выпекать хлеб нового урожая. Старший мужчина в семье — «батюшка-пахарь» — бла-гословлял новый хлеб, «новину», разламывал и раздавал членам семьи. Есть его нужно было молча, бережно, не роняя ни крошки.

С Ильина дня погода поворачивает к осени, хотя жара может продержаться еще долго.

Илья лето кончает.

На Илью до обеда лето, а после обеда осень.

С Ильина дня ночь длинна и вода холодна.

С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются.

Петр и Павел на час день убавил, а Илья-пророк — два уволок.

Придет Петрок — отщипнет листок, придет Илья — отщипнет и два.

На Ильин день дождь — будет мало пожаров, ведро — пожаров много.

Комары кусаются последний день. Колодцы рыть нель-зя — вода в них будет плохая. В этот день первое ведро в колодец нужно опустить с мятой — это понравится колодезнику, и он будет хранить колодец.

3 августа

Лошадей работать не заставляют, весь домашний скот кормят сытно и вкусно. Считали зерна в сорванном огурце: четное количество — к благу и при-были.

4 августа

День Марии Магдалины , в который опа-сались молнии и не выходили в поле. В остальном же день считался счастливым.

Марья — добрый день.

Коли на Марью гроза — сена будет за глаза.

Если огурцы засаливаются плохо, не будет ни дождей, ни гроз. Молоко быстро скисает — к грозам.

5 августа

День Трофима-бессонника. С этого дня разрешается спать днем. Пора собирать малину и калину.

На Трофима калинники-малинники.

Лес — что купец пузатый: всяким харчем, всяким товаром торгует.

Найти в этот день хлебную матку — жирный стебель пшеницы или ржи с 12 колосьями — почти то же самое, что найти цветок папоротника в купальскую ночь: при-валит необыкновенное счастье, исполнится сокровенное желание.

6 августа

День Бориса и Глеба . Пора собирать черемуху. В этот день опасались грозы и не собирали копны — молнией подожжет:

На Глеба и Бориса за хлеб не берися.

Борис и Глеб — поспел хлеб.

7 августа

День Анны-холодницы , зимоуказатель- ницы.

Какова погода до обеда, такова и зима до декабря; ка-кова погода после обеда — такова зима после декабря.

Если утренник холодный, и зима холодная.

7 августа (25 июля по старому стилю) называют также «Макарьев день» — время открытия знаменитой нижего-родской ярмарки. Первоначально она происходила у стен Макарьевского монастыря под Нижним Новгородом, чем и объясняется ее название. С перенесением ярмарки в го-род изменились сроки ее проведения (раньше в Макарьев день она уже заканчивалась). «Суета всякого рода, общее стремление к торговле, движение огромных капиталов, утонченный обман в оборотах, заготовление всего на всю Россию, словом, центр всех купеческих расчетов. Вот что такое Макарьевская ярмонка» (И.М.Долгорукий. «Жур-нал путешествия из Москвы в Нижний» 1813 года).

Торговля на русских ярмарках традиционно сопро-вождалась всевозможными развлечениями. Неизменным успехом у публики пользовались так называемые раеш-ники, которые привозили большой деревянный ящик с прорезанными в нем отверстиями — раек. В него были встроены два валика, на которые наматывалась широкая бумажная лента с нарисованными на ней картинками — некое подобие фотопленки, поделенной на кадры. Раешник поочередно показывал картинки и сопровождал зрелище увлекательным рассказом. Первоначально основной темой таких представлений была жизнь Адамы и Евы в раю, отсюда и название устройства — раек. Со временем те-матика расширилась: раешники стали иллюстрировать и иронически, с шутками и прибаутками комментировать последние новости, ярко, с выдумкой изображать произо-шедшие события: «Посмотрите, поглядите, вот большой город Париж, в него въедешь — угоришь, а вот большая колонна, на нее посадили Наполеона. А вот в двенадца-том году наши солдатики были в ходу, на Париж идти уладились, а французы взбудоражились». Рядом с райком располагались торговцы сладостями, здесь же зрителям предлагались и лубочные картинки, повторяющие наи-более яркие сцены представления. Таким образом, пло-щадка вокруг райка становилась самым бойким местом на ярмарке.

Непременными участниками ярмарочных гуляний были и скоморохи — странствующие самодеятельные артисты. Первоначально они являлись действующими лицами язы-ческих обрядов, в дальнейшем их функция стала чисто развлекательной, а со временем скоморошьи представ-ления приобрели остро сатирическую, политизированную окраску. Это вызвало недовольство властей, и в XVIII веке скоморошество запретили. Тем не менее образ скомороха остается одним из самых ярких в русском фольклоре.

8 августа

Пора идти в лес по грибы. Если тропинки покрылись плесенью — грибов будет много.

Гриб-грибовой,

Унесу тебя с собой!

Волнушки — в кадушки,

Сморчки — в бурачки,

Опенки — в бочонки,

Грузди — в кузовки,

Боровички — в сундучки,

Масленки — в ведерки.

Уж ты, бор-борок!

Дай нам ягод коробок.

Грибов кузовочек,

Орехов мешочек!

В гнезда клали монетки — на счастье и прибыль. Пасечников задаривали подарками, а меда не ели вплоть до медового Спаса. По берегам рек раскладывали новые льны и холсты, чтобы все женские работы шли как по маслу.

9 августа

День Николы Кочанского . Капуста на-чинает завиваться в кочаны, поспевает голубика.

Ельник-березник — чем не дрова, хлеб да капуста — чем не еда!

Без капусты брюхо пусто.

В некоторых местностях это был день Пантелеймона Зажнивного — предосенний сбор лекарственных трав.

10 августа

День Прохора .

Кто сегодня продает, меняет — все потеряет.

Прохоры и Пармены — не затевай мены.

11 августа

Калинник . В этот день крестьяне опа-сались заморозков:

Пронеси, Господи, Калинника мороком (туманом), а не морозом!

Если овес опять зазеленел — будет плохая осень. Муравьи увеличили кучи — к морозной зиме.

12 августа

День Силы и Силуяна . Лучший срок сева озимых:

Рожь, посеянная на Силуяна, родится сильно.

Святой Сила прибавит мужику силы.

На Силу и Силуяна рожь бывает пьяна (колосья кло-нятся к земле).

Девки крестят кукушку, ведьмы воруют молоко. Ро-дившийся в этот день будет счастливым купцом, сильным умом и телом.

13 августа

День Евдокима , заговенье, последний день перед Успенским постом.

Успенский пост — не голодный.

Пекут маленькие блинцы — охранные. Их кладут в каждый угол дома, чтобы нечисть не заходила. Часть блинцов нужно съесть, обходя дом, лавку, магазин — для прибытка и отвращения воров. Собранные в этот день ягоды черемухи — прекрасное лекарство от заболеваний желудка. .

14 августа

Медовый Спас , первые смотрины резуль-татов крестьянского труда (всего в календаре три Спаса). Этот день — проводы лета, первая встреча осени. Пчелы перестают носить мед, пчеловоды начинают выламывать соты. Первый мед приносили в церковь для освящения и поминали родителей. Мед после этого для становится лечебным. По-другому этот праздник называли Спасов-ка-лакомка.

На первый Спас и нищий медку попробует.

В этот день устраивали крестный ход к воде (еще одно его название — Мокрый Спас), а после водосвятия ку-пались сами и в последний раз в году купали лошадей. Полагалось освящать колодцы и обсеивать избы семенами дикого мака — считалось, что он отпугивает ведьм. От-цветают розы, падают хорошие росы. Начинается отлет в теплые края перелетных птиц — ласточек и стрижей.

Ласточка весну начинает, осень накликает.

В этот день можно пойти на перекресток дорог, начер-тить крест, приложить ухо и послушать: если покажется, что кто-то тяжелый едет — быть богатым в этот год; если едет налегке — к бедности.

15 августа

Степан-сеновал . Окончание сенокосных работ.

Каков Степан, таков и сентябрь.

Чтобы домашние птицы и животные были здоровы, их нужно поить с серебра.

16 августа

День Антона-вихровея .

Каков Антон-вихровей, таков и октябрь.

Если ветер с вихрями — ожидай снежную зиму.

Завихрит со всех сторон — будет злющая зима с тол-стым снегом на дома.

Пыльный день — много хлеба.

17 августа

День Авдотьи-малиновки, огуречницы.

Какова Авдотья, таков и ноябрь.

Пора собирать малину — сегодня она особенно це-лебна, а также огурцы, лук и чеснок. Опасались дождя: если в этот день мокро, то все сено сгниет. Второй отлет ласточек. В этот день предпринимали пост на луке, квасе, хлебе и соли.

18 августа

День Евстигнея-житника .

Каков Евстигней, таков и декабрь.

Жатва в разгаре. Жать хлеб издревле считалось сугубо женским занятием. Женщины пели за работой особые жатвенные песни, способствующие ритмичным движениям серпа. Каждая строчка заканчивалась возгласом «У!» — выше на октаву:

Пора же, мати, жито жати,

Ох и колосок налился — у!

Колосок налился — у!

Пора же, мати, дочку дати — у!

Возвращаясь домой, пели:

И говорило, и говорило

Ржаное жито:

Не хочу я в поле стояти,

Не хочу я колосом махати,

А хочу я во пучок завязаться,

В засенку ложиться,

А чтоб меня, ржаное жито,

Во пучок вязали,

Из меня рожь выбирали.

Много желудей на дубе — к прибыли и хорошему урожаю.

19 августа

Яблочный Спас (или «Спас на горе», так как этот день совпадает-с праздником в честь Пре-ображения Господня на горе Фавор).

Пришел Спас — ушло лето от нас.

С этого дня начинается уборка яблок и разрешается употреблять в пищу плоды и фрукты. Существовало пове-рье, что в этот день в Царствии Небесном раздают яблоки детям — но не всем, а только тем, чьи родители устояли перед искушением попробовать яблочко до Спаса. Поэто-му взрослые, причем не только родители умерших детей, считали за великий грех съесть яблоко, не дождавшись Спаса. На первых сорванных яблоках загадывали:

Думу крепкую надумываю, думу трудную заклинаю, по второму по Спасу да сбудется, а этой осенью — не минуется.

Яблоки приносили в храм для освящения, раздавали бедным.

На второй Спас и нищий яблочко съест.

Вечером ходили в поле и с песнями провожали закат солнца, встречали осенины. Уборка урожая идет полным ходом:

Пришел Спас — всему час.

Начинается отлет журавлей, погода портится:

Пришёл Спас - бери рукавицы про запас, второй Спас шубу припас.

Сухой день предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, а ясный - суровую зиму.

Горох в этот день — лечебный.

20 августа

День Пимены-Марины .

Каковы Пимены, таков и январь.

Ягодная пора прошла.

Пимены-Марины — не ищи в лесу малины.

Если в этот день улетают аисты — осень будет хо-лодной.

21 августа

День Мирона-ветрогона . Время со-бирать опят.

Коли грибовно — так и хлебовно.

Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету.

Иней на траве — к хорошему будущему урожаю.

23 августа

День Лаврентия .

Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик.

Ти хая вода — к хорошей рыбалке осенью.

В полдень вода в реках и озерах тиха — осень будет тихая, а зима без вьюг и злых метелей. Если сильная жара или сильные дожди, то будет так долго — всю осень.

Урожай еще не собран, но судить о нем можно по множеству примет:

В августе дуб желудями богат — к урожаю.

Много сосновых шишек — к урожаю ячменя.

Урожай сморчков — к урожаю проса и гречихи.

Гречиха плоха — овсу пороет.

Урожая орехов два года подряд не бывает.

В этот день перестают петь птицы. Кто шумит — кли-ка ет на свой дом беду.

24 августа

День Евпла . По поверьям, в ночь на мученика Евпла привидения ищут встречи с людьми. Росы становятся целебными — росу собирают на год.

25 августа

Читали заговоры на урожай и прибыль.

26 августа

День Тихона Задонского . К нему об-ращались с молитвой об избавлении от греха уныния.

27 августа

День Михея-тиховея . Начинается ли-стопад.

Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекли-каются.

Михей с бурей — к ненастному сентябрю.

На Михея дуют ветры-тиховеи — к ведренной осени.

Если журавли полетят, то к середине октября мороз, а нет — зима позже придет.

28 августа

Успение , окончание жатвы («дожин-ки»). Из последних оставшихся в поле колосьев жницы устраивали «козу» — связывали их в пучок наподобие шалаша и клали внутрь ломоть хлеба, посыпанный солью. Женщины обращались к Богу с благодарностью за благо-получное завершение жатвы, а затем гадали: старшая из них садилась на землю спиной к «козе», остальные по-давали ей серпы, а та бросала их назад через голову. Чем ближе серп оказывался к «козе», тем более счастливое будущее ожидало его владелицу. Серп, который воткнулся в землю, предвещал несчастье.

Ниву сажали,

Страду пострадали,

Гибкими спинами,

Острыми серпами.

Слава Богу,

До Нового году.

Оставленную на поле горсть несрезанных колосьев «за-вивали в бороду» — перевязывали лентой, приговаривая: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Эту «бороду» предназначали Велесу — покровителю домаш-него скота, или Илье-пророку, или Николаю-чудотворцу. Считалось, что вместе с несрезанными колосьями на поле остается плодоносящая сила зерна, которая пригодится для будущих урожаев.

Последний, «дожиночный» сноп наряжали в сарафан или обвивали яркими платками и несли на пир честной, ко-торый устраивали вскладчину. Его называли именинником и сохраняли до Нового года, приписывая ему магическую силу. Соломой из этого снопа лечили заболевших живот-ных, а зерно подсыпали в решето, начиная новый сев.

Уставшие жницы ложились в поле на последнюю сжатую полосу и просили землю вернуть им потраченные силы:

Нива, нива,

Дай мою силу на другую ниву.

Я тебя жала, силу потеряла!

Домой жницы возвращались, надев на головы венки, сплетенные из колосьев. Особой удачей считалось найти «жнивную матку» — колос с очень крупными зернами, и «спорыш» — двойной колос.

Окончание полевых работ отмечали пиршеством с обя-зательным выпеканием караваев из муки нового урожая. Женщин-тружениц воспевали в песнях.

В поле жито я дожала,

Пять стогов наметала,

А шестой ячменю —

На утеху свою.

Я всю нивку прошла,

Под межой венок нашла.

Покатился венок с поля,

Прикатился до покоя.

Кто веночек выкупит —

Бочку меда выкатит.

Ваня венок выкупил,

Бочку меда выкатил —

Чтобы жнеек угощать,

Угощать, величать,

В хороводе примечать!

Дожали, дожали,

Спожинки дожали.

Зерно гребли,

Каравай пекли.

Гостей угощали,

Нивку поминали.

Житушко, расти-расти!

Времечко, лети-лети!

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба!

Этот день — последний срок отлета ласточек. Начина-ются холодные утренники. С Успенья начинается и «мо-лодое бабье лето», продолжающееся до 11 сентября:

Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается. Если молодое бабье лето ведренное — жди ненастья в старое.

На Успенье вода тиха — осень и зима тихи.

В разгаре сезон домашних заготовок:

Хороши огурцы, на Успенье засоленные!

29 августа

Третий Спас, или Спас на полотне , праздник в честь Нерукотворного образа Спасителя. Он называется также хлебным, ореховым, холщовым: пекутся пироги из но-вого хлеба, поспели орехи, открываются ярмарки. Покупают льняные изделия — долгие будут в носке.

Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зеленых горах холсты продают.

Три августовских Спаса — дни подведения итогов крестьянского труда. По прошествии их погода, как пра-вило, меняется. После третьего Спаса улетают последние ласточки и стрижи.

Если журавль отлетает к третьему Спасу, то на По-кров будет мороз.

30 августа

День Мирона . Начало листопада. Первой начинает ронять лист береза, за ней липа, вяз, черемуха.

Если утром туман и роса — погода будет хорошая.

Нужно сытно кормить домашних животных, чтобы на протяжении года были здоровы.

31 августа

Фрол и Лавр , лошадники. Конский празд-ник. Лошадям давали отдохнуть от работы. Их выводили на луг, чистили, с ладони закармливали овсом, гривы и холки убирали лентами. Хозяйки пекли особое печенье с изображением конского копыта и отдавали его священ-никам. Для табунщиков устраивали мирское угощение, пекли им пироги, потчевали медовухой.

Если умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра.

Начинаются осенние утренники, заморозки и сентябрь-ские туманы, очень вредные для здоровья. Из дома стара-ются не выходить, особенно в безветренные дни. Фролов день считался концом основных полевых работ. К этому дню старались управиться с озимым севом, и этот день назывался досевками.

Коли до Фрола не отсеешься, Фролы и родятся (цве-точки).

Смотрели у полыни корни: если корни толсты — сле-дующий год будет урожайным.

Команда сайта сайт подготовила для вас приметы на каждый день.

Жаркая пора уже позади, и близится конец лета. Август — самый разгар жатвы, начинается сбор урожая овощей и фруктов. В народе ему даны названия «серпень» и «жнивень». Именно на август приходятся самые любимые церковные праздники — Спасы. Всего их три: медовый (14 августа), яблочный (19 августа) и ореховый (29 августа).

Пословицы и поговорки, связанные в августом:

  • В августе серпы греют, вода холодит;
  • С Ильина дня ночь длинна и вода холодна;
  • Ласточки весну начинают, а осень накликают;
  • Появились опенки - лето закончилось.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ АВГУСТА

День Макриды. В народе говорили, что Макрида снаряжает осень. Хороший день предвещает сухой сезон, а пасмурный — мокрый. 1 августа важно и для будущего года: считалось, что если пойдет дождь, то рожь на следующий год будет отличной, а урожай — богатым.

Приметы:

Если полетел пух с осины — иди за подосиновиками.
Смотри осень по Макридам.
Макрида мокра — и осень мокра, суха — и осень тоже.
Вёдро на Макриду — осень суха.
Коли на Макриду мокро, то страда ненастная.
Если в тот день дождь, то будет хороший урожай орехов.
Прошли бы Мокрины, будешь с хлебом.
Если на Макриды дождь — сев озимых будет хорош.
Если при восходе солнце медленно выплывает из-за облаков — будет хороший день.
Если при ясной погоде ветер дует с восточной стороны несколько дней, а к вечеру усиливается — приближается ненастье.
Луна бледная, затуманенная — к дождю.
Лягушка не выходит из воды — к сухой погоде.
Муравьи спешно среди дня заделывают входы в муравейник — будет дождь.
Пауки делают гнезда — к холоду.
Паутина расстилается по растениям — к теплу и ясной осени.

Ильин день. В это время традиционно устраивали крестные ходы с молебнами о дожде или хорошей погоде. Принято было не работать в полях, так как это считалось опасным из-за грозы. В народе верили, что с этого дня больше не кусают комары.

Приметы:

До Ильина дни сено сметать, пуд меду в него накласть.
Во что Илья, в то и Воздвиженье (27 сентября).
Пророк Илья лето кончает, жито зажинает.
На Илью до обеда лето, после обеда осень.
Ели в Ильин день сухо, то шесть недель будет сухо, если в этот день дождь, идти ему шесть недель.
До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит.
До Ильи тучи по ветру, после Ильи против ветру.
Придет Илья — принесет гнилья (дождей).
На Ильин день и камень прозябнет (утренники).
Илья словом дождь держит и низводит.
Илья грозы держит.
Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивай до Флора и Лавра; а коли рожь поспевает позже, то и сей позже, до Семена дня.
Первый Спас час припас, Петр и Павел два прибавил, а Илья-пророк три приволок.

В этот день принято наводить порядок и ремонтировать закрома, ведь именно туда будут засыпать зерно нового урожая. Можно собирать упавшие яблоки, но есть их не свежими, а переработанными (варить компот или вино).

Приметы:

Илья Пророк — с громами, Онуфрий — с земными поклонами.
Илья Пророк ходит по полю, считает суслоны (оставленные на жниве для просушки снопы) частные, преподобный Онуфрий нивушку подымает, плуг направляет.
Гром беспрерывен — будет град.
Хорошая погода сохранится, если в низких местах вечером и ночью образуется поземный туман, рассеивающийся после восхода солнца.

Народная мудрость гласит: «Росою да через серебро умыться — бела будешь», поэтому девушки вставали рано утром и выходили на луга. В этот день не было принято работать, так как говорили, что гроза убьет, и молились покровительнице с просьбой уберечь от молнии.

Приметы:

Коли гроза — сена будет за глаза.
Гром гремит беспрерывно — будет град.
Марья — росная оконница.

Трофимов день. Если стояла хорошая погода, то люди почти круглые сутки проводили в огороде и на поле. В народе говорили: «Долго спать — добра не видать».

Приметы:

Велик сапог — на ноге, мал — под лавкой (об урожае).
Думал косить — дождь не велит; собрался домой — да Трофим не велит.
Трофим-бессонник запасом хлеба владеет.
Калинники-малинники — с Трофима по Силантьев день.
Появление вечером тумана, который стелется по земле, предвещает хорошую погоду.
Звезды ярко мерцают на рассвете — через пару дней начнутся дожди.
Сова кричит — на холод.
Утренняя заря скоро потухает — будет сильный ветер.

День Борис и Глеб летние. Такое название было дано в связи с тем, что грозы, а как следствие пожары, могли уничтожить весь урожай. 6 августа люди не работали — боялись немилости святых угодников.

Приметы:

На Глеба и Бориса за хлеб не берися (не жни).
Борис и Глеб урожай творят, стогами хлебными правят.
Если на Бориса и Глеба зерно еще вощаное, клейкое, недозрелое, надо повременить с жатвой до Силина дня.
Пошел утром дождь — днем хорошая погода.
Ночная роса не высыхает — к грозе.
Мухи просыпаются рано и начинают гудеть — перед сухой погодой, тихо сидят- перед дождем.

Анна-холодница. С этого дня начинаются холодные утренние морозцы, а садоводы-огородники начинают копать раннюю картошку. В народе говорили, что «какова погода на Анну до обеда, такова зима до декабря; какова погода после обеда, такова погода после декабря», поэтому этот день считался указателем для зимы.

Приметы:

Светлая и теплая погода предвещает холодную зиму, если же идет дождь — зима снежная и теплая.
Если ночь на следующий день будет свежая и холодная, то предстоящая зима наступит рано и ожидается морозной.
Много желудей на дубе — к теплой зиме.
Если на Анну дождь идет — зима снежная будет.
Если на Анну иней выпадет — к холодной зиме.

День Ермолая. 8 августа все старались поскорее убрать сжатый хлеб. С этого дня начинали сбор ранних яблок. Есть их еще нельзя, но использовать для домашних наливок, варенья и прочих заготовок — пожалуйста.

Приметы:

Ермолай — хлеба прибирай.
Жатве конца-края нет, на четыре стороны Божий свет.
Утром — холодная роса, а днем гремят небеса.

Качанов день и день Пантелеимона-целителя. 9 августа принято обращаться к покровителю всех врачевателей с просьбой об излечении от различных болезней. Также считается, что в этот день поздняя капуста завивается в кочаны, поэтому все пекли с ней пирожки и угощали всех вокруг.

День Прохора. В этот день на Руси чествовали мастеров кузнечного дела, которые правили лемехи плугов перед распашкой земли под озимые, ладили сохи. Считается, что после 10 августа начинает вянуть картофельная ботва. Также этот день считался неудачным для торговли и обмена чем-либо.

Приметы:

На Прохора солнце печет, сено весело сушит.

Калинин день. 11 августа часто случались первые морозы, которые могли навредить еще не убранному хлебу. В народе говорили, что с этого дня перелетные птицы начинают собираться в стаи и готовиться к отлету.

Приметы:

На Каллиника туман — урожай на ячмень и овес.
Если спелый овес во второй раз зазеленеет — осень будет ненастной.
Если закалинит (похолодает), так и в начале сентября утренники будут холодными.
Если на Калинов день не будет заморозков, так и Лука (5 сентября) не заморозит.
Калина не заклинит, так и Лупа не залупит.
Коли на Каллиника туманы, припасай косы про овес с ячменем.
Вечерами и ночами зарницами калинник грозит, осенние грозы насылает.
Каллиник мороками — неблагополучное время для пчел; в мороке пчеле ходу нет.
Серафима на поле собирает зарницы, а жницы — рожь да пшеницу.
Если ягод и орехов много, а грибов мало — зима будет снежной и суровой.

Силин день. 12 августа замечательно подходит для сева озимых хлебов. В этот день погода чаще всего стоит пасмурная и прохладная. В народе считалось, что рожь и остальные культуры, посеянные в этот день, уродятся особенно хорошо.

Приметы:

Кто посеет рожь на Силу — родится сильно.
Ранняя пахота нивы и засевки на Силу — к обильной озими.
Если ягод рябины много — осень будет дождливая, а зима — суровая.
Если ягоды рябины красные - следующее лето будет дождливым.
Ветер порывами — к тихой погоде.
Частые грозы в августе — к долгой осени.

День Евдокима. 13 августа в народе кланялись бороне — благодарили ее за помощь, приводили в порядок и очищали от земли. Крестьяне начинали собирать первую репу, настоящую кормилицу.

Приметы:

На Евдокима засевай ржаное поле.
Улита-борона вырвет все корни сполна.
Коли не заговоришь борону — не угодишь коню.
Если туман быстро рассеивается в лучах восходящего солнца — хорошая погода установится надолго.
Если паутина полетела — солнечная погода продержится еще долго.
Коль пошел парной (густой, белый) туман над лесом — иди за грибами.

День Маковея и Медовый Спас. По обычаю, 14 августа освящали воду в реках и озерах. После этого люди могли искупаться, но только один, последний, раз. В храм традиционно приносили новый мед, свежие овощи и семяна.

Приметы:

Дождь на Маковей — пожаров не будет.
Ласточки отлетают в три Спаса (14,19 и 29 августа).
Отцветают розы, падают холодные росы.

Степанов день.15 августа принято обращаться к Святому Стефану с просьбой защитить лошадей. В некоторых областях заканчивался сенокос, поэтому устраивались деревенские праздники.В этот день полагалось провести и такой обряд: все члены семьи плели венок из двенадцати трав, который назывался «солнцем с маревами». Его с почетом приносили домой и вешали в красном углу под иконами. Он должен был защищать семью от осенних и зимних лихорадок.

Приметы:

Если в Степанов день дождь — будет мало пожаров, а картошка хорошо уродится.
Если в Степанов день дует холодный северо-восточный ветер — худой налив хлеба будет.
Если на Степана сухо — шесть недель будет сухо, а если дождь — будет он шесть недель.
Каков Степанов день, таков и сентябрь.
Сеновал — холодные росы.
Хорошее сено в сараях-сеновалах, а не под дождем.
Если месяц народился, дождями омылся — потом дождя не будет, а как месяц рогами снова станет да дождями омоется — тогда грибы пойдут.
Если пауки сокращают размер сеток-ловушек — быть ветреной погоде.

Исаков день. 16 августа люди ожидали появления вихрей. Их можно было расспросить о том, какая в этом году будет зима. Кроме того, в народе этот день называли малинником, потому что в садах и лесах было очень много этой вкусной и полезной ягоды.

Приметы:

Каков вихровей, таков и октябрь.
Если ветер с вихрями — ожидай снежную зиму.
Завихрит со всех сторон — будет злющая зима с толстым снегом на дома.
Каков Исаакий, таков и Никола зимний (19 декабря).
Сильный холодный ветер — к морозной зиме; южный, теплый — к мягкой и снежной.
На Исакия вихри — крутая зима.
Если домашняя птица рано начала менять перья — холода наступят рано.
Если высокие (перистые) облака вытягиваются узкой и длинной полосой — скоро будет сильный ветер.

Авдотьин день. 17 августа собирают последние огурцы, чеснок и лук. С Авдотьи-сеногнойки начинают идти дожди, которые наносят непоправимый урон для сена. Люди торопились убрать его с лугов именно до этого дня.

Приметы:

Семь отроков семь дождей несут.
Если на Авдотью гроза — сена будет за глаза.
Если на Авдотью сильные росы — льны будут серы и косы.
Какова Авдотья — таков и ноябрь.

День Евстигнея-житника. 18 августа люди заклинали жнивы, чтобы нечистая сила не могла на них поселиться и навредить скоту. Также в этот день необходимо было замесить первый ячменный хлеб из свежего урожая, а в горницах и хлевах развешивали лук, чтобы очистить воздух.

Приметы:

Каков Евстигней, таков и декабрь.

Яблочный Спас. 19 августа принято собирать первые яблоки, которые ели с медом, сахаром и большим удовольствием. До Второго Спаса нельзя было есть какие-либо плоды, такой поступок приравнивался к греху. Люди обязательно ходили освящать яблоки в церковь. Бедным фрукты давали просто так, а больным отправлялись на дом.

Приметы:

Каков Второй Спас, таков январь.
Второй Спас — бери рукавицы про запас.
Каков день на Второго Спаса — таков и Покров (14 октября).
Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую.
Второй Спас всему час (плоды зреют), шубу припас.
Спасовка — лакомка, а петровка — голодовка.
На Второй Спас и нищий яблочко съест.
Со Второго Спаса засевай озими.

День Пимены-Марины. 20 августа люди наблюдали за поведением аистом. Если птицы готовятся к отлету, то зима будет холодной.

Приметы:

Если аисты готовятся к отлету — осень будет холодной.
Пимены-Марины — не ищи в лесу малины: девки лес обойдут, дочиста обберут.
Спустя лето по малину не ходят.
Если пауки покидают паутину и прячутся в ближайшие укрытия — жди ухудшения погоды.
Если вода в реке пенится — будет дождь.
Красная заря при восходе солнца — к дождю.
Облака в августе редкие — к ясной, прохладной погоде, расположены полосами — к дождю.
Петухи поют дружно до солнечного захода и до первых звезд — на другой день будет хорошая погода.

Миронов день. В народе считалось, что 21 августа дует сильный ветер. Люди представляли его в виде духа, который сидит на цепи у края неба. К ветру часто обращались с заговорами, особенно любовными.

Приметы:

Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету.
Каковы Мироны, таков и январь.
Ранний иней на Мирона — к урожаю будущего года.
Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красному лету стонут.

На Михея дуют ветры-тиховеи — к ведренной осени, на Михея буря — к ненастному сентябрю.
Сильная жара или сильные дожди — на всю осень.
Смотрят в полдень на воду в реках и озерах: если тиха — осень будет тихая, а зима — без вьюг и злых метелей.
Обилие ягод предвещает холодную зиму.
Рябина грозна (много ярко-красных ягод) — зима морозна.

Антонов день. В народе считали, что 22 августа у коров молоко сосет звей, поэтому нельзя их выгонять на пастбище. С этого дня купцы и зажиточные крестьяне начинали готовиться к осенним ярмаркам.

Приметы:

Матвей ненастный — труд в поле напрасный.
Южный ветер с вихрями — к снежной зиме.
Звенят спелые овсы — орехи поспели.
Крутые вихри — к крутой зиме.
Летний дождь с осенним начинают спорить.
С Иванова дня ставят в кринках молоко под три росы — больше молока коровы дадут.

День Лаврентия. В это время стынут воды. Принято было молится Лаврентию, чтобы прозреть и избавиться от бесов. Если водоемы в этот день не волнуются ветром, то осень будет тихая, а зимой не будет метелей.

Приметы:

Если на Лаврентия сильная жара или сильные дожди, так будет всю осень.
Зоречник в воду глядит, алые зори по ней распускает.
Зорьки — Богу свечки.
Что июль с августом не сварят, того не зажарит и сентябрь.
Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик.

День Святого Василия. На это время в народе приходится поверье, что на болотах скачет белый конь, который ищет своего хозяина, и загораются блуждающие огни. Верующие считали, что это ходят души покойников и утопленников. Кроме того, в этот день стригли овец, так как до больших холодов они успеют обрасти новой шерстью. Ни в коем случае нельзя употреблять алкоголь. Люди верили, что души покойников наказывают пьяниц.

Приметы:

Святой Федор коз пасет, святой Василий овцам шерсть дает.
Дым без ветра бьет к земле — к дождю.
Орехов много, а грибов мало — зима будет снежная и морозная.

День Памфила и Капитона. 25 августа начинали уборку на поветях (помещение под навесом для хозяйственного инвентаря). В народе говорили: «Фотя Поветенный хозяину покоя не дает — на поветь зовет».

Максимов день. В это время крестьяне убирались в сараях и погребах, готовились к хранению нового урожая.

Приметы:

Лето зима строит: зимнее тепло — летний холод, зимой вьюги — летом ненастье, зима снежная — лето дождливое, зима морозная — лето жаркое.
Ветры дуют тихо — к вёдру, а бурей проносятся — быть дождливому сентябрю.

Михеев день. Завершение Успенского поста. В народе считалось, что в этот день начинается листопад. Кроме того, 27 августа чествовали каменщиков. Представителей этой профессии на Руси побаивались, ведь могли они сотворить с домом злую шутку, если хозяева им чем-то досадили.

Приметы:

Если журавли полетят — к середине октября будет мороз, а если нет — то зима позже придет.
Тихий ветер в сад — сухая осень в лес.
Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается.
Поле вспахать — лишнюю копну нажать.
Михей с бурей — к ненастному сентябрю. Если на Михея ветер тихий — к вёдренной осени, а если буря проносится — к ненастью осенью.

Успение — важный праздник конца лета и начала осени. В этот день принято оканчивать жатву и убирать последний урожай. В Успение устраивал мирской пир и пекли различные пироги из муки нового урожая.

Приметы:

С Успенья солнце засыпает.
До Успенья пахать — копну лишнюю нажать.
Молодое бабье лето с Успенья по Семен день.
Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
Озимь сей за три дня до Успения и три дня после Успения.
До Петрова дня надо успеть вспахать, до Ильина — заборонить, до Спаса — посеять.
Успение провожай, осень встречай.
Если молодое бабье лето вёдренное — жди ненастья на старое.
Если на Успенье или в эти дни появится радуга — к затяжной и теплой осени.
Много паутины в бабье лето — к ясной и холодной зиме.
На Успенье огурцы солить, на Сергия (8 октября) капусту рубить.
Ко дню Успения поспевает все слетье (урожай, особенно зерновых);
Сей озимь за три дня до Успения и за три после Успения.

Хлебный Спас. В этот день пекли первый каравай из муки нового урожая. Сразу же после праздника начинали сеять озимый хлеб. Принято было святить новые колодца, чистить к осени целебные источники и пить подземную водицу.

Приметы:

Третий Спас — всем праздникам праздник (урожай уже собран и можно накрыть богатый стол).
Петровка — голодовка (Петров пост такой же строгий, как и Великий), а Спасовка — лакомка (поспевает урожай).
Третий Спас хлеба припас.
Хорош Третий Спас — зимой будет квас.
Хорошо, если Спас на полотне, а хлебушко — на гумне.
Если на Третий Спас вода спокойна, то осень будет тихая, а зима пройдет без метелей.
Если журавли улетают к Третьему Спасу — под Покров (14 октября) будут морозы; если нет — то зима будет поздняя.
Ласточки отлетают в три Спаса.

День Мирона-ветрогона. Было принято считать, что 30 августа — начало листопада. В этот день люди в складчину оказывали помощь вдовам и семьям, где не было кормильца. В некоторых областях в этот день устраивали мушиные похороны — празднично одетые девушки должны были выносить из дома мух, тараканов и других насекомых в гробиках, сделанных из овощей.

Приметы:

На Мирона не отсеешься — на следующий год соберешь одни цветочки.
Если на Мирона утром туман и роса — погода будет стоять хорошая.
Начало листопада: первой начинает ронять лист береза, за ней липа, вяз и черемуха.
Если покрывающие все небо облака постепенно уплотняются и темнеют — скоро наступит продолжительная плохая погода.
Золотистый цвет зари и фиолетовая окраска горизонта — к хорошей погоде.
Ранний иней в конце августа — к богатому урожаю в следующем году.
Тихон дует тихо — Мирон отдыхает

День Фрола и Лавра. В это время не принято было работать на лошадях. С утра их чистили, мыли и заплетали в гривах косы.

Приметы:

Сей озимь от Преображения до Фрола.
С Фролова дня засиживают (т. е. работают при огне) ретивые, а с Семена (1 сентября ст. стиля) — ленивые.
На Фрола и Лавра на лошадях нельзя работать, а то падеж будет.
С Флора и Лавра осенние утренники.
Коли до Фрола не отсеешься, фролы и родятся (цветочки).
Смотрели у полыни корни: если корни толсты — год будет урожайным.
Умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра.
Багрово-красная звезда — к дождю и ветру.
Если воздух прозрачен — погода будет меняться к худшему.
Флор да Лавр — кончай рожь сеять.

Август замыкает лето, но на лето он уже мало похож. Ночи становятся прохладными, а дни не такие жаркие. В народе про августовскую природу говорят: «Ночь длинна, вода холодна». Главным занятием людей в августе уже не одно столетие является сбор урожая. Недаром август прозвали густарем, густоедом, щедрым хлебосолом. И сегодня фермеры заботятся о своевременной уборке зерновых.

В этой теме:


Огородники радуются урожаю томатов, а садоводы наслаждаются видом наливных яблок. Всем, кто связан с сельскохозяйственным трудом, помогут приметы августа, которые ненавязчиво дают наставления, связанные со сбором урожая и подготовкой земли к следующему сезону. Многие народные приметы по августу позволяют узнать погоду осенью и даже зимой.

Традиции августа

Август — пора уборки

У последнего месяца лета было много работы для земледельца. Начинали жатву зерновых, копали раннюю картошку, собирали лекарственные травы, ягоды, грибы, проводили второй сенокос, сеяли озимые. Каждый шаг кормил весь год.

Промедление могло привести к голоду зимой. Поэтому и старались всей семьей, привлекая к хозяйственным делам всех членов семьи. Каждый православный праздник вносил свои коррективы в жизнь.

Приметы о погоде и природе

Зная народные приметы августа о погоде и природе, можно заранее подготовиться к сюрпризам, которые готовят осень и зима. Большой популярностью пользуются следующие приметы, дающие предсказания погоды:

Приметы о животных и птицах

Многие приметы погоды на текущий август основывались на поведении животных, птиц и даже насекомых.

  • Журавли стараются покинуть родные места – к быстрому наступлению зимних морозов.
  • Перед дождем певчие птицы замолкают.
  • Пчелы начинают активно жужжать в улье – перед хорошим, ясным днем.
  • Комары группируются и летают кучами, кузнечики громко стрекочут в погожие дни.
  • Если дождливо, пасмурно, а совы начали кричать, значит, установится сухая погода.
  • Если под дождем куры ведут себя спокойно и не пытаются спрятаться, а пауки спокойно продолжают плести паутины, значит, осадки скоро прекратятся, и установится несколько дней ясной погоды.
  • Лягушки выскакивают из воды перед дождем.

В прошлом сем бла известно: голуби прячутся под укрытием, кукушка летает низко, чайки проводят все время за купанием – тоже к дождю.

Приметы по дням

Знания, собранные народом, распределены по дням календаря. Каждому дню соответствует какой-либо церковный праздник, установленный православной церковью или пришедший из более древних, языческих времен. Такое сочетание сделало земледельческий календарь частью православного, который упоминает всех Святых и дни их почитания. Народ всегда чтил традиции почитания Святых, умело совмещая в своем сознании молитвы к Святым о помощи и задабривание Домового, Леших, Овинника.

Ниже перечисляются основные традиции каждого дня августа и народные приметы, которые соблюдались в этот день.

  1. Макриды. Макринин день. Он знаменовал окончание летних работ и начало осенних. По погоде на Макриды судили о погоде на все дни августа. Дождливая погода пугала ненастным августом. Зато обещала урожай ржи на будущий год.
  2. Илья Пророк. Множество примет связано с днем Ильи. Перестают купаться в водоемах, наблюдают за погодой, начинают жатву. Илья устанавливает погоду на полтора месяца.
  3. День Онисима. Сеяли озимые, проводили обряд «запускания кошек в избы», цель которого избавиться от грызунов. Обильные росы в это время были плохим знаком, не обещавшим хорошего урожая льна.
  4. Мария Магдалина, Ягодница. Цветоводы традиционно на Марию убирают луковицы цветов из почвы. Шли в лес по ягоду – красную и черную смородину, чернику. Приметы августа про 4 число считали, что утренний туман обеспечивал господство безветренной погоды до вечера.
  5. Феофил, Трофим, День 13 мучеников, Калинники-малинники. У этого периода много названий. Если утреннее солнце в короткое время прекращало свое сияние, в течение суток стояла ветреная погода.
  6. Борис и Глеб. Грозовые дожди обычно шали работать в поле в этот период месяца. Грозы сопровождались молниями, поэтому крестьяне пытались не выходить в поле и отложить уборку хлеба. Продолжали собрать смородину, черемуху. Из ягоды варили варенье, делали сок. Шла активная заготовка березовых веников для бани.
  7. Анна Холодница. Утро холодное на Зимоуказательницу – к морозной зиме. Состояние погоды до обеда указывало на особенности погоды до Нового года. Послеобеденное время предвещало морозы или спокойную зиму на период, когда пройдет праздник Новый год.
  8. День Ермолая. Начинался сбор яблок, но их только срывали и складывали, употреблять в пищу их было нельзя. Ведь Яблочный Спас еще не наступил. Из раннего картофеля нового урожая жарили оладьи, добавляли его в винегрет, окрошку, которая была незаменимым блюдом в страдную пору. Народные традиции советовали начинать сбор лекарственных трав, которые в этот период месяца накапливали много полезных веществ.
  9. Пантелеймон Целитель. Это зажнивный праздник. Занимались уборкой овса, сбором трав, собранные колосья освящали в церквях. Освященные колоски хранили в доме.
  10. Смоленская. Пармен и Прохор. 10 августа многие приметы и пословицы основывались на прославлении кузнецов. От мастерства которых зависела результативность труда земледельца. День в целом считался негативным, поэтому старались не уезжать из дома, не устраивать ярмарок. Люди потихоньку работали на огородах, собирали груши в садах.
  11. Калинник. Начинали сбор калины, сушили ее, готовили разные блюда. Нередко утром начинались первые заморозки. Чтобы мороз не уничтожил посевы, люди просили послать им вместо мороза мороки – туманы. Считалось, что если туман появится вечером, значит. В это время начали расти грибы в лесах.
  12. Сила и Силуян, Иоанн — воин. От Силы надеялись получить силы для работы поле. Чем больше работаешь в это время, тем сильнее станешь. Поэтому каждый старался изо всех сил. Сеяли озимую рожь. Пасмурная погода на Силу никак не была связана с дождями. От боли в ногах суеверия советовали избавляться прикладыванием к больным местам трех лопухов, сорванных с трех кустов.
  13. Евдоким. Подготовка к Успенскому посту. Если ночь накануне Евдокима была безветренной, будет стоять хорошая погода. А вот днем услышать частый стук дятла – к ненастью.
  14. Маковей. Медовый Спас. Начинают срезать соты. Мед освещали в церкви. Из свежего сбора готовят угощение и накрывают праздничный стол. угощали всех, включая нищих. Начинался Успенский пост, но людям голодать не приходилось, ведь овощей, хлеба и грибов было в изобилии. В церкви поминали мучеников Маковеев. На Маковея крестным ходом шли на реки и освящали воду. А потом купались сами и купали скот, защищаясь от болезней и сглаза на год. 14 августа все приметы советовали по погоде дня определить погоду 28 декабря. Ласточки начинают улетать в теплые края.
  15. Степан Сеновал. В середине месяца начинали косить на второй раз отросшую после первого сенокоса траву. Первое, что делали в предсказании зимней погоды – смотрели на 15 – 19 августа. Погода в эти дни схожа с погодой в середине января.
  16. Антон Вихровей, Исаакий. Первое, что предвещал день – буйные ветры и вихревыми потоками. Если такое происходило, пугались зимы со стужей и метелями. Также определяли погоду 19 октября, которая совпадала с этим днем. По ветру узнавали зимнюю погоду. Каждый ветер имел свое значение. Северный ветер обещал лютую зиму, южный – мягкую.
  17. Авдотья Огуречница, Малинница. Хозяйки собирали последние огурцы в году. А девки отправлялись в лес за малиной. Если ее удастся много собрать, на следующий год получится порадоваться урожаю хлеба. Начавшиеся дожди могут погубить сено.
  18. Евстигней Житник. Практиковался обряд закликания жнив. Люди в поле обращали к земле просьбы о помощи. Петь в поле запрещалось, чтобы не отвлекать землю. Дома ели хлеб с солью, из напитков можно было употреблять квас, отдавая дань уважения ниве. Первое замешивание теста из свежей муки было ритуальным. Выпеченный из нее хлеб хранили до весны как оберег.
  19. Яблочный Спас. Время сбора яблок, их освящения. приметы на Спас 19 августа до этого времени не разрешали есть плоды, а на Второй Спас разговлялись освященными яблочками и встречали осень.
  20. Марина. Малина полностью заканчивалась. По аистам судили, какой будет осень. Их отлет знаменовал холодные осенние дни.
  21. Мирон Ветрогон. Холода активно проявляли себя. По погоде на Мирона судили о январе.
  22. Матфей. Дождь уже не похож на летний, больше напоминает осенний. Коров не выпускали из дома, чтобы змеи не высосали из них кровь.
  23. Лаврентий Зоречник. В полдень наблюдали за водой. Если она спокойна, то осень простоит ровно, спокойно, да и зима порадует мягкостью.
  24. Евпатий Коловрат, Федор и Василий. Болота в эту пору считались местом разгула нечисти, поэтому туда не ходили. Пить алкоголь было запрещено, ведь пьяный человек – первое желание для нечисти, потому что пьяных очень просто одолеть.
  25. День Святого огня. Фотя Поветенный. Нужно навести порядок на поветях. Ведь приближалась пора смены упряжи, уборки орудий труда на хранение до весны. Поэтому первое. Что нужно сделать – убрать мусор, все отсортировать, разложить по местам.
  26. Тихон Страстной. Организовывали уборку в сараях, погребах, сенях. Чтобы изгнать нечисть, использовали заговоры. Со «Страстной» иконой обходили дом, а Святому Тихону молились об избавлении от несчастий.
  27. Михей Тиховей. Почитались каменщики и другие строители, которые участвовали в возведении церквей и храмов. В конце месяца по ветрам определяли погоду осени. Разгул ветров обещал ветреную осень.
  28. Успение. Провожали лето, праздновали сбор урожая. День еще называли Дожинками. В избу заносили венок, сплетенный из последних колосьев. Заканчивался Успенский Пост.
  29. Ореховый (Хлебный) Спас. Поспевали орехи, их собирали и освящали в церкви вместе с колосьями. Из свежего урожая делали пироги. С этого дня начинали продавать холсты и зерно, чистить колодцы.
  30. Мирон. Начало листопада. Приметы на Мирона 30 августа говорили, что к этой поре следует заканчить сев озимых. Есть и другое название – «Вдовьи помочи». Каждый старался по возможности помочь вдовам, одарить их детей. Чтобы понять будущую погоду, смотрели в печную трубу. Если в ней сажа отваливается кусками. Значит, впереди ненастье.
  31. Фрол и Лавр. Лошадиный праздник. Поскольку Святые Угодники Фрол и Лавр могут изображаться на иконах только вместе с лошадьми. В этот день этим животным уделяли особое внимание. Их никуда не впрягали. Лошадки должны были отдыхать. Их усиленно кормили, давали что-нибудь вкусненькое. Тщательно чистили, купали. По поверьям, это защитит коней от болезней. В таком отношении были и логические причины: закончился сельскохозяйственный сезон, теперь лошадки могли отдохнуть.